Контрольная работа по "Антикризисной экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 17:52, контрольная работа

Описание работы

1. Понятие кризис. Причины возникновения. Типология кризисов. Признаки кризиса.
16. Сравните между собой процедуры банкротства: «мировое соглашение» и «конкурсное производство».
22. Предварительно охарактеризовав сущность системы антикризисного управления персоналом, разработать модель менеджера антикризисного управления.
35. Предприятие последовательно проходит различные стадии своего жизненного цикла. Какие аналитические задачи приобретают преимущественную остроту на различных этапах жизни предприятия? Какие организационные перестройки с этих позиций может потерпеть ваше предприятие, в том числе и в условиях кризиса?

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

 

  1. Понятие кризис.  Причины возникновения. Типология кризисов. Признаки кризиса.

Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической  системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Кризис может  пониматься и как этап в развитии социально-экономической системы, необходимый для устранения напряжений и неравновесий в ней.

Кризис – это ситуация, при  которой механизмы, связанные с  существующей системой регуляции, оказываются не в состоянии изменить неблагоприятные конъюнктурные процессы, когда обостряются противоречия, развивающихся в недрах важных институциональных форм, определяющих режим накопления материальных благ. В ходе кризиса оказываются нежизнеспособными самые важные закономерности, на которых базируются организация производства, перспективы прибыльного использования капитала, распределение стоимости и структура общественного спроса.

Кризисы можно определить по факторам их проявления – наиболее значимым показателям, параметрам функционирования системы, свидетельствующим о наличии разбалансированности, острых противоречиях в ней. Этот вопрос будет рассмотрен в главе «Типология кризисов». Более пристальное внимание будет уделено экономическому, политическому и организационному кризисам.

В отличие от фактора симптом  кризиса – это первоначальный признак надвигающейся проблемы, показатель наиболее уязвимых сторон в функционировании системы.

Причины кризиса можно условно  разделить на:

    • внутренние;
    • внешние.

Первые связаны с рискованной  стратегией маркетинга, несовершенством управления, недостатками в организации производства, внутренними конфликтами, инвестиционной и инновационной политикой, вторые – с направленностью и стратегией макроэкономического развития, политической ситуацией в стране, конкуренцией.

Кроме того, причины кризиса можно представить как субъективные, которые отражают волюнтаризм и просчеты в управлении, недостатки в организации производства, несовершенство инновационной и инвестиционной политики; объективные, связанные с циклическим развитием системы, потребностями модернизации, реструктуризации, воздействием внешних факторов, а также естественные, в частности, климатические.

Типология кризисов включает в себя отдельные группы экономических, социальных, организационных, психологических, демографических, экологических, кризисов, распределяемых по структуре отношений в социально-экономической системе, по проблематике ее развития.

1.Экономические кризисы отражают  острые противоречия в экономике  страны или экономическом состоянии  отдельной организации. Это кризисы перепроизводства, падения продаж, противоречий во взаимоотношениях экономических агентов рынка, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ и разорения предприятий.

Основными факторами экономического кризиса являются сокращение общего объема промышленного производства, производственных мощностей, рост уровня инфляции, гиперинфляция, снижение ВВП, внешнеторгового оборота, падение курсов ценных бумаг, развал в сельском хозяйстве, снижение инновационной активности предприятий, рост числа банкротств компаний.

2. Политические кризисы характеризуются  острыми противоречиями в политическом  устройстве общества, затрагивающими  интересы различных социальных групп, правящих элит, оппозиционных партий.

Факторами политических кризисов являются: резкое снижение легитимности власти, ее обесценивание в глазах граждан, отсутствие у власти способности управления происходящими в обществе процессами, смена правящей верхушки, отставка правительства, «министерская чехарда», резкое обострение социальных конфликтов, приобретающих ярко выраженный политический характер.

3. Социальные кризисы возникают  при обострении противоречий  и столкновении интересов различных  социальных групп и часто являются  продолжением экономических кризисов, потому что последние сопровождаются такими негативными социальными проявлениями, как падение уровня занятости, рост цен на потребительские товары, снижение уровня жизни граждан, сокращение государственных ассигнований на образование и здравоохранение.

Основными факторами социальных кризисов являются: значительное снижение качества жизни граждан, безработица, нищета, рост числа серьезных заболеваний, ухудшение криминогенной обстановки, утечка умов, коррумпированность общества, полное разрушение системы ценностей, в том числе и духовных. Разновидностью социального кризиса является демографический кризис, негативными проявлениями которого является превышение показателей смертности над показателями рождаемости, негативные миграционные процессы, вызывающие отток квалифицированных специалистов, нехватку производительных кадров в экономике, неблагоприятные изменения в половозрастной структуре населения.

4. Психологические кризисы. Самым  непосредственным образом с ними  связаны социальные и демографические  кризисы, которые наиболее ярко  проявляются в периоды больших перемен в обществе, в условиях нестабильности и падения уровня жизни людей.

Факторы психологического кризиса: это  появление неврозов, приобретающих массовый характер, рост неудовлетворенности граждан своим социальным положением, эмоциональная опустошенность у людей, усталость от перемен, обострение чувств неуверенности, страха, массовый рост числа сердечно-сосудистых и других заболеваний, вследствие усиливающейся стрессовой нагрузки, ухудшение социально-психологического климата в обществе (в коллективе предприятия). В бизнесе психологический кризис проявляется, как отсутствие у предпринимателей желания инвестировать в бизнес, производство, неверие в улучшение ситуации, стремление вывести капиталы из страны.

5. Организационные кризисы. В  организационном устройстве социально-экономической системы могут обостряться отношения, связанные со структурным построением, разделением и интеграцией деятельности, распределением функций, регламентацией деятельности подразделений, административных единиц, регионов, филиалов, дочерних фирм, представительств. Возникают организационные кризисы.

6. Экологические кризисы вызваны  природными, стихийными явлениями, такими как: землетрясения, ураганы, пожары, климатические изменения, наводнения, а также часто они являются результатами жизнедеятельности человека.

В экономическом цикле, частью которого является кризис, выделяются четыре фазы: собственно кризис, депрессия, оживление и подъем.

Характер и содержание типичных черт кризиса претерпевают определенные изменения по мере развития рыночной экономики. Во времена К. Маркса и вплоть до середины 20 века основными (классическими) признаками наступления кризиса были следующие:

1) перепроизводство товаров. Их  произведено значительно больше  по сравнению с платежеспособным  спросом. Масса товаров оказывается избыточной и не может быть реализована;

2) резкое падение цен. Оно  является следствием превышения  предложения товаров над их спросом. Во время кризиса 1929-1933 гг. цены в США упали почти на 54%, в Англии – почти на 58%.

3) резкое сокращение размеров производства. Упадок производства является важнейшей чертой фазы кризиса. Движущим мотивом производства является получение прибыли. Но во время кризиса, когда цены на товар падают, происходит значительное понижение нормы прибыли. Многие предприятия оказываются убыточными. В этих условиях предприниматели не заинтересованы в расширении производства, напротив, сокращают его. Сокращение производства – характернейшая черта кризиса;

4) массовое банкротство предприятий.  Во время кризиса товары не реализуются или же реализуются по низким ценам.

5) резкий рост безработицы и  падение заработной платы. Сокращение  производства ведет к тому, что  масса работников выталкивается  из производства. При этом заработная плата занятых работников падает.

6) паника на фондовой бирже, массовое падение курса акций (паника на бирже ценных бумаг является или предвестником кризиса, или сопровождает его);

7) кризис кредитной системы.  Промышленный кризис порождает  денежно-кредитный кризис. Выражением  его является резкое сокращение кредита, массовое изъятие вкладов, крах банков, резкое повышение норму процента, всеобщая погоня за деньгами, сокращение предложения ссудного капитала вследствие отлива вкладов из банков.

Обесценивание товаров, безработица, прямое уничтожение части основного капитала – все это означает огромное разрушение производительных сил общества. Путем банкротства массы предприятий и разрушения части производительных сил кризис насильственно приспособляет размеры производства к уровню платежеспособного спроса и восстанавливает на некоторое время нарушенные пропорции воспроизводства.

 

16.Сравните между собой процедуры банкротства: «мировое соглашение» и «конкурсное производство».

Легальное понятие банкротства  дается законодателем в ст.2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту – Закон). Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

 

Конкурсное производство

Мировое соглашение

1.Определение

процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному  банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях  прекращения производства по делу о  банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами

2.Срок

до одного года с возможностью продления еще на шесть месяцев, а иногда и более

На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве  должник и кредиторы вправе заключить  мировое соглашение.

3.Начало

Последствия открытия конкурс-ного производства могут быть следующие:

• сроки исполнения всех денежных обязательств должни-ка, а также отсроченных обяза-тельных платежей должника считаются наступившими;

• прекращается начисление неустоек, процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности  должника;

• отменяются конфиден-циальный характер и коммер-ческая тайна в отношении сведе-ний о финансовом состоянии должника;

• снимаются ранее  наложенные аресты на имущест-во должника и иные ограничения распоряжения им;

• все требования к  должни-ку могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства;

• иные последствия.

На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве  должник и кредиторы вправе заключить  мировое соглашение.

4.Орган управления

Конкурсный управляющий -  физическое лицо, зарегистри-рованное в качестве индивиду-ального предпринимателя, обла-дающее специальными знаниями и не являющееся заинтересован-ным лицом в отношении должни-ка и кредитора. В соответствии с пунктом 2 статьи 98 Закона о банкротстве с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного произ-водства он выполняет функции по управлению и распоряжению имуществом должника и к нему переходят права и обязанности руководителя должника.

Решение о заключении мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов прини-мается собранием кредиторов. Решение собрания кредиторов о заключении мирового согла-шения принимается большин-ством голосов от общего числа конкурсных кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголо-совали все кредиторы по обяза-тельствам, обеспеченным зало-гом имущества должника.

5.Специфика

Имущество, служившее  предме-том залога по обязательствам должника, не исключается из массы  его имущества, а кредитор с обеспеченным требованием не имеет возможности  обратить взыскание на предмет залога вне очереди. Вместе с тем кредитор по обязательству, обеспеченному залогом, находится в третьей, льготной очереди, опережая не только большинство остальных кредиторов по гражданско-право-вым обязательствам, но и требо-вания государства по уплате налогов и иных обязательных платежей. Более того, в отличие от всех других правовых систем, по российскому закону кредитор, требования которого обеспечены залогом, получает удовлетворе-ние своих претензий за счет всего имущества должника (а не только того, что является предметом залога).

Единственное условие  утверждения арбитражным судом  мирового соглашения - погашение должником  задолженности перед кредиторами  первой и второй очереди: по требованиям  граждан, перед которыми должник  несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью; по расчетам по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам.

6.Окончание процедуры

После завершения расчетов с кредиторами конкурс-ный управляющий обязан пред-ставить в арбитражный суд отчет о результатах проведения кон-курсного производства, что является основанием для внесе-ния в единый государственный реестр записи о ликвидации должника. С этого момента полномочия конкурсного управ-ляющего прекращаются, конкурс-ного производство считается завершенным, а должник—ликвидированным.

Мировое соглашение подлежит утверждению арби-тражным судом, о чем указыва-ется в определении арбитражного суда о прекра-щении производства по делу о банкротстве. Арбитражный суд может расторгнуть мировое соглашение при неисполнении должником его условий в отношении не менее одной трети требований кредиторов.


 

22. Предварительно охарактеризовав сущность системы антикризисного управления персоналом, разработать модель менеджера антикризисного управления.

Антикризисное управление – это  такой вид управления, при котором  развиты механизмы предвидения  и мониторинга кризиса, анализа  его природы, вероятности, признаков, применения методов снижения отрицательных последствий кризиса и использования его результатов для будущего более устойчивого развития.

Система антикризисного управления должна соответствовать следующим характеристикам: гибкость и адаптивность, присущие матричным системам управления; склонность к усилению неформального управления; диверсификация управления; децентрализация управления; повышение интеграции.

Менеджер по АКУ – это тип  личности, который определяется специальной  подготовкой (содержание и структура  знаний), условиями работы, особенностями системы управления (цели, стимулы, организация, контроль) и индивидуальными качествами человека. Наиболее полное описание специалиста по АКУ дает его модель. Остановимся на каждой из ее составляющих подробнее.

Первая группа. Умения, необходимые для реализации функций антикризисного управления (примерно 50%): умение реализовать управленческий цикл, направленный на достижение поставленной цели, умение ставить перспективные цели и задачи, рационально планировать работу, оперативно управлять в условиях, которые меняются, четко доводить задачи до подчиненных в ясной и понятной форме, организовывать контроль; умением предвидеть конфликтные ситуации; » умение реализовать основные формы работы: оперативные совещания, служебную переписку, вести телефонные и иные переговоры;  умение координировать деятельность управляемой системы: распределять функции, задачи, полномочия и обязанности; умение делегировать полномочия, функции, власть; умение активизировать работу сотрудников: стимулировать, мотивировать, вдохновлять; умение учиться на ошибках и обучать этому подчиненных; умение организовать свою личную работу: планировать время, соблюдать режим,

Вторая группа. Умения, связанные  с реализацией педагогической функции. Для эффективной реализации данной функции антикризисный менеджер должен иметь высокий уровень собственных профессиональных и морально-этических качеств, владеть основами социальной психологии и конфликтологии. 

Третья группа умений связана с  коммуникативной функцией менеджера. Коммуникационная сеть имеет два контура – личностный и информационный. К этой группе относятся умение слушать собеседника, входить в его положение и интересы, владеть письменным и устным вещанием, контролировать собственные эмоции.

Информация о работе Контрольная работа по "Антикризисной экономике"