Контролинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 22:33, реферат

Описание работы

Контролинг – это концепция в практическом управлении, направленная на поиск возможных кризисных ситуаций, своевременную ликвидацию узких мест и отклонений, обеспечение тенденций устойчивого стратегического развития в соответствии с целью, планом и миссией. В антикризисном управлении контролинг может иметь важное значение при предупреждении кризиса или обеспечении готовности к его наступлению.

Работа содержит 1 файл

контролинг.docx

— 23.83 Кб (Скачать)

    Нечипоренко Светлана

    ТЭО 4-1

    Контролинг.

    Контроль  является одной из основных функций  управления. Без её реализации управление невозможно. Система контроля – совокупность взаимосвязанных актов проверки состояния объекта управления, установления отклонений параметров от нормативных величин. В антикризисном управлении контроль должен быть ориентирован на своевременное установление и обнаружение слабых сигналов кризисных ситуаций. Повышается роль времени в осуществлении контроля.

    Система непрерывного отслеживания тенденций  развития организации по методике обнаружения  слабых сигналов кризиса и анализа возможных их последствий получила название контролинга.

          Контролинг – это концепция в практическом управлении, направленная на поиск возможных кризисных ситуаций, своевременную ликвидацию узких мест и отклонений, обеспечение тенденций устойчивого стратегического развития в соответствии с целью, планом и миссией. В антикризисном управлении контролинг может иметь важное значение при предупреждении кризиса или обеспечении готовности к его наступлению. Контролинг позволяет улавливать слабые сигналы возможного кризиса – в этом его преимущества относительно других типов управления.

    Принципы  контролинга:

  1. Принцип регулирования динамики развития организации, т.е. ускорение или торможение различных процессов в организации.
  2. Принцип фиксации фактов, норм, заданий, показателей. Без фиксации или документального оформления невозможны сравнение и обоснование тенденций, анализ их истоков и причин.
  3. Принцип регулярности контроля, мониторинга процессов. Контролинг построен не на эпизодическом или выборочном, а не регулярном контроле. Регулярность отражает не только промежутки времени, но и этапы процессов, и точки контроля.
  4. Принцип гибкости контроля, т.е. необходимость варьировать методы и формы контроля в зависимости от обстоятельств развития организации.
  5. Принцип фактологии, отражающий правило логичного сбора и построения фактов. Основу такой логики должны составлять цель и миссия организации, концепция управления, систематизация фактов.
  6. Принцип накопления информации, позволяющий вести статистику и производить статистический анализ, видеть тенденции и предвидеть будущее.
  7. Принцип анализа тенденций, т.е. сравнительные оценки  сопоставления. Контролинг немыслим без аналитического подхода к управлению.
  8. Принцип стратегичности, т.е. обеспечение развития по стратегической программе, осуществление его деятельности в соответствии с разработанной стратегией.
  9. Принцип своевременности обнаружения отклонений – устранение отклонений в работе предприятия на ранней стадии кризиса, особенно если они оказались результатом ошибки.
  10. Принцип организационного обеспечения, т.е. необходимость выделения специальной службы и предоставления ей статуса, необходимого для реализации всех перечисленых принципов и специализированных функций.
 
 

    Функции контролинга:

  1. Мониторинг состояния и изменения организации по всем сферам её функционирования – экономической, социальной, технологической, организационной, информацонной.
  2. Информационное обеспечение управленческих решений: поиск, получение и обработка информации, дифференциация информации по проблемам, организационным единицам, разработка альтернативных вариантов решений.
  3. Контроль и мотивация исполнения управленческих решений и творчества в деятельности. (Система ответственности и поощрений).
  4. Оценка устойчивости развития организации, осуществление антикризисного управления в виде решений по профилактике кризисов, готовности к кризисным ситуациям, определения характера и особенностей возможного или реального кризиса.
  5. Установление границ отклонений (ограничений) от действующих норм, плановых показателей и тенденций развития.
  6. Анализ причин отклонений, определение ограничений объективных, естественных в данной ситуации, необходимых для эффективности или для выбранной цели.
  7. Прогнозирование развития на ближайшую и дальнюю перспективу.
  8. Контроль затрат и регулирование использования ресурсов: финансовых, материальных, людских, информационных, ресурсов времени и пространства.
  9. Разработка методологии планирования с учетом возможностей контроля, регулирования и координации, критериев динамики, эффективности, ресурсосбережения.
  10. Корректирование планов по критическим ситуациям, изменяющим условиям, возможностям выгоды, необходимости преобразований.

    Служба  контролинга в  системе антикризисного управления.

    Для осуществления контролинга в  полном объеме его функционирования необходимо создание специализированной службы контролинга – не просто отдела контроля исполнения решений  или качества деятельности, а службы организации управления по отклонениям, качеству деятельности и её результатам. В неё могут входить отдел  прогнозирования и планирования, отдел статистики, отдел анализа  процессов, центр качества.

    В построении контролинга необходимо стремиться к простым структурам. Контролинг – это не увеличение системы управления за счет дополнительных звеньев, а эффективное распределение функций, необходимых для повышения эффективности управления.

    В службе контролинга могут работать различные специалисты персонала  управления – контролеры, аналитики, статистики, плановые работники, экономисты, аудиторы.

    Однако  контролинг как тип управления не получил ещё в России широкого распространения. Это объясняется  недостатком специалистов, непонимание  роли и возможностей контролинга, недостаточным  финансированием управления, отсутствием  научного и профессионального подхода  к управлению.

    Типы  контролинга.

    В качестве главных типов контролинга  выделяют стратегический и тактической. 

    Стратегический – «делать правильное дело». 

    Тактический – «делать дело правильно».

    Стратегический  контролинг призван отслеживать изменения, происходящие как в самой организации, так и в окружающей его среде. При этом большую роль играет характер изменений. Стратегический контролинг ориентирован на поддержание и формирование потенциала успеха, проведение антикризисной политики по всем её направлениям и решает следующие задачи:

  1. Контролирование реальности качественных и количественных параметров развития, установление целей, определения принципов антикризисного управления в конкретных условиях;
  2. Распределение по форме и мере ответственности за выполнение определенных заданий стратегической программы;
  3. Анализ и исследование альтернативных стратегий;
  4. Определение «критических» факторов реализации стратегической программы, как внешних, так и внутренних;
  5. Определение этапных моментов реализации стратегической программы, требующих усиления контроля, использования специальных методов оценки, обнаружения и пр.;
  6. Установление связи показателей с целью антикризисного управления, их валидности и надежности, достаточного состава, методики расчета;
  7. Формирование критериальной основы оценок, отклонений, нормативных величин.

    Тактический контролинг в антикризисном управлении характеризует текущую деятельность по осуществлению систематизированного контроля деятельности организации и решает следующие задачи:

  1. Установление необходимой периодичности контроля, позволяющей своевременно обнаруживать возможности отклонений, опасные явления, узкие места и слабые стороны.
  2. Определение и реализация масштабов контроля.
  3. Обеспечение глубины контроля, отражающей возможности улавливания слабых сигналов, обнаружения тех процессов, которые лишь в ближайшем будущем могут быть наиболее заметными.
  4. Регулирование трудоёмкости контроля.
  5. Мотивация и обеспечение условий контроля, отражающие, что контроль всегда предполагает ту или иную меру участия человека.
  6. Определение критических точек контролируемого процесса.

    Оба вида контролинга являются необходимыми элементами его осуществления и  должны быть определенным образом взаимосвязанными.

    Связи стратегического и тактического контролинга проявляются в методологии и организации контрольной деятельности. Методология контролинга характеризует его цели, подходы и принципы, инструменты и методы. Должно быть методологическое соответствие стратегического и тактического контролинга, которое проявляется в составе контролируемых показателей, методах анализа, методиках оценки.

    Организация контролинга отражает порядок систематического проведения контроля, ответственность за измерения и оценки, результаты анализа, меру и формы участия в процессах контроля должностных лиц.

    Контролинг  антикризисного управления ориентирован на выявление кризисных явлений. В этом его особенность и основное назначение. 

Информация о работе Контролинг