Коммуникации в антикризисном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 05:29, контрольная работа

Описание работы

В антикризисном управлении роль эффективных коммуникаций резко возрастает, так как от достоверности и своевременности информации зависят правильность и направление действий. Говоря о средствах маркетинга в антикризисном управлении, нельзя не сказать о рекламе как о наиболее распространенном и эффективном средстве коммуникации. Реклама – это вид коммуникации, действующий на рынке и обеспечивающий движение товара к потребителю посредством предоставления информации об основных характеристиках товара – разумеется, наиболее положительных. Реклама устанавливает взаимосвязь между производителем и потребителем, тем самым являясь средством управления, обеспечивающим развитие производства и рыночных отношений.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
1. Общие понятия и положения……………………………………...4
2. Коммуникационные сети и стили…………………………………7
3. Процесс коммуникаций и эффективность управления…………10
4. Рекомендации по совершенствованию коммуникаций…………13
Заключение…………………………………………………………….18
Список литературы……………………………………………………19

Работа содержит 1 файл

антикриз лека.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

Коммуникационный процесс обмена информацией включает взаимосвязанные  этапы:

  1. Зарождение идеи или отбор информации;
  2. Выбор канала передачи информации;
  3. Передача сообщения;
  4. Интерпретация сообщения.

При организации коммуникационных сетей на предприятии необходимо учитывать специфику различных типов и каналов коммуникаций на каждом из этапов коммуникационного процесса.

Формирование коммуникационных процессов, а также выбор средств и  каналов коммуникаций осуществляются на предприятии после проектирования его организационной структуры в соответствии с выбранной  сферой   деятельности,   принятой производственной программой и структурой менеджмента. Коммуникационные решения, содержащие регламент коммуникационных  процедур,  должны устанавливаться            для каждого иерархического уровня менеджмента и доводиться до конкретного должностного лица.

Информация,  используемая  для  коммуникационного управления, подразделяется   на:

  • базовую, формируемую независимо от данной управленческой задачи;
  • текущую, регулярную или разовую, специально собираемую для данной управленческой задачи.

По  аспектам  коммуникационного  управления   информация классифицируется    на    экономическую, организационную, социальную, техническую. Развитие информационных потребностей организаций существенно видоизменило   требования   к   информационному   обеспечению коммуникационных процессов.

   Качество обмена информацией может прямо влиять на степень реализации целей. Это означает, что для успеха индивидов и организаций необходимы эффективные коммуникации.

   Эффективно работающие руководители - это те, кто эффективны в коммуникациях. Они представляют суть коммуникационного процесса, обладают хорошо развитым умением устного и письменного общения и понимают, как среда влияет на обмен информацией. Коммуникации между организацией и её средой.

   На деятельность организации влияют факторы внешней среды (политические, социо-культурные и т.д.) От этих факторов зависят коммуникационные потребности организации.   

Организации пользуются разнообразными средствами для коммуникаций с составляющими своего внешнего окружения. С имеющимися и потенциальными потребителями они сообщаются с помощью рекламы и других программ продвижения товаров на рынок. В сфере отношений с общественностью первостепенное внимание уделяется созданию определенного образа, «имиджа» организации на местном, общенациональном или международном уровне.

   Коммуникации между уровнями и подразделениями. Информация перемещается внутри организации с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. Она может передаваться по нисходящей, т.е. с высших уровней на низшие. Таким путём подчинённым уровням управления сообщается о текущих задачах, изменении приоритетов, конкретных заданиях, рекомендуемых процедурах и т.п. Передача информации с низших уровней на высшие может заметно влиять на  производительность.  

   Коммуникации по восходящей, т.е. снизу вверх, также выполняют функцию оповещения верха о том, что делается на низших уровнях. Таким путем руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и предлагает возможные варианты исправления положения дел. 

  Коммуникации между различными отделами (подразделениями). В дополнение к обмену информацией по нисходящей или восходящей организации нуждаются в горизонтальных коммуникациях. Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними нужен для координации задач и действий. Поскольку организация - это система взаимосвязанных элементов, руководство должно добиваться, чтобы специализированные элементы работали совместно, продвигая организацию в нужном направлении.

   Коммуникации руководитель – подчиненный. Возможно, наиболее очевидным компонентом коммуникаций в организации являются отношения между руководителем и подчиненным.   Некоторые из многочисленных разновидностей обмена информацией между руководителем и подчиненным связаны с прояснением задач, приоритетов и ожидаемых результатов; обеспечением вовлеченности в решение задач отдела; с обсуждением проблем эффективности работы; достижение признания и вознаграждения с целью мотивации; совершенствованием и развитием способностей подчиненных; со сбором информации о назревающей или реально существующей проблеме; оповещением подчиненного о грядущем изменении; а также получением сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях.  

Обмен информацией широко охватывает разные части организации и таким образом он соотносится с ее эффективностью.

 

   4. Рекомендации  по совершенствованию коммуникаций.

 

   Этапом подготовки к разработке программы по совершенствованию коммуникаций должна стать формулировка целей, которые будут достигнуты за счет эффективного процесса коммуникаций. Такими целями могут являться следующие:

    • повышение общего уровня эффективности работы и конкурентоспособности компании за счет тесного взаимодействия через информацию между подразделениями по горизонтали и по вертикали;
    • усиление контроля за деятельностью компании со стороны руководства;
    • повышение уровня информационного обслуживания руководства;

   После того, как цели определены, можно приступать к разработке программы совершенствования коммуникаций в организации.

   Первый пункт программы должен предусматривать техническое обеспечение коммуникационных процессов. Современная организация обязана располагать необходимыми техническими средствами для обмена информацией по вертикали и по горизонтали.

   Вторым пунктом необходимо обозначить оптимальную организацию документооборота компании. Создание такой системы должно предусматривать как можно более быстрое прохождение документов от отправителей к получателям.

   Третий, особенно важный пункт, это правильная расстановка фильтров на пути информационных потоков. Такие фильтры должны обеспечивать:

    • адресацию информации по конкретным получателям;
    • сортировку информации по степени важности для получателя;
    • предупреждение информационных перегрузок участников коммуникационного процесса;
    • дозирование информации в зависимости от разрешенной степени доступа к ней сотрудников.

   Четвертый пункт устанавливает порядок работы с внешней информацией. В составе информационно-аналитического отдела (если такой имеется в структуре компании), или в другом подразделении, выделяется группа сотрудников, ответственная за сбор информации, которая может быть полезна для успешного функционирования компании, во внешней среде, в первую очередь, в СМИ. Сбор и анализ такой информации позволит посмотреть на бизнес взглядом сторонних людей и увидеть то, что незаметно изнутри. Кроме этого, анализ внешней информации поможет собрать информацию о конкурентах, о грядущих изменениях в законодательстве, в “правилах игры” со стороны государства, а также составить определенное мнение о том, какой имидж сформировался у компании в обществе.

   Пятый пункт, касается особенностей речевых межличностных коммуникаций. Руководству необходимо разработать формы таких коммуникаций, отдельно для различных категорий персонала – для топ-менеджеров, для руководителей среднего звена, для рядовых работников и для всего коллектива в целом.

   Шестой пункт программы предусматривает создание эффективной системы обратной связи, позволяющей, во-первых, контролировать своевременность и адекватность усвоения информации, и, во-вторых, ускорить реакцию руководства на инициативы, исходящие снизу.

   Седьмой пункт, должен содержать мини-программу совершенствования культуры межличностного общения. Речь идет о том, что каждый руководитель должен научиться сам и научить подчиненных четко формулировать задачу, содержащуюся в передаваемой информации, правильно выбирать канал передачи информации.

   Следствием является корректировка организационных коммуникаций и возможное изменение информационного пространства. Для осуществления новых функций менеджеру необходима информация, а ее получение связано с новыми контактами, которые могут изменить сложившуюся систему коммуникаций. Перераспределение информационных ресурсов между уровнями может сопровождаться централизацией (на этапе роста) или децентрализацией (на этапе зрелости) полномочий.

   Требования к информации, предъявляемой на различных этапах формирования организационного потенциала, а также тип и характер информации, поддерживающей этот процесс, могут быть различны. Так, на первом этапе, при постановке целей ведущую роль играют данные внешнего характера: тенденции развития экономики в целом и конкретных рынков, состояние конкурентной среды и динамика платежеспособного спроса и др. Информация внутреннего характера:

1)Формирование целей  деятельности

2) Распределение функций  и полномочий в системе управления

3) Формирование информационных  ресурсов разработка критериев  Обеспечение согласованности действий. Обеспечение адекватности реагирования декомпозиция целей

4) Создание среды, поддерживающей  инновации Обеспечение гибкости  и адаптивности системы. Информационное  обеспечение РУР

5) Система повышения  эффективности деятельности организации Обеспечение конкурентоспособности организации, формирование организационной культуры, корректировка целей. Обеспечение однонаправленности данных о состоянии производственного и кадрового потенциалов, качестве выпускаемой продукции и др. особенно важны при выработке критериев оценки степени достижения целей.

   Второй этап, когда происходит распределение функций и полномочий в системе управления, также не может осуществляться без информационной поддержки. Каждое звено системы управления получает не только определенный баланс полномочий и ответственности, но информационных потоков и ролей в информационной системе организации. Таким образом, информационная нагрузка на звенья должна быть адекватной возлагаемым полномочиям, не следует формировать информационно перегруженные звенья.

   Третий этап формально закрепляет информационные роли за звеньями системы управления, что должно отчасти формализовать информационную систему организации. Этот этап заключается в создании системы внутреннего и внешнего документооборота, который должен поддерживать систему разработки и принятия управленческих решений.

   На четвертом этапе происходит обогащение информационной системы новыми показателями, характеризующими деятельность организации в целом и отдельных ее звеньев. Например, предприятие, функционирующее в подвижной конкурентной среде, может особое внимание уделять ассортименту выпускаемой продукции, в этом случае, такие показатели, как время ввода в массовое производство новых изделий или доля новинок в общем объеме сбыта продукции являются для него чрезвычайно важными для оценки гибкости и приспособляемости к рыночным изменениям.

   На пятом этапе также происходит дополнение созданной информационной системы новыми показателями, это показатели эффективности и результативности различного рода: окупаемости научно-практических исследований и разработок, рентабельности производства и продаж новых изделий, эффективности рекламных затрат и расходов на продвижение продукции.

   В специальных процедурах антикризисного управления формирование информационной системы организационного потенциала направлено на поддержание конкурентоспособности и объединяет технологию, средства производства и обслуживания производственных операций, коммуникационную систему и кадровый потенциал.


 

                                                  Заключение

       Осуществление коммуникаций - это связующий процесс, необходимый для любого важного управленческого действия, в котором роль менеджера одна из важнейших. Прежде всего, менеджер должен быть отличным психологом, который может предугадать малейшие изменения настроения коллектива Во-вторых, менеджер должен обладать ораторским мастерством и умением убеждать. Риторика общения в развитых компаниях стоит на одном из ведущих мест в развитии коммуникаций. От умения общаться с подчиненными зависит, прежде всего, будущее предприятия, а вместе с ним и будущее каждого отдельно взятого сотрудника.

   При  выборе средств коммуникаций  в антикризисном менеджменте  используется комплексный подход, адаптированный к конкретной экономической ситуации.

   Систематическое  антикризисное управление в организации предполагает постоянное внимание к вопросам как предотвращения кризисов, так и минимизации ущерба в случае, если кризис невозможно предотвратить. Желательно, чтобы каждый менеджер должен быть специалистом по антикризисному управлению и знать способы предотвращения и управления кризисом.

 

                                            Список литературы

 

1.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Высшая школа, 2003.

2.Богачев В.Ф. Промышленность России: антикризисные стратегии предприятий. - СПб.: Издательский дом «Коврус», 2004.

3.Десслер Г. Управление персоналом: Учебное пособие. / Под ред. Шленова. – М.: БИНОМ, 2000.

4.Коротков Э.М. Антикризисное управление: Учебник.- М:Инфра, 2007.

5.Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой /Под ред. А.П. Градова и Б.И. Кузина. - СПб.: Специальная литература, 2005.

6.Смолкин А.М. Менеджмент: Основы организации: Учебник. –2-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА – М, 2001.

7.Потёмкин А.И. Антикризисное управление неплатёжеспособным предприятием (экономико-правовые основы): Учеб. для вузов / А.И. Потёмкин, П.И. Потёмкин, Н.Г. Новикова; Моск. гос. ун-т сервиса, Ин-т систем упр. экономикой. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. – 324 с

8.Уткин Э.А. Антикризисное управление. - М.: ЭКМОС, 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Коммуникации в антикризисном управлении