Классификация кризисов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:48, реферат

Описание работы

Антикризисное регулирование существует как на макро-, так и на микроуровне. Поскольку именно предприятие является основным звеном национального хозяйства, то и кризисные процессы проявляются наиболее отчетливо на предприятиях. Антикризисные мероприятия на макроуровне создают благоприятную среду для преодоления предприятиями кризиса с наименьшими потерями. В то же время, ситуация на каждом конкретном предприятии в большой степени зависит от действий его руководства во время вхождения предприятия в кризисную фазу. Поэтому именно антикризисное управление на микроуровне имеет наибольшее практическое значение для состояния экономики в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Понятие кризис…………………………………………………………………4
1.1.Классификация кризисов …………………………………………………..4
1.2.Микроэкономические проявления кризисов………………………………7
2.Антикризисное управление и регулирование……………………………….8
2.1.Роль и функции антикризисного регулирования…………………………9
3.Взаимосвязь государственного и микроэкономического антикризисного регулирования…………………………………………………………………11
3.1.Государственное регулирование кризисных ситуаций…………………12
Заключение……………………………………………………………………..14
Список используемой литературы…………………………………………

Работа содержит 1 файл

Антикризисное управление.docx

— 44.79 Кб (Скачать)

 

 

Реферат

по антикризисному управлению

 

 

 

на тему: Классификация кризисов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Понятие кризис…………………………………………………………………4

1.1.Классификация кризисов …………………………………………………..4

1.2.Микроэкономические проявления кризисов………………………………7

2.Антикризисное управление и регулирование……………………………….8

2.1.Роль и функции антикризисного регулирования…………………………9

3.Взаимосвязь государственного  и микроэкономического антикризисного регулирования…………………………………………………………………11

3.1.Государственное регулирование кризисных ситуаций…………………12

Заключение……………………………………………………………………..14

Список используемой литературы……………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Антикризисное регулирование  предполагает анализ зарождения и протекания циклических процессов, а также выработку специальных антикризисных стратегий для смягчения последствий кризисов. Основными задачами антикризисного регулирования являются смягчение кризисных процессов и использование кризиса как стартовой точки для нового витка развития экономической системы.

Антикризисное регулирование  существует как на макро-, так и на микроуровне. Поскольку именно предприятие является основным звеном национального хозяйства, то и кризисные процессы проявляются наиболее отчетливо на предприятиях. Антикризисные мероприятия на макроуровне создают благоприятную среду для преодоления предприятиями кризиса с наименьшими потерями. В то же время, ситуация на каждом конкретном предприятии в большой степени зависит от действий его руководства во время вхождения предприятия в кризисную фазу. Поэтому именно антикризисное управление на микроуровне имеет наибольшее практическое значение для состояния экономики в целом.

Для экономической науки  России проблема антикризисного регулирования - новая, неразработанная тема. Особенно это касается антикризисного управления на микроуровне, ибо отечественная экономика после 70 лет плановой системы хозяйствования впервые переходит на развитие, когда предприятия функционируют на основе частной собственности, когда управление фирмой, в том числе и антикризисное, во многом зависит от усилий самого предприятия.

Оба этих подхода являются, на наш взгляд, однобокими, потому что  классическое предприятие представляет собой целостный комплекс, сочетающий в себе как финансовую, так и организационно-структурную составляющие.  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 .Понятие кризис.

 

   Кризис - это тяжелое переходное состояние экономики. Он представляет диалектическое единство предела и стимула развития. С одной стороны, кризис выступает тормозом экономического развития, что выражается в падении цен, курсов акций, банковского процента, в сокращении производства, сокращении занятости, падении рентабельности предприятий (как в сфере промышленного производства, гак и в сфере услуг). С другой стороны, во время кризиса закладываются основы восстановления нарушенных законов движения экономики и дальнейшего ее развития. При этом стихийный рыночный механизм для разрешения противоречий использует кризисные параметры. 
   Важнейшее проявление кризиса - снижение цен. Падают цены на товары (перепроизводство товарного капитала), снижается заработная плата и обесценивается основной капитал (перенакопление производственного капитала), снижается покупательная способность денег (обесценение денежного капитала). Обесценение капитала принимает массовый характер. На длительность и глубину кризиса существенно влияет колебание инвестиций. Кризис образует исходный момент для новых массовых капиталовложений, причем на новом техническом уровне.1 

1.1. Классификация кризисов.

 

1. По причинам  возникновения.

1.1. Стратегический кризис  – затрагивает все сферы местной  экономики, возникает при потере  администрацией стратегического  видения проблем развития территории, при желании сохранить преимущественно  административный механизм управления  и отказе переходить на рыночные  методы хозяйствования, особенно  характерен для территорий с  относительно высокой долей государственного и муниципального сектора. 

1.2. Кризис «успеха» –  возникновение неплатежеспособности  в связи с недостатками менеджмента,  когда наблюдается необоснованный  рост расходов бюджета, что  в будущем может привести к  необходимости расширенного использования  заемных средств. Выражается в  снизившейся доле собственных доходов бюджета. 

1.3. Кризис неплатежеспособности  – внешнее проявление нарушений  в функционировании системы, когда  предприятие не способно погасить  свои долги. Причиной такого кризиса чаще всего является несвоевременное поступление средств в бюджет от других уровней бюджетной системы, разовые незапланированные расходы бюджета, необходимость формировать резервные фонды. Кредиторы отказываются ждать оплату за поставленные товары и оказанные услуги, а также выполнять работы или услуги по без предоплаты, банки отказывают в дальнейшей выдаче кредитов. Кризис неплатежеспособности может быть устранен за короткое время, но при частом возникновении фактов неплатежеспособности с некоторого момента платежи резко прекращаются.

 

2. По длительности.

2.1. Долгосрочный – для стратегического кризиса.

2.2.Среднесрочный– для кризиса «успеха».

2.3. Краткосрочный – для кризиса неплатежеспособности.

 
    3. По стадиям.

3.1. Обратимые кризисы  – когда администрация предприятия  самостоятельно или с участием  заинтересованных сторон производит  преобразования в экономической,  финансовой, социальной и политической сферах, в результате которых восстанавливает платежеспособность.

3.2.Необратимые кризисы – когда администрация предприятия не в состоянии самостоятельно разрешить кризисную ситуацию, требуется федеральное вмешательство.

 

   4.По сфере возникновения.

4.1.Эндогенные кризисы – возникают внутри организации, как правило, в результате ошибочного управления. Для его выявления необходимы дополнительные исследования в области маркетинга и менеджмента на основе внутреннего анализа.

4.2.Экзогенные кризисы возникают по причинам, не зависящим от организации – высокий уровень инфляции, высокие проценты по кредитам, нестабильность налоговой системы и межбюджетных отношений, забастовки, несовершенство системы государственного регулирования цен и тарифов, особенно на услуги субъектов естественных монополий и др. Для диагностики необходимы дополнительные исследования региональных и местных рынков ссудного капитала, рабочей силы и др.

 

 

По природе.

Экономические. В основе экономических кризисов нерациональное использование ресурсов (трудовых, природных, земельных, производственных) или их недостаток в силу невыгодного географического положения или истощения месторождений природных ископаемых, физического и морального износа основных фондов, низкой квалификации рабочих и управленческих кадров, неэффективного использования муниципальной собственности, низкой инвестиционной привлекательности территории.  
    Бюджетно-финансовые кризисы возникают в связи с несбалансированной бюджетной политикой, низкой налоговой базой местного самоуправления, несвоевременным или неполным поступлением обязательных платежей, высоким уровнем заимствований, низкой платежной дисциплиной, недостаточным правовым и методическим обеспечением системы. управления, прямыми нарушениями финансовой дисциплины 
     Общественно-политические кризисы объективно присущи территориальным системам и могут возникать как результат неадекватной политики местных властей, внутренней борьбы между политическими партиями и течениями, утраты контроля над ситуацией со стороны главы администрации, личных амбиций отдельных политических лидеров. 
     Социальные кризисы связаны с национальными, этническими, религиозными конфликтами, а также с высоким уровнем безработицы, резкой дифференциацией доходов населения и невозможностью получить весь необходимый пакет социальных услуг по минимальным социальным стандартам. 
     Экологические кризисы и чрезвычайные ситуации возникают вследствие стихийных бедствий, природных и техногенных катастроф, неадекватного воздействия человека на окружающую среду, животный и растительный мир и непринятия своевременных мер по их защите. Характерно ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, возникновение эпидемий, эпизоотий, эпифитотий. 
 
По масштабу.

Национальные – охватывают территорию всей страны.

Региональные – охватывают территорию отдельного субъекта федерации или территорию нескольких субъектов.

Местные – охватывают территорию отдельного предприятия.

 
По глубине.

Локальные – затрагивают  отдельные подсистемы территориальной  системы управления, выделенные по предметному, функциональному или  другому признаку.

Системные – затрагивают все подсистемы территориальной системы управления.

 

По периодичности.

Циклические кризисы связаны  с циклическими колебаниями экономики. 
Нециклические кризисы не связаны с циклическими колебаниями экономики, а вызваны причинами объективного или субъективного характера. 
 
 
1.2.Микроэкономические проявления кризисов.

 

Поскольку предприятие является основным звеном национального хозяйства (в контексте создания реальных ценностей - производства товаров и оказания услуг), то и кризисные явления в экономике проявляются наиболее ярко на предприятиях. Кризисы на предприятиях, прежде всего, обусловлены влиянием внешних (макроэкономических) факторов. В то же время, на макроэкономические причины накладываются внутренние причины отдельного предприятия (производственные, рыночные и управленческие), которые, в совокупности с внешними причинами, усиливают кризис на предприятии и придают ему конкретную специфическую форму. 
Выделяют несколько видов кризиса на предприятии:

  • финансовый
  • организационно-структурный
  • технологический
  • социально-политический
  • психологический

 Особое внимание уделено финансовому подходу, поскольку именно в финансовой сфере кризис на предприятии проявляется наиболее ярко. В качестве действенного инструментария этого подхода диссертантом предложен комплексный мониторинг финансового состояния предприятия, включающий в себя анализ следующих факторов - платежеспособности предприятия, его кредитоспособности, финансовой устойчивости, рентабельности активов и собственного капитала, имущественного положения, деловой активности, ликвидности оборотных активов предприятия.

 

2.Антикризисное управление и регулирование.

 

Процесс реализации антикризисных  процедур применительно к деятельности предприятий-должников называется антикризисным процессом. 
Мировой опыт показывает, что антикризисный процесс в условиях рыночной экономики – управляемый процесс, включающий в себя два блока процедур: антикризисное управление и антикризисное регулирование. 
   Антикризисное управление – применение антикризисных процедур на микроуровне, применительно к конкретному предприятию. Антикризисное управление связано с отношениями, складывающимися на уровне предприятия при применении реорганизационных или ликвидационных мероприятий. 
   Кризисные ситуации возникают на всех стадиях жизненного цикла предприятия. Они выражаются в колебаниях объемов производства продукции, возникновения сложностей со сбытом продукции, чрезмерном росте задолженности по налоговым платежам и т.д. 
Реализация всей совокупности процедур антикризисного управления начинается лишь на определенном этапе жизненного цикла предприятия: в условиях резкого спада производства, характеризующегося постоянной неплатежеспособностью предприятия.

Антикризисное регулирование  – это воздействие на должника на макро и микроуровне. Антикризисное регулирование содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае неэффективности его дальнейшего функционирования.

Основными направлениями  государственного антикризисного регулирования  являются:

  • совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий;
  • осуществление мер по оздоровлению жизнеспособных предприятий, включая оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и привлечение инвесторов, участвующих в оздоровлении этих предприятий;
  • принятие правительством РФ мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей;
  • приватизация и добровольная ликвидация предприятий-должников
  • создание института арбитражных и конкурсных управляющих.

  Государственным органом, проводящим политику антикризисного регулирования, является Федеральная служба по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН).

ФСДН выполняет следующие  функции:

  • анализирует экономическое и финансовое состояние предприятий, имеющих признаки несостоятельности, подготавливает рекомендации по их устранению;
  • проводит работу по формированию принципов, критериев оценки неплатежеспособности предприятий, ведет учет неплатежеспособных предприятий;
  • выступает уполномоченным представителем собственника государственного предприятия в тех случаях, когда процедурами, применяемыми к предприятию-должнику, предусматривается участие собственника предприятия.

   Антикризисный процесс – применение к предприятию-должнику реорганизационных или ликвидационных процедур – начинается с комплексной оценки его финансово-экономического состояния. Без диагностики причин неплатежеспособности предприятия могут быть назначены неправильные антикризисные процедуры, что может привести к ликвидации вполне перспективных предприятий, к санации явно несостоятельных предприятий, обострению интересов должников и кредиторов.

   Основными этапами антикризисного управления являются:

Информация о работе Классификация кризисов