Этапы развития философии средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:51, история болезни

Описание работы

Понятие «основы конституционного строя» является новым для конституционного права не только нашего государства, но и конституционного права зарубежных стран.
Впервые это понятие формализовано в Конституции Российской Федерации 1993 года, глава 1 которой называется «Основы конституционного строя».
В завершающей первую главу Конституции РФ ст. 16 записано, что никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ.

Содержание

Введение
1. Понятие конституционного строя. Принципы конституционного строя, их развитие
2. Политические основы конституционного строя Российской Федерации
3. Экономические основы конституционного строя Российской Федерации
4. Социальные основы конституционного строя в Российской Федерации
5. Российская Федерация – светское, федеративное, суверенное государство. Свобода совести
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 42.51 Кб (Скачать)

     4. Социальные основы конституционного  строя в Российской Федерации

     Согласно  Конституции РФ (ст. 7) Российская Федерация  считается социальным государством. Под социальным принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, стремиться влиять на распределение экономических благ в целях обеспечения каждому гражданину достойного человека существования.

     Социальное  государство стремится обеспечить каждому гражданину достойный человека прожиточный минимум. При этом оно  исходит из того, что каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Вмешательство государства необходимо лишь тогда, когда такая возможность  по разным причинам не может быть реализована.[10]

     Личная  ответственность каждого за его  собственное благополучие неразрывно связана с семьей. Семья – важнейший  компонент общества, связывающий  его с государством. Социальный потенциал  семьи – это ее возможный вклад  в жизнедеятельность и развитие общества, ее роль в решении стоящих  перед ним задач.

     Семья находится под защитой общества и государства, как в правовом, так и в социальном плане. Поэтому  социальное государство в тех  случаях, когда возможность зарабатывать для удовлетворения определенных потребностей превышает силы работающих в семье, несет особую ответственность за доступность для таких семей жизненно важных благ. Одной из важнейших целей социального государства является обеспечение социального равенства. Правовое государство обеспечивает равенство всех перед законом. Социальное государство стремится к уничтожению социального неравенства. Одной из разновидностей социального неравенства является неравенство, связанное с положением, приводящим к утрате средств к существованию из-за болезни, старости и т. д., а также к особого рода расходам (похороны, утрата имущества в результате пожара и других стихийных бедствий). Средством социального государства, противостоящим этим превратностям судьбы, становится социальное обеспечение.

     Демократическое социальное государство стремится  к равенству граждан на основе роста благосостояния.

     Главная задача социальной политики Российской Федерации – достижение благосостояния человека и общества, обеспечение  равных и справедливых возможностей для развития личности.

     Основная  задача социального развития российского  общества определяет основные направления  социальной политики Российской Федерации, реализация которых на практике обеспечит  создание основных элементов социальной государственности в Российской Федерации. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, инвалидов и пожилых людей; развитие системы социальных пособий и иных гарантий социальной защиты.

     •  Охрана труда и здоровья людей:

     В демократическом обществе труд не может носить принудительный характер. Гражданин распоряжается своими способностями к труду самостоятельно или на основе договора. Деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству Российской Федерации и приносящую им заработок, принято называть занятостью.[11]

     Российская  Федерация стремится к созданию условий для полной занятости  населения. В этих целях государственная  политика Российской Федерации направлена на обеспечение равных возможностей всем гражданам, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения; поддержку трудовой и предпринимательской  инициативы граждан; обеспечение социальной защиты в области занятости: сочетание  самостоятельности республик в  составе Российской Федерации, краев, областей; обеспечение занятости, включая  социальное обеспечение. [12]

     Государство уделяет внимание созданию здоровых и безопасных условий труда, обеспечивает введение для лиц, занятых в отраслях с тяжелыми, опасными или вредными условиями труда, дополнительных льгот.

     Наряду  с охраной труда важной составной  частью социальной политики считается  охрана здоровья граждан. В Российской Федерации финансируются федеральные  программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной  систем здравоохранения, развитию физической культуры и спорта.

     •  Установление гарантированного минимального размера оплаты труда:

     Ответственность государства за предоставление гражданину прожиточного минимума наступает лишь в том случае, когда потребности  работающего человека не могут быть удовлетворены надлежащим образом. Одним из средств удовлетворения этих потребностей является установление гарантированного минимального размера оплаты труда. Этот размер зависит от экономических возможностей общества и не всегда соответствует той цели, для достижения которой он установлен.

     •  Обеспечение государственной поддержки  семьи, материнства, отцовства и  детства, инвалидов и пожилых  граждан:

     Брак  в Российской Федерации основывается на добровольном согласии и равноправии  супругов. Семья отражает состояние  психического здоровья живущих поколений, уровень их способностей к интеграции в общественную жизнедеятельность. Все это определяет особую заботу государства о содержании и воспитании детей. На родителях лежит обязанность  содержать и воспитывать своих  детей до совершеннолетия.[13] При  этом труд по воспитанию детей приравнивается ко всякому другому труду, является основой для достойного социального  обеспечения. Поскольку семья основывается на взаимных обязанностях се членов, трудоспособные дети должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях.

     В условиях равенства всех граждан  в Российской Федерации дети пользуются равной правовой и социальной защитой  вне зависимости от происхождения  и гражданского состояния родителей. Вместе с тем дети как граждане Российской Федерации пользуются от рождения некоторыми основными правами  и свободами человека.

     Заботу  о детях-сиротах и детях, лишенных родительского попечения, берут  на себя государство и общество. Государство и общество обеспечивают содержание, воспитание и образование  детей-сирот и детей, лишенных родительского  попечения.

     Государство проявляет заботу также об инвалидах  и пожилых гражданах. Оно развивает  систему специальных предприятий  для работы инвалидов, обеспечивает инвалидов специальными средствами передвижения, протезами. Государство  развивает систему социальных льгот, установленных для участников Великой  Отечественной войны и лиц, к  ним приравненных, расширяет сеть домов-интернатов для престарелых и инвалидов, повышает уровень их социально-бытового обслуживания.

     •  Развитие системы социальных льгот:

     Социальные  службы – учреждения, предоставляющие  гражданам социальные услуги. В широком  смысле такие услуги охватывают всю  социальную сферу общественной жизни, в которую входят вопросы оплаты и условий труда, занятости; обеспечения  потребности в товарах и услугах, жилищных условий, охраны здоровья населения, образования, культуры и т.д.  

    Российское государство заботится о развитии всех этих служб. Малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами. Развивается сеть государственных и! муниципальных учреждений здравоохранения. Российская Федерация гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

     Российская  Федерация имеет широкую сеть учреждений социального обеспечения  и социальной защиты, обеспечивающих проведение социальной политики государства  в сфере поддержки инвалидов  и пожилых граждан, пенсионного  обеспечения и т.д.[14]

     •  Установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты:

     Развитие  государственной системы социального  обеспечения определяется ростом расходов государства на пенсионное обеспечение, обусловленным увеличением численности  и доли людей, имеющих право на получение пенсий и пособий, а  также инфляционными явлениями: уменьшение зависимости размеров пенсии от уровня оплаты труда работников; распространение пенсионного обеспечения на новые категории населения и повышение размеров пенсий; уменьшение дифференциации размеров пенсий в зависимости от времени ухода на отдых, а также в зависимости от разных форм собственности.

     5. Российская Федерация – светское, федеративное, суверенное государство.  Свобода совести

     В ст. 14 Конституции РФ указывается, что  Российская Федерация является светским государством.

     Светским  считается такое государство, в  котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. Религия, ее каноны и догматы, а также религиозные  объединения, существующие в таком  государстве, не вправе оказывать влияние  на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства  обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви).

     Как светское государство Российская Федерация  характеризуется тем, что в ней  религиозные объединения отделены от государства и никакая религия  согласно Конституции РФ (ст. 14) «не  может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».[15] Содержание этого положения раскрывает Федеральный закон РФ от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных  объединениях», где сказано, что  все религии и религиозные  объединения равны перед законом государства, и ни одна религия или религиозное объединение не пользуются никакими преимуществами и не могут быть подвергнуты никаким ограничениям по сравнению с другими. Государство в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений нейтрально, то есть не становится на сторону какой-либо религии или мировоззрения.

     Поскольку Россия является светским государством, то запрещается создание религиозных  объединений в органах государственной  власти, других государственных органах, государственных учреждениях и  органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных  организациях. Также запрещаются  создание и деятельность религиозных  объединений, цели и действия которых  противоречат закону.

     Запрещаются общественные объединения, пропагандирующие расовую, национальную, религиозную, иную вражду и ненависть, насилие и  войну, призывающие к насильственному  изменению или ниспровержению конституционного строя Российской Федерации, созданию параллельных структур власти.

     Государство – единственная нормативно-регулирующая инстанция для всех без исключения религиозных объединений. Иначе  говоря, только от государства могут  исходить обязательные нормы, определяющие исходный статус и основные правила  «нахождения» в государстве и  обществе любых вероисповедальных организаций.

     Светский  характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения  прав религиозных меньшинств оказывать  их церквам и религиозным общинам  материальную помощь из государственного бюджета.

     Федеративная  природа российской государственности  отличается следующими признаками:

     1.  Российская Федерация имеет Конституцию,  принятую путем всенародного  голосования, что придает ей  особую юридическую силу. Наряду  с этим республики, входящие в  ее состав, имеют свои конституции,  а край, область, город федерального  значения, автономный округ, автономная  область – свой устав и законодательство. В указанных актах закрепляется правовой статус субъектов РФ.

     2.  Российская Федерация обладает  своей территорией, которая включает  в себя территории ее субъектов,  внутренние воды и территориальное  море, воздушное пространство над  ними. На территорию России распространяется  ее суверенитет, и в ее пределах  Конституция РФ и федеральные  законы имеют верховенство. В  лице своих властных структур  она обеспечивает целостность  и неприкосновенность своей территории.

     3.  Российская Федерация характеризуется  наличием единого общероссийского  гражданства. Принципы гражданства  РФ и правила, регулирующие  отношения, связанные с гражданством  РФ, основания, условия и порядок  приобретения и прекращения российского  гражданства определены Федеральным  законом от 31 мая 2002 г. «О гражданстве  Российской Федерации».

Информация о работе Этапы развития философии средневековья