Экономическая безопасность и её роль в обеспечении национальной безопасности страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:02, реферат

Описание работы

Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Понятие экономической безопасности………………………………………4
2.Сущность экономической безопасности…………………………………….7
3.Критерии и показатели экономической безопасности национальной экономики………………………………………………………………………10
4.Роль и место экономической безопасности в системе национальной безопасности…………………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………..21
Список использованной литературы…………………………………………..22

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

     Предотвращение  или смягчение последствий действия угроз экономической безопасности требует четкого определения и постоянного мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.

     В теоретическом плане проблема параметров, критериев и индикаторов (показателей) экономической безопасности во многом связана с результатами функционирования экономики в целом. Соответственно на первый план выдвигаются макроэкономические показатели.

     Параметрами макроэкономической деятельности принято  называть те переменные, которые характеризуют тот или иной вариант макроэкономической политики государства (политика регулирования спроса либо предложения; в рамках политики регулирования спроса -  кредитно-денежная политика валютного курса, бюджетно-налоговая, таможенная политика).

     В области кредитно-денежной политики — это количество денег в обращении, реальные деньги (денежная масса, соотнесенная с ростом цен), динамика денежной массы, скорость денег в обращении, процентные ставки. В области бюджетно-налоговой политики - это налоговые ставки, количество налогов, правительственные расходы, правительственные субсидии, величина бюджетного дефицита. Эти параметры могут быть весьма жесткими в критические периоды экономического развития. Жесткость кредитно-денежной политики связана с ограничением денежного предложения, бюджетно-налоговой - с ограничением правительственных расходов, уровнем налогообложения.

     Обычно  различные виды макроэкономической политики альтернативны по степени жесткости: к примеру, мягкая кредитно-денежная и жесткая бюджетно-налоговая, или наоборот. Удвоенная жесткость политики приводит к тому, что экономика испытывает двойной шок, и в рамках регулирования спроса трудно уравновесить его последствия.

     К сожалению, такое положение сложилось  на старте рыночных реформ в России. Сверхжесткая политика денежного предложения, с последствиями которой страна не может справиться до сих пор, проводилась параллельно со сверхжесткой бюджетно-налоговой политикой, в ходе которой беспрецедентный взлет налогового бремени сочетался с единовременным сбросом правительственных расходов. Игнорирование в процессе подбора параметров макроэкономической политики соображений экономической безопасности и привело к тому, что за 10 лет реформ страна не преодолела последствия системного кризиса.

     Наиболее  эффективно результаты функционирования экономики оцениваются тремя общими экономическими критериями: инфляцией, экономическим ростом (спадом), безработицей. На базе этих критериев рассчитываются показатели темпов инфляции, экономического роста (спада), уровня безработицы. Это исходные параметры, на основе которых с различной степенью детализации и учета разнообразных факторов макроэкономической динамики можно развернуть достаточно представительную систему показателей.

     Целесообразно использовать и такие индикаторы, как процентные ставки, данные важнейших балансов (госбюджета, торгового, платежного), величина внутреннего госдолга, внешняя задолженность.

     Следует подчеркнуть, что игнорирование  стандартных зависимостей параметров экономической политики, пороговых  критериев безопасности, показателей  экономической динамики в конечном счете и привело к событиям августа 1998 г., когда страна оказалась фактически в состоянии финансового дефолта.

     На  основе перечисленных критериев  формируется примерный перечень параметров пороговых значений экономической  безопасности, по которым можно отслеживать ее состояние и динамику, оказывать управляющее воздействие. В этот перечень целесообразно включить показатели, которые в наибольшей степени отражают агрегированные позиции:

     - динамику и структуру валового  внутреннего продукта, объемы и  темпы 
промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и т. д.;

     - состояние природно-ресурсного, производственного  и научно-технического потенциалов страны;

     - способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся 
внутренним и внешним факторам (темпы инфляции, дефицит государственного бюджета, воздействие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутренняя и внешняя задолженность и т. п.);

     - степень развития финансово-бюджетной и кредитной систем;

     - качество жизни населения (валовой  внутренний продукт на душу  населения), уровень безработицы и дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, состояние окружающей среды и т. п.

     Таким образом, существует целый ряд количественных и качественных индикаторов, позволяющих  объективно и комплексно оценить  уровень обеспечения экономической  безопасности не только  страны в целом, но и каждого региона. 

     4.Роль и место экономической безопасности в системе национальной безопасности 

     Понятие «национальная безопасность» существенно шире понятия «экономическая безопасность» и включает в себя такие слагаемые, как военная, экологическая, информационная, социальная, энергетическая и другие виды безопасности. Все эти виды национальной безопасности тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга: каждый из видов национальной безопасности может достаточно ярко проявляться в сфере действия другого, дополняя или ослабляя его влияние. Например, не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, так же как не может быть одновременно ни военной, ни экономической безопасности в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Но все же базисом национальной безопасности продолжает оставаться экономическая безопасность.

     Поэтому (с известной степенью осторожности) можно утверждать, что экономическая  безопасность, проявляясь в сферах влияния других видов национальной безопасности, проникая в них и  взаимодействуя с ними, аккумулирует в себе их воздействия, оставаясь при этом основой (базисом) национальной безопасности.

     Заключение

     Решение проблемы обеспечения экономической  безопасности России становится одной  из важнейших задач государства. Само понятие экономической безопасности подразумевает состояние защищенности экономических и социальных интересов граждан. А обеспечение этой защищенности – основная функция государства. Анализ факторов, определяющих уровень экономической безопасности страны, предполагает комплексный учет всех аспектов социально – экономической жизни населения, выявляет угрозы интересам граждан, помогает в разработке программ по устранению этих опасных эффектов.

     Список  использованной литературы

  1. Абалкин, Л.И. Курс переходной экономики: учеб. для  вузов/ Л.И. Абалкин, И.А. Погосов, В.В. Радаев; под ред. Л.И. Абалкина. - М.: Финстатинформ, 2007. – 631 с.
  2. Аганбегян А.Г. Социально – экономическое развитие России. / А.Г. Аганбегян; Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. – 2- е изд., испр. и доп. – 2005. – 374 с.
  3. Бункина, М.К, Национальная экономика: учеб. пособие/ М.К, Бункина. – М.: Дело, 2007. – 272 с.
  4. Виноградов, В.В. Экономика России: учебное пособие для вузов/ В.В. Виноградов. – М.: Юристъ, 2007. - 320 с.
  5. Градов, А.П. Национальная экономика: учеб. пособие/ А.П. Градов. - 2-е изд. - М.: Питер, 2005. – 233 с.
  6. Ойкен, В. Основы национальной экономики/ В. Ойкен; пер. с нем. – М.: Экономика, 2006. – 351 с.
  7. Национальная экономика: учебник для вузов/ м-во образования РФ; Рос. экон. акад. Им. Г.В, Плеханова; под общ. Ред. В.А. Шульги. – М.: Рос. экон. акад., 2007, - 592 с.
  8. Экономическая безопасность России. Под ред. В.К. Сенчагова, - М.: Дело, 2005. – 895 с.
  9. Экономическая и национальная безопасность: Учебник / под ред. Е.А. Олейникова. – М.: Изд – во «Экзамен», 2005. – 768 с.

Информация о работе Экономическая безопасность и её роль в обеспечении национальной безопасности страны