Экономическая безопасность государства и регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 10:36, реферат

Описание работы

Сущность экономической безопасности государства,ее содержание, важнейшие виды, угрозы экономической безопасности. Важнейшие элементы механизма обеспечения экономической безопасности государства.

Содержание

Введение 3-4
Экономическая безопасность: понятие, сущность, специфика 5-6
Экономическая безопасность государства и регионов 7-8
Виды экономической безопасности 9-12
Основные угрозы экономической безопасности 13-14
Механизм обеспечения экономической безопасности государства и регионов……15-17
Заключение 18
Список литературы 19

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 38.83 Кб (Скачать)

Энергетическая  безопасность.Понятие энергетической безопасности в настоящее время не имеет однозначного толкования в научной литературе. В наиболее известной трактовке, предложенной учеными СЭИ СО РАН имени Л.А. Мелентьева, энергетическая безопасность понимается как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угрозы дефицита в обеспечение их потребностей экономически доступными топливно-энергетическими ресурсами приемлемого качества, а также от угрозы нарушения топливо и энергоснабжения потребителей.

Очевидно, что под энергетической безопасностью  любой экономической системы (страны, региона, отрасли, предприятия) следует  понимать минимальную вероятность  проявления внешних и внутренних угроз процессу ее энергоснабжения, при которой не нарушается долговременное устойчивое функционирования системы. Из данного определения энергетической безопасности любой хозяйствующей  системы следует, что для управления ею необходимо, в первую очередь, определить виды угроз, выявить их индикаторы и  оценить их значения, при которых  не нарушается устойчивое функционирование системы (определить их пороговые значения), а также провести анализ возможных последствий реализации угроз и разработать меры по их предупреждению или ликвидации.  

Применительно к экономике России из наиболее вероятных  угроз ее энергетической безопасности в средне- и долгосрочной перспективе  необходимо выделить следующие:

  • неопределенность запасов углеводородного сырья и, прежде всего, запасов нефти и природного газа;
  • нерациональное использование существующих запасов, чему в немалой степени способствуют высокие цены на нефть и нефтепродукты;
  • конфликт интересов собственников топливно-энергетических компаний и государства, владеющего природными энергетическими ресурсами;
  • высокая энергоемкость валового внутреннего продукта страны;
  • низкие темпы энергосбережения в стране;
  • высокая изношенность основных фондов отраслей ТЭКа;
  • низкий уровень инвестиций в развитие ТЭКа и их неэффективное использование;
  • дисбаланс в развитии смежных и сопряженных отраслей ТЭКа;
  • неэффективное управление производственно-хозяйственными процессами в отрасли ТЭКа;
  • дискриминационные действия на внешних рынках по отношению к экспортируемым товарам и услугам отраслей ТЭКа;
  • наличие финансовых махинаций при оплате поставляемых товаров и услуг и взимания налогов и другие.
 

Применительно к электроэнергетическим компаниям  к наиболее вероятным угрозам  их безопасности следует отнести:

  • высокую зависимость отечественной электроэнергетики от зарубежных партнеров;
  • уязвимость энергетической инфраструктуры, расположенной на территории других государств;
  • высокий уровень монополизма производителей энергии;
  • высокую степень износа основных фондов;
  • дефицит инвестиционных ресурсов;
  • неэффективность использования ресурсов;
  • низкий инновационный потенциал компаний;
  • слабость государственного механизма регулирования;
  • и контроля экономической деятельности компаний;
  • низкий уровень безопасности технологий и процессов;
  • конфликт интересов в сферах производства, транспорта, распределения и потребления энергии;
  • слабую защищенность внутреннего рынка электроэнергии;
  • высокий уровень вредных выбросов в окружающую среду;
  • низкий уровень автоматизации процессов принятия решений по управлению объектами энергетики;
  • низкое качество информации в условиях рыночной экономики (по объективным и субъективным причинам).
 

Оборонная безопасность характеризует состояние  структуры армии, ее готовность к  отражению внешних угроз. Необходимы разработка системы геополитических  интересов России, определение условий  прочности ее геополитического статуса  и на этой основе аналитическая оценка следующих составляющих частей оборонной  безопасности под углом зрения современных  угроз: количественного и качественного  состава армии, ее структуры, боевой и моральной готовности, управляемости  войск, взаимодействия различных видов  войск и т.д.; состояния и качества оборонных сооружений, обустройства границ и т.д.; состояния и качественного  состава всех видов вооружений. 

Оборонно-промышленная безопасность – это состояние военно-промышленного комплекса, его способность к поддержанию военной (оборонной) безопасности при самом неблагоприятном развитии международной ситуации и угрозах понижения геополитического статуса России. Аналитическая характеристика оборонно-промышленной безопасности с позиции структуры современных угроз содержит следующие оценки: состояние мощностей, способных производить вооружение, по количеству и качеству соответствующее требованиям военной докторины; состояния квалифицированных кадров; состояние научно-исследовательских и конструкторских организаций, способных разрабатывать новые, современные виды вооружений.  

Продовольственная безопасность. Поспешность в разрушении сложившихся структур и хозяйственных  связей, обострение ценовых диспропорций между промышленностью и сельским хозяйством, отказ от разумного патернализма по отношению к отечественным  производителям и практически полное открытие внутреннего рынка для  импорта продуктов питания - все  это подрывает базу для самообеспечения  страны продовольствием. Постановка вопроса  о самообеспеченности страны продовольствием отнюдь не означает проведение курса на автаркию и изоляцию от мирового рынка. Гибкая и эффективная защита отечественных производителей, регулирование соотношений, позволяющих весь импорт продуктов питания, возможности производства которых в стране крайне ограничены или вообще отсутствуют, покрывать экспортом таких продуктов питания, производство которых более эффективно. Монополизм производителей сельскохозяйственной техники, разбухание посреднических структур, непродуманная налоговая и кредитная политика делают производство продовольствия неэффективным, ведут к увеличению доли ручного труда. Объем и удельный вес торговой части продовольственных ресурсов неуклонно снижаются, усиливается натурализация производства.

Все это  создает угрозу потери производственной независимости страны, которая станет свершившимся фактом, если опасность  не будет своевременно осознана и  не будут предприняты радикальные  меры по ее отражению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные угрозы экономической безопасности

Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности, на локализацию которых должна быть направлена  деятельность федеральных органов государственной власти, являются:

1. Увеличение   имущественной   дифференциации   населения   и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов  может  быть  нарушен  в  результате  действия  следующих факторов: расслоение общества на  узкий  круг  богатых  и  преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей; увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней,  что  создает  социальную  и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно  новых  негативных   явлений  -  наркомании, организованной преступности, проституции и тому подобного; рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам; задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и так далее.

2. Деформированность  структуры российской экономики,  обусловленная такими факторами,  как: усиление топливно-сырьевой  направленности экономики; отставание  разведки запасов полезных ископаемых  от их добычи; низкая конкурентоспособность  продукции       большинства отечественных предприятий; свертывание производства в жизненно важных    отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении; снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и  разработок,  распад сложившихся научных коллективов и на  этой  основе  подрыв  научно-технического потенциала; завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка государства  по многим видам товаров народного потребления; приобретение иностранными  фирмами  российских  предприятий  в целях  вытеснения  отечественной продукции как с внешнего,  так и с внутреннего рынка; рост внешнего  долга государства  и  связанное  с  этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

3. Возрастание  неравномерности  социально-экономического развития регионов.

Важнейшими факторами  этой угрозы являются: объективно существующие  различия  в уровне  социально-экономического  развития регионов,  наличие депрессивных, кризисных и отсталых в  экономическом  отношении  районов  на  фоне структурных  сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся  резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей; нарушение производственном - технологических связей  между  предприятиями отдельных регионов; увеличение разрыва  в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами государства.

4. Криминализация   общества   и  хозяйственной  деятельности, вызванная в основном такими факторами, как: рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода; сращивание части чиновников  государственных органов с организованной  преступностью,  возможность  доступа криминальных структур   к  управлению  определенной  частью  производства и их проникновения в различные властные структуры; ослабление системы  государственного  контроля,  что привело к расширению  деятельности  криминальных   структур   на   внутреннем финансовом  рынке,   в   сфере  приватизации,  экспортно-импортных        операций и торговли. Основными причинами, вызывающими возникновение  указанных угроз,  являются неустойчивость финансового положения предприятий, неблагоприятный   инвестиционный  климат,  охранение  инфляционных процессов и другие проблемы, связанные с финансовой дестабилизацией в экономике.

Предотвращение  или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности государства требует определения  и мониторинга факторов, подрывающих  устойчивость социально-экономической  системы государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Механизм обеспечения  экономической безопасности государства  и регионов.

Меры и механизмы  экономической политики, разрабатываемые  и реализуемые на федеральном  и региональных уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической  безопасности государства.  

Важнейшими элементами механизма обеспечения экономической  безопасности государства являются мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической  безопасности.  

Мониторинг как  оперативная информационно-аналитическая  система наблюдений за динамикой  показателей безопасности экономики  имеет большое значение для переходного  состояния экономики при наличии  серьезных межотраслевых пропорций  и острой недостаточности ресурсов (прежде всего финансовых).  

Разработка критериев  и параметров (пороговых значений) экономической безопасности государства. 

Для реализации Государственной стратегии должны быть разработаны количественные и  качественные параметры (пороговые  значения) состояния экономики, выход  за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, характеризующие:

·  динамику и структуру валового внутреннего продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и тому подобное;

·  состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны;

·  способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам;

· состояние финансово-бюджетной и кредитной систем;

· качество жизни населения .  

  Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:  

1.Выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности.   

Информация о работе Экономическая безопасность государства и регионов