История института банкротства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

В данной работе прослеживается история развития нормативных актов, регулирующих институт несостоятельности. Довольно длительное время оно шло в нашей стране обособленно, подвергаясь незначительным изменениям и дополнениям, но после налаживания торговых и политических отношений с Европой начались активные работы в этом направлении. Российская империя не могла позволить иностранным и отечественным купцам терять имущество из-за несовершенства законодательства. Многие положения были заимствованы из зарубежной практики, а некоторые из них, претерпев изменения в российских условиях, послужили примером уже для европейских держав.

Содержание

Введение 2
1. Становление института банкротства в России 5
1.1 История института банкротства в России: ранние источники 5
1.2 Устав о торговой несостоятельности 1832 года 10
1.3 Гражданский кодекс РСФСР 1922 года 15
2. Развитие института банкротства в современной России. 17
2.1 Первые нормативные акты после распада СССР 17
2.2 Современное законодательство о несостоятельности (банкротстве) 20
3. Примеры известных банкротств в истории России 25
Железнодорожный магнат. Савва Иванович Мамонтов 25
Заключение 30
Список использованных источников 32

Работа содержит 1 файл

история института банкротства.docx

— 69.99 Кб (Скачать)

     2.2 Современное законодательство о  несостоятельности (банкротстве)

 

     Дальнейшее  развитие нормативного регулирования  банкротства в России нашло отражение  в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ, действующем (наравне с иными  законами и подзаконными актами) в  настоящее время.

     Закон распространяется на все юридические  лица, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением казённых предприятий, учреждений, кредитных  организаций (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»), субъектов естественных монополий (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий»), политических партий и религиозных  организаций.

     Возможность банкротства граждан (физических лиц) предусмотрена действующим законодательством, но до настоящего времени соответствующая  процедура законодательно не утверждена, в связи с чем, реально не применяется.

     Для возбуждения дела о банкротстве  необходимо чтобы должник — юридическое  лицо либо гражданин-предприниматель, обладал признаками банкрота. Для  гражданина такими признаками является неудовлетворение указанных требований в течение трёх месяцев со дня, когда он должен был их удовлетворить, при этом сумма его обязательств должна превышать стоимость принадлежащего ему имущества. Для юридических  лиц таким признаком является только неудовлетворение своих обязательств в течение трёх месяцев. При этом сумма обязательств должна быть более 100 000 рублей.

     Процесс банкротства начинается с подачи в арбитражный суд заявления  о признании должника банкротом. Заявление может быть подано кредитором, уполномоченным органом или самим  должником и учитываются только обязательства перед кредиторами.

     Процедуры банкротства, вводимые в отношении  должника: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

     Для контроля за проведением процедуры  банкротства создается собрание и комитет кредиторов, назначается  арбитражный управляющий. Составляется реестр кредиторов должника.

     Процедура банкротства завершается либо ликвидацией  должника с частичным удовлетворением  требований кредиторов или без удовлетворения (конкурсное производство), либо удовлетворением  требований кредиторов (через процедуры  внешнего управления, финансового оздоровления, путем выяснения достаточности  средств должника для расплаты кредиторов, удовлетворением обязательств должника акционерами (учредителями) или третьими лицами).

     Банкротство некоторых юридических лиц имеет  свои специфические особенности (в  частности банков, градообразующих, стратегических, сельскохозяйственных предприятий и т. д.).

     Уголовным кодексом РФ и Административным кодексом РФ предусмотрена ответственность  за преднамеренное банкротство и  фиктивное банкротство. В число  законодательных актов, так или  иначе затрагивающих вопросы  банкротства необходимо включить также  Гражданский кодекс Российской Федерации (ст.ст. 61 - 65), Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов  естественных монополий топливно-энергетического  комплекса"; Федеральный закон  от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"; Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"; Федеральный  закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федеральный  закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О  государственной регистрации юридических  лиц" и др.

     Наряду  с законодательными актами, правовое регулирование института банкротства  строится на многочисленных подзаконных  нормативных актах, а также информационных письмах и пленумах Высшего арбитражного суда.

     Последние изменения в законодательство о  банкротстве вносились в течении  года три раза.  Спустя, четыре месяца с момента принятия практически  нового федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции от 30.12.2008 N 296-ФЗ,  28.04. 2009 г. Федеральным законом  № 73-ФЗ  внесены снова существенные поправки, которые вступили в силу 5 июня 2009 г. и через три месяца  вновь внесены существенные поправки Федеральным законом от 17.07.2009 N 145-ФЗ.

     Фактически  это означает, что неоднократно  повторяемые прогнозы об увеличении неплатежеспособных предприятий начинают сбываться. Высший арбитражный суд  готовится к росту числа судебных разбирательств, связанных с делами о банкротстве. Согласно прогнозу ВАС, число  таких дел может увеличится в результате финансового кризиса  на 40 процентов. Соответственно,  в  этом году банкротство ждет приметно 48 тысяч организаций.

     Принимая  очередные поправки в один из самых  изменяемых федеральных законов  государство готовится более  уверенно, как говорится во всеоружии  встретить волну неплатежеспособности.  Формально закон направлен на защиту интересов кредиторов при банкротстве организации, но основным кредитором в процедуре банкротства чаще всего является само государство в лице уполномоченного органа - Федеральной налоговой службы.

     Главное новшество документа, это ранее  декларируемая, а теперь впрямую  прописанная - возможность привлечения  директора и собственников компании-банкрота к дополнительной ответственности  по ее долгам. Если у банкрота не хватит средств, чтобы рассчитаться со всеми  кредиторами, появляется возможность  взыскать оставшийся долг со стоящих  за ним физических лиц, обратив взыскание  на их личное имущество.

     Новая редакция закона о банкротстве вводит новое понятие «контролирующие  должника лица» и распространяет норму, об имущественной ответственности  не только на руководителей, но также  на участников ООО, акционеров, ликвидаторов и других лиц имевших право  в течение двух лет до введения процедуры банкротства давать обязательные указания предприятию - должнику.

     Любой из «контролирующих должника лиц»  или все  они вместе могут быть привлечены к дополнительной ответственности, если их действия повлекли ухудшение  финансового положения компании (увеличение долговой нагрузки или  уменьшение ее активов). Заявление о  привлечении физических лиц к  ответственности будет подавать конкурсный управляющий после того, как в конкурсной массе предприятия  закончатся денежные средства. Окончательное  решение об этом принимает суд. Решение  вступает в силу сразу.

     Интерес вызывает норма, по которой руководитель ответит по долгам компании в том  случае, если на момент банкротства  обнаружится, что бухгалтерская  документация отсутствует, либо не содержит сведений об имуществе банкрота, либо эти сведения искажены.  В практике часто возникают случаи, когда  бухгалтерская документация украдена, либо она сгорает при пожаре, теперь такие ситуации не являются уважительными  для руководителя. Введена обязанность  на руководителя самостоятельно подать заявление о признании банкротом  в течение месяца с момента, когда  компания стала неплатежеспособной. Если заявление не подано или подано не вовремя, директор может также  ответить своим личным имуществом.

     Добавлена новая глава об оспаривании сделок должника, которая дает арбитражному управляющему право по разным основаниям, в пределах разных сроков (до трех лет) оспаривать фактически любые  сделки должника, например «подозрительные сделки», где основанием для обжалования может послужить, например фактическое пользование имуществом должника  после сделки, скрытие документов или даже изменение местонахождения без уведомления кредиторов.

     Все указанные нововведения очевидно внесены  в интересах кредиторов. Складывается  новая для предпринимателей ситуация,  в отличие от действующей раннее редакции закона,  лицам доведшим  предприятие до банкротства будет  намного сложнее выйти из состояния  неплатежеспособности  и начать новый бизнес со старыми активами. Банкротство перестает быть одной  из возможностей искусственно закрыть  долги. В сегодняшних реалиях  в состоянии  неплатежеспособности необходимо принимать ответственные, соответствующие закону решения,  понимая  все последствия процедуры  банкротства. Но как бы ни менялось законодательство, с точки зрения экономики   банкротство, по прежнему остается одним из наиболее главных  универсальных инструментов применяемых  во всем мире для решения проблем  неплатежеспособности и оздоровления экономики,  ни один бизнес  не застрахован  от  банкротства,  что и подтверждает  тем замечательным временем  в  которое мы живем.

     А в ближайшем будущем, если исходить из логики законодателя, по видимому,  должен решиться вопрос и о банкротстве  граждан .

 

     3. Примеры известных банкротств в истории России

      Железнодорожный магнат. Савва Иванович Мамонтов

 

     110 лет назад, 30 июня (12 июля) 1900 года, состоялся  прогремевший на всю Россию  суд над известным «олигархом»  Саввой Мамонтовым. Впервые за  многие десятилетия человек такого  уровня оказался в тюрьме, а  весь его бизнес фактически  был ликвидирован.

     Ничего  подобного в Российской империи  давно не бывало. Россия старалась выглядеть европейской цивилизованной державой и спешила отречься от всех прошлых проявлений «азиатчины». После отмены крепостного права состоялось учреждение независимого, гласного, состязательного суда присяжных. Казалось, навеки застывшая «страна господ, страна рабов», царская Россия к концу XIX века была, в общем-то, сложившимся правовым государством. Даже набирающее силу революционно-освободительное движение, а по-современному, «террористическая деятельность, направленная на подрыв конституционного строя», не давала поводов хоть как-то ограничивать судебный порядок.

     Широко  известен случай, когда была оправдана  присяжными и освобождена в зале суда Вера Засулич, стрелявшая в высокое  должностное лицо — московского  градоначальника Трепова. Что характерно, судья, который утвердил оправдательный приговор, сделал потом блистательную  карьеру, был сенатором и членом Государственного совета. 16

     И вот при судебной власти, о которой  сейчас можно лишь мечтать (или удивляться, что в России таковая имела  место быть), уважаемый человек  оказался в Таганской тюрьме. И  хотя провел он там лишь несколько  месяцев, по тем временам это было оценено как юридический беспредел.

     Савва Мамонтов родился в 1841 году в городе Ялуторовске, за Уралом, где отец его, Иван Федорович, работал по откупной части. В своих заметках о детстве  меценат вспоминал, что его отец «был близок и как будто родственно связан с некоторыми из декабристов», но профессия винного откупщика (оптового торговца водкой) была не настолько  почтенной, чтобы дворяне искали с ним знакомства.

     Вообще, Савва Иванович любил приукрасить  свою биографию, тем более что  ему было что приукрашивать. Например, из гимназии он был отчислен за неуспеваемость. Каким-то чудом папаша протолкнул своего отпрыска на юридический факультет  Московского университета, где юный повеса, по его словам, «посещал лекции с большим интересом и с  большим вольнодумством».17 Вольнодумство выражалось, видимо, в том, что лекции Савва посещал выборочно. Зато он стал завзятым театралом и будто бы даже в любительской постановке «Грозы» А.Н. Островского сыграл роль Кудряша, причем роль Дикого исполнял сам великий драматург.

     Иван  Федорович, обеспокоенный легкомысленным отношением Саввы к учебе, не раз  выговаривал сыну: «Мне нужен не актеришка, а образованный, здравомыслящий юрист, которому можно без страха поручить серьезное дело. Мне нужен  не фигляр, а помощник». Но убедившись в том, что у сына «пустота в  голове, слабость в теле и мучительный  упадок в характере», он отправил сына в Баку, определив «на должность  в контору». Но, видимо, даже в Баку Савва нашел, где приятно проводить  время. Пришлось отправить его еще  дальше — в «дикую Персию», в город  Шахруд, где он работал приказчиком  в лавке. Полгода Савва слезно умолял отца вернуть его в Москву, поскольку все осознал и стал другим человеком, но, вернувшись, пожаловался  на здоровье и уехал лечиться в  Италию. Там Савва пристрастился  к живописи и вокалу — его, как  он рассказывал, чуть ли не приняли  на басовые партии в один из миланских  театров.

     Вконец  отчаявшись наставить сына на праведный  путь, Иван Федорович сговорился с  вдовой купца Сапожникова, и та, прихватив дочь Лизавету, отправилась в Италию. Женитьба не входила в планы юного повесы, но, узнав, какое за невестой будет приданое, он изменил свои планы. Вскоре Иван Федорович Мамонтов умер, и Савва, которого вся Москва знала как редкого шалопая, в одночасье превратился в одного из самых богатых российских купцов.

Информация о работе История института банкротства в России