Государственное регулирование в условиях кризиса, институт банкротства предприятий, государственное регулирование отношений несостояте

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 09:48, контрольная работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики главное внимание собственников и менеджмента обращено к оптимизации решаемых ими задач. Так, предприятия стремятся к максимизации прибыли, а домохозяйства - к более выгодному использованию своего дохода. Однако задача оптимизации может быть не только невыполненной, но и может возникнуть ситуация разорения домашнего хозяйства, краха предприятия, банкротства целых отраслей и даже гибель природы.

Содержание

Введение 3
1 Государственное регулирование кризисов. 5
1.1 Роль государства в антикризисном управлении. 5
1.2 Виды государственного регулирования кризисных ситуаций 5
2 Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций. 10
2.1 Особенности антикризисного регулирования на макроуровне экономики 10
2.2 Меры антикризисного регулирования, применяемые к предприятиям 14
3 Порядок и формы осуществления санации. 19
Заключение. 25
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

АнтикризКонтр.docx

— 48.79 Кб (Скачать)

В этой области  государственным управлением осуществляются следующие функции:

-  пересмотр  принципов и приоритетов в  области управления и распоряжения государственным имуществом;

-  определение  роли государства в процессе  реформирования отношений собственности;

-  реализация  эффективного контроля в государственном  секторе экономики. Особенно это касается тех предприятий, которые обеспечивают научно-техническую и технологическую независимость страны как неотъемлемую часть национальной безопасности.

  1. Финансово-кредитная политика представляет собой целенаправленное управление государства банковским процентом, денежной массой и кредитами, которые, в свою очередь, воздействуют на потребительский и инвестиционный спрос.

Она выполняет  следующие функции:

-  оказание  финансовой поддержки на безвозмездной  основе и на условиях льготных кредитов жизненно важным для экономики предприятиям;

-  воздействие  Центрального банка РФ на коммерческие  банки, в частности с помощью нормирования их обязательных резервов и стимулирования или ограничения тем самым выдачи кредитов организациям;

-  осуществление   операций государства на рынке  ценных бумаг (покупка и продажа  ценных бумаг государства влияет  на экономический рост и инфляцию: покупка ведет к увеличению денежной массы, продажа - к ее снижению).

  1. Научно-техническая политика состоит в обеспечении комплексного развития науки и техники. Она выполняет следующие функции:

-  выбор  приоритетных направлений в развитии  науки и техники;

- государственную  поддержку приоритетных направлений  в развитии науки и техники  путем финансирования;

- осуществление    прогрессивной    амортизационной    и инвестиционной политики;

-  совершенствование  системы оплаты труда научных  работников;

- участие  в международном научно-техническом  сотрудничестве и др.

  1. Промышленная политика направлена на выполнение следующих функций:

-  преобразование  отраслевой структуры промышленности  в ходе государственного регулирования промышленности региона, в том числе на реструктуризацию предприятий;

- создание  системы стратегического корпоративного  планирования и финансового мониторинга;

-    формирование   системы    информационной    поддержки промышленности.

В настоящее  время происходит процесс внутренней перегруппировки сил, заставляющий вчерашних олигархов развернуться в сторону более активной и финансово-ощутимой поддержки национальной экономики.

  1. Амортизационная политика - это оптимизация формирования затрат по использованию основных фондов путем выбора наилучшего варианта исчисления амортизации.
  2. Инвестиционная политика нацелена на выполнение следующих функций:

-  регулирование  темпов роста производства;

- ускорение  НТП;

-  изменение  отраслевой структуры экономики.

Главная задача здесь видится в освобождении государства от функции основного  инвестора и создании условий  для привлечения частных инвестиций в экономику.

  1. Прогнозирование и планирование занимают не последнее место в системе государственного регулирования. Индикативное планирование, основанное на анализе развития экономики, осуществляется в соответствии с    имеющимися    ресурсами.    Результатом    являются    основные макроэкономические показатели в плановом периоде: темпы роста валового национального продукта и национального дохода, уровень инфляции, безработицы, МРОТ, дефицит бюджета, процентные ставки и др. Определяются способы их достижения и регулирования в случае их невыполнения.
  2. Ценовая политика состоит в регулировании цен на важнейшие (первой необходимости) товары и услуги и на продукцию монополистов с помощью определения предельных или фиксированных цен, предельных коэффициентов изменения цен, предельных уровней рентабельности.
  3. Внешнеэкономическая политика предполагает обеспечение условий для притока иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок с помощью таможенных тарифов, протекционизма, принятия соответствующих законов.
  4. Социальная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования.

В процессе антикризисного регулирования должны разрешаться  и такие проблемы, как неприятие  руководителями предприятий давления со стороны местной администрации, нежелание раскрыть финансовую и  производственную информацию о своем  бизнесе, убежденность в том, что  в условиях экономической нестабильности составлять программы финансового оздоровления предприятий бесперспективно, отсутствие опыта у руководителей в подготовке конкретных финансовых предложений.

2.2 Меры антикризисного регулирования, применяемые к предприятиям

Регулирование состояния предприятий осуществляется по различным технологиям.

Технология  антикризисного регулирования- совокупность способов, приемов, форм и методов (далее  по тексту - меры), с помощью которых  осуществляется государственное регулирование по поводу преодоления кризиса предприятий.

Все меры антикризисного регулирования несостоятельности  предприятий можно объединить в  две группы.

  1. Профилактические меры антикризисного регулирования- меры, предупреждающие наступление кризисного состояния у предприятий. К ним относятся антикризисные процедуры по улучшению правовых, экономических, социальных и иных условий внешней среды предприятий, стимулирующих их деятельность в направлении, важном и полезном для социально-экономического развития региона и страны в целом. Суть профилактических мер сводится к созданию поощрительных и запретительных стимулов по отношению к деятельности предприятий.
  2. Меры, применяемые к предприятиям, находящимся в кризисе, -это оздоровительные действия (санация) в отношении несостоятельных предприятий, законодательно разрешенные государством.

Санация состояния  предприятия может быть: внесудебной, досудебной и арбитражной (судебной). Внесудебная санация - это санация  предприятия, проводимая без участия арбитражного суда и соответственно без официального объявления банкротства. Досудебная санация - это санация предприятия, предполагающая предварительное, до открытия производства по делу о банкротстве, оздоровление. Арбитражная (судебная) санация - это санация, осуществляемая по решению арбитражного суда в соответствии с действующим законодательством.

Разнообразие  применяемых в процессе антикризисного регулирования мер позволяет  их объединить в рамках той или  иной политики в этой области. Очевидно, что профилактические меры применяются  в ходе проведения политики предупреждения кризиса, внесудебная или досудебная санация - в результате реализации политики преодоления последствий кризиса в щадящем для предприятия режиме, арбитражная санация - при политике преодоления кризиса на основе жесткого следования нормам законодательства.

Для российской экономики текущего периода характерна массовая несостоятельность предприятий. В соответствии с действующим законодательством о банкротстве большинство из них полагалось бы ликвидировать. Однако многие предприятия выполняют социально и экономически важные функции в народном хозяйстве (например, предприятия транспорта, коммунальные службы и т.п.). Их функционирование нельзя не только прекратить, но и приостановить. Поэтому органы, компетентные осуществлять антикризисное регулирование, не следуют принципу автоматического выполнения законодательства, как это делается в Германии или Англии. Категоричный подход уместен в условиях здоровой экономики. Россия пребывает в состоянии затяжного глубокого кризиса. В этой ситуации наибольшую актуальность и эффективность приобретают профилактические меры и внесудебная санация состояния предприятий.

 Популярные профилактические меры по антикризисному регулированию:

  • консультирование предпринимателей и менеджеров по вопросам законодательства о банкротстве;
  • создание специализированных компаний по антикризисному управлению;
  • обеспечение условий для инновационной деятельности предприятий,   а   именно: осуществление институциональных преобразований, разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения, развитие инфраструктуры инновационного процесса, защита интеллектуальной собственности в инновационной сфере, вовлечение ее в оборот, создание доступного информационного банка о достижениях научно-технического прогресса, обеспечение доступа предприятий к результатам научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, продажа или передача на взаимовыгодных   условиях   пустующих   объектов   и   объектов незавершенного строительства, стимулирование спроса у отечественных производителей на конкурентоспособные технологии, лоббирование возможностей экспорта результатов инновационной деятельности, формирование региональных фондов перспективных проектов;
  • разработка Минэкономразвития РФ совместно с администрациями регионов и консультационной фирмой "Проинвест Консалтинг" при участии Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ Программы подготовки предприятий регионов к привлечению инвестиций и содействия в мобилизации капитала. Цель ее видится в вовлечении в инвестиционный процесс руководителей предприятий в тесном взаимодействии с органами местной власти регионов. Программа призвана активизировать инвестиционные процессы и повысить инвестиционную привлекательность регионов. Это один из этапов более масштабной и комплексной Программы повышения конкурентоспособности и реформирования промышленности регионов;
  • формирование библиотеки инвестиционных проектов региона, предназначенной для посещаемых регион инвесторов, создание имиджа благополучного в финансово-экономическом отношении региона, повышение инвестиционной привлекательности региона, подготовка предприятий к взаимодействию с потенциальными инвесторами;
  • льготное кредитование и налогообложение приоритетных сфер экономики;
  • совершенствование законодательства и усиление контроля за его выполнением;
  • предоставление гарантий при финансировании, а также прямое бюджетное финансирование проектов;
  • приоритетное предоставление недвижимой собственности и земельных участков в пользование предпринимателям;
  • анализ рыночной конъюнктуры на перспективу;
  • создание условий для добросовестной конкуренции;
  • целевая переподготовка персонала с целью воспитания профессиональных управленцев на всех уровнях хозяйствования; обучение собственников, руководителей, специалистов, менеджеров; социальная дифференциация кадров;
  • формирование инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства;
  • выделение и стимулирование приоритетных видов деятельности;
  • налоговые льготы, упрощение порядка расчетов по налогам для малых предприятий;
  • предоставление права первоочередного выкупа арендуемых объектов недвижимости с учетом вложенных в них средств.

Меры  по внесудебной санации состояния предприятия в системе антикризисного регулирования:

•   реструктуризация предприятия, предполагающая проведение его реформирования в целом путем разработки эффективной снабженческо-сбытовой, ценовой, финансовой, инвестиционной, кадровой политики. Реструктуризация  предприятия  может быть принудительной, проводимой по инициативе и с участием органов исполнительной власти, либо добровольной, осуществляемой на основании решения собственника или кредиторов;

•   реструктуризация имущества предприятия, т.е. изменение  структуры предприятия таким  образом, чтобы его функционирование в целом обеспечило достаточный  уровень рентабельности;

•  реструктуризация задолженности перед федеральным  бюджетом. Оказанием помощи по погашению нереструктурированной задолженности занимаются межведомственные балансовые комиссии;

•  выделение  льготного кредита из бюджета;

•  поддержка  Правительства РФ и территориальных  органов в виде разработки бизнес-планов по техническому перевооружению и снижению коммунальных платежей;

• работа с несостоятельными предприятиями в рамках межведомственных балансовых комиссий с участием представителей всех    фискальных органов, внебюджетных фондов, банков территориального образования;

• обеспечение  взаимодействия лиц, участвующих в  проведении процедур банкротства предприятий, с лицами, занимающимися антикризисным  управлением;

•  реформирование неплатежеспособных предприятий;

•  приватизация несостоятельных предприятий;

• коммерциализация на основе контрактной системы, в  результате которой предприятие остается в государственной собственности. В данном случае нанимается менеджер на контрактной основе. Перед ним ставится задача антикризисного управления предприятием на таких условиях, что если дело пойдет успешно, то ему будет бесплатно передано 12% акций этого предприятия;

• оказание помощи в осуществлении социально значимой деятельности нерентабельным и убыточным  предприятиям.

Все меры антикризисного регулирования деятельности предприятий  должны быть соотнесены с государственными программами по содействию занятости населения, реализации миграционной политики, решению экологических проблем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

 

3 Порядок и  формы  осуществления санации.

Вопрос о  процедурах, применяемых к предприятиям-банкротам, можно рассматривать с точки  зрения техники их применения, что  является предметом антикризисного управления, и с точки зрения законодательства, т.е. установленных государством правил разрешения проблем несостоятельности, что представляет собой предмет антикризисного регулирования. Соответственно, в настоящем параграфе рассматриваются особенности применения предусмотренных отечественным законодательством процедур к несостоятельным предприятиям.

Информация о работе Государственное регулирование в условиях кризиса, институт банкротства предприятий, государственное регулирование отношений несостояте