Государственная антикризисная деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является развитие научной концепции организационно-экономических проблем деятельности предприятий в кризисных условиях, разработка методов и моделей для анализа тенденций зарождения и развития современного кризиса в сельском хозяйстве страны, систем антикризисных мер на уровне предприятий, отраслей и региона в современных условиях.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
* обосновать методологические основы комплексного развития антикризисной системы в современных условиях;
* выделить общее и различия, оценить уровень и перспективы развития функционирующих элементов антикризисной системы предприятия, региона, страны;
* раскрыть содержание и направления антикризисной деятельности субъекта федерации;
* разработать систему антикризисных мер на уровне субъекта федерации;
* разработать алгоритм решения антикризисных задач для любого вида предприятия.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы изучения государственной антикризисной
деятельности ……………………………………………………………………….. 5
1.1. Понятие государственной антикризисной деятельности. Её
функции и задачи ………………………………………………………. 5
1.2. Основные направления государственной антикризисной
деятельности ……………………………………………………………. 10
1.3. Показатели оценки эффективности государственной
антикризисной деятельности ……………………………………….... 14
1.4. Пути совершенствования государственной антикризисной
деятельности ………………………………………………………….... 17
Глава 2. Анализ государственной антикризисной деятельности …………...…. 21
2.1. Анализ государственной антикризисной деятельности в области
финансовой политики ……………………………………………….… 21
2.2. Анализ государственной антикризисной деятельности в
социальной сфере …………………………………………………….... 23
Глава 3. Разработка предложений по повышению государственной
антикризисной деятельности ………………………………………………..…… 32
Заключение …………………………………………………………………. 39
Список литературы ………………………………………………………… 41

Работа содержит 1 файл

Курс. Гос. антикризисная деятельность.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

     В рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Вологодской области» Фонд развития ипотечного жилищного кредитования области проводит работу с гражданами, являющимися его заемщиками и ухудшившими финансовое положение. В результате в области выдан первый в Российской Федерации стабилизационный займ по Стандарту ОАО «АИЖК». Вологжане первыми смогли воспользоваться стабилизационными займами.

     Эти меры кореллируют с федеральной линией, которая предусматривает: оказание поддержки ипотечным заемщикам, имеющим право на получение материнского капитала; принятие решения о включении в состав расходов сумм, уплаченных организациям в возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения;содействие реструктуризации ипотечной задолженности; выполнение обязательств государства перед военнослужащими и ветеранами Великой Отечественной войны; организационная и финансовая поддержка частного спроса на новое жилье по социально приемлемым ценам; выполнение обязательств государства по реализации программы «Молодая семья»; участие в программах развития муниципальной инфраструктуры.21

     В целях стимулирования сбыта продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также приобретения продукции малообеспеченными категориями граждан по доступным ценам в области организована продажа продовольственных товаров через ярмарки и выездную торговлю. Эти казалось бы элементарные, но довольно действенные меры дают возможность сократить посредников между производителями и покупателями.

     Финансовая  помощь бизнесу оказывается в  рамках предоставления субсидий на возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях в размере 2/3 ставки рефинансирования.

     Одновременно  планируется создание Гарантийного фонда как инструмента, компенсирующего увеличение требований банков к размеру залогов (предоставление гарантий) по обязательствам субъектов малого бизнеса в кредитных организациях на 50 % заемных средств), а также развитие программ микрофинансирования.

     Такие меры облегчают малому и среднему бизнесу доступ к кредитным ресурсам. Однако здесь возникает опасность повторения некоего аналога «Семибанкирщины» 90-х годов. Четыре банка (в данном случае их представители в регионе), через которые сейчас идут колоссальные государственные средства на поддержку реального сектора, а так же малого и среднего бизнеса, могут использовать эти деньги для передела собственности в своих интересах. Есть основания полагать, что такая «Четырехбанкирщина» под флагом борьбы с невозвратом кредитов уже начала проявляться, в том числе и в Вологодской области.

     Таким образом, антикризисная программа администрации области соответствует государственной антикризисной линии, правильно расставляет акценты в сторону социальных приоритетов, является комплексной и сбалансированной. Сравнивая ее с антикризисными программами других регионов, можно сказать, что это одна из лучших программ в стране.

     Однако  вместе с тем и программа, и  соответственно, вся государственная  антикризисная политика в регионе  имеют ряд уязвимых моментов. Очень  кратко это: отсутствие механизмов оперативного реагирования на драматические изменения мировой конъюнктуры, региональных внутриполитических реалий, расстановки сил в экономике области в ходе «кризисной» волны передела собственности и «нового рейдерства»; высокий риск потери долгосрочных перспектив из-за недостаточности реальных мер по развитию инфраструктуры региона; отсутствие механизмов преодоления административных барьеров на пути малого и среднего бизнеса области.

     Высока  потенциальная коррупционная емкость  данной программы и возможность ее использования в спорах крупных хозяйствующих субъектов региона. В основном, все эти «слабые места» отслеживаются и устраняются за счет инструментария, позволяющего «мониторить» весь комплекс проблем, просчитывать варианты поведения политических и экономических акторов и реагировать в режиме реального времени.

     Такой инструментарий называется ситуационный центр. Ситуационные центры являются продуктом  высочайших технологий, вполне сопоставимых с аэрокосмическими. Применительно  к региональному масштабу в России используется, например, ситуационный комплекс МАСКАРАД (Мобильный аналитико-ситуационный комплекс автоматизации руководящей и антикризисной деятельности).

     Важной  особенностью автоматизированных методик  анализа программных политических документов таких, как Вологодская антикризисная программа, является то, что социологические исследования, анализ и творческое осмысление их результатов, а также синтез новых информационных материалов и произведений, выполняемые на этой основе, могут быть осуществлены в едином технологическом цикле. Так, в автоматизированной информационной технологии Вью-контент, разработанной командой ученых под руководством доктора социологических наук И.Г.Яковлева, смысловым стержнем такого цикла является социологический инструментарий в виде анкеты, построенной на основе системы семантических шкал.

     Многопараметрический  анализ антикризисной программы  администрации Владимирской области и других программ может быть с бьльшим успехом проведен на основе автоматизированного семантического анализа экономического и социально-политического контента. Информационные технологии позволяют увязывать с основными мыслями программы выказывания политических и экономических лидеров региона, сделанные в текущих публичных выступлениях, а так же реальные факты экономической жизни региона. Это дает возможность, с одной стороны, уточнять и истолковывать встречающиеся в программных текстах туманные положения, а с другой? отслеживать соответствие публичных заявлений ключевых региональных игроков общей социально-ориентированной линии антикризисной программы.22

     Такой инструментарий позволяет отслеживать  и сравнивать между собой идеологические позиции и политические установки ведущих экономических и политических игроков в контексте антикризисных мероприятий в режиме реального масштаба времени, моделировать изменение расстановки интересов в рамках данной политической системы, т.е. осуществлять ситуационный анализ. Учет уровней влияния политических акторов, определенных в ходе ресурсного анализа, дает возможность прогнозирования различных вариантов развития политической ситуации и вероятности создания политических коалиций, т.е. реализации сценарного анализа. 

     Этот  вид аналитической деятельности представляет собой один из инструментов стратегического анализа и планирования. Такой анализ позволяет, в частности, оценивать возможность создания и функционирования блоков между ключевыми акторами экономики региона и прогнозировать степень успешности их деятельности, в частности, в зависимости от внутриполитических тенденций в Вологодской области и других регионах, входящих в сферу интересов этих акторов.  
 
 
 
 

Заключение 

     На  основе поставленных целей и задач  были проведены следующие исследования:

     1. Рассмотрена  специфика  антикризисной  деятельности, рекомендованы как  самостоятельные  антикризисные меры  достижение  наибольшей  достоверности в бухгалтерской документации и проведение технико-экономического анализа как инструмента достижения антикризисной ситуации. Отмечена необходимость развития теории  технико-экономического анализа в антикризисном плане. Так как отдельно взятое предприятие,  являющееся основным звеном всего любого вида производства, может подвергнуться наступлению  кризисных событий с  разных сторон, то  и  попытка разработки  антикризисных  мероприятий должна учитывать всю эту многосторонность, нести  в себе необходимую глубину познания процесса и предвидеть негативные явления в исчерпывающем масштабе. В этой связи была предпринята попытка разработки  фундаментальных положений этого блока теоретических знаний. 

     2. Исследованы методы обеспечения экономической безопасности  отдельно  взятого  сельскохозяйственного  предприятия.  Даны рекомендации  по совершенствованию налогообложения любого типа  предприятия на основе антикризисных подходов. 

     3. Предложен авторский алгоритм решения антикризисных  задач в рамках отдельно взятого субъекта РФ (Владимирская область) и конкретные методы антикризисной деятельности. В качестве  одного  из инструментов антикризисной деятельности  раскрыта возможность создания в антикризисных целях локальных  денежных систем по типу бытовавших ранее трудодней. 

     4. Разработка системы антикризисных мероприятий произведена на основе изучения накопленного ранее опыта, подробного анализа достижений в этой сфере, изучения теоретических наработок, сделанных как предыдущими поколениями учёных, так  и  современными  исследователями. Как  показывают исследования,  в  применявшихся  прежде  устойчивых  словосочетаниях  и  новейших категориях системы антикризисных знаний абсолютно  не существует разночтений или нереализованных возможностей  передачи истинного смысла.    Научная база, научное обеспечение антикризисной деятельности является одним из путей совершенствования существующей антикризисной системы и самой неотложной мерой по совершенствованию её современного состояния.

     5. Исследования показали необходимость такой государственной поддержки российских товаропроизводителей,  которая сделает их труд результативным, приносящим отдачу и  ощутимую выгоду. Однако нынешние постоянные изменения цен  на энергоносители идут вразрез с научными основами антикризисных мер, разработанными в данном исследовании. Антикризисные меры на уровне государства предполагают создание системы  защиты, в  том  числе  и  в  области регулирования  цен  на  энергоносители. Одним из основных направлений совершенствования работы в этом направлении являются меры по отстранению посредников – перепродавцов энергоносителей. Обоснованное распределение  доходов  ресурсодобывающих  и  ресурсопроизводящих  отраслей топливно-энергетического комплекса является основой  построения  системы  антикризисных  мер  на  государственном  уровне.    В монографии показана определяющая роль в системе сельскохозяйственного производства затрат на электроэнергию, топливо и горюче-смазочные материалы. Через  регулирование  цен  на  энергоносители  государство может управлять антикризисной системой. Как показано в исследовании,  через цены  на  энергоносители может создаваться как  кризисная, так и антикризисная ситуация.23

     Таким образом, управление антикризисной  системой через  регулирование цен на энергоносители является одним из главных  рычагов государственной политики по защите сельских товаропроизводителей. В исследовании доказано, что этот рычаг в настоящее время  государством не используется. 
 

Список  литературы: 

  
  1. Азгальдов Г.Г. Потребительная стоимость и её измерение. – М.: Экономика, 2001.
  2. Антикризисный  менеджмент / Под  редакцией  проф.  Грязновой  А.Г. – М.: Ассоциация  авторов  и  издателей  “ТАНДЕМ”; Изд-во ЭКМОС, 2009. – 254 с. 
  3. Антикризисное  управление:  Учебник / Под  ред.  Э.М.  Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 360 с. 
  4. Антикризисное управление: общие основы и особенно- сти России: Учебное пособие / Под ред. И.К. Ларионова. – М.:  Изд. Дом “Дашков и К”, 2008. – 129 с.
  5. Антикризисное управление: Учебник. – 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 263 с. – (высшее образование).
  6. Баринов  В.А.  Антикризисное  управление. – М.:  ФБК- ПРЕСС, 2008.   – 473 с.
  7. Батова  В.Н.  Концепция  экономической  безопасности  России в переходный период // Актуальные проблемы реструктуризации российских предприятий: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза, 2008.- С.21.
  8. Боев В.Р., Серков А. Ф. и др. Основные принципы направления формирования и развития рыночных отношений. - М.: ВНИИЭСХ, 2009. – 89 с.
  9. Добрынин  В.А. Актуальные проблемы экономики: Учебное пособие. - М.: Изд-во МСХА,  2008. С. – 429 с.
  10. Жарковская Е.П., Бродский Б.Е. Антикризисное управление: Учебник. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Омега-Л, 2008. – 323 с. – (Серия «Высшая школа менеджмента»).
  11. Козенко Ю.А. Потребительский спрос: проблемы и перспективы  изучения.//  Тезисы  докладов  научной  конференции/  ВолГУ. – Волгоград, 2009.
  12. Комисаров В.Е. Кто должен обеспечить нашу безопасность. Конкурентоспособность, устойчивость и безопасность региона:  Материалы  научно-практической  конференции,  Волгоград, 15 – 16 мая 2008 года. – Волгоград: ГУ “Издатель”, 2008. С 195.
  13. Конкин Ю.А. В составе авторского коллектива. Многоукладная экономика России. – М.: Колос, 2008. – 146 с.
  14. Макаренко  А.П.  Эволюция  мирового  кооперативного  движения. - М., 2007. – 148 с.
  15. Милосердов В.В. Необходима смена курса // Экон-ка с.- х. России. – 2009. – № 1. – С 23.
  16. Радугин  Н.П.  Проблемы  экономической  реформы  в  стране. - М.: ПАЛЕЯ, 2009. 
  17. Родионова  Н.В.  Антикризисный  менеджмент. - М.:  ЮНИТИ, 2009.
  18. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой/ Богданова Т.А., Градов А.П. и др.; Под ред. Градова А.П. и Кузина Б.И. - СПб.: "Специальная литература", 2008. – 458 с.
  19. Уткин  Э.А.  Антикризисное  управление. – М.:  Ассоциация авторов и издателей “ТАНДЕМ”; Изд-во ЭКМОС, 2008. – 300 с.
  20. Экономическая  безопасность  России (Тенденции,  методология, организация). Книга третья. – М.: Институт экономики РАН, 2008. – 257 с.

Информация о работе Государственная антикризисная деятельность