Формирование системы банкротства и ее организационно-методическое обеспечение

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 21:05, реферат

Описание работы

В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве). В настоящий момент в нашей экономике наблюдается общий экономический кризис, недостаток инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, что, несомненно, способствует несостоятельности хозяйствующих субъектов. Добрую половину российских предприятий следовало уже давно объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что, несомненно, способствовало бы оздоровлению российского рынка. При рыночных отношениях всегда и для лю­бого производителя существует постоянный риск банкротства, заставляющий стремиться к достижению наибольшей эффективности про­изводства. Такие ситуации наблюдаются на всех уровнях и стадиях экономического развития, так как сроки существования любого предпри­ятия ограничены. Но массовые бан­кротства способны вызвать серьезные экономи­ческие и социальные потрясения.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1 Система банкротства в России ………………………………………………...5
2 Организационный механизм ликвидации предприятия ……………………...8
2.1 Диагностика кризисных ситуаций и состояние банкротства ……………...8
2.2 Организационно-методическое обеспечение ликвидации предприятий ….12
Заключение ……………………………………………………………………….15
Список литературы ………………………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

моя контр.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

Способность предприятия приспособиться к изменению технологических, экономических и социальных факторов — гарантия не только его выживания, но и процветания.

В экономической литературе к внешним факторам, оказывающим сильное влияние на деятельность предприятия, относятся:

1) размер и структура потребностей населения;

2) уровень доходов и накоплений населения, а, следовательно, и покупательная его способность (сюда же могут быть отнесены уро­вень цен и возможность получения потребительского кредита, что существенным образом влияет на предпринимательскую активность);

3) политическая стабильность и направленность внутренней по­литики;

4) развитие науки и техники, которое определяет все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособность;

5) уровень культуры, проявляющейся в привычках и нормах

Важным является система контроля и раннего обнаружения при­знаков предстоящей кризисной ситуации.

1. Серьезным предупреждением грядущего неблагополучия предприятия является отрицательная реакция партнеров по биз­несу, поставщиков, кредиторов, банков, потребителей продукции на те или иные мероприятия, проводимые предприятием, и их предложения. В этом смысле показательными являются всевозмож­ные реорганизации предприятия (организационные, структурные, открытие или закрытие подразделений предприятий, филиа­лов, дочерних фирм, их слияние), частая и необоснованная смена поставщиков, выход на новые рынки, рискованная закупка сырья и материалов и другие изменения в стратегии предприятия. Другим существенным признаком, также контролируемым кредиторами, яв­ляется изменение в структуре управления и атмосфере, царящей в верхних слоях управления. Крах предприятий, как правило, начина­ется с конфликтов в высшем руководстве предприятием.

2. Другой блок ранних признаков банкротства включает в себя характер изменений финансовых показателей деятельности предпри­ятия, своевременность и качество представления финансовой отчет­ности и проведения аудиторских проверок. Предметом тщательного наблюдения здесь являются:

      задержки с предоставлением бухгалтерской отчетности и ее качество, что может свидетельствовать либо о сознательных действиях, либо о низком уровне квалификации персонала. Во всяком случае, и то и другое может говорить специалисту о неэффективности финансового управления;

      изменения в статьях бухгалтерского баланса со стороны пассивов и активов и нарушения определенной их пропорциональности;

      увеличение или уменьшение материальных запасов, что может свидетельствовать либо о заинтересованности, либо о возможной неспособности предприятия выполнять свои обязательства по постав­кам;

      увеличение задолженности предприятия поставщикам и кредито­рам;

      уменьшение доходов предприятия и падение прибыльности фир­мы, обесценение акций предприятия, установление предприятием нереальных (высоких или низких) цен на свою продукцию и т.д.

Настораживающими признаками являются также внеочередные проверки предприятия, ограничение коммерческой деятельности предприятия органами власти, отмена и изъятие лицензий и т.д.

Оздоровление финансового положения предприятия как составная часть управления кризисными состояниями и банкротством целевой выбор наиболее эффективных средств стратегии и тактики, необходимых для конкретного случая и конкретного пред­приятия. Индивидуальность выбора этих средств не означает, что нет некоторых общих, характерных для всех находящихся в подобной ситуации предприятий. Изучение опыта преодоления кризисных ситуаций многих предприятий позволяет сформулировать некоторые общие, обязательные для каждого предприятия процедуры.

По характеру этих мероприятий можно выделить два наиболее распространенных вида тактики, позволяющих преодолеть кризис­ную ситуацию. Первая из применяемых тактических программ, получила название защитной, поскольку она основана на проведении сберегающих мероприятий, основой которых является сокращение всех расходов, связанных с производством и сбытом, содержанием основных фондов и персонала, что ведет к сокраще­нию производства в целом. Такая тактика применяется, как правило, при очень неблагоприятном стечении внешних для пред­приятия обстоятельств. Она характерна для большинства россий­ских государственных и частных предприятий в 1992-1994 гг. — наиболее нестабильном времени всей экономической системы. Однако подобная тактика, если она и может оказаться эффективной для отдельных предприятий, ожидающих оживления деловой ак­тивности и благоприятной рыночной конъюнктуры, неприемлема для более или менее значительной, не говоря уже о подавляющей части предприятий. Очевидно, что массовое применение защитной тактики большинством предприятий ведет к еще более глубокому кризису национальной экономики и поэтому не приводит к финан­совому благополучию применяющих ее предприятий. И это вполне объяснимо: ведь главные причины кризисной ситуации лежат вне предприятия. Защитная тактика предприятия ограничивается, как правило, применением соответствующих оперативных мероприятий, среди которых следует отметить: устранение убытков, сокращение расходов, выявление внутренних резервов, кадровые перестановки, укрепление дисциплины, попытку улаживания дел с кредиторами (отсрочку долгов) и с поставщиками и другие мероприятия.

Наиболее эффективна наступательная тактика, для которой характерно применение не столько оперативных, сколько стратеги­ческих мероприятий. В этом случае наряду с экономными, ресурсосберегающими мероприятиями проводятся активный маркетинг, изучение и завоевание новых рынков сбыта, политика более высо­ких цен, увеличение расходов на совершенствование производства за счет его модернизации, обновления основных фондов, внедрения перспективных технологий.

В то же время меняется или укрепляется руководство предприя­тия, осуществляется комплексный анализ и оценка ситуации и, если надо, корректируется философия, основные принципы деятельности предприятия, т.е. изменяется его стратегия. В соот­ветствии с новой стратегией пересматриваются производственные программы, маркетинговая концепция все в большей степени нацеливается на укрепление позиций предприятия на существую­щих и завоевание новых сегментов рынка, обновляется номенкла­тура выпускаемой продукции. Все это находит отражение в раз­рабатываемой концепции финансового, производственного и кад­рового оздоровления и в соответствии с ней разрабатываются финансовая, маркетинговая, техническая и инвестиционная про­граммы, которые позволяют найти путь к финансовому благо­получию предприятия.

 

2.2 Организационно-методическое обеспечение ликвидации предприятий

Под банкротством предприятия или любого другого хозяйствующего субъекта понимается неспособность его удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая невозможность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюд­жетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом.

В отношении должника применяются следующие про­цедуры: реорганизационные, ликвидационные, мировое соглашение. Реорганизационные процедуры включают внешнее управление имуществом должника и санацию. К ликвидационным процедурам относятся:

      принудительная ликвидация хозяйствующего субъ­екта-должника по решению арбитражного суда;

      добровольная ликвидация несостоятельного хозяй­ствующего субъекта под контролем кредиторов.

В новом Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», вступившем в действие с 1 марта 1998 го­да, имеется много нового для российского законодатель­ства, в частности изменение подхода к определению кри­териев несостоятельности (банкротства) должников — юридических лиц.

В законодательстве других стран определение обычно базируется или на принципе его неплатежеспособности (на основе анализа встречных денежных потоков), либо на принципе неоплатности (на базе соотношения активов и пассивов по балансу должника). Наличие у него имущества, превы­шающего общий объем кредиторской задолженности, вы­ступает гарантией его способности восстановить платеже­способность, что служит основанием для использования процедуры внешнего управления.

Признание должника банкротом влечет за собой от­крытие конкурсного производства, означающего, что срок исполнения всех денежных обязательств должника на­ступил. При этом прекращается начисление неустоек, финансовых санкций и процентов по задолженности должника. С этого момента все требования к должнику (в том числе налоговых органов) могут быть предъявлены только в пределах конкурсного производства. Арбитраж­ный суд назначает конкурсного управляющего из числа кандидатов, предложенных собранием кредиторов. На конкурсного управляющего возлагаются обязанности по аккумулированию имущества должника и формированию конкурсной массы для продажи имущества и расчетов с кредиторами в очередности, предусмотренной ст. 64 Гра­жданского кодекса РФ.

В систему банкротства цивилизованного типа входят не только предприятия и связанные с ними всевозможными обязательствами партнеры (кредиторы, поставщики и т.д.), но и органы государствен­ной власти. Их роль, разумеется, (если они не являются собственниками предприятий) отличается от роли других участников продажи предприятия; из состава имущества предприятия при его продаже подлежат исключению объекты инженерной инфраструк­туры, обслуживающие население города (поселка), находящиеся на балансе предприятия.

Решение о ликвидации предприятий-должников и продаже их имущества может быть принято только по согласованию с соответ­ствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

При продаже находящихся в федеральной или государственной собственности субъектов Российской Федерации долей (паев, акций) в капитале таких предприятии не устанавливается ограничение по минимальной начальной цене их продажи, и, кроме того, при продаже долей (паев, акций) на коммерческом конкурсе в его условия могут включаться требования по погашению в срок не более 1 месяца со дня заключения договора купли-продажи просроченной креди­торской задолженности предприятия, уменьшенной пропорциональ­но отношению приобретаемой государственной доли к размеру устав­ного капитала, но не менее суммы средств, необходимой для покры­тия фактической задолженности предприятия по оплате труда работ­никам предприятия.

В том случае, когда на момент принятия Федеральным управ­лением решения об обязательной продаже предприятия-должника, находящегося в федеральной собственности, в арбитражном суде рассматривается дело о несостоятельности предприятия. Федеральное управление обязано заявить в суд ходатайство о проведении внеш­него управления имуществом этого предприятия. При удовлетво­рении судом такого ходатайства мероприятия по реализации решения Федерального управления включаются в план проведения внешнего управления имуществом должника. Если же дело о несостоятельности предприятия, находящегося в федеральной собственности, возбуждается после принятия Федеральным управлением решения об обязательной продаже предприятия, это управление обязано заявить в арбитражный суд ходатайство о приостановлении производства по делу на срок, необходимый для выполнения решения, но не более чем на шесть месяцев.

 

 

 

 

Заключение

Формирование системы банкротства происходит непрерывно. Важно, чтобы закон, регулирующий эту сферу экономических отношений, оперативно реагировал на изменения в современных условиях, поэтому я считаю необходимым ещё раз остановится на основных недостатках действующего Закона «О несостоятельности (банкротстве)».

      Отсутствие разграничения между несостоя­тельностью и банкротством, что позволяет чет­ко обозначить линию поведения руководителей предприятия, предотвратить их злоупотребления по ущемлению интересов других сторон и субъ­ектов хозяйствования с помощью появившихся возможностей, связанных с предоставлением предприятиям экономической самостоятельно­сти.

      Действующее законодательство не стимули­рует потенциальных участников такой реоргани­зационной процедуры, как санация предприятия-должника, определяя лишь их обязанности и ус­танавливая им высокую степень ответственности, независимо от последующего отношения к выпол­нению принятых ими обязательств, хотя главная декларируемая цель введения законодательства о банкротстве сводится не к ликвидации, а к под­держке предприятий самыми разными способами.

      В законодательстве не нашла отражения проблема ответственности управляющих (ме­неджеров) за некомпетентное руководство предприятием, следствием которого может стать доведение до его несостоятельности. В то же время многие отечественные и зарубежные специалисты считают, что тяжелое финансовое состояние предприятий в основном связано с некомпетентным либо недобросовестным уп­равлением, а также неспособностью собствен­ника обеспечить должный контроль (эта дей­ствительность во всех странах, как правило, является объективной, исторически сложив­шейся реальностью).

      Не предусмотрен механизм применения штрафных санкций к тем, кто умышленно довел свои предприятия до состояния банкротства, пытаясь прибрать их в личную собственность. Закон лишь декларирует ответственность за умышленное или фиктивное банкротство, не предусматривая конкретных санкций за такие не­правомерные действия.

      Не предусмотрен механизм признания бан­кротами частных лиц-предпринимателей, кото­рые берут в банках кредиты, а затем по собствен­ной инициативе самоликвидируются, не возвра­щая долги.

      Имеет место явная незаинтересованность, а отсюда и правовая безграмотность многих руко­водителей предприятий и предпринимателей, отсутствие у них элементарных навыков исполь­зования правовых средств для защиты нарушен­ных прав.

 

 

 

Список литературы:

1)     Таран В. А. Экономический смысл и правовое регулирование банкротства предприятий в переходный период // Машиностроитель. – 2005.

Информация о работе Формирование системы банкротства и ее организационно-методическое обеспечение