Финансирование инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 21:45, реферат

Описание работы

Важнейшим аспектом организации инновационной деятельности является ее финансирование. В развитых странах финансирование инновационной деятельности осуществляется как из государственных, так и из частных источников. Для большинства стран Западной Европы и США характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов для НИОКР между государственным и частным капиталом. Венчурное финансирование, как часто называют финансирование инновационных проектов, стало одним из двигателей экономики развитых стран, хотя объем его капиталовложений в общем инвестиционном потоке относительно невелик.

Содержание

Введение 3
1. Необходимость системы финансирования инноваций и классификация его источников 4
2. Государственный бюджет и собственные средства предприятия. Госбюджетное финансирование 5
3. Внебюджетные фонды финансирования инновационного процесса 8
4. Финансирование инновационной деятельности на примере Facebook 12
5. Инновационная деятельность в Великобритании 14
Заключение 19
Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

Финансирование иновационной деятельности.Морозов.rtf

— 229.01 Кб (Скачать)

В-третьих, лизинг часто является более гибким, так как лизинговые соглашения содержат гораздо меньше ограничительных статей, чем обычные кредитные соглашения.

Выделяют финансовый и оперативный лизинг:

финансовый лизинг представляет собой лизинг имущества с полной окупаемостью или с полной выплатой его стоимости. Данный вид имеет место тогда, когда в течение срока договора лизингодатель возвращает себе всю стоимость имущества и получает прибыль от лизинговой операции. При финансовом лизинге срок, на который оборудование передается во временное пользование, по продолжительности совпадает со сроком его полной амортизации;

при оперативном лизинге срок договора короче, чем экономический срок службы имущества. Объект оперативного лизинга - оборудование с высокими темпами морального старения. При этом виде происходит частичная выплата стоимости данного арендуемого имущества, т.е. лизингодатель за время действия данного договора возмещает лишь часть стоимости оборудования и поэтому он вынужден сдавать его во временное пользование несколько раз.

Привлекательность лизинга обуславливается различными экономическими преимуществами для всех участников лизинговых операций. Среди преимуществ, получаемых арендаторами, целесообразно выделить следующие:

экономия средств, связанных с возможностью эксплуатировать оборудование по существу в кредит

осуществление лизинговых платежей из выручки, полученной от эксплуатации оборудования

способность быстро обновлять основные производственные фонды без значительных единовременных денежных затрат и на этой основе повышать конкурентоспособность своей продукции

устранение неизбежных потерь, вытекающих из владения морально устаревшим оборудованием

отсутствие проблемы кредитных гарантий или залога, возникающих при обычном кредите

возможность пробной эксплуатации принципиально нового дорогостоящего оборудования с целью уменьшения риска приобретения оборудования, не отвечающего условиям его эксплуатации

арендованное имущество не отражается в бухгалтерском балансе, и на него не начисляются амортизационные отчисления

арендные платежи рассматриваются как текущие затраты и учитываются в себестоимости продукции.

Интересы лизинговой организации заключаются в получении ими (в состав арендных платежей) процентов за предоставленное в кредит оборудование, платы за риск морального старения оборудования, а также в возможности многократной сдачи в оперативный лизинг оборудования и, следовательно, получении выручки, гораздо превышающей его первоначальную стоимость.

Венчурное финансирование появилось в качестве отклика на возникшую в 70-80-е годы объективную необходимость формирования механизма кредитования и финансирования нововведений любого типа, имеющих рисковый, но очень перспективный характер и проводимых. В частности, небольшими и вновь создаваемыми организациями. Именно небольшие организации, вследствие отсутствия у них имущественного обеспечения и создаваемые энтузиастами под идею, менее всего могут рассчитывать на получение кредита в коммерческом банке, выделяемого традиционно на краткосрочную перспективу.

Венчурное финансирование можно представить как источник долгосрочных инвестиций, предоставляемых обычно на 5-7 лет вновь создающимся или функционирующим в составе крупных корпораций организациям для их модернизации и расширения.

Венчурный капитал представляет собой товарищество с ограниченной ответственностью, формируемое за счет личных средств состоятельных партнеров, средств пенсионных и благотворительных фондов, страховых организаций, свободных средств крупных корпораций.

4. Финансирование инновационной деятельности на примере Facebook

Facebook -- социальная сеть, основанная в 2004 году Марком Цукербергом и его соседями по комнате во время обучения в Гарвардском университете Эдуардо Саверином, Дастином Московицем и Крисом Хьюзом.

Первоначально веб-сайт был назван thefacebook.com (позже изменён на современный вариант facebook) и открыт только для студентов Гарвардского Университета, затем доступ был расширен для других университетов Бостона, а затем и для студентов любых учебных учреждений США, имеющих электронный адрес с доменом .edu. Начиная с сентября 2006 года сайт был открыт для всех пользователей в возрасте от 13 лет, имеющих электронную почту. По состоянию на 21 июля 2010 года Facebook насчитывает более 500 миллионов пользователей по всему миру. При этом количество уникальных посетителей сайта в апреле 2010 года составило 540 млн, а количество просмотров страниц -- 570 млрд. Выручка Facebook за 2009 год по собственной оценке компании составила 700 млн долларов США.

История финансирования Facebook это отличный пример успешного венчурного инвестирования инновационной компании.

На первом этапе развития (seed (посевной)) финансирование осуществлялось с помощью бутстрэппинга, т.е. из собственных средств учредителей.

В 2004 году проект впервые получил поддержку инвесторов. Один из основателей PayPal Peter Thiel вложил в facebook.com 500 тысяч долларов, получив 7% акций. С этого момента компанию можно было начинать считать полноценным стартапом, с общей стоимостью, оцененной в $7 млн. В мае 2005 года, венчурная компания Accel Partners инвестировала в проект еще $13 млн.

В дальнейшем компания быстро преодолевает этап раннего роста, и в 2006 году facebook.com уже находится в десятке лидеров среди социальных сетей по количеству посетителей и получает вливания в размере $25 млн. от ряда венчуров (Graylock Partners, Accel Partners, Meritech Capital Partners, Peter Thiel). Итого, за три года объем венчурных инвестиций составил $38.5 млн. 

После этого компания планомерно расширяется, увеличивает свою стоимость и получает все новые инвестиции.

Стоимость проекта facebook.com и его суммарные доходы в дальнейшем составляют весьма внушительные цифры. В октябре 2007 года компания Microsoft покупает 1,6% акций Facebook за $240 млн. Соответственно, весь проект оценивается в $15 млрд. В декабре 2007 года глава азиатского телекоммуникационного конгломерата Hutchinson Whampoa Ли Ка-шинг также купил небольшой пакет акций facebook.com. По данным Dow Jones, Ли заплатил 60 млн долларов за пакет размером всего лишь 0,4%.

В настоящий момент рыночная стоимость компании оценивается в $50 млрд. долларов. Эта сумма рассчитана на основе продажи акций компании на бирже SecondMarket (специальная биржа для торговли акциями частных компаний, не участвующих в публичных торгах): было продано около 1,9 млн акций Facebook по цене в $20,76 за акцию. 
Таким образом, с 2004года стоимость компании возросла в 7000 раз, или на $50 млрд.

5. Инновационная деятельность в Великобритании

Опыт Великобритании по формированию научной и инновационной политики, на примере разработки 10-летней стратегии по науке и инновациям, освещался в выступлении Джил Кейс.

Основным государственным документом в области инновационной политики в Великобритании является Стратегия по науке и инновациям на 10 летний период.

Цели стратегии заключаются в поддержке науки страны на мировом уровне, обеспечении ее соответствия требованиям государственных и частных инвесторов; стимулировании распространения сотрудничества университетов и бизнеса; шире коммерциализировать передовые технологии; способствовать развитию и совершенствованию научной и технологической базы.

В качестве одной из целей поставлена задача повышения доли инвестиций на НИОКР в ВВП с 1.9% до 2,5% ВВП к 2014 году. При этом долю государственных затрат предполагается увеличить с 0,6 до 0,8 %, а бизнеса с 1,3 до 1,7 % ВВП страны. В качестве важнейшего условия поддержания конкурентоспособного научного сектора предполагается увеличить на 20% затраты на развитие базы НИОКР.

Формирование научной и инновационной политики Великобритании осуществляется под эгидой министерства торговли и промышленности (отдел науки и технологии) во взаимодействии с консультационными комитетами по стратегии науки и инноваций заинтересованных министерств, региональными агентствами по развитию, Конфедерацией британской промышленности и заинтересованных общественных организаций.

Разработка национальной научной и инновационной политики осуществляется на основе консультаций всех заинтересованных участников на национальном и региональном уровнях. При этом сам процесс выстраивается от регионов, на уровне которых осуществляется основная масса контактов с бизнесом. Очевидно, что эффективность политики зависит от организации процесса согласования интересов бизнеса, региональных и центральных властей. организация технологии таких согласований может представлять специальный интерес для российской стороны в ходе реализации аналитической стадии проекта.

Основной пункт на повестке для британского правительства относительно стратегии развития науки и техники - усовершенствование способа передачи интеллектуальной собственности из университетов в промышленность. В течение последних десяти лет были достигнуты значительные успехи в процессе передачи технологий, так как университетская культура начинает лучше использовать коммерческий потенциал исследований и новых достижений финансовой инфраструктуры для поддержки начинающих наукоемких компаний.

Правительство видит большие возможности для дальнейших улучшений. Когда в прошлом месяце министр финансов Великобритании Гордон Браун начал воплощать 10-летнюю правительственную инвестиционную программу по науке и инновациям, он сделал акцент на необходимости «более тесного сотрудничества между университетами и бизнесом, чтобы больше сосредоточиться на исследованиях и обеспечить импульс к развитию нововведений и производительности».

Споры вокруг перемещения инноваций и технологий сосредоточены вокруг необходимости донесения до ученых информации о коммерческом потенциале их исследований. Но у г-на Ламберта иное мнение. «Основная проблема для Великобритании состоит не в том, как увеличить «поставку» коммерческих идей из университетов в бизнес, - отмечает он. - Задача в том, как повысить общий уровень спроса со стороны бизнеса на исследования».

За исключением секторов фармацевтика-биотехнология и аэрокосмонавтика - оборона британская промышленность предоставляет значительно меньше средств на научно-исследовательские работы по сравнению с суммами, принятыми во всем мире. Поэтому, если британские научные круги сделают блестящее открытие в таких областях как обработка данных, электроника или гражданское строительство, то у местной компании будет меньше шансов на успех, нежели в Германии или США.

Правительство, чтобы увеличить расходы британской промышленности на научно-исследовательские работы, проводит свою политику посредством убеждений и стимулов (например, налоговая скидка на новые научно-исследовательские работы). В прошлом месяце г-н Браун дал понять, что окончательное решение о размерах государственного финансирования научных исследований в течение ближайших 10 лет будет зависеть от готовности промышленников тратить на эти цели больше.

Тем не менее предстоит проделать очень большую работу, чтобы убедить компании, не относящиеся к фармацевтике, больше тратить на научно-исследовательские работы. Наиболее удачные инициативы, соответствующие научной стратегии прошлого месяца, поступили от двух фармацевтических компаний - GlaxoSmithKline (GSK) и AstraZeneca.

Инициатива GSK была особенно хорошим примером научно-промышленного партнерства, которое правительство готово поощрить. GSK и Имперский колледж Лондона на основе госпитального кампуса Hammersmith Hospital создадут центр диагностической интроскопии стоимостью 76 млн. фунтов.

Между тем, правительство указало на свои планы по стимулированию передачи знаний между научными и деловыми кругами. Наиболее важно, что Инновационный фонд высшего образования (Higher Education Innovation Fund), призванный помочь университетам развить возможности по передаче знаний, будет превращен в постоянный источник финансирования одновременно с выполняемыми им функциями обучения и исследований (бюджет фонда на 2004-2006 гг. составляет 187 млн. фунтов стерлингов).

Правительство также будет сотрудничать с университетами и бизнесом в вопросе разработки типовых договоров о сотрудничестве и протоколов об интеллектуальной собственности (ИС). В разных институтах проводится различная политика относительно владения ИС, и часто не достает ясности по поводу того, что принадлежит университету, деловому партнеру и самим исследователям. Как обнаружилось в результате анализа Lambert Review, «это приводит к затягиванию и удорожанию переговоров и иногда препятствует заключению договора».

Министры любят ссылаться на успех дочерних коммерческих предприятий, создаваемых при университетах, так называемых спин-аутовых (spin out - передача некоторой части активов вновь создаваемой дочерней компании, сопровождающаяся обменом части акций материнской компании. - Прим. пер.) компаний, как на демонстрацию принципа передачи технологий. Г-н Ламберт сказал, что раньше делался слишком большой акцент на развитие спин-аутов, многие из которых оказываются неустойчивыми и слишком малыми, чтобы участвовать в традиционной практике лицензирования технологий для промышленности.

Часто компании жалуются, что университеты назначают слишком высокую цену на свою ИС. Государственные средства для фундаментальных исследований и для развития деятельности по передаче университетских технологий должны принести пользу экономике в целом, а не создавать новый крупный источник доходов для научного сектора.

По словам г-на Ламберта, даже наиболее успешные американские университеты, такие как Стэнфорд и Массачусетский технологический институт, получают относительно небольшие прибыли в результате передачи технологий по сравнению с другими источниками их дохода. «Большинство признает, что их участие в передаче технологий служит общественному благу», - говорит г-н Ламберт.

Информация о работе Финансирование инновационной деятельности