Фазы деловой активности организации: характерные черты и особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данной работы является изучение понятия «жизненный цикл организации»; рассмотрение созданных в разное время моделей развития организаций; подробное описание основных стадий эволюции компании; исследования современных ученых, посвященных данной проблеме. Также в работе будет затронута проблема адаптации теории жизненного цикла организации к российской действительности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
1. Жизненный цикл организации……………………………………………….5
1.1. Понятие жизненного цикла организации………………………………..5
1.2. Модели жизненного цикла…………………………………………….….7
1.3. Анализ моделей жизненного цикла……………………………………..10
2. Основа жизненного цикла организации………………………………………………….…………...13
2.1. Графическая модель жизненного цикла организации………………...13
2.2. Основные этапы жизненного цикла организации……………………..13
2.2.1. Выхаживание………………………………………………………..…….13
2.2.2. Младенчество………………………………………………….................14
2.2.3. «Давай-давай» - стадия быстрого роста…………………………......…15
2.2.4. Юность……………………………………………………………......…..16
2.2.5. Расцвет……………………………………………………………......……17
2.2.6. Стабилизация…………………………………………………..................18
2.2.7. Аристократизм……………………………………………………......…..19
2.2.8. Ранняя бюрократизация……………………………………………......…20
2.2.9. Бюрократизация и смерть…………………………………………......…20
Заключение………………………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

kursovaya-1.docx

— 50.50 Кб (Скачать)

Трудность перехода определяется необходимостью одновременного решения трех задач: освоения делегирования полномочий, изменения системы руководства, смещения целей.

Смена целей происходит путем перехода от экстенсивного развития к повышению  качества деятельности. Для этого  необходимо вовлечение всего персонала  в происходящие изменения, поскольку  сотрудники по-прежнему находятся на стадии быстрого роста, и они хотят, чтобы одновременно и часть полномочий была передана им, и поддерживался тот же темп роста. Но эти два требования взаимоисключают друг друга.

Проблема руководителя состоит  в том, что он самостоятельно уже  не справляется с руководством компанией  и для решения своих проблем  либо децентрализует полномочия, либо нанимает профессионального менеджера, что в любом случае приводит к  изменению системы руководства  организацией. Под руководством в  данном случае подразумевается процесс  изменения организационной культуры. В действительности происходит переход  организации от одного набора проблем  к другому. Задача руководства состоит  в решении текущих вопросов и  подготовке ее к столкновению с новыми проблемами. Для нормального функционирования организации новым руководителям  необходимо создать систему вознаграждений, перераспределить роли и обязанности, а также установить четкие правила  и нормы поведения сотрудников.

Если систематизация административной деятельности произошла успешно, решены основные проблемы организации и  руководство институционализировалось, компания движется к следующему этапу  развития - расцвету.

 

2.2.5. Расцвет

Достигая оптимального сочетания  межу самоконтролем и гибкостью, организация переходит в стадию расцвета. Находясь на этой стадии, организация  отличается наличием систем должностных  обязанностей и высокой организационной  культурой; усложняется структура  организации; налаживается планирование, четко определены перспективы развития; компания ориентирована на удовлетворение потребностей клиентов; наблюдается  стабильный рост продаж  и прибыли.

Организация знает, что она делает, куда она идет и как достичь  намеченных целей. Расцвет организации  являет собой процесс стабильного  роста. Он является показателем жизнеспособности организации, способности достигать эффективных результатов в краткосрочной и в долгосрочной перспективе. Если организация не пополняется новыми силами, перестает внедрять прогрессивные методы управления, теряет предприимчивость, то организационные ресурсы перестают расти и, в конечном итоге, организационная жизнеспособность достигнет определенного уровня. Компания в своем развитии достигает следующей стадии –  стабилизации, которая является концом роста и началом падения.

 

2.2.6. Стабилизация

Фаза стабилизации является первой стадией старения в жизненном  цикле организации. Компания еще  сильна, но уже начинает терять гибкость. Происходит потеря духа творчества, сокращаются  инновации и уже не поощряются изменения, которые и привели  ее к расцвету. Как только уменьшается  гибкость, организация становится зрелой. Она по-прежнему ориентирована на результат и хорошо организована и управляема, однако в ней возникает  меньше конфликтов, чем на предыдущих этапах. Достигнутая стабильная позиция  на рынке вызывает чувство безопасности, что может быть безосновательным в длительной перспективе. Морально-психологический  климат в коллективе  становится более формальным, новые идеи еще  высказываются, но волнений по этому  поводу уже нет. Происходят изменения  в распределении прибыли компании. Ресурсы на исследования урезаются  в пользу расходов на развитие. Бюджеты  на маркетинговые исследования уменьшаются  для повышения прибыльности компании. Возвратность инвестиций становится доминирующим индикатором выполнения планов, а  различного рода количественные показатели вытесняют гибкое концептуальное мышление. Организация еще растет, это видно  по увеличению объема продаж, но уже  зарождается основная причина будущего падения: истощается дух предпринимательства.

Если творчество бездействует достаточно долго, то это может повлиять на способность организации удовлетворять потребности покупателей. Происходит неуловимое скольжение к следующей стадии – аристократизму. Не существует явных переходных событий, как это было на стадиях роста. Начиная с расцвета, по ходу дальнейших этапов жизненного цикла происходит процесс изнашивания. Отсутствие различимых точек перехода от этапа к этапу свидетельствует о продолжающемся процессе потери предпринимательского духа в процессе ведения бизнеса.

В организациях падение духа предпринимательства  сначала приводит к стабилизации, а затем к аристократизму. Признаком  этого является процесс обострения чувства самосохранения и дистанцирования  от клиентов.

 

2.2.7. Аристократизм

Для этой стадии жизненного цикла  организации характерны следующие  признаки: организация обладает значительными  денежными ресурсами,  причем деньги в основном тратятся на укрепление системы контроля, страхования и   обустройство; существуют определенные традиции, входит в обычай формализм  в одежде и обращении; корпорация может приобретать другие компании для получения новых продуктов  и рынков или пытаясь «купить» предприимчивость.

Снижение гибкости, которое начинается еще на этапе расцвета, имеет длительное последействие: в конечном итоге  способность достигать результаты должна также упасть. Цели компании становятся преимущественно краткосрочными и, соответственно, гарантированные  результаты становятся нормой, а ее деятельность приобретает окраску  посредственности.

Уменьшение ориентации на долгосрочный результат создает новый стиль  организационного поведения; морально-психологический  климат становится тяжелым. Наблюдение за поведением людей, их манерой общения, решения возникающих конфликтов позволяет определить аристократическую  организацию, которой свойствен  консерватизм и единообразие мышления.

Попытки организации сохранить  прежний уровень прибыли приводят к повышению цен на продукцию, при этом качество продукции может  оставаться на прежнем уровне или  начинать снижаться. Однако в определенный момент достигается предел, выше которого цена не может быть поднята.  Отдельные  детали, тонкости уходят и начинается борьба за выживание не корпорации, а каждого, кто в ней работает. Такое положение говорит о  переходе к следующему этапу старения - ранней бюрократизации.

2.2.8 Ранняя бюрократизация

Основной отличительной чертой организации на стадии ранней бюрократизации является множество внутренних конфликтов между сотрудниками компании, принявших  открытую форму. В результате полного  упадка, который произошел в организации, начинается поиск виновного во всех бедах.

Компания превращает сама себя в  оплот бюрократии с единственным акцентом на правила и нормы и  без очевидной ориентации на результат  и удовлетворение потребностей потребителей.

 

 

2.2.9 Бюрократизация и смерть

На этом этапе компания не создает  необходимых ресурсов для самосохранения. Бюрократическая организация обладает множеством систем со слабой функциональной ориентацией. Отсутствие ориентации компании на рынок, удовлетворение потребностей клиентов, обращение усилий на решение  внутренних проблем и превалирование излишней формализованности компании ведет к неизбежной смерти организации. Даже небольшое изменение во внешней  среде может привести к разрушению компании.

Когда у компании уже нет заказов, ее продукция не пользуется спросом  на рынке, организация прекращает свое существование. Но ликвидация организации может наступить не мгновенно, если ее поддерживает по каким-то политическим причинам государство. Например, это может быть желание сохранить рабочие места. Однако если компания полностью зависит от клиентов, распад наступает быстро, поскольку клиенты отворачиваются от нее.

Смерть организации может произойти  в форме ликвидации компании или  в форме поглощения ее более крупной  корпорацией. Однако избежать этого  можно при условии, что руководство  примет решение возродить компанию. Для этого нужна либо новая  команда руководящего состава, либо принятие прежним руководством жесткой  системы обновления. Необходимо пересмотреть в корне всю систему управления компанией, ассортимент выпускаемой  продукции, тщательно изучить ситуацию на рынке. При успешном выполнении всех условий организация может вступить в новую стадию развития – обновление, в течение которой ей снова  нужно будет бороться за выживание. В дальнейшем компания повторяет  жизненный цикл уже в новом  качестве.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенного исследования было определено понятие  жизненного цикла организации. Закономерность, выраженная в том, что все компании проходят в своем развитии несколько  этапов, нашла свое отражение в  модели жизненного цикла организации. Периоды, в которые предприятие  принципиально изменяет ценности и  ориентации, называют циклами или  фазами развития организации.  То есть жизненный цикл организации отражает ее эволюцию от замысла до исчезновения организации как отдельной  сущности.

Модель  жизненного цикла была создана для  прогнозирования изменений, ожидаемых  в организации, находящейся в  той или иной стадии развития. Получив  информацию о пребывании организации  на определенном этапе, руководитель может  с большей долей уверенности  оценить правильность принятого  в фирме стиля руководства.

В работе были рассмотрены  созданные в течение десятилетия  разными авторами модели эволюции организации, причем в основе каждой из них лежит  особая уникальная идея. Тем не менее, все модели в той или иной степени  отражают сущность эволюции компании, описываемые с разных точек зрения.

Отсутствие единой объективной  модели обусловлено тем, что авторами не были  произведены полноценные длительные исследования, объектом которых стали бы организации, прошедшие полный жизненный цикл. Сложность подобных экспериментов помимо прочего состоит в том, что некоторые стадии могут занимать до нескольких лет и изучение подобных процессов в разных организациях может дать отличающиеся результаты. Однако в работе обозначены основные критерии, по которым возможно диагностирование организации на предмет пребывания ее на том или ином этапе эволюции.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Акулов В. Б., Рудаков М. Н. Теория организации: Учебное пособие. – М., 2003
  2. Акулов В. Б., Рудаков М. Н. К характеристике субъекта стратегического менеджмента// Проблемы теории и практики управления. 1998. № 4.            с. 112-115.
  3. Биггарт Н. Социальная организация и экономическое развитие// www.distance.ru
  4. Богданов А.А. Всеобщая организационная наука. Т.1. – М.:Экономика, 1989
  5. Воробьев С. Где и почем брать головы. // Эксперт, №13, 1996, с.36-41.
  6. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. 2-е изд. – М.:Банки и биржи, ЮНИТИ,1995
  7. Дырин С.П. Теория организации: Учебник. – Набережные Челны, Изд-во Института управления, 2003
  8. Жизненные стадии и циклы организации// www.cpt21.ru
  9. Ивашковская И.В., Константинов Г.Н., Филонович С.Р. Становление корпорации в контексте жизненного цикла организации
  10. Кушелевич Е.И., Филонович С.Р. Теория жизненных циклов организации И.Адизеса и российская действительность// Социс. – 1996, № 10, с.63-71
  11. Лавизина О.В. Некоторые аспекты управления жизненным циклом организации, понимаемой как социальная система/ http://ecsocman.edu.ru
  12. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/пер. с англ.. – М.: Дело. 1996
  13. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – М., Инфра-М, 2002
  14. Пригожин А.И.  Методы развития организаций. Москва: МЦФЭР, 2003
  15. Экономическая социология. Т. 2. N 5. с. 49-58 (Ноябрь 2001)
  16. Попов Е.В., Хмелькова Н.В. О жизненном цикле внутренней среды организации// Менеджмент в России и за рубежом. – 2004, №1 с.63-59
  17. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации: Учебник. – М., Экзамен, 2004
  18. Современный финансово-кредитный словарь//www.rubicon.ru
  19. Ушаков К.М.   Эволюция организации: развитие, расцвет, спад// Директор школы. 1998. N 2. С. 18-22
  20. Шрайэгг Г., Носс К. Изжила ли себя организационная структура?// Проблемы теории и практики управления. 1994. № 4. с. 78-83.
  21. Экономическая Школа. Выпуск 3. СПб, 1993

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 http://freecreate.forumbook.ru/t441-topic

2 http://ecsocman.hse.ru/text/19186535/

3 http://www.classs.ru/stati/predprinimatelstvo/modeli_razvitija.html

4 http://www.referat.ru/referats/view/20597

5 d24.ru/organization-theory/zhiznennyj-cikl-organizacij/53111-182268-page3.html

6 http://revolution.allbest.ru/management/00078235_0.html

 


Информация о работе Фазы деловой активности организации: характерные черты и особенности