Аполлон и его музы

Автор: Патаво Отрватровао, 03 Сентября 2010 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Аполлон - сын Зевса и Богини Латоны, рожденный на острове Делос. Один из самых древних и почитаемых богов. С одной стороны, это бог-губитель, стреловержец, он насылает смерть, болезни, с другой - это бог солнца, света, покровитель пастухов, путников и мореходов, а так же бог врачеватель, бог муз. Свое прозвище Аполлон Мусагет он получил, после того как Гермес подарил ему лиру. Мусагет означает повелитель муз. Позже Аполлон становится покровителем искусства поэзии и музыки. В Москве на здании Большого театра на колеснице изображен именно Аполлон.

Работа содержит 1 файл

Аполлон и его музы.docx

— 20.83 Кб (Скачать)

Аполлон и его  музы

Аполлон Мусагет 

  Павловский парк - Аполлон и его музы  
 

В 1798 году у входа  в Новую Сильвию со стороны  Руинного каскада на гранитном постаменте была установлена бронзовая статуя Аполлона Мусагета. Статуя была отлита мастером художественного литья  и чеканки Е. Гастеклу в мастерских Петербургской Академии художеств.

Подробнее...

Аполлон в мифологии 

  Павловский парк  
 
 

И.Стравинский "Аполлон  Мусагет". Тема Аполлона 
 

Аполлон - сын Зевса  и Богини Латоны, рожденный на острове Делос. Один из самых древних и почитаемых богов. С одной стороны, это бог-губитель, стреловержец, он насылает смерть, болезни, с другой - это бог солнца, света, покровитель пастухов, путников и мореходов, а так же бог врачеватель, бог муз. Свое прозвище Аполлон Мусагет он получил, после того как Гермес подарил ему лиру. Мусагет означает повелитель муз. Позже Аполлон становится покровителем искусства поэзии и музыки. В Москве на здании Большого театра на колеснице изображен именно Аполлон.

Аполлон также предсказатель  будущего. Известно его самое большое  святилище в Дельфах, где жрица-пифия  делала предсказания.  

Святилище Аполлона 

VIII-VII вв. до н.э. Дельфы, Греция 

Еще одним центром  поклонения Аполлону был остров Делос, где раз в четыре года проходили  празднества в его честь. Священными животными Аполлона считались: волк, дельфин, лебедь; растения - олива, лавр, пальма. Древние статуи Аполлона работы греческих мастеров Скопаса, Леохара, Праксителя дошли до нас только в римских копиях (самые известные Аполлон Бельведерский и Аполлон Мусагет). 

Статуя Павловского  Аполлона Мусагета отлита мастером художественного  литья и чеканки Е. Гастеклу в мастерских Петербургской Академии художеств. 

Академия одну из главных своих задач видела в  приобщении будущих мастеров к лучшим образцам мирового искусства, прежде всего  к античной классике. Поэтому уже  в первые годы своего существования Академия приобретала формы и слепки с шедевров Древнегреческой и Древнеримской скульптуры, хранящихся в музеях Италии, Англии, Франции, Германии. В курсе учебного рисунка обязательными были классы "гипсовых голов" и "гипсовых фигур", где академисты рисовали слепки античных статуй.  

Обширная коллекция  форм, собранных в Академии художеств  получила и более широкое применение: именно с них в формовской и литейной мастерских Академии выполнялись отливы античных статуй в гипсе и бронзе для дворцовых парков царских резиденций в Петергофе, Павловске, Царском селе.  

Аполлон Кифаред в дворцовом парке Павловска. С мраморной копии оригинала IV век до н.э. (Рим, Ватикан) 

В первой половине XIX века было принято также украшать гипсовыми отливками с античных статуй интерьеры в домах знати (Кавалерский зал Павловского  дворца - один из сохранившихся примеров этому ). 

Культ Аполлона был  распространен в Греции повсеместно, храмы с оракулами Аполлона существовали на Делосе, в Дидимах, Кларосе, Абах, на Пелопоннесе и в других местах, но главным центром почитания Аполлона был Дельфийский храм с оракулом Аполлона, где восседавшая на треножнике жрица Аполлона — пифия — давала предсказания. В Дельфах совершались празднества в честь Аполлона (теофании, теоксении, Пифийские игры). Все месяцы года, кроме трех зимних, были посвящены в Дельфах Аполлону. Храм Аполлона на Делосе был религиозно-политическим центром Делосского союза греческих полисов, в нем хранилась казна союза и происходили собрания его членов.

Аполлон приобрел значение устроителя-организатора не только в  социально-политической жизни Греции, но и в области морали, искусства  и религии.

В период классики Аполлон  понимался прежде всего как бог искусства и художественного вдохновения.

Из греческих колоний  в Италии культ Аполлона проник в  Рим, где этот бог занял одно из первых мест в религии и мифологии. Император Август объявил Аполлона своим патроном и учредил в  честь него вековые игры, храм Аполлона близ Палатина был одним из самых богатых в Риме.

Атрибуты Аполлона — серебряный лук и золотые  стрелы, золотая кифара или лира.  

Среди античных скульптурных изображений Аполлона: «Аполлон из Беотии» (8 в. до н.э.), «Аполлон Тенейский» (1-я половина 6 в. до н.э.), «Аполлон Птойос» из Фив (6 в. до н.э.), «Аполлон из Вей» (ок. 500 до н.э.). По римским копиям известны «Аполлон Парнопиос» Фидия («Аполлон Кассельский», «Аполлон Тибрский» и др.), статуи Праксителя «Аполлон Сауроктон» (около 20 копий), Леохара («Аполлон Бельведерский»), Канаха («Аполлон из Пьомбино»), статуя сер. 5 в. до н.э. («Аполлон из Помпей»), скульптурная группа «Аполлон Кифаред» Филиска и др. В рельефе западного фронтона храма Зевса в Олимпии (5 в. до н.э.) Аполлон — центральная фигура. Эпизоды мифа об Аполлоне нашли отражение в греческой вазописи: сцены битвы за дельфийский треножник, похищения Гермесом стад Адмета, мщения Титию, гибели детей Ниобы. Аполлон часто изображался как предводитель муз.

В изобразительном  искусстве средневековья Аполлон  предстаёт в книжной миниатюре  как языческий бог с атрибутами — луком и стрелами, иногда с  лирой (в сценах с музами или грациями) и как олицетворение солнца. 

После того как в  конце 15 в. был найден «Аполлон Бельведерский», Аполлон стал восприниматься как воплощение идеала мужской красоты, как олицетворение всего светлого и благородного. Особой популярностью в живописи пользовались сцены «Парнас» (А. Мантенья, Рафаэль, Ф. Приматиччо, Н. Пуссен) и «Аполлон и музы» (Л. Лотто, Джулио Романо, Я. Тинторетто, Н. Пуссен, К. Лоррен, А.Р. Менгс и др.). 

Рафаэль (1483—1520)

Парнас . 1509—11  

 

Фреска. Ширина 670 см

Станца делла Сеньятура, Ватиканский дворец 

Фреска посвящена  теме поэзии. В центре фрески изображена гора Парнас, где вокруг Аполлона, играющего  на виоле в окружении муз, собрались  поэты и литераторы всех времен, от Гомера, Вергилия и Сафо до Петрарки, Данте и современников Рафаэля. Фигуры Аполлона и муз восходят к  античным рельефам, в то время находившимся в Риме. 

Аполлона часто  изображали правящим солнечной колесницей (фрески Б. Перуцци и Г. Рени, картины Джулио Романо, Доменикино, Дж. Б. Тьеполо и др.) и с Артемидой (А. Дюрер, Л. Кранах Старший и др.). Широкое распространение получили сюжеты, связанные с мифами о Дафне и Марсии, а также сюжеты: «Аполлон, стерегущий стада Адмета» (Ф. Бассано, Доменикино, К. Лоррен и др.), «Аполлон, Нептун и Лаомедонт строят стены Трои» (Доменикино, С. Роза и др.), «Аполлон убивает Пифона» (Доменикино, П.П. Рубенс, Э. Делакруа). Наиболее значительные произведения европейской пластики 16—17 вв. — «Аполлон» Я. Сансовино и «Аполлон и Дафна» Л. Бернини, нового времени — «Аполлон» О. Родена. 

Среди музыкальных  произведений на сюжеты мифа — кантата  И.С. Баха «Состязание между Аполлоном  и Паном», зингшпиль В.А. Моцарта  «Аполлон и Гиацинт», опера К.В. Глюка «Празднества Аполлона», балет И. Стравинского «Аполлон Мусагет». 

Аполлон и Дафна.

Франческо Тревизани (1656—1746).

Холст, масло. 1708—1717 гг. 73 ? 59,5 см.

Санкт-Петербург, Государственный  Эрмитаж.  
 
 

Аполлон Бельведерский.

Мрамор. Римская мраморная  копия (ок. 130—140 гг.) греческого бронзового оригинала (ок. 330—320 гг. до н. э.), вероятно работы Леохара.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор.  
 

Статуя Аполлона Кифареда.

Мрамор. Римская работа II в.

Inv. No. 310.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал муз. 

Аполлон Бельведерский (с античного оригинала).

Неизвестный французский  мастер XVIII в.

Бронза патинированная.

Высота 56 см.

Санкт-Петербург, Государственный  Эрмитаж. 

Статуэтка Аполлона Бельведерского является редукцией (уменьшенным  повторением) знаменитой мраморной  статуи Аполлона древнеримской работы, обнаруженной в конце XV века и получившей название по дворцу Бельведер в Ватикане, где она была помещена. Бронзовый оригинал статуи был создан в IV веке до н. э. мастером Леохаром и установлен в храме в Дельфах, главном центре культа Аполлона, где находился его оракул, игравший в древности огромную роль. Торжествующим победителем, еще не опустившим своего лука, представил Аполлона древнегреческий скульптор, стремившийся в своем творчестве следовать идеалам классики V века до н. э. 

Статуя Аполлона Бельведерского и воспринималась художниками  нового времени как образец классической совершенной красоты. Прославленную  статую копировали и в эпоху Возрождения, и в XVII в. как в самой Италии, так и в странах, где распространялись гуманизм и увлечение античным искусством. Некоторая театральность композиционного решения статуи, подчеркнутая артистичность самого движения бога, торжественно устремленного вперед, динамика форм его обнаженного тела, усиленная развевающимся плащом, — все эти черты стиля Леохара, донесенные римским повторением, были необычайно созвучны придворному искусству Франции. Высокий уровень искусства бронзы, успешно развивавшего во Франции, к которой в конце XVII века перешла ведущая роль в бронзолитейном деле, позволил неизвестному мастеру XVIII века создать изящную редукцию знаменитой статуи, по своей трактовке, возможно, даже более близкую несохранившемуся греческому оригиналу, чем дошедшее до нас мраморное повторение из Музея Ватикана. Этому, несомненно, способствует сам материал статуэтки — патинированная бронза с ее богатой игрой бликов и теней, с поверхностью, усиленной чеканкой и гравировкой. 

Аполлон и Музы  

В роли бога поэзии и  музыки Аполлон обитает на горе Парнас, в обществе девяти муз - богинь поэтического вдохновения и творческих искусств; отсюда другое его имя - Аполлон Мусагет. Он часто изображается в одеяниях, на нем лавровый венок, и он играет на своей лире или, особенно в живописи XV-XVI веков, на лире да браччо или другой современной разновидности виолы. Бегущий ручей - это Кастальский ключ, он, как и другой, Пиэрийский, был источником вдохновения и знания, из которого советовалось глубже черпать.  

Касталия - в мифах древних греков дельфийская нимфа, дочь речного бога Ахелоя, прыгнувшая в ручей на Парнасе, спасаясь от преследования Аполлона. По другому варианту мифа Кастальский источник (или ключ) был подарен этой нимфе богом реки Кефиссом. В этом ручье мыли волосы жрицы Аполлона и брали воду для окропления посетители дельфийского храма. Ключ Касталии славился и как прорицалище Аполлона, отсюда его значение как "источника вдохновения". Еще по одному из вариантов мифов о Касталии она сама превратилась в источник на Парнасе из-за преследований Аполлона, родник стал называться Кастальским ключом.

Кастальский ключ в  Древней Греции почитался как  священный ключ Аполлона и муз, дарующий вдохновение поэтам и музыкантам. В его воде очищались паломники, приходившие в Дельфы. В современном  языке понятие "Кастальский ключ" означает источник вдохновения.  

Музы — богини творческого вдохновения в поэзии, пении и других искусствах; спутницы Аполлона. Они —дочери Юпитера (Зевса) и нимфы Мнемозины (Памяти), которые провели на ложе девять ночей подряд.

Согласно греческим  мифам, они были произведены на свет, чтобы прославлять пением героические  подвиги борьбы против доисторических титанов.

Первоначально музы были нимфами, главенствовавшими над  источниками, обладавшими силой  давать вдохновение, такими, как Аганиппа и Иппокрена на горе Геликон и Кастальский ключ на горе Парнас. Последний в конце концов стал их обиталищем. Потому на картинах, изображающих муз, часто фигурируют фонтаны и источники. Со временем установилось их число - девять, и каждая получила свою сферу влияния среди наук и искусств: 

  
 
 

Каллиопа, муза эпической  поэзии; изображается с трубой, дощечкой (вощеной) и стилем (античные письменные инструменты). (Орфей - сын Аполлона и Каллиопы); 
 
 

Орфей и Эвридика 
 
 

Эрато - муза любовной поэзии; изображалась с тамбурином, лирой, виолой или, реже, треугольником (один из ударных музыкальных инструментов);  
 
 

Мельпомена - муза трагедии; изображалась в венке из плюща  с трагической маской и палицей  в руке;  
 
 

Терпсихора - муза танца  и пения; изображалась увенчанной венком, с виолой, лирой или другим - непременно струнным - инструментом;  

  
 

Полигимния - муза священных  гимнов; частым атрибутом в живописи являются музыкальные инструменты - орган-портатив, реже лютня или другой инструмент;  
 
 

Информация о работе Аполлон и его музы