Антикризисные реформы Л.Эрхарда

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 23:51, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение антикризисных мер, предпринятых Л.Эрхардом для вывода Германии из глубочайшего кризиса. Для реализации этой цели необходимо подробно и поэтапно рассмотреть реформы предложенные Л.Эрхардом, а именно:

Денежная реформа.

Реформа цен.

Жилищно-строительная реформа.

Антимонопольная реформа.

Научно-техническая реформа.

Работа содержит 1 файл

Антикризисные реформы Эрхарда.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

Уже к началу 1949 года в Западной Германии обозначились рост экономики и производительности труда, повышение зарплат, понижение цен. Итог денежной реформы был очень важным - к 1956 г. Германия расплатилась с долгами и даже сама стала кредитором. По предложению Эрхарда был создан государственный банк, принимавшей активное участие в развитии промышленности. Банк выступал гарантом по кредитам на развитие промышленности (именно на промышленность ставился основной упор), выдававшимся под достаточно низкий процент. Не следует думать, что после введения новой «немецкой марки» згерманская экономика покатилась, как по автобану. Уже в феврале 1950 года, всего через четыре месяца после создания ФРГ, ее постиг кризис: производство упало, число безработных составляло 13.5%. Причин тому было много. Эффективность американской помощи еще не сказалось в полной мере, страна не могла «переварить» гигантское количества беженцев(расходы на устройство, а также на инвалидов войны опустошали госбюджет), в результате чего половину всего импорта составляло продовольствие, и денег не хватало даже на ввоз необходимого сырья. Через два года ФРГ пришлось выплатить 3 миллиарда марок Израилю в качестве возмещения ущерба, нанесенного ущерба в годы нацизма. Налоги на трудящихся выросли почти до 32%. И все же в октябре 1953 года, когда Кондор Аденауэр вторично возглавил кабинет, сам канцлер и его министр хозяйства Эрхард своими приоритетами провозгласили: дальнейшее развитие «социальной рыночной экономики» с упором на жилищное строительство и производство массового автомобиля.

    1. Жилищно-строительная реформа

В 1949-53 гг. развитие жилищно-строительной отрасли, было объявленно национальным приоритетом. Кроме значительного разрушения жилищного фонда, проблему обострял приток беженцев. Но было принято решение отказаться от строительства временного, дешевого жилья. Для выполнения программы было создано Министерство жилищного строительства. Финансирование осуществлялось за счет массированного стимулирования частных инвестиций и привлечения государственного финансирования.

Основной приоритет отдавался строительству бесплатного, т.е. социального жилья, предназначенного для малоимущих семей. Жилье делилось на три категории. Первую группу, предназначенную для граждан с минимальными доходами, составляли квартиры с площадью не более 65 кв.м, вторую группу составляло жилье с площадью не более 80 кв.м. Третья группа представляла коммерческое жилье.

Общий объем  инвестиций в жилищную программу  за период 1950-1962 г.г. составил более 65 млрд. марок, при этом по объему строительства  жилья на душу населения ФРГ вышла на 1 место! Общий объем возведенного жилья составил около 250 млн.кв.м. (около 5 млн. единиц жилья), при этом доля государственных инвестиций составляла от 30 до 50 %, остальное - частные инвестиции. Количество новых квартир за период 1953-54 годов выросло с 443000 до 518000. Стоит также заметить, что в середине 1953 года 10% общего числа рабочих и служащих были заняты в строительной промышленности.

Что касается автомобилестроения и курсе на «народный автомобиль» («фольцваген»), то здесь успехи были еще более ощутимы. Уже в 1951 году концерн «Адам Опель АГ» выпустил 250 тысяч машин, а «Фольцваген» производил по 1500 своих знаменитых «жуков» ежедневно.

    1. Антимонопольные реформы и система поддержки малых предприятий

В период реформ велись серьезные дискуссии об ограничении власти монополий. Сам Людвиг Эрхард в своей книге «Благосостояние для всех уделял не маленькое значенье монополиям, назвав главу книги «непрятие монополии». Был принят соответствующий закон, согласно которому доля рынка одной монополии не должна превышать 33%, двух-трех монополий - 50 %, четырех-пяти - не более 65 %. В связи с антимонопольной реформой был принят закон о защите потребителей, который обосновывался Эрхардом так: «Любая монополия таит в себе опасность того, что потребитель окажется обделенным, и к тому же она замедляет экономический прогресс. Отрицательные последствия стремлений к монополиям должны были тем сильнее дать себя знать, чем меньше были по своему масштабу те или иные народные хозяйства и чем больше они отгораживались от мирового рынка путем протекционистских мероприятий, или поскольку, используя такую изоляцию, частнохозяйственные монопольные позиции сознательно поощрялись путем хозяйственно-политических мероприятий»

Несмотря на то, что позиции крупных предприятий в корпоративной и банковской сфере только упрочились, важнейшей силой и основой рынка стал мелкий и средний бизнес. В современной Германии он обеспечивает основную часть занятости - удельная доля предприятий с числом работающих менее 500 человек составляет около 99 %. На их долю приходится до 70% рабочих мест, около 45% налогов с оборота, около 30% немецкого экспорта, до 46% валовых инвестиций и 57% ВВП.

Особенно велика доля занятости на таких предприятиях в сфере услуг: предприятия по ремонту, мастерские, рестораны, кафе, медицинские, юридические, консалтинговые компании. В Германии существует мощная практика поддержки малого бизнеса, с 1975 года они получают весьма значительные льготы по налогам и финансированию - государственные инвестиционные надбавки, субсидии, налоговые льготы на инвестиции, льготное кредитование и т.д. Что крайне важно, существуют государственные консалтинговые программы, многочисленные организации и центры по поддержке развития.

Активно проходила  борьба с безработицей, что способствовало развитию производственной деятельности и промышленности. Между концом 1951 и серединой 1954 года число лиц, имеющих постоянную работу, увеличилось почти на два миллиона. Одновременно число безработных снизилось с 1,214 млн. в момент сезонного затишья в октябре 1951 года до 820 тыс. в октябре 1954 года. Валовая недельная заработная плата промышленных рабочих поднялась с 68,52 н.м. до 74,00 н.м. в следующем году и до 80,99 н.м. в 1954 году.

    1. Развитие науки и технологий

Решающее значение в развитии промышленности в Западной Германии сыграл бурный научно-технический прогресс, создание новейших технологий. За период 60-х годов общие расходы на науку и конструкторские разработки выросли в 5.2 раза, чему в немалой степени способствовали иностранные инвестиции, в первую очередь США и Англии. Для предотвращения «утечки мозгов» были приняты меры по повышению оплаты труда ученых. В результате научно-технического прогресса за это же период производительность труда возросла на 60 %.

 

  1. Социальная направленность реформ

Фундаментом антикризисных  реформ явилась разработанная Л. Эрхардом концепция «социального рыночного  хозяйства». Его «социальное рыночное хозяйство», поощряя частную конкуренцию и создавая товарное изобилие, одновременно (это очень важен: потому такая экономика называется не только «рыночной», но и «социальной»!)- с помощью принятого по настоянию Эрхарда закона о спросе и предложений- удерживает рынок в определенных границах и уменьшает его негативные последствия для слабых общественных групп(безработный, малоимущие и пр.), а также для дотируемых отраслей (сельского хозяйства, горнодобывающей и судостроительная промышленность). Это была не только теория, но и государственная политика, позволившая коренным образом изменить облик, состояние и экономическое положение страны.

Эрхард исходил  из идеи сильного государства как  «управляющей» и «регулирующей» силы, способной «формировать» общество. Государство активно вмешивалось  в экономические процессы, но направление, характер, способы вмешательства  были четко ориентированы на формирование рыночной экономики, основанной на частной собственности на средства производства и защищенной законодательной системой власти.

Государство поддерживало отрасли, испытывавшие трудности, особенно угольную и электротехническую промышленность, металлургию, которые являлись основными импортерами страны. Инвесторам и предпринимателям предоставлялись налоговые льготы, всевозможные кредиты под низкие проценты.

««Немецкое чудо» - результат усилий всех немцев»; «Никакая экономическая ситуация не может быть настолько безнадежной, чтобы решительная воля и честный труд всего народа не могли справиться с ней» - очень много внимания уделялось населению страны, именно на население возлагались надежды по воссозданию разрушенной державы. Правительство и государство в значительной мере поддерживало население, активно занимаясь строительством, предоставлением рабочих мест, льгот, кредитов.

Очень большое  внимание уделялось различным экономическим, социальным и политическим свободам. Эрхард писал: «Я считаю свободу единым и неделимым целым. По моим понятиям политическая и хозяйственная свобода, и свобода человека вообще составляют сложное единство. Немыслимо тут вырвать одну часть, чтобы не рухнуло и все остальное. Это осознание неделимости свободы должно заставить каждого политика, который заботится о всеобщем благе, осознать свою обязанность предоставить снова людям свободу после долгих лет политической несвободы».

 

Заключение

В результате реформаторской деятельности Людвига Эрхарда были достигнуты следующие результаты:

1. Денежная реформа,  проведенная с целью избавления  от обесцененных денег и создания  твердой валюты, явилась важной  предпосылкой модернизации всего  экономического механизма и укрепления  германской экономики, закон свободных  цен «отпускал на свободу цены», при формировании цен учитывалась в первую очередь покупательная способность большинства населения.

2. Большое внимание  уделялось развитию мелкого и  среднего бизнеса. Уже в 1953 г. На предприятиях с числом  сотрудников до 500 человек работало до 50,8% всех занятых и производилась половина промышленной продукции, сокращалась безработица.

3. В большом  объеме велась застройка разрушенных  городов, что сокращало безработицу,  поддерживало население.

4. Важным элементом  экономической политики Эрхарда было укрепление ФРГ на мировом рынке - за счет проводимых антикризисных реформ - удалось втрое увеличить экспорт.

5. Развитие науки,  научно-технический прогресс способствовал  развитию и укрепления экономики  Германии.

   По  мнению исследователей, основа успеха была заложена в следующих факторах:

   1) высоком уровне подготовки составителей планов, использовавших весь накопленный запас экономической науки;

   2) многоальтернативности в выборе методов и инструментария при реализации этих планов, отсутствии догматики и узости подходов;

   3) твердости и последовательности профессионального государственного аппарата, который целеустремленно реализовывал принятые программы;

   4) выработке широкого национального согласия в отношении главных целей социальноэкономического развития на ближайшую и долгосрочную перспективы.

 

   Список  использованной литературы 

Антикризисное управление: Учеб.пособие для студентов  вузов./А.Т. Зуб.-М.:Аспект Пресс, 2005. -319 с.

История Экономических  учений: Учебник./ Гусейнов Р.М., Горбачева Ю.В., Рябцева В.М.- 2-е изд., стер. — М.: Омега-Л, 2008. — 384 с.

Секреты «Германского чуда» / «Новое время».: Зарицкий Б. – 1995. - № 14. – С. 18-19.

http://lib.rus.ec/b/158690/read (Антикризисное управление: Конспект лекций./ Бабушкина Е. А., Бирюкова О. Ю., Верещагина Л. С.)

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=1996 (Библиофонд.ру)

Информация о работе Антикризисные реформы Л.Эрхарда