Антикризисное управление 1

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 03:31, курсовая работа

Описание работы

Термин "антикризисное управление" возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления это реформирование российской экономики и возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани банкротства. Кризис некоторых предприятий - это нормальное явление рыночной экономики, в которой по аналогии с дарвиновской теорией выживают сильнейшие.

Работа содержит 1 файл

Антикризисное управление 1.docx

— 81.78 Кб (Скачать)

В-третьих, вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Это обстоятельство также облегчает положение внешнего управляющего, предоставляя ему "передышку" для финансового оздоровления предприятия.

Статья 70 Закона "О несостоятельности (банкротстве) раскрывает условия моратория:

Во-первых, мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления.

Во-вторых, в течение срока действия моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам:

    • не допускается взыскание по исполнительным и иным документам, взыскание по которым производится в бесспорном (безакцептном) порядке;
    • приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом;
    • не начисляются неустойки (штрафы, пеня) и иные финансовые (экономические) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, а также подлежащие уплате проценты.
    • На сумму требований кредитора по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам начисляются проценты в порядке и размере, которые предусмотрены статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В-третьих, мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется также на требования кредиторов о  возмещении убытков, вызванных отказом  внешнего управляющего от исполнения договоров должника.

В мировой практике существуют несколько  концепций моратория. По одной из них к концу срока внешнего управления штрафы, пени и иные санкции  предъявляются в полном объеме. В  нашей стране это было бы неприемлемо  из-за огромного долгового бремени, которое весит на предприятиях, значительную часть которого составляют именно финансовые санкции (пени, штрафы и т.д.). По другой концепции выплата долгов приостанавливается, они фиксируются на момент введения внешнего управления, и с этого  момента никакие штрафные санкции  и проценты не начисляются. Это естественно  наносит довольно сильный удар по интересам кредиторов, особенно в  условиях высокой инфляции. Наш же закон о банкротстве занимает промежуточную позицию: финансовые санкции не применяются, однако по окончании  внешнего управления кредиторы могут  требовать выплаты процентов  по ставкам рефинансирования Центрального банка.

Рассмотрим как регламентируется деятельность арбитражного управляющего в рамках процедуры внешнего управления:

Права:

Согласно п.1 ст.74 главы V с момента своего назначения внешний управляющий вправе:

"самостоятельно распоряжаться  имуществом должника с ограничениями,  предусмотренными Федеральным законом  о несостоятельности (банкротстве); заключать от имени должника  мировое соглашение; заявлять отказ  от исполнения договоров должника."

Право самостоятельно распоряжаться  имуществом должника закрепляет переход  управления имуществом должника к внешнему управляющему, т.е. внешнему управляющему дано право "нормального" управления предприятием. Права же заключать  мировое соглашение и заявлять отказ  от исполнения договоров должника фактически говорят о передаче прав на чрезвычайные действия, т.е. внешнему управляющему даются права на осуществления антикризисного управления.

Отказ от исполнения договоров должника регламентируется ст.77 главы V Закона о банкротстве:

"Внешний управляющий  в трехмесячный срок с момента  введения внешнего управления  вправе отказаться от исполнения  договоров должника.

Отказ от исполнения договоров  должника может быть заявлен только в отношении договоров, не исполненных  сторонами полностью или частично, при наличии одного из следующих  обстоятельств:

если исполнение договора должника повлечет убытки для должника по сравнению с аналогичными договорами, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах;

если договор является долгосрочным (заключен на срок более  одного года) либо рассчитан на получение  положительных результатов для  должника лишь в долгосрочной перспективе;

если имеются иные обстоятельства, препятствующие восстановлению платежеспособности должника.

Контрагент должника вправе потребовать от должника возмещения реального ущерба, вызванного отказом  от исполнения договора должника.

Положения, предусмотренные  настоящей статьей, не применяются  в отношении договоров должника, заключенных в ходе наблюдения с  согласия арбитражного управляющего."

Эта мера является вынужденной, так  как, как уже упоминалось выше, часто руководство должника заключает крайне невыгодные для предприятия контракты преследуя личные цели. Однако, часто эти сделки оформлены в соответствии с существующим законодательством и поэтому невозможно признать их недействительными и истребовать все полученное контрагентом по такой сделке13.

Однако, некоторые виды сделок внешний управляющий все же вправе признать недействительными, что регламентируется ст.78 главы V Закона о банкротстве:

    • Сделки совершенные должником с заинтересованным лицом в случае, если в результате исполнения указанной сделки кредиторам были или могут быть причинены убытки;
    • Сделки должника, влекущие предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими, заключенные или совершенные должником после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и (или) в течение шести месяцев, предшествовавших подаче заявления о признании должника банкротом;
    • Сделки должника, связанные с выкупом акций (паев) у собственников предприятия, совершенные после возбуждения дела о банкротстве или в течение шести месяцев, предшествовавших подаче заявления о признании должника банкротом."

Мировое соглашение может быть заключено  в том случае, если кредиторы согласятся на реструктуризацию своих долгов (прекращения  долга выплатой его части, переоформление долга на других условиях (новация), прощение долга).

Обязанности:

Согласно п.2. ст.20 главы I и п.2 ст.74 главы V с момента своего назначения внешний управляющий обязан:

    • принять в ведение имущество должника и провести его инвентаризацию;
    • анализировать финансовое состояние должника;
    • анализировать финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность должника, его положение на товарных рынках;
    • разработать и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления;
    • вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;
    • принимать меры по взысканию задолженности перед должником.

Описывая обязанности внешнего управляющего законодатели, как бы лишний раз подталкивают его к  совершению действий в рамках антикризисного управления предприятием. Это обязанности  анализа состояния должника и  планирования действий по выходу из кризиса (план внешнего управления).

В итоге данного параграфа можно  сделать следующие выводы, что  в существующем законодательстве проблема антикризисного управления в рамках судебных процедур банкротства достаточно хорошо освещена и проработана. Арбитражный  управляющий в рамках процедуры  внешнего управления обладает всеми  необходимыми полномочиями для восстановления платежеспособности предприятия, причем законодатели максимально постарались облегчить его задачу предусмотрев такие меры как мораторий на выплату по денежным обязательствам, возможность отказа от невыгодных договоров и т.д.

Рассмотрим основные направления  антикризисного управления подробнее.

§4 Основные направления антикризисного управления при угрозе банкротства

Реализация политики антикризисного управления при угрозе банкротства  предприятия предусматривает следующие  основные направления:

    1. Осуществление мониторинга финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения признаков его кризисного развития;
    2. Определение масштабов кризисного состояния предприятия;
    3. Исследование основных факторов, обуславливающих кризисное развитие предприятия;
    4. Создание и реализация плана антикризисного управления.

Финансовое состояние, как известно, - это комплексное понятие, характеризующееся  системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов компании. Оно дает характеристику ее финансовой конкурентоспособности. Поскольку движение любых товарно-материальных ценностей и трудовых ресурсов в  условиях рыночной экономики всегда сопровождается образованием и расходованием  денежных средств, картина финансового  состояния предприятия отражает все стороны его деятельности, является важнейшей характеристикой  его деловой активности и надежности, определяет уровень конкурентоспособности  предприятия. Таким образом именно финансовый анализ необходимо использовать при разработке методики антикризисного управления.

Анализ финансового состояния  компании включает в себя следующие  важнейшие разделы:

    • структура активов и пассивов;
    • анализ имущественного положения;
    • экспресс-анализ финансового состояния;
    • ликвидность;
    • финансовая устойчивость;
    • анализ деловой активности, а также оборачиваемости средств предприятия;
    • рентабельность капитала и продаж;
    • эффект финансового рычага;
    • эффект производственного рычага.

По отмеченным выше разделам проводится анализ финансовых и экономических  показателей, сравниваются показатели за ряд анализируемых кварталов, лет, отслеживается динамика показателей  во времени, вычисляются темпы роста  показателей и финансовых коэффициентов  за последний период.

Учитывая многообразие показателей  и различие в уровне их критических  оценок, многие отечественные и зарубежные экономисты рекомендуют проводить  интегральную бальную оценку финансового  состояния.

Сущность этой методики заключается  в классификации предприятий по степени риска исходя из фактического уровня показателей и рейтинга каждого показателя в баллах. Приведем в качестве примера следующую систему показателей и их рейтинговую оценку14:

Таблица 1 Группировка предприятий по критериям оценки финансового состояния

Показатель

Границы классов согласно критериям

I класс, бал

II класс, бал

III класс, бал

IV класс, бал

V класс, бал

VI класс, бал

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,25 и выше - 20

0,2 - 16

0,15-12

0,1-8

0,05-4

Менее 0,05 - 0

Коэффициент быстрой ликвидности

1,0 и выше - 18

0,9 - 15

0,8 - 12

0,7 - 9

0,6 - 6

Менее 0,5 - 0

Коэффициент мгновенной ликвидности

2,0 и выше - 16,5

1,9-1,7 - 15-12

1,6-1,4 - 10,5-7,5

1,3-1,1 - 6-3

1,0 - 1,5

Менее 1,0 - 0

Коэффициент финансовой независимости 

0,6 и выше - 17

0,59-0,54 - 15-12

0,53-0,43 - 11,4-7,4

0,42-0,41 - 6,6-1,8

0,4 - 1

Менее 0,4- 0

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

0,5 и выше - 15

0,4 -12

0,3 - 9

0,2 - 6

0,1-3

Менее 0,1 - 0

Коэффициент обеспеченности запасов  собственным капиталом 

1,0 и выше - 15

0,9 - 12

0,8 - 9,0

0,7 - 6

0,6-3

Менее 0,5 - 0

Минимальное значение границы 

100

85-64

63,9 - 56,9

41,6 - 28,3

18

-

Информация о работе Антикризисное управление 1