Антиинфляционная политика в России на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы:
определить основные направления в политике государства по регулированию инфляции и нормализации денежного обращения в стране в ее условиях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………..3
1.Социально экономические последствия инфляции…………………………………4-9
2.Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики
……………………………………………………………………………………………………………………10-15
3.Особенности антиинфляционной политики в России на современнном этапе…………………………………………………………………………………….……………………..16-20
Практикум…………………………………………………………………………………………………...21-22
Заключение……………………………………………………………………………………………………..23
Список литературы………………………………………………………………………………………….24

Работа содержит 1 файл

Содержани1контроха.docx

— 74.82 Кб (Скачать)

  Схема 1.

  

  Антиинфляционная  политика государства

  

  
Адаптивная  политика   Активная  политика
Индексация   Монетарные  рычаги Немонетарные  рычаги
 
 
 
 
 
 
 

Адаптивная  политика

Адаптивная  антиинфляционная политика представляет собой  комплекс мер, направленных на создание условий для приспособления экономики к инфляции, смягчение  ее отрицательных последствий. 
 
 

   Особой  мерой приспособления к высокой  инфляции служит, прежде всего, индексация заработной платы и других основных доходов населения, т.е. увеличение последних в связи с ростом цен.

   Получатели  проиндексированных доходов только на мгновение улучшают свое благосостояние, которое, буквально, в считанные  дни съедается очередным витком инфляции. Так порочный круг инфляции закручивается в инфляционную спираль, из которого без решительных мер, в целом, нет выхода.

   Международная практика знает и другие меры приспособления к инфляции, чаще всего используемые в развивающихся странах: поддержание государством искусственно заниженных цен на определенный, обычно относительно узкий набор жизненно важных товаров и услуг, удовлетворяющих минимальные потребности беднейших слоев населения; создание сети магазинов с низкими ценами для тех же слоев; соглашения с предпринимателями профсоюзами о темпах роста цен и зарплаты; другие формы благотворительной помощи.

   Мировой опыт свидетельствует, что при достаточно широком проведении подобных мер, они приводят к заметному смягчению отрицательных социальных последствий высокой инфляции и хотя бы частично ограничивают возможность усиления социально-политической напряженности в обществе.

   Существует  и другой взгляд на эту проблему: инфляция, как болезнь, преследующая все страны с рыночной экономикой, должна быть подавлена, вылечена. В  этой связи выделяют два основных абсолютно противоположных подхода: кейнсианство и монетаризм. 
 

   Кейнсианство.

   Основоположником  данной теории является Джон Кейнс. После Великой депрессии он выдвинул свою теорию, где говорилось о том, что рыночная экономика не способна к саморегулированию. Причиной этому является предельная склонность к сбережению и к импорту, который в совокупности составляет недопотребление отечественного продукта.

   Мировой опыт 30-х гг. XIX века показал, что государство не только может, но и должно вмешиваться в экономику страны. С точки зрения кейнсианцев, государство играет положительную роль, применяя соответствующие стабилизационные меры для экономики. Кейнсианская теория придаёт главное значение совокупным расходам и их компонентам.

   Кейнсианцы считают, что экономике изначально присуща нестабильность и поэтому она нуждается в стабилизации с помощью активной фискальной политики (манипулировании государственным бюджетом для снижения инфляции), являющейся мощным и надёжным стабилизационным средством. Основные виды фискальной политики современных государств отражены на схеме 2: 

Схема 2.

Фискальная политика 

Дискреционная                                  Автоматическая 
 
 

Стимулирующая       Сдерживающая 

Рассмотрим  дискреционную фискальную политику, под которой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью контроля над  инфляцией. Она включает в себя: изменение  правительственных расходов, или  изменение налогов, или сочетание  первого и второго:

  • Экспансионистская (стимулирующая) фискальная политика - повышение совокупного спроса в результате увеличения правительственных расходов на товары и услуги, уменьшения чистого объёма налоговых поступлений или некоторого сочетания этих двух факторов. В результате, повысятся расходы, увеличится совокупный спрос, вырастет реальный ВВП.
  • Сдерживающая фискальная политика направлена на борьбу с инфляцией. Она заключается в уменьшении совокупного спроса посредством сокращения государственных расходов, повышения налогов или некоторого сочетания этих двух мер.

Изменение уровней государственных расходов и налогов происходят в определённой степени автоматически. Использование встроенного стабилизатора (инструмент недискреционной фискальной политики) объясняется тем, что в реальности налоговая система обеспечивает изъятие такого чистого налога, который изменяется прямо пропорционально величине ВВП. С ростом ВВП в периоды процветания налоговые поступления автоматически возрастают и – поскольку они сокращают расходы – сдерживают экономический подъём. Когда ВВП сокращается в периоды спада, налоговые поступления автоматически уменьшаются, что ведёт к росту расходов и тем самым смягчает экономический спад. Трансфертные платежи («отрицательные налоги») увеличиваются в периоды спада, сокращаются в периоды экономического роста. 

К кейнсианским антиинфляционным мерам относят:

  1. Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;
  2. Государственное регулирование цен;
  3. Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
  4. Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.
  5. Государственное регулирование валютного курса.
 

    Монетаризм.

К настоящему времени классическая экономическая  теория приобрела современные формы. Одна из них – монетаризм. Сторонники данной теории (Милтон Фридмен) утверждали, что рынок – саморегулирующаяся система и любое вмешательство извне со стороны государства может привести к негативным последствиям.  В то же время они признавали необходимость существования государства в целях сбора налогов. По мнению монетаристов, государство оказывает вредное влияние на экономику. Оно проводит фискальные мероприятия которые, хотя и диктуются благими намерениями, усиливают ту самую нестабильность,  для борьбы с которой предназначены.

Монетарная  политика базируется на регулировании  количества денег в обращении  как способе стабилизации экономики. Главную роль здесь занимает денежно-кредитная  политика, осуществляемая формально  неподконтрольным правительству Центральным  Банком.

Основополагающая  цель денежно-кредитной политики состоит  в том, чтобы помочь экономике  сохранить уровень инфляции, обеспечивающий условия экономического роста.

С целью  регулирования денежной массы ЦБ и уполномоченные на то государственные  органы используют следующие инструменты:

  1. Мероприятия на открытом рынке. ЦБ покупает и продаёт государственные ценные бумаги с целью уменьшения денежной массы. ЦБ продаёт ценные бумаги, т.о. деньги изымаются из обращения. В то же время избыточное предложение ценных бумаг уменьшает их цену, процентные ставки по ним растут, растут процентные ставки по всей стране, сокращение выдаваемых кредитов, экономическая и денежная активность сокращается.
  2. Регулирование учётной ставки процента. С целью увеличения денежной массы ЦБ уменьшает процентную ставку, в результате кредит становится «дешёвым», увеличивается количество выдаваемых кредитов, увеличивается скорость обращения денег, цена денег падает, уменьшается валютный курс.
  3. Изменение обязательной нормы резервов (ОНР). С целью уменьшения денежной массы в обращении ЦБ увеличивает ОНР, с целью увеличения – уменьшает.

Наиболее  популярными являются 1 и 2 инструменты, 3 – наиболее грубый, применяется в редких случаях.

Наряду  с вышеперечисленными инструментами  проводятся такие сочетания мероприятий  как сдерживающая фискальная политика и политика «дорогих денег», а также  стимулирующая фискальная политика и политика «дешёвых денег».

Целью политики «дорогих денег» является удешевление  кредита, с целью увеличения совокупного  спроса и занятости. К ней относятся: покупка ценных бумаг, снижение ОНР, снижение учётной ставки.

Целью политики «дешёвых денег» является ограничение  денежного предложения, с целью  сокращения расходов и сдерживания  инфляции. К ней относятся: продажа  ценных бумаг, повышение ОНР, повышение  учётной ставки.

Большинство монетаристов не советуют использовать политику дешевых и дорогих денег для смягчения подъемов и спадов экономического цикла. 
 
 
 

Особенности антиинфляционной политики в России на современном этапе 

       В условиях современного экономического кризиса, который охватил весь мир, повсюду ведутся разговоры о  массовых проблемах экономики, но в  нашей стране особенно популярен  вопрос инфляции и ее последствий. Действительно, инфляция России в 90-х - 2000-х годах измерялась двузначной цифрой и порождала много проблем для российской экономики.

       Странами  всего мира разрабатываются планы  снижения процента инфляции, они успешно  применяются и позволяют контролировать этот процесс, но лишь в малой степени, так как понятие инфляция зависит  от множества факторов. Другой вопрос в том, что инфляция в России развивается  совсем не так, как в других странах  мира, в силу территориального устройства нашей страны, а также преобладания сырьевой промышленности, она в большей  степени зависит от факторов мировой  общественности, и, по мнению многих экспертов, оказывает сильное негативное влияние  на стабильность нашего рынка. Интересно, но именно для России характерна повышенная инфляция не только в кризисные периоды, но и при обычных условиях.

       Наше  правительство всегда предполагает, какой будет процент инфляции в России на ближайший год или какой-нибудь другой период, но, как правило, эти цифры оказываются на порядок ниже, чем реальные факты. Так к концу 2008 года инфляция в России составила 13,3%. Многие боялись, что в период начала экономического кризиса цифра на порядок увеличится, но правительство поддерживает экономику, создавая ряд антикризисных мер, и инфляция в 2009 году не так уж и высока, хотя в начале 2008 года предполагалась значительно меньшее число. Для сравнения инфляция в России в 2007 году 11%, на 2005 – 10%, а на 2001 вообще 15%. Инфляция в России в декабре 2009 года по предварительным данным Федеральной службы государственной статистики составила 0,4%, по итогам 2009 года - 8,8%.

       Цены  на продовольственные товары в России в декабре 2009 г. к предыдущему  месяцу выросли на 0,6%, продовольственные  товары без плодоовощной продукции  подорожали на 0,3%. Цены на непродовольственные  товары за месяц выросли на 0,2%. Платные  услуги населению стали дороже на 0,5%. Платные услуги за 2009 год подорожали на 11,6%, непродовольственные товары стали дороже на 9,7%, цены на продовольственные  товары выросли на 6,1%.

    Борьба  с инфляцией стала бы прямым ответом  на экономические дисбалансы. Снижение темпов роста цен позволило бы со временем увеличить объемы частных  сбережений в экономике и снизить  роль государственных сбережений как  источника инвестиций. Это, в свою очередь, помогло бы поддержать инвестиционный рост в секторах, не связанных с  государственными проектами, что позволило  бы вывести темпы роста экономики  на более амбициозные уровни и, главное, создало бы базу для долгосрочного роста.

    В настоящее время основной целью  антиинфляционной политики России является удержание инфляции на низком и стабильном уровне, так как стремление к стабильности цен - это лучший вклад, который можно  внести в долгосрочный экономический  рост. Под ценовой стабильностью  следует понимать столь незначительный прирост цен, что не берется экономическими субъектами в расчет при принятии решений. В идеале ценовая стабильность - это нулевой рост цен. Однако ввиду  быстрого технического прогресса такой  прирост цен за определенный период времени маловероятен. На практике стабильность цен выражается не столько в нулевом, сколько в незначительном положительном приросте индекса цен (в пределах 3-4% в течение длительного периода).

    Данные  государственных статистических органов  и те цели, которые декларируют  денежные власти по уровню инфляции в  России, свидетельствуют о том, что измерить инфляцию в пределе 4% будет возможным не ранее 10-х годов нашего века. Однако, учитывая макроэкономическую ситуацию, экспортно-сырьевую ориентацию российской экономики и отсутствие в распоряжении Банка России долгосрочных антиинфляционных инструментов, достигнуть указанных значений индекса потребительских цен (ИПЦ) будет очень затруднительно без серьезных структурных изменений в экономике. К тому же осуществляемая в настоящее время антиинфляционная политика денежных властей крайне неэффективна, так как борьба с инфляцией путем сдерживания роста денежной массы и денежной базы ведет к стагнации в несырьевых секторах экономики, что, в свою очередь, приводит к несбалансированности спроса и предложения товаров и услуг в отношении денежной массы, поступающей на потребительский рынок из сырьевых отраслей и бюджета.

Информация о работе Антиинфляционная политика в России на современном этапе