Антиинфляционная политика государства

Автор: Павел В, 06 Октября 2010 в 09:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы состоит в том что, поскольку инфляция влечет за собой острые социально-экономические последствия, и постоянно меняется экономическая ситуация на мировом рынке и внутри страны, перед государством стоит цель разработать грамотную антиинфляционную программу по снижению ее темпов, учитывая экономико-политические условия, особенности традиции России.
Тема эта актуальна, поскольку, инфляционный процесс, многофакторный по своей природе, неоднозначный по своим последствиям, свойственен экономике практически всех стран мира, а это требует знания основных теоретических и практических положений по её своевременному регулированию и эффективному управлению.
Цель работы: определить основные направления в политике государства по регулированию инфляции и нормализации денежного обращения в стране в её условиях.
Задачи:
1.Раскрыть сущность, источники инфляции как многофакторного процесса, определить влияние инфляции на социально-экономические процессы и хозяйственный механизм государства в целом.
2.Изучить основные положения стратегии и тактики антиинфляционного регулирования, сложившиеся в мировой практике.
3.Рассмотреть особенности регулирования процесса инфляции на примере антиинфляционной политики нашего государства.
Объектом изучения является особенности инфляционных процессов, в России в период с 1992-2009 гг.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1.Социально-экономические последствия инфляции
Определение «инфляция»…………………………………………………..4
Причины инфляции....................................................................................5
Последствия инфляции и переход к гиперинфляции…………………….7
2.Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики
………………………………………………………………………………..12
3.Особенности антиинфляционной политики в России………………..17
Практикум…………………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………….26
Список литературы…………………………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

Источник5!!.doc

— 222.50 Кб (Скачать)

  • жесткую борьбу с бюджетным дефицитом.

  Либерализация цен в 1992 году перевела подавленную инфляцию в открытую форму. Реальные доходы населения и совокупный спрос резко сократились. Однако со временем не менее резко начали действовать факторы инфляции издержек в результате роста цен на энергоносители, топливно-сырьевые ресурсы и транспортных тарифов. Рост цен существенно опередил расчеты реформаторов, ориентировавшихся на повышение их за год на 300-400%.

     Процессы гиперинфляции проявились  в росте, например, потребительских  цен, в 1992 г. - в 17,15 раза; в 1993 - более чем в 10 раз; в 1994 - в 4,5 раза; в 1995 - почти в 3 раза. По сути до 1995 г. имела место гиперинфляция, хотя и с тенденцией к снижению.

   В значительной мере результатом гиперинфляции  стал кризис наличности - дефицит денег в обращении. Несмотря на то, что денежная эмиссия возросла с 28 млрд руб. в 1990 г. до 45 576 млрд руб. в 1995 г., рост денежной массы отставал от рыночных потребностей в силу опережающего роста цен. Результатом явился «кризис платежей», в том числе и рост задолженности по заработной плате и социальным трансфертам.

  Острая  нехватка платежных средств и  снижение совокупного спроса стали  факторами колоссального спада  производства и инвестиций - в 1996 г. реальный ВНП составил менее половины от уровня 1990 г., на 80% сократились инвестиции - темпы снижения их объема превысил темпы спада производства. Так, по оценке рабочей группы Всемирного банка и Госкомстата России, снижение капиталовложений опережало снижение ВВП в 2,5 - 3 раза.

  Приближение внутренних цен к мировым стало основой для насыщения рынка импортными товарами, что вело к спаду отечественного производства. Вместе с тем приближение внутренних цен на сырье и энергоресурсы к мировым в 1994-95 гг. сделало последние «потолком» для роста внутренних пен в средне- и долгосрочной перспективах.

    Наряду с этим нехватка платежных  средств вызвала широкое использование  бартерных сделок. Специалисты отмечали, что в период высокой инфляции  в России законными платежными  средствами обслуживались лишь 20-30% сделок.

  Спад  производства обусловил снижение налоговых поступлений в государственный бюджет. Однако в условиях отсутствия развитой рыночной инфраструктуры и конкурентной среды он не стал фактором оздоровления экономики, формирования ее эффективной структуры.

   Вместе  с тем монетаристские меры не были и строго последовательными. Уже в 1992 г. Центральным банком осуществлялись кредитные вливания для ослабления кризиса платежей. Однако, поскольку кредиты поддерживали наименее эффективных производителей, их следствием стал не рост предложения, а дальнейший рост цен. Для прекращения этой так называемой кредитной инфляции со стороны ЦБ России начала проводиться в жизнь политика снижения дотаций и субсидий из госбюджета.

  Можно сказать, что спад производства стал расплатой за обуздание гиперинфляции и превращение ее в галопирующую(1996г.-рост потребительских цен в 1,44 раза; 1997-в 1,14), а затем и в умеренную (1998 г. - рост цен в 1,085 раза). Такое утверждение будет не совсем точным, если не рассмотреть, каковы были источники покрытия бюджетного дефицита.

  Начиная с 1993 г. в этих целях стали использоваться считавшиеся неинфляционными меры покрытия дефицита госбюджета за счет выпуска и размещения краткосрочных высокодоходных государственных казначейских обязательств (ГКО). Такого рода заимствования в кейнсианской концепции являются инструментом краткосрочной антиинфляционной политики, однако в российской практике они использовались почти пять лет - до кризиса 1998 г. Сложилась своего рода финансовая пирамида, когда новые ГКО размешались для покрытия обязательств но предыдущим выпускам.

  Помимо  задолженности по ГКО, факторами, по сути занижающими уровень инфляции, являлись неоплаченные государством госзаказы, невыплаченные своевременно заработные платы и пенсии, огромный внешний долг.

  Практика  антиинфляционного регулирования  в России включала и использование так называемого монетарного якоря, т.е. выбора и контроля определенного стоимостного параметра, позволяющего ограничить рост цен. Чаше всего таким параметром являлся валютный курс. Задача Центрального банка России состояла в том, чтобы падение курса рубля не опережало падение его покупательной способности. Для этого накапливались валютные резервы, и с середины 1995 г. был введен «валютный коридор» - удержание курса рубля в определенных рамках с помощью скупки или продажи Центральным Банком иностранной валюты.

  Лишь  в 1997 г. начали осуществляться меры по регулированию цен естественных монополий — тарифов на железнодорожные перевозки, оптовых цен на электроэнергию, газ, прочие энергоносители.

  К середине 1998 г. расходы по обслуживанию ГКО превысили объем налоговых поступлений в наличных деньгах, что явилось одной из причин финансового кризиса 1998 г., возврата к плавающему валютному курсу и девальвации рубля. «Сжатый» ГКО потенциал инфляции прорвался наружу - в целом за 1998 г. потребительские цены возросли более чем в 1,8 раза.

   Противоречивое  использование монетаристских и  кейнсианских рецептов усугублялось существенным влиянием институциональных факторов, таких, как:

    • отсутствие практики банкротств;
    • субсидирование неэффективных, неконкурентоспособных     производителей;
    • мощное лоббирование финансово-промышленными груп- 
      пами получения различных льгот и форм бюджетной под 
      держки;
    • отсутствие механизма привлечения сбережений населения
    • в инвестиции;
    • непомерное налоговое бремя, препятствующее росту пред- 
      ложения.

  Кризис 1998 г. выполнил ряд важных функций. Прежде всего, стало очевидно значение сокращения дефицита бюджета, утверждения его с первичным профицитом. Падение завышенного курса рубля сделало его динамику предсказуемой и оживило экспорт. Появились признаки экономического роста: увеличение инвестиций в основной капитал (в 2000 г. - на 15%), снижение темпов инфляции (в 2000 г. до 18-20% за год).

  Благоприятные внешнеэкономические условия - рост цен на нефть на мировом рынке, стабильно высокие золотовалютные резервы Банка России обеспечивают возможность обслуживания государственного долга без дополнительных заимствований, создают условия для проведения более активной структурной политики, реформы социальной сферы.

  Правительству президента В. Путина удалось добиться значительных успехов в контроле за инфляцией. В 2003 г. Банк России достаточно последовательно проводил политику, направленную на снижение инфляции до 12-14% за год, что соответствует приросту объема ВВП примерно на 4-5%.

   В 2004 г. он составил 14-15%, а в последующие годы - снизился до 8-10%.

   Умеренные темпы инфляции способствуют увеличению благосостояния населения и компаний.

   Однако  по итогам 2007 года инфляция составила 11,9%. Прирост инфляции за период 2007- 2009 годы я отразила на Рис 2.

   

 Рис.2  Прирост инфляция за 2007, 2008, 2009 годы. 

   Как видим  из диаграммы за прошедшие годы рост инфляции увеличился главными причинами высокой инфляции агентство Евростат называет быстрый рост цен на топливо и продовольствие.

  
 
 

Практикум.

    Как Центральный Банк страны должен изменить предложение денег в экономике  в соответствии с количественной теорией денег, чтобы в целях  борьбы с инфляцией при предполагаемом в этом году увеличении реального дохода в 1,1 раза инфляция увеличилась всего на 2% в год при стабильной скорости обращения денег? Назовите и опишите возможные методы и инструменты антиинфляционной политики, которые будут задействованы ЦБ для достижения этого результата.

    В соответствии с количественной теорией  денег количество денег, находящихся в обращении, определяется по формуле:

    

      – скорость  обращения денег в движении  доходов;

     – количество денег, находящихся в обращении;

      – реальный  объем производства;

      – абсолютный  уровень цен.

    В соответствии с условиями задачи, обозначим  , – объем производства, включающий увеличение реального дохода, т.е. . Т.к. по условию задачи цены при инфляции увеличились на 2%, обозначим . – предполагаемое количество денег в планируемом периоде.

        

    Таким образом, Центральный Банк страны должен увеличить предложение денег  на 12,2% (1,122 – 1= 0,122; 0,122 100%), чтобы в целях борьбы с инфляцией при предполагаемом в этом году увеличении реального дохода в 1,1 раза инфляция увеличилась всего на 2% в год при стабильной скорости обращения денег.

    Для увеличения предложения денег Центральный Банк может воспользоваться следующими методами:

  • проведение операций на открытом рынке. Правительство скупает ценные бумаги через Центральный Банк. За увеличением избыточных резервов коммерческих банков следует рост их кредитных ресурсов. Итогом является мультипликативное увеличение кредитных денег в экономике, а значит, рост объема денежной массы.
  • уменьшение учетной ставки процента, по которому выдаются кредиты коммерческим банкам.  Уменьшая учетную ставку, Центральный Банк поощряет коммерческие банки к получению ссуд. Следовательно, кредиты, которые выдают коммерческие банки за счет этих ссуд, увеличивают предложение денег.
  • снижение нормы обязательных резервов. Снижение данной нормы влечет за собой повышение избыточных резервов, а следовательно, увеличение возможности коммерческих банков создавать кредитные деньги. В этом случае процентная ставка снизится, а инвестиционная активность увеличится. Объем денежной массы возрастет. Но такой метод для простой корректировки предложения денег, как правило, не используется. Он используется в крайних случаях.

    Если  указанные меры не срабатывают, то Центральный  Банк может прибегнуть к эмиссии  денежной массы. 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Следует помнить, что пагубность даже небольшого уровня инфляции заключается в искажении ценового сигнала. Экономические решения, учитывающие искаженную ценовую информацию, пусть даже они принимаются по всем правилам рациональности, становятся все менее и менее эффективными. Цены, учитывающие искаженную информацию, углубляют диспропорции в экономике и, при прочих равных условиях, темпы инфляции могут перейти на более высокий уровень. Высокая инфляция, переходящая в гиперинфляцию, оборачивается бедствием для всей экономики. В долгосрочном периоде страдают все экономические агенты - домашние хозяйства, бизнес, государственный бюджет. Если полностью избавиться от инфляции нельзя, то нужно снизить ее темпы до минимально возможного и предсказуемого уровня. Методы борьбы с открытой инфляцией зависят от характера инфляции, т. е. от причин ее возникновения и от темпов роста цен.

     Необходима  и профилактика инфляции. В еще  более долгосрочном плане в условиях полной занятости нужно стимулировать  расширение потенциального ВНП с помощью структурной и научно-технической политики. Причем, отдавать предпочтение здесь надо не бюджетному финансированию, а созданию экономических стимулов для повышения производительности труда, внедрения новых технологий и создания новых производств, преобразования старых отраслей на новой технической базе.

     Следовательно, если существуют объективные причины  возникновения инфляции, то полностью  это явление не устранимо. Поэтому наиболее реалистичной целью антиинфляционной политики является не абсолютное уничтожение инфляции, а снижение инфляционного накала и поддержание ее темпов на стабильно низком и предсказуемом уровне.

     Подводя итог рассмотрению некоторых аспектов российской экономической динамики за последние годы, можно сделать  вывод, что на протяжении рассматриваемого периода в общих чертах сложился антиинфляционный механизм, основу которого составили следующие элементы экономической политики:

  • соблюдение жестких денежных ограничений;
  • меры по стабилизации валютного курса;
  • принятие Правительством Российской Федерации ряда решений, ограничивающих рост цен на продукцию отдельных отраслей и секторов экономики, в первую очередь отраслей - естественных монополистов.

     Все они, будучи направлены на сжатие совокупного  спроса и приведение его в соответствие с совокупным предложением, сформировали новую ценовую ситуацию как в потребительской сфере, так и в реальном секторе российской экономики. Несмотря на позитивный характер этих процессов в российской экономике еще осталась угроза инфляционных всплесков из-за искаженной структуры основного производства и его низкой эффективности, существования секторов экономики с различными уровнем доходности и накопления социальных проблем в обществе. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Антиинфляционная политика государства