Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 13:52, контрольная работа

Описание работы

Цель моей работы - изучить государственное регулирование кризисных ситуаций.

Содержание

Введение 3
1.Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций
1.1Основа государственного регулирования кризисных ситуаций 4
1.2 Роль государства в антикризисном управлении 10 1.3 Виды государственного регулирования кризисных ситуаций 15
Заключение 22
Список используемой литературы 23

Работа содержит 1 файл

антикризисное управление.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

      Государству надлежит решить проблему несоответствия цен на ресурсы и транспортные тарифы природным условиям и господствующим в стране ресурсоемким технологиям. Важно устранить ценовые диспаритеты, в результате которых, значительная часть производства оказалась нерентабельной и прекратила функционирование. Оставшиеся предприятия не получают доходы, позволяющие развивать производство. Они функционируют в основном в режиме простого и суженного воспроизводства.

      Специфика ценового регулирования обусловлена  тем, что высокие (близкие к мировым и даже превышающие их) цены на ресурсы обусловлены не столько монополизмом соответствующих товаропроизводителей, сколько разросшейся сферой посредников и непомерно высокой налоговой нагрузкой на ресурсы. Например, в отечественной нефтяной отрасли налоги всех видов превышают 50% валовой выручки отрасли, тогда как в США они составляют не более 30%.

      Производство. Преодоление кризисного состояния  требует создания материальной основы для повышения уровня жизни населения страны. Двигателем здесь выступает производительность. Управляет же ею научно-технический прогресс. Он, в свою очередь, находится под влиянием истории, культуры, образования, институциональных факторов и политики. Производительность связана с инвестициями в человеческий капитал и в качество окружающей среды.

      Обеспечить  решение этой задачи может только государство. Никакой другой институт не в состоянии добиться необходимой оптимизации структуры народного хозяйства, внедрения достижений научно-технического прогресса в производство, преодоления сырьевой направленности экспорта.

      До  последнего времени политика государства сводилась к следующему. Предполагалось, что промышленная политика в 1999г. и в период до 2001г. будет нацелена на обеспечение активного роста промышленного производства за счет свертывания и ликвидации неэффективных, не удовлетворяющих требованиям рыночной экономики производств, поддержки и развития современных эффективных и конкурентоспособных производств и видов деятельности. Такая политика возможна при условии резкого ускорения темпов роста инвестиций в основной капитал. Однако у государства таких возможностей нет. Другого способа поддержки и развития современных эффективных и конкурентоспособных производств, просто не существует. Тем не менее, государство выступает за дальнейшее сокращение и свертывание неэффективных производств. Причем это делается, несмотря на то, что во многих отраслях производство уже сократилось в несколько раз.

      С учетом сказанного, государственное  регулирование в этой области сводится к активной промышленной политике, основу которой составляют следующие принципы:

    • обеспечение учета интересов всех участников ее осуществления;
    • социально-экономическая направленность;
    • сочетание мер государственного регулирования и рыночных механизмов;
    • создание благоприятных условий для снижения негативных последствий в ходе структурных преобразований, а затем и для повышения уровня жизни населения;
    • адресный характер мероприятий и высокая ответственность участников за конечные результаты их проведения;
    • система договорных отношений и конкурсная основа для участников процесса преобразований в промышленности;
    • обоснованная централизация ресурсов в целях обеспечения развития производства и предотвращения дальнейшего разрушения научно-производственного и интеллектуального потенциала;
    • широкое использование аренды, лизинга и инвестиционных конкурсов продажи государственной собственности;
    • развитие и содействие всеобщей мотивации спроса на рынках труда, капитала, товаров и услуг, технологии и др.

      Ключевым  звеном промышленной политики выступает  повышение роли научно-технического прогресса. Именно он и общемировые тенденции к интеграции национальных экономик обусловливают стремительное расширение и обновление ассортимента продукции, ее техническое усложнение, повышение наукоемкое.

      Анализ  работы предприятий различных форм собственности и отраслей показывает, что самые низкие показатели хозяйственной  деятельности имеют предприятия  федеральной собственности. Так, на этих предприятиях в промышленности, строительстве, на транспорте и, особенно в торговле было произведено продукции и выполнено работ в расчете на одного работника в 2—3 раза меньше, чем на предприятиях других форм собственности.

      Обобщение и осмысление специфических моделей  поведения предприятий в кризисных  условиях позволяет сформулировать следующие выводы:

    • попадание в кризисную фазу неизбежно заставляет руководителей применять антикризисные меры управления;
    • антикризисное поведение предприятий зачастую противоположно тем действиям, которые эффективны в условиях экономического роста или стабилизации экономики;
    • в промышленности стихийно формируются различные антикризисные модели деятельности предприятий. Необходимо их изучить, признать и сознательно использовать на практике.

      Таким образом, если не будет действенной  политика выравнивания доходов, могут возникнуть необратимые последствия на личностном уровне, проявиться отрицательные тенденции в формировании человеческого капитала.

      Необходимость государственного финансирования медицинского обслуживания диктуется потребностью, с одной стороны, производства общественных благ и, с другой, — обеспечения широкого доступа населения к услугам здравоохранения:

  • государственные мероприятия в области здравоохранения, например, такие, как программы вакцинации и санитарного просвещения, требуют бюджетных средств;
  • престарелые и другая экономически неактивная часть мало имущего населения также нуждается в субсидиях;
  • потребление лекарств, в частности лекарств, имеющих ограниченные объемы производства, тоже субсидируется;
  • финансирование мер по охране здоровья населения осуществляется в основном государством.

      Между тем деятельность государства в  социальной сфере явно не соответствует  ее целям. В основе социально-психологического дискомфорта и синдрома угасающего настроения населения — значительное снижение жизненного уровня. Как подтверждают результаты общероссийского социологического опроса, проведенного в июне 1999г. Российским независимым институтом социальных и национальных проблем, резкое обнищание населения в результате августовского 1998г. кризиса остается таковым и поныне. Число россиян, которые относят себя к среднеобеспеченным слоям общества, в сравнении с докризисным периодом стало меньше в полтора раза. В два раза больше, чем до кризиса, стало тех, кто вынужден признать, что живет за чертой бедности.

Российское  государство не считает себя обязанным  обеспечивать элементарные социально-экономические  права граждан, имеющие для них  жизненно важное значение. Более того, оно само выступает в роли нарушителя этих прав, многими месяцами, не выплачивая людям заработную плату, пенсии, пособия и стипендии. Государственными органами отвергается даже такая рутинная мера, как оформление задолженности по заработной плате и пенсиям в виде кредита с начислением процентов.

      Таким образом, направление изменений социально-экономической ситуации в стране в последние годы находится в явном несоответствии с современными социальными целями. Практически утрачены даже фрагментарные элементы «государства благосостояния» в социальной жизни советского периода. Это усугубляет экономические проблемы страны, затрудняет выход из кризиса. 

Заключение

     Антикризисное управление имеет два аспекта: недопущение  кризиса, а также эффективное  его преодоление. Современный менеджер должен быт постоянно готов к  кризисным ситуациям и иметь план по их преодолению. Природа кризиса и причина его возникновения может быть довольно разнообразной, но непосредственная вина в его наступлении всегда ложится на менеджеров. Существует большое количество методов оценки финансового состояния организации, которые могут дать представление о ее слабых местах и даже оценить вероятность ее банкротства. Методы горизонтального и вертикального анализов позволяют судить о структуре и динамике основных показателей баланса предприятия, метод коэффициентов непосредственно указывает на проблемные места, многофакторные модели оценивают финансовое состояние компании в целом, а сравнительный анализ позволяет учесть показатели работы других предприятий рынка.

     Суть  механизмов антикризисного управления заключается во внедрении системы методов предварительной диагностики угрозы банкротства и своевременном проведении финансового оздоровления организации, обеспечивающего ее выход из кризисного состояния. Само по себе финансовое оздоровление состоит из трех этапов: этап устранения неплатежеспособности, этап восстановления финансовой устойчивости, и этап обеспечения финансового равновесия.

     Государственное регулирование кризисных ситуаций направлено на недопущение системных  кризисов на рынках, и обеспечении гарантий максимального возврата средств, кредиторам, обанкротившегося предприятия. Новый закон о банкротстве детальнейшим образом описывает процедуру банкротства и правила действия сторон. Законодательные процедуры ориентированы в первую очередь на поиск возможностей по санации предприятия, и лишь при полном исчерпании таких возможностей – на его ликвидацию.

      Список  используемой литературы 

1. Постановление  Правительства РФ от 20 мая 1994 г.  № 498 "О некоторых мерах по  реализации законодательства о  несостоятельности (банкротстве) предприятий". 

2. Антикризисное  управление. / Под ред. Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2003. 

3. Баринов В.А.  Антикризисное управление М.: Наука, 2002. 

4. Родионова  Н.В. Антикризисный менеджмент. М.: Изд-во ЮНИТИ, 2002. 

5. Российский статистический ежегодник. Госкомстат РФ. М.: 2001.  

6. Уткин Э.А.  Антикризисное управление - М.: Изд-во  ЭКМОС, 2001. 

7. Антикризисное  управление: Общие основы и особенности  России. Учебное пособие. / Под ред.  И.К. Ларионова. - М.: Издательский  Дом "Дашков и К", 2001. С. 14;  

8. Мерзликина  Г.С., Семикин Е.А. Теоретические  вопросы реструктуризации: Учеб. пособие  / ВолгГТУ. Волгоград, 2001.  

9. Валуйский А.В. Основы антикризисного управления - М.: 2003.

Информация о работе Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций