Зрительная сенсорная система. Оптическая и рецепторная системы глаза. Гигиена зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 16:07, контрольная работа

Описание работы

70% информации об окружающем мире мы получаем от зрения - это уникальный дар природы. Но разве мы ценим то, чего не замечаем? Часто ли вы задумываетесь о воздухе, которым дышите? Наверное, только оказавшись под водой. Вот и зрение свое мы не ценим. В итоге рано или поздно приходится надевать очки и линзы. Так что теперь хорошее зрение - это настоящий показатель здоровья человека, и не менее трети населения планеты его уже потеряло.

Содержание

Введение…3

Зрительная сенсорная система…4

Оптическая и рецепторная системы глаза…6

Гигиена зрения…7

Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов…9

Биологическое значение условных и безусловных рефлексов…9

Онтогенез условных и безусловных рефлексов…10

Список литературы…12

Работа содержит 1 файл

контрольная № 1.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

Российский государственный  профессионально – 

педагогический университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

 

Контрольная работа № 1

 

 

 

Студент группы ПУ-112 САТ Кичев Н. А.

Номер зачетки 0945827, вариант 7

 

 

Преподаватель Шипулин Е. А. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первоуральск

2010

Вариант 7

  1. Зрительная сенсорная система. Оптическая и рецепторная системы глаза. Гигиена зрения.
  2. Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов. Биологическое значение условных и безусловных рефлексов. Онтогенез условных и безусловных рефлексов.

 

Содержание:

          Введение…3

 

  1. Зрительная сенсорная система…4

 

Оптическая и рецепторная  системы глаза…6

 

Гигиена зрения…7

 

  1. Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов…9

 

Биологическое значение условных и безусловных рефлексов…9

 

Онтогенез условных и  безусловных рефлексов…10

 

Список литературы…12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Вряд ли кому-то приходил на ум вопрос, что такое зрение. Разумеется, это возможность видеть. Однако знаете ли вы, насколько далеко может видеть человек с хорошим зрением? Впрочем, вряд ли в наш век высоких технологий и слабых нервов у вас остались еще знакомые, которые могут похвастаться особой остротой зрения.

 

70% информации об окружающем  мире мы получаем от зрения - это уникальный дар природы. Но разве мы ценим то, чего не замечаем? Часто ли вы задумываетесь о воздухе, которым дышите? Наверное, только оказавшись под водой. Вот и зрение свое мы не ценим. В итоге рано или поздно приходится надевать очки и линзы. Так что теперь хорошее зрение - это настоящий показатель здоровья человека, и не менее трети населения планеты его уже потеряло.

 

А ведь зрение - это не только способность видеть. Обратимся  к словарю Даля. Глагол "зреть" в нем объясняется не только с  точки зрения "видеть", но и распознавать, постигать, понимать... Получается, что зрение - главное связующее звено между человеком и окружающим его миром. Разве можно относиться к нему так безалаберно?

 

И зрение - испорченное - отплачивает нам той же монетой. Ученые установили, что постоянное существование с плохим зрением в итоге приводит к переутомлению всего организма. Начинается все с головы: от напряжения глаз постепенно нарастает боль. За ней ухудшается общее самочувствие, появляется ощущение усталости и стресса. А тут недалеко и до обострения всех хронических болячек!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зрительная сенсорная  система.

 

Зрительная сенсорная  система человек обеспечивает проведение к мозгу 90% информации о событиях, происходящих во внешней среде, поэтому  ее значение трудно переоценить.

 

Рецепторные клетки системы  расположены в сетчатке глазного яблока. Импульсы от фоторецепторов по волокнам зрительного нерва достигают  зрительного перекреста, где часть  волокон переходит на противоположную  сторону. Далее зрительная информация проводится по зрительным трактам к верхнему двухолмию, латеральным коленчатым телам и таламусу (подкорковые зрительные центры), а затем по зрительной лучистости в зрительную зону коры затылочных долей мозга (17, 18 и 19 поля Бродмана).

 

Анатомически орган зрения (organum visus) представлен:

 

глазным яблоком

 

вспомогательным аппаратом  глаза

 

Вспомогательный аппарат  включает в себя:

 

мышцы глазного яблока (7 мышц поперечно-полосатых)

 

Защитный аппарат (брови, ресницы, веки, конъюнктива)

 

Слезный аппарат

 

Глазное яблоко вместе со вспомогательным аппаратом расположено  в полости глазницы.

 

I. Стенка глазного  яблока состоит из трех оболочек:

 

роговицей (оптическим отверстием глаза)

 

склерой (белочной оболочкой)

 

II. Сосудистая оболочка  представлена:

 

радужкой (пигментированной, с физическим отверстием в центре - зрачком). Радужка содержит сфинктер и дилятатор зрачка (гладкие мышцы, регулирующие величину зрачка в зависимости от освещенности).

 

Ресничным телом, которое  содержит в себе гладкую ресничную  мышцу, изменяющую кривизну хрусталика и прикрепляющуюся к его экватору с помощью цинновой связки. Напряжение ресничной мышцы усиливает кривизну хрусталика и укорачивает его фокусное расстояние, расслабление мышцы уменьшает кривизну хрусталика и удлиняет фокусное расстояние. Ресничная мышца – элемент аппарата аккомодации. Аккомодация – способность ясно видеть предметы на разных расстояниях от глаза.

 

Собственно сосудистой оболочкой (содержит сосуды, питающие структуры глаза).

 

III. Сетчатка – фоточувствительная оболочка глаза представлена слоем пигментных клеток несколькими слоями нейронов различного типа. Главными функциональными клетками здесь являются фоторецепторы двух типов:

 

палочки (рецепторы черно-белого сумеречного зрения) – 130 млн.

 

колбочки (рецепторы цветного дневного зрения) – 7 млн.

 

Эти клетки преобразуют  энергию светового зрения в нервные  импульсы.

 

Слой нервных волокон.

 

Слой ганглиозных клеток.

 

Слой биполярных клеток.

 

Слой горизонтальных и амакринных клеток.

 

Слой палочек и колбочек.

 

Пигментный слой.

 

За ними располагаются  горизонтальные и амакринные клетки, а следующим слоем расположены  биполярные нейроны, которые соединяют  палочки и колбочки со следующим  слоем ганглиозных клеток. Аксоны этих клеток, собираясь в одном  месте сетчатки (диск зрительного нерва, слепое пятно), выходят из глазного яблока в составе волокон зрительного нерва.

 

Палочки и колбочки лежат  в сетчатке неравномерно. В переднем отделе – только палочки. В центральной  ямке желтого пятна – только колбочки, это место наилучшего видения. В промежуточных областях есть и палочки, и колбочки. В месте выхода зрительного нерва рецепторных клеток нет. В существовании «слепого пятна» можно убедиться с помощью опыта Мариотта.

 

В палочках содержится пигмент  родопсин, а в колбочках – нодопсин. Под влиянием света пигменты разрушаются и этот химический процесс вызывает в клетках электрический потенциал. Для восстановления родопсина необходим его компонент – витамин А. При недостатке в организме витамина А развивается «куриная слепота» (гемералопия).

 

 

Оптическая система

 

К оптической системе  глаза относятся: роговица, водянистая влага, радужка, зрачок, хрусталик и  стекловидное тело

 

Глазное яблоко, имеет  шаровидную форму и помещается в  костной воронке - глазнице. Спереди  он защищен веками. По свободному краю века растут ресницы, которые защищают глаз от попадания в него частиц пыли. У верхненаружного края глазницы расположена слезная железа, выделяющая слезную жидкость, омывающую глаз. Глазное яблоко имеет несколько оболочек, одна из которых - наружная - склера, или белочная оболочка (белого цвета). В передней части глазного яблока она переходит в прозрачную роговицу (преломляет лучи света)

 

Под белочной оболочкой  расположена сосудистая оболочка, состоящая  из большого количества сосудов. В переднем отделе глазного яблока сосудистая оболочка переходит в ресничное тело и радужную оболочку (радужку). Она содержит пигмент, придающий цвет глазу. В ней имеется круглое отверстие - зрачок. Здесь расположены мышцы, которые изменяют величину зрачка и, в зависимости от этого, в глаз попадает большее или меньшее количество света, т.е. происходит регуляция поступления потока света. Позади радужки в глазу располагается хрусталик, представляющий собой эластичную, прозрачную двояковыпуклую линзу, окруженную ресничной мышцей. Его оптической функцией является преломление и фокусировка лучей, кроме того он отвечает за аккомодацию глаза. Хрусталик может менять свою форму - становиться более или менее выпуклые и соответственно сильнее или слабее преломлять лучи света. Благодаря этому человек способен отчетливо видеть предметы, расположенные на разном расстоянии. Роговица и хрусталик обладают светопреломляющей способностью

 

За хрусталиком полость  глаза заполняется прозрачной желеобразной массой - стекловидным телом, которое пропускает лучи света и является светопреломляющей средой.

 

Светопроводящие и светопреломляющие  среды (роговица, водянистая влага, хрусталик, стекловидное тело) выполняют также  функцию фильтрации света, пропуская  только световые лучи с диапазоном длин волн от400 до 760 мкм. При этом ультрафиолетовые лучи задерживаются роговицей, а инфракрасные - водянистой влагой.

 

Внутренняя поверхность глаза  выстлана тонкой, сложной по строению и наиболее функционально важной оболочкой - сетчаткой. В ней выделяют два отдела: задний отдел или зрительную часть и передний отдел - слепую часть. Граница, их отделяющая называется зубчатой линией. Слепая часть прилежит изнутри к цилиарному телу и к радужной оболочке и представляет собой два слоя клеток:

 

внутренний - слой кубических пигментных клеток

 

внешний - слой призматических клеток, лишенных пигмента меланина.

 

 

 

ГИГИЕНА ЗРЕНИЯ.

 

 Для сохранения  нормального зрения необходимы  соответствую- щие гигиенические  условия. Иначе наступает утомление  глаз, появляются ощущения не­удобства и напряжения, боль в глазах и часто упорная головная боль. Основные причины, вызывающие утомление зрения при искусственном освещении, — недостаточная освещен­ность или неравномерное распределение света на рабочем месте, чрезмерная яркость света, попадающего в глаз. Следует пользоваться лампами с абажурами, матовыми или молочными электрическими лампочками. Во время работы свет должен падать слева от сидящего. Естественная освещенность помещения улучшается, если потолок, стены и другие отражающие поверхности окрашены в светлые, преимущественно желто-зеленые тона. Светлые шторы на окнах помогают устранять слепящее действие прямых солнечных лучей. Для занятий днем должно быть отведено светлое место у окна. Во время занятий или работы не следует наклонять туловище и близко придвигать лицо к книжке или тетради. Расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться в среднем 30—35 см, что составляет примерно длину руки от локтя до кончиков пальцев.

 

Не рекомендуется читать при плохом освещении, на ходу, в  транспорте. Неустойчивое положение  книги или газеты затрудняет чтение, заставляет чрезмерно приближать текст  к глазам, быстро утомляет. Текст  должен контрастировать с фоном (бумагой). Рекомендуется чередовать зрительную работу с отдыхом для глаз. Через каждые 30—40 минут занятий нужно делать 10-минутный перерыв. Телевизионные передачи лучше смотреть, находясь не ближе чем в 2,5 м от экрана. Желательно, чтобы комната в это время была умеренно освещена. Можно сделать нагрузку, которую испытывают глаза во время просмотра телепередач, полезной — надо сесть как можно дальше от экрана и почаще моргать. Таким образом глазные мышцы получат недостающую им порцию движений. Офтальмологи советуют чаще моргать и при чтении, особенно тем, кто страда­ет близорукостью. Это помогает глазам не так страдать от напряжения, которое возникает от необходимости всматриваться в книжный текст.

 

Важно научиться расслаблять  глаза, смотреть без усилий. Есть простое  упражнение: 5 минут смотреть на белую стену, не стараясь что-то на ней разглядеть. Точно так же во вре­мя просмотра телепередач следует чередовать напряженное вглядывание с расслаблением, когда изображение видится нечетко, а взгляд не сосредоточивается на деталях. И время от времени делать паузу — отводить глаза от экрана и прикрывать их руками. Тем, кто носит очки, в это время надо их снять. Для глаз необходим солнечный свет. Конечно, не надо смотреть на солнце открытыми глазами. Смотреть на солнце можно только ранним утром во время восхода солнца и вечером во время заката. Это не только безопасно, но и полезно для глаз. Очень эффективное упражнение для укрепления глазодвигательной мышцы, сжимающей зрачок при ярком свете, — соляризация. Выполняя это упражнение, можно научиться безболезненно воспринимать солнечный свет. Глаза приятно расслабятся, усилится кровообращение, и как результат улучшится зрение. Упражнение укрепляет сетчатку глаз, усиливает в них обмен веществ, успокаивает глазные нервы. Встаньте на место, где тень резко граничит со светом, одну ногу поставьте в тень, другую — на солнце. Глаза закрыты, лицо поднято к солнцу, один глаз на солнце, другой в тени. Голова должна быть достаточно высоко поднята, чтобы солнце било прямо в промежуток между ресницами и бровями. Сделав вдох, начинайте поворачивать голову из стороны в сторону так, чтобы закрытые глаза попеременно проходили через тень и через солнце. Поворачивая голову в тень, произносите (можно мысленно): «Солнце уходит»; поворачивая голову к солнцу: «Солнце приходит». Поворачивайте голову до тех пор, пока закрытые глаза не перестанут вздрагивать на солнце от боли. Как правило, один сеанс занимает минут 5—7. После соляризации хорошо потрите ладонь о ладонь, приложите их к закрытым глазам (ладони не должны давить на глаза) и посидите так несколько минут. Тепло ладоней еще полнее расслабит и успокоит глаза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика условных и безусловных рефлексов.

 

 

Врождённые рефлексы

 

Безусловные

 

Наследуются потомством от родителей  и сохраняются в течение всей жизни организма

 

При рождении организм имеет готовые  рефлекторные дуги

Обеспечивают приспособление организма  только к изменениям среды, с которыми часто встречались многие поколения  данного вида

Рефлекторные дуги проходят через  спинной мозг или ствол мозга, кора головного мозга в них не участвует

Врождённые рефлексы

 

Условные

 

Легко приобретаются, когда для  этого возникают необходимые  условия, и теряются организмом в  течение жизни

Организм не имеет готовых нервных  путей

 

Образуются в результате сочетания  безразличного раздражителя с безусловным или ранее выработанным условным рефлексом

Рефлекторные дуги проходят через  кору больших полушарий головного  мозга

Информация о работе Зрительная сенсорная система. Оптическая и рецепторная системы глаза. Гигиена зрения