Теория Движения Лабана

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 14:31, лекция

Описание работы

В 1928 году Лабан открыл и предложил на рассмотрение уникальный универсальный метод записи танцевальных движений (см. рис. 1). При помощи специальных значков-обозначений фиксировалась длительность (размер обозначения), амплитуда (при помощи штриховки) и направление движения (форма обозначения). Обозначения читались снизу-вверх, располагались вертикально. Несмотря на то, что с момента создания данного метода прошло достаточно много времени, он не потерял своей актуальности и на сегодняшний день и до сих пор используется многими хореографами в своей работе.

Работа содержит 1 файл

Лабан, вырезка.doc

— 212.00 Кб (Скачать)

В 1928 году Лабан открыл и предложил на рассмотрение уникальный универсальный метод  записи танцевальных движений (см. рис. 1). При помощи специальных значков-обозначений  фиксировалась длительность (размер обозначения), амплитуда (при помощи штриховки) и направление движения (форма обозначения). Обозначения читались снизу-вверх, располагались вертикально. Несмотря на то, что с момента создания данного метода прошло достаточно много времени, он не потерял своей актуальности и на сегодняшний день и до сих пор используется многими хореографами в своей работе.

Рис. 1. –  Метод записи танцевальных движений

Система анализа движений Р. Лабана была официально признана Танцевальным конгрессом в Эссене в 1928 году после выхода в свет книги-бестселлера “Запись танца”. В том же году Лабаном было создано “Общество записи танца”.

Однако, после прихода к власти Адольфа  Гитлера, учения хореографа стало всячески притесняться. Так, в 1936 году Р. Лабан организовал невиданное доселе для всей Германии представление под открытым небом, которое должно было проходить одновременно во всей Германии в разных городах страны. Но данному представлению не было суждено случиться вследствие приезда на одну из репетиций канцлера Третьего рейха Йозефа Геббельса, который объявил о существовании на территории Германии только одного движения, коим является нацистское приветствие, а потому представление должно быть запрещено. Данный запрет стал последней каплей терпения Лабана, и он принял решение завершить работу в Германии и переехал в Париж, где занялся чтением лекций в университете Сорбонна.

Последнюю страну, которую посетил Лабан, стала  Англия. Именно здесь хореограф нашел  те необходимые условия для исследований и экспериментов, которых ему так недоставало в нацистской Германии. В 1938 году Лабаном была созданы Центр искусства танца и Студия искусства движения. Основное внимание в его исследованиях уделялось физиологическому аспекту процесса движения. Он также читал лекции по истории танца и искусству движения. Умер Рудольф Лабан в 1958 году в Англии.

Основные идеи метода. На протяжении всей своей жизни создатель системы анализа движений был убежден, что современное индустриальное общество находится под влиянием лишенных всякого смысла физических ограничений, а танец как элемент танцевальнодвигательной терапии способен снять данные ограничения. Дифференциация аспектов движения способствует более глубокому наблюдению и формированию человеческого восприятия.

Движение  способно дать человеку силу и бесстрашие. В этом Р. Лабан убедился, наблюдая за воинственными танцами племен, когда при помощи танцев войны  входили в экстаз и повышали свой уровень агрессии. В результате войны  впадали в глубокое гипнотическое  состояние и были способны противостоять любому виду боли без серьезных последствий.

Лабан заключил, что движение оказывает  непосредственное влияние на внутреннее состояние человека, и то, как  человек движется, отображает его  текущее внутреннее состояние. Например, если человек движется медленно и небрежно, значит, он испытывает чувство страха. Однако существует и обратная связь – внутреннее состояние человека возможно изменить, изменив движения. Если неуверенный в себе человек расправит плечи, выпрямит осанку и начнет двигаться широким шагом, у него появится уверенность в собственных силах.

Анализ  движений человека предполагает знание конкретной цели движения. Для этого  следует понять, для чего человек  движется в принципе. Итак, человек  движется:

- Для совершения какого-либо действия (обладая конкретной целью);

- Для экспрессии (с целью проявления  форм чувствования);

- Для понимания (через полученный  опыт и мысли);

- В танце (для выражения невыраженных  ранее эмоций).

Человек способен двигаться не только сознательно, но также и бессознательно. Бессознательные движения (названные Лабаном “теневыми”) означают совершение жестов, о которых человек не осведомлен, выполняемые без применения сознательной воли, но при этом выражающие внутреннее отношение человека к предмету.

Изучая  движения человека Лабан заметил  наличие устойчивой архитектуры  в вертикальной и горизонтальной частях скелета, а также трехмерность опор при верном выполнении человеком  движений. Он обнаружил присутствие  симметричной структуры тела по отношению к центра головы и тела: каждый конкретный орган (рот, нос и т.д.) расположен в центре, в то время как парные органы расположены симметрично на каждой из сторон человеческого тела. Сбалансированная структура обеспечивает человеческому телу равновесие.

Лабан разделял человеческое тело на 3 основные части:

1. Голова  – область расположения органов  чувств, отвечающая за психологическую  и умственную деятельность;

2. Туловище  – важная часть тела, в которой  происходят все процессы, связанные  с пищеварением, очищением, репродукционная деятельность.

3. Конечности (ноги и руки) – часть тела, главным образом отвечающая за  движения и жестикуляцию. Однако  перемещение являются не единственной  функцией конечностей. 

Так, ноги поворачивают тело, прыгают, поддерживают баланс, переносят вес. Руки отмахиваются, показывают, держат и т.д.

Процесс анализа движений начинается с выяснения  следующих основных моментов:

1. Где происходит движение;

2. Почему происходит движение;

3. Как происходит движение;

4. Какие существуют ограничения движения.

Исходя  из этого, можно сделать вывод  о существовании четырех двигательных параметра, по которым анализируется движение – время, пространство, динамика и поток. Каждый из параметров представляет собой шкалу с двумя полюсами.

Где. Тело всегда видимо, оно движется в пространстве. Так как движение является изменением, пространство обязано быть увидено как место происходящих изменений.

Ориентация. Тело способно действовать в пределах трехмерного пространства, названного Лабаном “кинесферой”, обозначающего часть пространства, которая может быть доступна человеку. В пределах кинеферы тело может занимать либо незначительное пространство, либо расшириться вплоть до периферии кинесферы. Данные изменения определяют диапазон модифицированных форм, и Лабан определил основные факторы, характеризующие изменения данных форм:

1. Размерность  – глубина, ширина и высота  дают возможность определения  движения, происходящего вверх-вниз, вправо-влево либо вперед-назад.

2. Приближенность  – фактор, обозначающий место,  в котором по отношению к телу происходит движение (близко либо далеко).

3. Плоскости.  Лабан выделил три основных  плоскости в соответствии с  размерностями: плоскость параллельно  полу (“плоскость стола”), плоскость  паралельно стене (“плоскость  двери”) и вертикально вытянутая плоскость (“плоскость колеса”).

4. Центральное/периферийное  направление. Рассматривается по  отношению к центру – либо  движение происходит к телу, либо  от тела.

5. Направленность  пространства. Существует два варианта  – либо движение направленное (производится по самому короткому из путей), либо ненаправленное (допускается гибкость и выбирается непрямой путь).

Анализ  движения Р. Лабана является крайне точной, но очень сложной системой, правильное выполнение которой требует достаточно продолжительного накопления специальных знаний и навыков наблюдения.

В разработанной  системе основную роль играют два  понятия – система форм-усилий и кинесфера. Для верного представления кинесферы Лабан предлагает представить куб, охватывающий все тело человека (см. рис. 2). Это пространство будет являться личной зоной человека, как бы продолжением его тела. В рамках данного пространства человек совершает все движения конечностями, головой и туловищем. Если же в личное пространство человека попытается кто-либо вторгнуться, это мгновенно вызовет у него  дискомфорт. В зависимости от размеров выделяются три основных типа кинесфер – малая кинесфера (представляет собой окружность вокруг тела, диаметром с локоть), средняя кинесфера (диаметром в вытянутую руку человека) и большая кинесфера (диаметром с вытянутую ногу). Следует отметить, что диаметры данных кинесфер не постоянны и зависят от человека и той ситуации, в которой он находится. Основная цель метода анализа движений в работе с кинесферами – научить человека использовать каждый из диаметров кинесфер в зависимости от сложившейся ситуации.

Рис. 2. –  Кинесфера

Система “усилий — форм”. В системе  анализа движений Лабана понятие “усилие” не означает обязательное наличие напряженности. Это скорее значит наличие движения и энергии, выражаемой в движении. При этом рассматривается качество данного движения. Так, один человек может поднять руку легко и уверенно, а другой – медленно и с напряжением.

Таким образом, движение в системе Лабана означает динамические свойства процесса движения и соотношение четырех основных физических характеристик энергии: свобода протекания, сила потока, время протекания  и направленность потока. При каждом выборе человека в пользу того или иного действия изменяются характеристики энергии, осознает это человек или нет. Если человек приучен к детальному самоконтролю, это приведет к замедлению времени протекания потока, если человек чересчур самоуверен, это отразится на силе потока в сторону ее увеличения. Даже простейшие движения, такие как ходьба, состоят из динамических комбинаций связанного и свободного потока.

Одной из целей анализа движений является осознание особенностей данных характеристик  движения и обогащение словаря “танцевальных человека”. Для этого в процессе анализа движений сперва производится проработка всех четырех параметров прикладываемого усилия, после чего данные усилия рассматриваются с учетом чувств и взаимоотношений между ними.

Для анализа  движений каждая из категорий движения (вес, время, течение, пространство) являются своеобразной жизненной темой личности. Пространство означает, насколько значимую роль играет человек в этой жизни, как он ощущает свое пространство и вторгается в пространство других людей. Время – при каком ритме жизни человек чувствует себя более уверенным, как он может повлиять на существующий ритм жизни. Вес – насколько хорошо человек ощущает собственный вес, как он соотносится со связью с землей и т.д. Течение – насколько человек может поддерживать определенный стиль движения, как может следовать своей цели.

Для терапевтических  целей очень важно при проведении анализа движения обращать внимание на следующие моменты:

1. Соотношение  различных параметров и наличие  повторяющихся качеств. Например, движение рук практически всегда начинается с движения кистей.

2. Неиспользуемые  зоны, соотношение и качество. Движение  лишь в редких случаях проходит  между плечами.

3. Особенные  движения среднестатического контекста,  соотношение параметров. 
Выяснив данные моменты, терапевт может работать с ними посредством развития истории движения и при помощи ассоциаций, продолжив при этом работу над дифференциацией  анализа движения.

Автор: Антон Ясыр 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Джон Ходгсон. "Мастерство движения: жизнь и работа Рудольфа Лабана"

Глава 10. Универсальные Паттерны - Базовые  Предпосылки

Паттерн 1: Все  во Вселенной находится в Движении

"Вся видимая  вселенная - это Движение" - заявил  Рудольф фон Лабан в посмертно  опубликованной статье в LAMG Magazine в 1959 году. Лабан в основном фокусировался на индивидуальности человека и его/ее движении, но при этом он рассматривал движение человека не в изоляции, а как часть единого космоса движения. Все и везде, подчеркивал он, находится в движении. Небеса, облака, звезды в млечном пути, солнце, луна и планеты - все меняется и перемещается. Планета Земля - часть этого паттерна. Волны катятся по морю, вода прибывает и уходит с приливами и отливами. На земле и под ней - грохот, дрожь и землетрясения. Пламя возносится вверх, поглощая и исчезая. Движение существует и в композитных материалах - в минералах, в кристаллах - и в каждой микроскопической единице каждого организма. Уникальность Земли в том, что на ней есть движение живого. Здесь, на Земле, "существует несколько миллиардов живых существ... таких, как растения, микробы, насекомые, рыбы и все высшие животные..." Хотя растения привязаны к почве, движение присутствует в их росте, цветении и порождении семян.

Информация о работе Теория Движения Лабана