Строение позвоночника. Грудная клетка

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: описать основные методы профилактики нарушений осанки у детей и подростков.
Задачи:
1. Рассмотреть общее строение скелета туловища;
2. Изучить возрастные особенности скелета туловища, а также факторы, влияющие на формирование естественных изгибов позвоночника;

Содержание

Введение
3
1 Строение позвоночника. Грудная клетка
4-9
1.1 Строение позвоночника
4-9
1.2 Грудная клетка
6-7
2 Виды осанки. Виды нарушения осанки. Сколиоз, степени и
причины возникновения
8-17
2.1 Осанка. Нарушение осанки
8-10
2.2 Виды осанки. Определение нарушения осанки
10-12
2.3 Сколиоз. Группы и степени сколиоза
12-16
2.4 Причины сколиоза
16-17
3 Основные правила подбора и эксплуатации школьной мебели.
Упражнения для нормализации осанки
18-20
3.1 Выбор школьной мебели
18-19
3.2 Корригирующие упражнения для нормализации осанки
19-21
Заключение
21
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 289.00 Кб (Скачать)

 

Рис.1.Формирование изгибов позвоночника в онтогенезе ребенка [20].

 

2.2 Виды осанки. Определение нарушения осанки

 

Выделяют  четыре вида нарушения патологической осанки: выпрямленная (или плоская), сутуловатая, лордотическая, кифотическая или круглая спина.

Рис.4. Виды осанки: а - нормальная; б - сутуловатая; в - лордотическая; г - кифотическая; д - выпрямленная (плоская) [16].

 

Методика  для выявления нарушения осанки

Чтобы определить, есть ли у ребенка нарушения осанки, необходимо его осмотреть, раздев до плавок. Осмотр проводится в привычной  позе ребенка с одинаковой нагрузкой на обе ноги (с выпрямленными в коленных суставах ногами, пятки вместе, носки врозь) последовательно: спереди, сбоку, со спины и в положении наклона вперед. В положении наклона вперед подбородок прижимается к грудине, кисти рук соединены перед собой.

Выявляя нарушения  осанки, необходимо проверить высоту размещения плечевых линий, нижних углов  лопаток и отставание их от грудной  клетки; форму просветов, образованных внутренними поверхностями рук  и туловища. Асимметрию лопаток можно  выявить с помощью сантиметровой ленты, измерив "треугольник" на раздетом ребенке, который стоит в непринужденной позе. Определяются следующие расстояния:

- 7-й шейный позвонок (наиболее выступающий) - нижний угол левой лопатки (расстояние А);

- 7-й шейный позвонок - нижний угол правой лопатки (расстояние В);

- расстояние между нижними углами лопаток (С) [1].

При физиологически нормальной или исправленной при  помощи физических упражнений осанке данные первого измерения равны  данным второго. И если при повторных  измерениях через 2-3 месяца расстояние между углами лопаток увеличится, это свидетельствует о нарушении осанки ("крыловидные лопатки", кифотическая осанка). Асимметрия нижних углов лопаток (разная длина расстояний А и В) свидетельствует о сколиотической осанке.

Степень кифотической осанки и ее исправление под влиянием занятий физическими упражнениями определяют при помощи плечевого индекса: ширина плеч (см), деленная на плечевую дугу (см), умноженное на 100 %.

Ширина плеч измеряется сантиметровой лентой спереди  и равна расстоянию по дуге между этими же точками. Оценка плечевого индекса: до 89,9 % и ниже - сутулость, от 90 до 100 % - нормальная осанка.

Во всех случаях  выявления нарушений осанки необходимо измерять длину нижних конечностей. Она определяется расстоянием от передней верхней ости подвздошной  кости до верхушки наружной или внутренней лодыжки в положении лежа на спине [3].

Нарушения осанки делятся на 2 группы: изменение физиологических изгибов в сагиттальной (переднезадней) плоскости и искривление позвоночника во фронтальной плоскости (сколиозы).

Рассмотрим  подробнее нарушения в сагиттальной плоскости.

Различают следующие  варианты нарушения осанки в сагиттальной плоскости, при которых происходит изменение правильных соотношений физиологических изгибов позвоночника:

а) "сутуловатость" - увеличение грудного кифоза в верхних  отделах при сглаживании поясничного  лордоза;

б) "круглая  спина" - увеличение грудного кифоза на всем протяжении грудного отдела позвоночника;

в) "вогнутая спина" - усиление лордоза в поясничной области;

г) "кругло-вогнутая спина" - увеличение грудного кифоза и увеличение поясничного лордоза;

д) "плоская  спина" - сглаживание всех физиологических изгибов;

е) "плоско-вогнутая спина" - уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько  увеличенном поясничном лордозе [4].

Различают 3 степени нарушения осанки:

1 степень - характеризуется  небольшими изменениями осанки, которые устраняются целенаправленной концентрацией внимания ребенка.

2 степень - характеризуется  увеличением количества симптомов  нарушения осанки, которые устраняются  при разгрузке позвоночника в  горизонтальном положении или  при подвешивании (за подмышечные  впадины).

3 степень - характеризуется  нарушениями осанки, которые не  устраняются при разгрузке позвоночника [15].

Для детей дошкольного  возраста наиболее характерны 1 - 2 степени  нарушения осанки, для школьников - 2-3 степень.

Далее остановимся  на нарушениях во фронтальной плоскости.

Дефекты осанки во фронтальной плоскости не подразделяются на отдельные виды. Для них характерно нарушение симметрии между правой и левой половинами туловища; позвоночный  столб представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево; определяется асимметрия треугольников талии, пояса верхних конечностей (плечи, лопатки), голова наклонена в сторону. Симптомы нарушения осанки могут быть выявлены в различной степени; от чуть заметных  до резко выраженных.

Боковое искривление  позвоночника при функциональных нарушениях осанки может быть исправлено волевым напряжением мускулатуры или в положении лежа [5].

 

2.3 Сколиоз. Группы и степени сколиоза

 

Сколиоз (от греч.scolios - изогнутый, кривой) представляет собой прогрессирующее заболевание, характеризующееся дугообразным искривлением позвоночника во фронтальной плоскости и скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси торсия. Главное отличие истинного сколиоза от нарушений осанки во фронтальной плоскости - наличие торсии позвонков. Кроме деформации позвоночника при сколиозе наблюдается деформация таза и грудной клетки. Эти негативные изменения приводят к нарушению деятельности сердечнососудистой, дыхательной систем, желудочно-кишечного тракта и многих других жизненно-важных систем организма больного. Поэтому обоснованно говорить не просто о сколиозе, а о сколиотической болезни [20].

Выделяют 3 группы сколиозов:

- дискогенный - возникает при нарушении обмена в соединительной ткани. Изменяется структура позвонков, ослабевает связь межпозвоночного диска с телами позвонков. В этом месте происходит искривление позвоночника и смещение диска, что обуславливает напряжение мышц туловища и связок, что приводит к развитию сколиоза;

- статический сколиоз возникает при асимметричной нагрузке на позвоночник вследствие врожденной или приобретенной асимметрии тела. Паралитический сколиоз развивается из-за асимметричного поражения мышц, участвующих в формировании осанки, или их функциональной недостаточности;

- структурный сколиоз характеризуется изменением структуры позвонков. Структурный компонент деформации представлен клиновидной деформацией, торсией позвонков;

- функциональный сколиоз (неструктурный) - обратимое укороченное растяжение связок мышц, асимметрия мышечного тонуса, начальные стадии формирования мышечных контрактур, функциональные блоки межпозвонковых суставов, формирование порочного двигательного стереотипа.

При визуальном исследовании, выявив у больного реберное набухание, ставят первичный диагноз - сколиоз. Для объективного заключительного диагноза необходимо рентгенографическое исследование в положении лежа и стоя [6].

Самыми опасными возрастными периодами в течении  сколиоза являются периоды интенсивного роста ребенка (6-8 лет, 10-14 лет) и период полового созревания (девочки 10-13 лет, мальчики 11-14 лет). Риск прогрессирования заболевания увеличивается, если к этим опасным периодам ребенок уже имеет первую степень сколиоза, подтвержденную рентгенологическим исследованием позвоночника (от 5 до 10 градусов).

К сожалению, отсутствие четкого разграничения функциональных изменений конфигурации позвоночника (дефектов осанки) и заболеваний (структурных  сколиозов) часто приводит к диагностическим  ошибкам, а, следовательно, к неадекватности лечебно-оздоровительных мероприятий. Поэтому очень важно, чтобы коррекция возникших деформаций позвоночника проводилась после консультации и под наблюдением врача-специалиста [22]. 

Сколиоз на начальной стадии развития процесса (1 ст.), как правило, характеризуется теми же изменениями, что и нарушение осанки во фронтальной плоскости. Но, в отличие от нарушений осанки, при сколиотической болезни, кроме бокового искривления позвоночника наблюдается скручивание позвонков вокруг вертикальной оси (торсия) [7].

Об этом свидетельствует наличие реберного выбухания по задней поверхности грудной клетки (а при прогрессировании процесса формирование реберного горба ) и мышечного валика в поясничной области.

На более  позднем этапе развития сколиоза происходит развитие клиновидной деформации позвонков, расположенных на вершине дуги искривления позвоночника.

Все дети с нарушениями  осанки должны находиться на диспансерном учете у врача - ортопеда и получать все возможные методы терапии (ортопедические пособия, разгрузочный режим, лечебную физкультуру, массаж, лечебное плавание, мануальную терапию, физиотерапию и другие виды консервативного лечения), а по показаниям - хирургическое лечение [ 8].

Степени сколиоза:

При первой степени позвоночник искривлен совсем не много, когда больной лежит, это искривление даже может выровняться. При этом, если данная степень присвоена сколиозу грудного отдела, наблюдается не одинаковое положение лопаток. А если в поясничном отделе, то талия не одинаково выглядит слева и справа. Угол сколиоза при этом равняется от одного до десяти градусов.

При второй степени сколиоза угол равняется от одиннадцати до двадцати пяти градусов. При такой степени даже в положении лежа у пациента не исчезнет искривление позвоночного столба. У таких больных уже можно заметить реберный горб маленького размера.

Третья  степень сколиоза характеризуется нарушением формы грудной клетки, наличием реберного горба. Тело пациента не находится вертикально. К тому же, даже при полном покое и в состоянии лежа искривление не исчезает. При третьей степени сколиоза угол искривления позвоночника составляет от тридцати одного до шестидесяти градусов.

Четвертая степень сколиоза – это очень тяжелое состояние. Настолько искривленный позвоночник уже мешает нормальной работе внутренних органов. Могут пострадать легкие и сердце. При четвертой степени сколиоза угол искривления позвоночника шестьдесят процентов и выше. При некоторых состояниях сколиоз не прогрессирует. Однажды образовавшееся искривление так и остается на долгие годы. А иногда сколиоз прогрессирует, угол искривления позвоночника увеличивается, состояние больного ухудшается. В таком случае сколиоз называется прогрессирующим[25].

Выраженные  формы сколиоза (3-4 ст.) составляют около 0,6-0,7% от общего количества детей, страдающих сколиозом. Значительная часть сколиозов 1 степени с возрастом стабилизируется. От степени сколиоза, от прогноза заболевания зависит тактика в проведении лечебно-профилактических мероприятий. Дети с прогрессирующими формами сколиоза должны находиться на лечении в специализированных учреждениях.

Детям с нарушениями  осанки, непрогрессирующими формами  сколиоза необходимо проводить лечение  в амбулаторных условиях до окончания  их роста. Основу комплексного лечения  должна составлять корректирующая гимнастика и занятия различными видами спорта, способствующими правильному формированию позвоночника. Физические нагрузки при занятиях физической культурой и спортом оказывают влияние, в первую очередь, на связочно-мышечный и костно-суставной аппараты, воздействуя на их функции, изменяют их строение. Спортивная тренировка всегда увеличивает силу мышц, эластичность сумочно-связочного аппарата и другие их функциональные качества. Развиваются и совершенствуются двигательные навыки и другие функциональные качества (скорость, гибкость, ловкость, выносливость, сила, равновесие), что свидетельствует о совершенствовании проприорецепции, мышечного чувства, вестибулярной устойчивости, точности воспроизведения заданных движений в пространстве, времени и усилиях [9].

Обычно, если нет  других заболеваний, детям с нарушениями осанки и сколиозами 1 степени (вызванных неправильным двигательным стереотипом, сформированным в школе и дома) назначается основная медицинская группа для занятий физической культурой. Кроме того, им показаны дополнительные к обычным урокам физкультуры в школе занятия корригирующей гимнастикой под наблюдением врача-ортопеда.  

При сколиозах 2-3 степени  дети требуют особого подхода. Им обычно назначается группа лечебной физкультуры, дети занимаются в поликлинике  или во врачебно-физкультурном диспансере. Для правильной ориентации детей для занятий спортом необходимо учитывать, что не все виды спорта оказывают одинаковое влияние на дальнейшее развитие осанки и позвоночника [10].

Рис.5.Виды сколиозов: 1 - грудной; 2 - общий левосторонний; 3 – s-образный[16].

 

 

2.4 Причины сколиоза

 

Среди основных причин рассматриваются две основные группы – врожденные и приобретенные причины сколиоза.

Врожденные  причины сколиоза

К врождённым причинам сколиоза относят нарушения нормального  внутриутробного развития, что приводит к недоразвитости позвонков, образованию клиновидных и дополнительных позвонков и других патологий. Причиной нарушения нормального внутриутробного развития может быть не правильное питание матери, наличие вредных привычек, пренебрежение физическими нагрузками и т.д. Так же пагубное влияние на ребёнка при рождении может оказать неправильная форма таза матери [21].

Приобретённые причины сколиоза:

1)Травмы (переломы позвоночника);

2)Подвывихи  шейных позвонков, которые ребёнок  получает от приёмов родовспоможения. Травма всегда сопровождается сдвигом одного позвонка относительно другого, как говорят специалисты, происходит его подвывих, то есть сдвиг в сторону от вертикальной оси, что приводит к нарушению симметрии тела;

3) Неправильное положение тела, из-за физиологических особенностей человека (плоскостопие, разная длина ног, косоглазие или близорукость из-за которых человек вынужден принимать неправильную позу при работе).

4)Неправильное  положения тела, из-за профессиональной деятельности человека, при которой он постоянно прибывает в одной позе (работа за столом с постоянно наклонённой головой, просто неправильная поза на стуле, привычная неправильная осанка и т.д.).

5) Разная развитость  мышц, причём это может быть  обусловлено каким-либо заболеванием (односторонний паралич, ревматическими заболеваниями и т.д.). При этом может нарушаться равномерная тяга мышц, что приводит к более большему искривлению.

Информация о работе Строение позвоночника. Грудная клетка