Стато-моторная функция

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 11:06, доклад

Описание работы

Стато-моторная функция – это функция, отвечающая за изменение рефлекторного тонуса мышц при изменении положения тела в пространстве. Она направлена на сохранение позы и ориентации при изменении скорости движения в пространстве.

Работа содержит 1 файл

Стато-мот..docx

— 29.23 Кб (Скачать)

       Стато-моторная функция – это функция, отвечающая за изменение рефлекторного тонуса мышц при изменении положения тела в пространстве. Она направлена на сохранение позы и ориентации при изменении скорости движения в пространстве.

    В первые недели после рождения мышцы ребенка  выполняют почти исключительно  непроизвольные  и главным образом  хаотичные движения. При этом тонус  мышц-сгибателей намного превышает  тонус мышц-разгибателей, что приводит к формированию специфической позы новорожденного. Энергетический «запрос»  мышц в этот период невелик, а наибольшую работу производят мышцы челюстей и щек, выполняющие акт сосания, но их небольшая масса не требует значительных затрат энергии. Ко 2-3 месяцу жизни появляются первые признаки тонической активности мышц спины и шеи ,благодаря которому ребенок начинает удерживать в вертикальном положении голову. Поначалу эта задача для ребенка очень трудна. Победа над силами гравитации требует существенных энерготрат, которые в течение года постепенно увеличиваются, но остаются сравнительно небольшими, так как еще мала масса скелетных мышц , они слабо обеспечены окислительными ферментами. По оценкам физиологов, энергопродукция у ребенка 1-го года жизни при максимальной мышечной активности примерно в 3-4 раза превышает уровень основного обмена. Движения ребенка первых месяцев жизни прежде всего направлены на регуляцию положения головы, туловища, рук и ног, обеспечивающих поддержание позы.

    Очень важно в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) обращать внимание на развитие свода стопы и профилактику плоскостопия. Если тоническая мускулатура, которая обеспечивает удержание позы, уже достаточно сформирована и дальнейшее ее развитие идет в сторону количественного нарастания и повышения функциональной устойчивости, то физические мышцы ,  от которых зависит сила и быстрота, проходят в этом возрасте лишь очередной, далеко не последний этап своего развития. С этим связаны многие особенности движений детей этого возраста, в частности их большая медлительность, плавность движений, отсутствие в двигательных реакциях резких рывков. Недостаточная сила мышц ног препятствует реализации фазы полета во время бега. В то же время именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие мышц рук, особенно управляющих тонкими движениями пальцев. Если годовалый ребенок использует кисти рук еще главным образом для хватания и удержания предметов и простейшей манипуляции с ними, то к возрасту 3 лет появляется способность к некоторым тонким движениям. Также примечательно обращение ребенка со спортивными снарядами, например с мячом. Для годовалого ребенка мяч не представляет специального интереса. Ребенок в возрасте 3 лет с удовольствием будет отталкивать мяч руками или ногами – такое движение соответствует уровню зрелости нервно-мышечного аппарата , но вот ловить мяч ребенок в этом возрасте еще практически не способен: слабая координация движений рук еще не позволяет осуществлять даже такие несложные с точки зрения взрослого действия. Степень развития скелетных мышц и уровень скоординированности движений во многом определяет облик ребенка в этом возрасте. Ранний возраст (от 1 до 3 лет) – это период формирования целенаправленных движений, появления новых разнообразных движений(базовых, спортивных, игровых), существенного роста двигательной активности ребенка. Двигательные реакции ребенка являются интегральной формой адаптации к внешней среде, и резкое увеличение количества самостоятельных действий ребенка в этом возрасте служит основой его познавательной активности. Растет длительность динамических нагрузок, повышается выносливость к ним, изменяется характер взаимодействия работающих мышц: формируется баланс мышц-сгибателей и разгибателей. Однако движения еще не очень точны и неустойчивы. Характерной особенностью этого возраста является формирование предметных действий. Освоение новых движений требует хорошей ориентировки в пространстве. Ребенок учиться двигаться в пространстве, и активное участие в этом процессе принимают движения глаз  и головы. Наблюдая за действиями окружающих (детей и взрослых) и подражая им, ребенок учится выполнять новые движения.

    Развитие  движений у детей 3-7 лет связно с  созреванием  мозга и всех его  структур, участвующих в регуляции  движений, совершенствованием связей между двигательной зоной и другими  зонами коры, изменением структуры  и функциональных возможностей скелетных  мышц. В период от 3 до 6-7 лет совершенствуется и становится более устойчивой структура  локомоций и перемещений рук  при игровых и бытовых ситуациях. Однако вплоть до 7 лет биодинамику  движений  верхних и нижних конечностей  у детей отличает наличие лишний колебаний и неравномерность  изменений скорости и ускорения. Даже такой наиболее рано формирующийся вид локомоций, как ходьба, по своим биомеханическим показателям и биоэлектрической активности мышц еще несовершенен. Также в этом возрасте дети овладевают многими сложными двигательными координациями – плаванием, ездой на велосипеде, катанием на коньках, лыжах, лазанием. Важно отметить, что начиная с 4 лет выявляется возможность целенаправленного формирования движений в процессе обучения ребенка, роль слова в процессе двигательного обучения повышается . Для того чтобы ребенок правильно усвоил способ движения недостаточно подражания или показа, необходима специальная организация деятельности ребенка под руководством взрослого. При этом сочетание словесной инструкции и наглядного показа дает наиболее эффективный результат. От 4 к 7 годам снижается число упражнений, необходимых для формирования нового двигательного действия. Таким образом, в возрасте от 3 до 7 лет наиболее эффективным является формирование новых двигательных действий при высокой мотивации в условиях игровой деятельности. 

    Можно проследить, как последовательно  от 1-го к 12-му месяцу появляются новые  движения, как двигательные реакции  становятся целенаправленными, как  появляются и совершенствуются осознанные движения. Однако следует помнить, что  индивидуальные сроки развития движений определяются не только врожденной программой, но и целенаправленной работой взрослых с ребенком.

    1 мес: первые попытки удержать голову при вертикальном положении тела; беспорядочные движения рук и ног на фоне повышенного мышечного напряжения; непроизвольные ползательные движения.

2 мес: поворачивает голову и глаза за движущимся предметом, следит взглядом за предметом в горизонтальном, вертикальном направлениях и по кругу, имитирует мимику взрослого, поднимает голову и грудь, когда лежит на животе.

3 мес: ребенок поворачивает голову в сторону источника звука; переворачивается со спины на бок и на живот; при поддержке за подмышки стоит, но при этом подгибает ножки; непроизвольное ползание исчезает; начинает удерживать предметы "в кулачке"; ребенок моргает, если объект приближается к лицу; может находиться в вертикальном положении (при поддержке) до 6 мин; переворачивается; движения рук более свободны и целесообразны; младенец смотрит на свои руки; стремится удержать предмет в поле зрения.

4 мес: исчезает гипертонус мышц; ребенок уверенно держит голову, когда его поднимают, поворачивается со спины на живот, сидит при поддержке за обе руки; хватает и удерживает игрушки; открывает рот, когда подносят ложку с едой, бутылочку.

5 мес: ребенок самостоятельно сидит 1-5 мин; поворачивается с живота на спину; способен удерживать одновременно по предмету в каждой руке; хватательные движения, направленные к цели, - "петлеобразные", с частыми промахами; увеличивается число движений, когда кисть руки раскрывается до захвата предмета; движения еще не точны, раскоординированны, связаны со значительным мышечным напряжением.

6 мес: самостоятельно сидит; возникает зрительный контроль за движениями рук; повышается точность хватательных движений, снижается мышечное напряжение.

7 мес: ребенок способен совершать попеременные шагательные движения (при поддержке за подмышки); сидит; тянет в рот бутылочку, ложку, игрушки; бросает и поднимает игрушки; поднимается на четвереньки; встает на колени, держась за опору; перекладывает предметы из одной руки в другую; тянется к взрослому на руки; следит за движениями руки.

8 мес: младенец встает с поддержкой; ходит с опорой; сидит, самостоятельно садится и ложится; появляются координированные движения двух рук (хлопает в ладоши); наблюдаются первые попытки сложить кубики, пирамидку; попытки передвижения ползком.

9 мес: отмечаются попытки стоять без опоры и ходить без опоры; младенец садится из вертикального положения, встает на колени; снижается мышечное напряжение, совершенствуются движения рук, ног, туловища, но все движения еще не очень точны, нестабильны; ребенок начинает ходить с опорой; собирает игрушки, складывает; стучит для извлечения звука.

10 мес: младенец встает с опорой, стоит без опоры; ходит с опорой (первые шаги без опоры); улучшается координация движений рук; появляется захват пальцами; ребенок активно играет с игрушками.

11-12 мес: ходьба без опоры; ребенок поднимается без опоры, садится, ложится, встает, координирует движения рук; наблюдается предварительная подготовка пальцев рук к форме объекта; "петлеобразные" с промахами движения сменяются более точными с "прямым приближением" к предмету; появляются хватательные движения вслепую за счет предварительного нацеливания.                                                                                                                  

Таким образом, в течение первого года жизни  идет интенсивное формирование всех структур системы управления движениями,формирование и развитие опорно-двигательного аппарата, что является основой для новых преобразований на следующем этапе развития.

Ходьба человека является сложным движением. В нем  проявляются наряду с общими закономерностями координации движений специфические  закономерности, знание которых необходимо для объективной оценки этой деятельности у дошкольников и школьников в процессе физического воспитания.

Было доказано, что с 3-летнего возраста локомоции  ребенка еще не определены и только к 10 годам кривые развития скорости приобретают формы, характерные  для взрослых людей. С  возрастом увеличивается средняя скорость ходьбы, продолжительность опорных и безопорных фаз шага. Биомеханический анализ ходьбы детей разного возраста показал, что с возрастом уменьшается темп произвольной ходьбы. Так, у детей 3-5 лет он в среднем равен 130 шагов в минуту, у 7-8 – летних школьников несколько реже – 117 шагов в минуту. Дети разного возраста ходят с разной скоростью: чем старше дети, тем скорость их ходьбы больше. У детей уже с 3-летнего возраста наблюдается автоматизм в регуляции временной структуры движения конечностей при ходьбе. Однако, несмотря на это, регуляция структуры шага с возрастом совершенствуется. Анализ индивидуальных данных показал, что структура шага при ходьбе в любом темпе у детей разного возраста от шага к шагу весьма вариабельна.

В 2-3 года у  ребенка совершенствуется ходьба, появляется бег, прыжки, но структура этих движений вариативна. Ребенок выглядит неуклюжим, но ходьба очень ему нравится, особенно новые ее виды - по лестнице, в горку, с горки и т.п. Значительно увеличиваются сила и быстрота движений ребенка, в беге появляется фаза полета (дети на мгновение отрываются от земли и летят на расстояние 50-70 см), совершенствуются координационные способности, увеличивается ловкость и гибкость.

В возрасте 4-7 лет еще отсутствует зависимость между темпом ходьбы и длиной шага, длина шагов непостоянна, начинается развитие содружественных движений рук и ног. С 4 лет дети сравнительно легко, без ошибок выполняют попеременные движения ногами. В то же время им с трудом удаются прыжки, предполагающие синхронную работу обеих ног. 
 
 

Информация о работе Стато-моторная функция