Содержание и методы работы с детьми с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:34, реферат

Описание работы

Задержка психического развития (ЗПР) - это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания и выполнять их. Они ведут себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье.

Содержание

1)Дети с задержкой психического развития в общеобразовательной школе.
2) Этиология.
3)Коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития.

Работа содержит 1 файл

реферат по спец.пед.docx

— 26.24 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Министерство  образования и науки Ставропольского  края

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

Ставропольский  государственный педагогический институт

Историко-филологический факультет. 

Кафедра специальной  и клинической психологии. 
 
 

Реферат

Тема: «Содержание и  методы работы с детьми с  ЗПР» 
 

                                                                                      Выполнила студентка

                                                                               Группы ИФ2И  Битиашвили Нино.

                                                                         

                                                                                                             Преподаватель  

                                                                                                              к.псих.н.,доцент

                                                                                                               Горбушина И.А. 
 
 

                                                Ставрополь,2011.

                            

 
 

                                                                           

                     

 

Содержание:

1)Дети с задержкой  психического развития в общеобразовательной  школе.

2) Этиология.

3)Коррекционная работа  с детьми с задержкой психического  развития. 

 

       ДЕТИ  С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

       В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ШКОЛЕ.

 

       Задержка  психического развития (ЗПР) - это нарушение  нормального темпа  психического развития, в результате чего ребенок, достигший  школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания и выполнять  их. Они ведут себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье.

       Детей с временной задержкой  психического развития нередко ошибочно считают умственно  отсталыми. Отличия  этих групп детей  определяются двумя  особенностями.

       У детей с ЗПР трудности в овладении элементарной грамотой, счетом сочетаются с относительно хорошо развитой речью, значительно более высокой способностью к запоминанию стихов и сказок и с более высоким уровнем развития познавательной деятельности.

       Такое сочетание для  умственно отсталых детей нехарактерно. Дети с временной ЗПР всегда способны использовать оказанную им в процессе работы помощь, усваивают принцип решения задания и переносят этот принцип на выполнение других сходных заданий.

       Это показывает, что они  обладают полноценными возможностями дальнейшего  развития, т. е. будут  способны впоследствии выполнить самостоятельно то, что в данный момент в условиях специального обучения могут выполнить  с помощью педагога.

       Длительное  наблюдение за детьми с временной задержкой  показало, что именно умение использовать оказанную помощь и осмысленно принимать  усвоенные в процессе дальнейшего обучения знания приводят к  тому, что через  некоторое время  эти дети могут  успешно обучаться  в массовых школах.

       Проблема  неуспеваемости определенной части учащихся начальной  массовой общеобразовательной  школы давно привлекала к себе внимание педагогов, психологов, медиков.

                   Дети с ЗПР,  несмотря на значительную  вариативность, характеризуются  рядом признаков,  позволяющих отграничить  это состояние как от педагогической запущенности, так и от умственной отсталости, они не имеют нарушений отдельных анализаторов, у них нет интеллектуальной недостаточности, но в то же время они стойко не успевают в массовой школе вследствие полиморфной клинической симптоматики - незрелости сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушений работоспособности. Патогенетической основой этих симптомов, как показывают исследования многих ученых, клиницистов и психологов, является перенесенное органическое заболевание центральной нервной системы

       ЭТИОЛОГИЯ.

       а) конституционное  происхождение;

       б) соматогенное  происхождение;

       в) психогенное происхождение;

       г) церебрастеническое  (церебрально-органического происхождение).

       I. Задержка психического  развития конституционного  происхождения (гармонический  инфантилизм). При этом варианте у детей эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей младшего школьного возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость. Затруднения в обучении, нередко наблюдаемые у этих детей в младших классах, связаны с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, наблюдается преобладание игровых интересов.

       П. Задержка психического развития соматогенного  происхождения. Этот тип задержки развития обусловлен длительной соматической недостаточностью различного происхождения:

       • хроническими инфекциями;

       • аллергическими состояниями;

       • врожденными и  приобретенными пороками развития соматической сферы (например, сердца);

       • детскими неврозами;

       • астенией.

       Все это может привести к снижению психического тонуса, нередко имеет  место и задержка эмоционального развития - соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом  невротических наслоений - неуверенностью, боязливостью, связанными с ощущением  своей физической неполноценности, а  иногда вызванными режимом  запретов и ограничений, в котором находится  соматически ослабленный  или больной ребенок. Такие дети - «домашние», в результате чего круг общения у  них ограничен, у  ребенка нарушаются межличностные отношения. Родители уделяют  им больше внимания, ограждают от всех бытовых неурядиц (гиперопека родителей), и это все влияет больше на его состояние, чем сама болезнь. Вот почему нельзя внушать ребенку мысль о его абсолютной безнадежности и ставить его в соответствующие условия. Рассмотрим особенности развития такого ребенка.

       III. Задержка психического  развития психогенного  происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка.

       Неблагоприятные условия среды, рано возникшие, длительно  действующие и  оказывающие травмирующее влияние на психику  ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психических, в первую очередь эмоционального развития. 

       IV. Задержка психического  развития церебрастенического (церебрально-органического) происхождения. У детей такого варианта отклонений имеется органическое поражение ЦНС, но это органическое поражение носит очаговый характер и не вызывает стойкого нарушения познавательной деятельности, не приводит к умственной отсталости.

       Этот  вариант ЗПР встречается наиболее часто и нередко обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности и занимает основное место в данной задержке развития.

       Изучение  анамнеза детей с  этим типом ЗПР  в большинстве  случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности  нервной системы, чаще резидуального характера вследствие патологии беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации, травмы, резус-конфликт), недоношенность, асфиксии и травмы при родах. 
 

 

       КОРРЕКЦИОННАЯ  РАБОТА С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ

       ПСИХИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ.

 

       Задача  специальной коррекционной  работы состоит в  том, чтобы помочь детям с задержкой  психического развития овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у  них наблюдательность и опыт практического  обучения, формировать  умение самостоятельно добывать знания и  пользоваться ими.

       Психолого-педагогическая коррекция на протяжении всего ее срока  должна быть систематической, комплексной, индивидуализированной. При этом важно  учитывать неравномерность  проявлений познавательной активности школьника  и опираться на те виды психической деятельности, в которых легче всего вызывается эта активность, постепенно распространяя ее на другие виды деятельности. Необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. Желательно предлагать задания, требующие для их выполнения разнообразной деятельности.

       Учитель должен приспосабливать  к уровню развития детей с задержкой  психического развития темп изучения учебного материала и методы обучения.

       Учащиеся  этой категории требуют  особого индивидуального  подхода к ним, а их коррекционное  обучение необходимо сочетать с лечебно-оздоровительными мероприятиями. В  случаях тяжелой  задержки психического развития для них  должны быть созданы  специальные условия  обучения. Необходимо каждому из таких детей оказать индивидуальную помощь: выявить пробелы в знаниях и восполнить их теми или иными способами; объяснить заново учебный материал и дать дополнительные упражнения; значительно чаще использовать наглядные дидактические пособия и разнообразные карточки, помогающие ребенку сосредоточиться на основном материале урока и освобождающие его от работы, не имеющей прямого отношения к изучаемой теме. Часто учителю приходится прибегать к наводящим вопросам, аналогиям, дополнительному наглядному материалу. При этом важно помнить, что дети с задержкой психического развития нередко способны работать на уроке всего 15-20 минут, затем наступает утомление, интерес к занятиям пропадает.

       Даже  элементарные новые  навыки вырабатываются у таких детей  крайне медленно. Для  их закрепления требуются  многократные указания и упражнения. Работа с детьми с задержкой  психического развития требует не только особых методов, но и  большого такта со стороны учителя. Педагог, используя  поощрения в учебной  работе, тем самым  изменяет самооценку ребенка, укрепляет  в нем веру в  свои силы.

       При обучении детей с  задержкой в психическом  развитии весьма существенным представляется подведение их к обобщению  не только по материалу  всего урока, но и  по отдельным его  этапам. Необходимость  поэтапного обобщения проделанной на уроке работы вызывается тем, что таким детям трудно удерживать в памяти весь материал урока и связывать предыдущее с последующим. В учебной деятельности школьнику с задержкой психического развития значительно чаще, чем нормальному школьнику, дают задания с опорой на образцы: наглядные, описанные словесно, конкретные и в той или иной степени абстрактные. При работе с такими детьми следует учитывать, что чтение ими всего задания сразу не позволяет правильно понять смысл в принципе, поэтому желательно давать им доступные инструкции по отдельным звеньям.

       Система коррекционно-развивающего обучения - форма  дифференцированного  образования, которая  позволяет решать задачи своевременной  активной помощи детям  с трудностями  в обучении и адаптации  к школе. В классах  коррекционного развивающего обучения возможно последовательное взаимодействие диагно-стико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического и социально-трудового направлений деятельности.

Информация о работе Содержание и методы работы с детьми с ЗПР