Ребенок в педагогической системе Марии Монтессори

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы было показать специфику педагогики Марии Монтессори и место ребенка в этой педагогической системе. Исходя из этого, были поставлены следующие задачи: рассмотреть взгляды Монтессори на особенности развития ребенка, и вытекающие из этих особенностей потребности ребенка, рассмотреть педагогические принципы педагогики Монтессори, показать роль педагога в педагогическом процессе, рассмотреть основные понятия педагогической системы. Во второй главе мною была поставлена следующая задача: рассмотреть влияние педагогической среды и дидактических материалов на развитие ребенка. В третьей главе я рассматривала влияние педагогики Монтессори на детские дошкольные учреждения в нашей стране.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Специфика развития ребенка и роль педагога в его Монтессори-педагогике.
1.1.Особенности развития ребенка и его потребности.
1.2.Педагогические принципы системы.
1.3. Роль педагога.
1.4. Основные понятия педагогики Монтессори.
ГЛАВА 2. Влияние подготовительной среды и дидактических материалов на развитие ребенка.
2.1. Организация подготовительной среды.
2.2. Дидактические материалы.
ГЛАВА 3. Монтессори-педагогика в России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая по педагогике Мария Монтессори.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

В самом деле, если дети пробовали заняться окружающими их предметами, не иг-рушками, - их тотчас же останавливали: «Не шали, не трогай!» - и этот припев повторял-ся, с большим или меньшим жаром, всякий раз, когда детские ручки приближались к предметам нашего обихода. Только у некоторых бедных детей была привилегия подра-жать (конечно, украдкой) матери в приготовлении обеда или стирке белья.

Вот почему в «Домах ребенка», где в распоряжении детей столько маленьких и простых предметов, позволяющих им работать серьезно (даже накрывать стол, подавать обед, мыть тарелки и стаканы), дети находят уголок счастливой жизни; здесь благодаря любви к предметам для них почти священным, которые дома были для них под запретом, они совершенствуются, научаются двигаться, не натыкаясь на вещи, переносить их, не разбивая, есть, не пачкаясь, мыть руки, не обливая платья» .

Для каждого упражнения есть свой рабочий материал, который предъявляется ребенку индивидуально, строго определенным образом и в соответствующей последовательности. Материал содержит возможность самостоятельного контроля над ошибками и исправления их. Все материалы для упражнений в практической жизни способствуют развитию мелкой моторики ребенка.

2.2. Дидактические материалы.

Существует несколько типов дидактического материала, каждый из которых формирует у ребенка определенные навыки.

• УПРАЖНЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.

Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим до¬биваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а, следовательно, самостоятельных и свободных людей», – говорила М. Монтессори . Педагог способствует этому, соответствую¬щим образом подготавливая среду.

Необходимо предоставить ребенку возможность уп¬ражняться в заботе о самом себе, в самооб¬служивании. Он учится обращаться с лож¬кой, вилкой, ножом, пипеткой, щипцами, ножницами, щеткой, салфеткой, полотенцем, губкой. Он переливает воду, пересыпает зер¬но, застегивает и расстегивает одежду, при¬чесывается, чистит зубы, моет руки, ухажи¬вает за одеждой, обувью, стирает, гладит.

Дети учатся заботиться об окружающей их среде. Они протирают пыль, подметают пол, чистят ковер, моют посуду, окно, полиру¬ют мебель и металлические предметы, чистят зеркало, оранжируют цветы и ухаживают за ними, работают в саду, кормят животных.

Разумеется, все эти умения приходят к ребенку не с помощью наставлений и объяс-нений, а в результате постоянных упражне¬ний, самостоятельной деятельности в специ-ально организованной, дидактической среде. Для каждого упражнения есть свой рабочий материал, который предъявляется ребенку индивидуально, строго определенным обра¬зом и в соответствующей последовательнос¬ти. Материал содержит возможность само-стоятельного контроля над ошибками и ис¬правления их. Все материалы для упражне¬ний в практической жизни способствуют развитию мелкой моторики ребенка.

Приведем несколько основных материа¬лов, организующих дидактическое прост-ранство для упражнений в практической жизни детей.

Переливание из одного сосуда в другой

Два фарфоровых кувшинчика

Поднос

Губка

Пересыпание с помощью ложки

Две фарфоровые или деревянные плошки

Ложка

Поднос

Рамки с застежками

С пуговицами, кнопками

Со шнурками, бантами

С пряжками и т. д.

Чистка ботинок

Корзинка или поднос

Лист оберточной бумаги

Три различные щетки

Банка с кремом для обуви

Бархотка

Ботинки для чистки

Уборка пыли, мусора со стола

Корзиночка с заранее подготовленным мусором

Мелок

Совок

Яркая клейкая метка

Щетка

Все сложено в общую коробку или лежит на подносе.

Полировка металлических предметов

Полироль для металла в баночке с крышкой

Плошка с тампоном для полировки

Бархотка

Мелкие металлические вещи для полировки

Оранжировка цветов

Свежие цветы

Небольшая клеенка

Кусок оберточной бумаги

Одна-две вазы для цветов

Кувшин

Тазик

Ножницы

Приведенные здесь дидактические мате¬риалы являются лишь малой частью разви-вающей среды для упражнений ребенка в практической жизни. Большинство же таких материалов учитель придумывает и констру¬ирует сам, осознавая свою исследователь¬скую функцию по отношению к ребенку.

В результате жизни в соответствующей развивающей среде ребенок приобретает самостоятельность, независимость от взросло¬го. Он самостоятельно или при минималь-ной помощи одевается и раздевается, засте¬гивает и расстегивает застежки, шнурует и чистит обувь, причесывается, моет руки, стирает, полоскает посуду, гладит. Он акку¬ратно переливает воду из одного сосуда в другой или из одного сосуда в несколько, пе¬ресыпает зерно из сосуда в сосуд с помощью ложки, успешно работает с пинцетом, с бельевыми прищепками, ножницами, нанизывает бусы разной величины, вышивает на картоне по заданным отверстиям, сортирует природ¬ный материал (шишки, орехи, бобы и т.д.), аккуратно складывает салфетки, правильно режет ножом овощи и фрукты, трет их на терке, оранжирует цветы, кормит животных, полирует металлические предметы и мебель, умеет протирать пыль и подметать пол, рабо¬тает с пылесосом, правильно сервирует стол, участвует в приготовлении пищи.

Упражнения навыков практической жизни, помимо всего прочего, содержат элементы культурной среды, их выполнение помогает ребенку осваивать свою национальную культуру. Ребенок познает чувство принадлежности к обществу, усиливается его внимание к миру вещей и миру людей. Выполняя даже элементарные действия, малыш совершенствует свои движения и их координацию, учится концентрации внимания и воли, самостоятельности и саморегуляции.

• УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.

Придавая большое значение сенситивному периоду развития движе¬ний у детей 3-6 лет, необходимо организовать специальное двигательное простран¬ство, где ребенок может тренировать муску¬лы, учиться владеть своим телом.

Самостоятельное выполнение уже таких обыденных житейских актов, как одевание, раздевание, ношение различных предметов, спонтанно упражняет ребенка в движениях.

Наиважнейшим видом движения для ре¬бенка в этот период является лазание. Не меньшее значение имеют висы, прыжки, вращения, качения, катание, равновесие. В своих работах М.Монтессори приводила примеры таких физкультурных снарядов, как заборчик, трамплин, качели, веревочка, круглая лесенка, ступеньки с площадкой, ве-ревочные лесенки.

Наиболее полно дает возможность детям осуществить развитие движений спортив-ный комплекс В.Скрипалева, предложенный им в 70-х гг. и испытанный в различных дет¬ских учреждениях и в домашних условиях, например в семье Л. и Б.Никитиных. Ком-плекс состоит из систем перекладин, лест¬ниц, резиновых лиан, качелей, горок и про¬чих легких сооружений .

Не менее важно создать развивающую среду для пребывания и упражнений ребен¬ка в воде: бассейн, большую ванну, душе¬вой уголок.

Во время прогулок, пребывания детей на улице используются велосипеды, самокаты, санки, лыжи, лопаты, тележки, карусели и т.д.

Если предоставить ребенку соответству¬ющие условия для развития движений, он в возрасте от 3 до 6 лет научится качаться на качелях, висеть и упражняться на кольцах, подтягиваться, делать «лягушку», «уголок», переворот, забираться на шведскую стенку и различные веревочные лесенки, прыгать, ку¬выркаться и в то же время делать плавные ритмические движения, ходить по линии, подползать под низкую скамейку, соблюдать равновесие, плавать, нырять.

• УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВ.

Исходя из понимания идеи впитыва¬ющего разума и познания ребенком окружающего мира через сенсорику, утонче¬ние чувств, необходимо создать условия, по-могающие этому процессу.

В Монтессори-материалах сконцентри¬рованы возможности утончения сенсорики. Каждый из них рассчитан на развитие, преж¬де всего одного изолированного чувства, но косвенно, подспудно он работает и на зону ближайшего развития ребенка, как бы под-талкивает его к спонтанному восприятию интеллектуальных понятий: маленький – большой, тихий – громкий, гладкий – шершавый. Ребенок фиксирует контраст, градуи-рует, распределяет по парам, дифференциру¬ет, различает форму, величину, цвет, вес предметов, т. е. производит сложную работу интеллекта – анализ и синтез.

Приведем несколько сенсорных Монтессори-материлов, обращая внимание на то, что это лишь малая часть разработанных ею, а также ее последователями материалов .

Материалы для развития зрения.

Для развития слуха

Шумящие цилиндры Колокольчики

(погремушки с

раз¬ным наполнителем)

Для развития осязания

Для развития вкуса – вкусовые стаканчики.

Для развития термического чувства – термические бутылочки.

Для развития обоняния – баночки с запахами.

Для развития барического чувства – весовые таблички.

Для развития стереогностического чувства – геометрические тела.

Каждый материал содержит в себе воз¬можность контроля над ошибками, что поз-воляет ребенку самостоятельно работать с ним, без помощи учителя. Материал эстетичен. Он как бы зовет ребенка «возьми меня». Материал стоит на полке в единственном эк-земпляре и позволяет ребенку сделать свой внутренний выбор. Он устроен таким обра-зом, что малыш, взяв его, готов продолжать работу, проявляя активность и инициативу, повторять ее неоднократно.

Развитию сенсорики и творческого мы¬шления помогает самостоятельная художе-ственная деятельность ребенка. В учебном пространстве класса выделен уголок-ателье, где на полках стоят баночки с красками, кис¬ти, коробки с глиной и пластилином, клей, цветная и белая бумага, воск и восковые мел¬ки, природный материал для создания орна-ментов и художественных поделок.

В результате года работы с сенсорным материалом в специально организованной развивающей среде дети 2,5-5,5 лет приобре¬тают следующие понятия и навыки: собирают предметы по принципу увеличения – умень¬шения (понятия «большой – средний – ма-ленький», «толстый – тонкий», «длинный – короткий», «высокий – низкий», «глубокий – мелкий»); подбирают пары цветов, их оттен¬ки и различают цвета (называют до 16 цве-тов); различают шершавые и гладкие поверх¬ности; подбирают предметы по степени их шершавости; определяют ткань: толстая – тонкая, грубая – нежная, рыхлая – прочная; называют наиболее простые ткани; различа¬ют ногами: шершавый – гладкий; различают шумы: громкий – тихий; подбирают пары шумов и звуков; различают звуки: высокий – низкий; способны повторить тон звуков, ритм; различают вес предметов (понятия тяжелый – легкий, тяжелее чем – легче чем); различают предметы: плоский – объемный; различают и называют объемные тела и плос¬кие фигуры: куб, шар, призма, пирамида, ко-нус, цилиндр, треугольник, квадрат, круг, овал, прямоугольник, трапеция, параллело-грамм; различают: горячий – теплый – холод¬ный, сладкий – кислый – горький – соленый; успешно работают кистью и красками, с гли¬ной и пластилином; рисуют карандашами, фломастерами, пером; режут бумагу и ткань; прибивают гвозди, завинчивают гайки и бол¬ты; поют; дирижируют; сочиняют истории; танцуют; декламируют стихи.

• ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КОСМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Материалы для формирования пред¬ставлений ребенка о течении времени:

Материалы для формирования представ¬лений ребенка о четырех земных стихиях.

Детям предлагается наблюдать эти мате¬риалы и проводить с ними простейшие опыты.

Программа предусматривает ознакомле-ние с живой и неживой природой, с обитателя¬ми леса, воды, воздуха, с классификацией рас¬тений, животных, с их строением и процесса¬ми рождения, развития и смерти.

Биологические материалы

Географические материалы

Дети знакомятся с удивительными экзо¬тическими созданиями природы: прекрасны-ми раковинами, камнями, семенами, корал¬лами, грибами и т.д. В то же время они на-блюдают за местными растениями и живот¬ными, ухаживают за ними.

С помощью мельницы и различных сит дети узнают, как мелют зерно, просеивают муку и пекут хлеб.

Хорошим дидактическим материалом является коробка с двумя дырками для рук, внутри которой шишка, камешек, сухой гри¬бок, раковина, деревяшка, колосок, орех и пр.

Ребенок просовывает ручки в коробку, ощупывает природный материал и по прось-бе учителя или другого ребенка достает на¬званный предмет.

Через активную творческую деятель¬ность детям дается представление о труде взрослых, о различных профессиях. Они классифицируют карточки с изображением людей различных профессий, выполняют простейшие элементы профессиональной деятельности (стирают белье, забивают гвоз¬ди, рисуют, моделируют, сортируют овощи-фрукты, взвешивают, считают деньги, рабо¬тают с компьютером, танцуют, декламируют, готовят пищу, сервируют стол, изготавлива¬ют украшения, выращивают цветы, ухажива-ют за животными и пр.).

В процессе работы с «космическими» материалами ребенок учится определять время (знает времена года, названия меся¬цев, дни недели, час, полчаса, четверть часа, минуту; запоминает свое имя, фамилию, день своего рождения). Ребенок использует измерительные приборы: часы, линейку, метр, термометр, календарь, весы. Он разли¬чает живое-неживое, земные элементы (земля, вода, воздух, огонь); классифицирует, на-пример: человек, растения, животные; ово¬щи-фрукты, цветы-деревья-кустарники, ры¬бы-птицы-звери; знает основное строение растений, названия частей тела человека, животных; различает сушу-море, остров, по¬луостров, перешеек, залив; знает названия континентов, некоторых стран и страны, го¬рода, где он живет, может показать их на карте; называет свой адрес, номер телефона; он объясняет смену дня и ночи, времен года; называет планеты и созвездия.

Все эти дидактические материалы очень эффективны, потому что отвечают всем потребностям развития ребенка. Они очень просты и ориентированны на особенности развития ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГИКА В РОССИИ.

В России первые Монтессори - сады были открыты в 1913 году и с успехом функционировали до 1926 года, когда коммунисты закрыли их, посчитав, что стране не нужны самостоятельные, независимые личности. С 1991 года происходит возрождение Монтессори - педагогики в России. Несколько команд одновременно берутся за подготовку учителей для дошкольных Монтессори - классов. Но только Московскому Центру Монтессори удается наладить контакты с AMI-курсом, который проводит в Мюнхене Монетессори-тренер Мария Рот. Этот курс с 1993 по 1998 год закончило восемь посланцев нашей страны. Они и стали преподавательским костяком курса, организованного Центром Монтессори. В 1998 году заместитель директора Центра София Сумнительная встретилась в Мюнхене с генеральным секретарем AMI Ренильдой Монтессори и получила одобрение на открытие в Москве Ассоциативного AMI-курса по подготовке учителей для дошкольных классов. Так российские Монтессори-педагоги окончательно вошли в европейское сообщество.

Информация о работе Ребенок в педагогической системе Марии Монтессори