ПРедмет теории государства и права

Автор: s******************@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 21:30, методичка

Описание работы

Любая наука представляет собой систему знаний о явлениях и процессах, которая характеризуется специфичным для нее объектом и предметом. Многообразие наук приводит к многообразию объектов и предметов человеческого познания.

Виды наук:

1) естественные (изучающие природу во всех ее формах и проявлениях);

2) технические (изучающие закономерности развития и функционирования техники);

3) гуманитарные (изучающие человеческое общество), которые делятся на отдельные отрасли человеческого познания.

Работа содержит 1 файл

1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.docx

— 28.52 Кб (Скачать)

Со временем объединения  людей стали нуждаться в социальном регулировании, так как перед  ними стала необходимость в согласовании деятельности, которая была бы направлена на определенную цель и обеспечивала бы их выживание. На ранних стадиях  первобытно—общинного строя поведение  человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений установлением многочисленных запретов в виде заклятий, обетов, зароков и табу, так как первобытное общество не знало норм морали, религии и права.

Основные формы  норм, которыми регулировалось поведение  людей в первобытнообщинном строе:

1) миф (эпос, сказание, предание) – художественно—образная  или предметно—фантастическая форма  передачи информации о запретном  поведении или необходимом поведении.  Информация, передаваемая через  миф, приобретала характер святости  и справедливости;

2) обычай – передача  информации нормативного и поведенческого  характера из поколения в поколение.  В форме обычаев закреплялись  варианты поведения людей в  социально значимых ситуациях,  выражая при этом интересы  всех членов общества. По своему  содержанию обычаи могли быть  моральными, религиозными, правовыми,  а также включать в себя  одновременно моральное, религиозное  и правовое содержание. Обычаи  регламентировали все сферы деятельности  в первобытном обществе. Их сила  состояла не в принуждении,  а в привычке людей руководствоваться  и следовать за обычаем. Впоследствии  в обществе обычаи стали использоваться  совместно с нормами морали  и религиозными догмами;

3) ритуал – совокупность  действий, которые совершались последовательно  и имели символический характер;

4) религиозный обряд  – совокупность действий и  религиозных знаков, направленных  на символическое общение со  сверхъестественными силами.

6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА 

Причины возникновения  государства:

1) переход от экономики  присваивающего характера к экономике  производящего характера;

2) разделение труда:  выделение скотоводства, отделение  ремесла от земледелия, появление  особого класса людей – купцов;

3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

4) появление частной  собственности на орудия и  продукты труда, что повлекло  социально—классовое расслоение  общества.

Формы возникновения  государства:

1) афинская – форма,  которой был свойствен классический  путь возникновения государства.  Эта форма проявилась в следующих  последовательных реформах:

а) реформе Тезея, состоявшей в разделении населения  на классы по роду трудовой деятельности на лиц, занимавшихся земледелием (геоморов), лиц, занимавшихся каким—либо видом  ремесла (демиургов), а также благородных  лиц (эвпатридов);

б) реформе Солона, направленной на разделение общества по имущественному признаку на четыре класса: первые три класса могли  занимать управленческие должности  в государственном аппарате. На ответственные  должности назначались граждане только из первого класса, а четвертый  класс имел только право выступать  и голосовать на народном собрании;

в) реформе Клисфена, состоявшей в разделении не населения, а территории государства на 100 общин—округов («демы»), каждая из которых была построена  на принципе самоуправления и возглавлялась  старейшиной (демархом);

2) римская – форма  возникновения государства, когда  формирование государства у римского  народа было ускорено борьбой  между плебеями (бесправными пришлыми  людьми) и патрициями (коренной римской  аристократией);

3) древнегерманская  – форма возникновения государства,  когда образованию государственности  у древнегерманского народа способствовало  завоевание обширных территорий  дикими германскими племенами  (варварами);

4) азиатская –  форма возникновения государства,  в которой формированию государства  способствовали климатические условия,  повлиявшие на выполнение ирригационных  и строительных работ.

Отличия государства  от общественной власти родового строя:

1) в первобытном  обществе объединение людей осуществлялось  на основании кровнородственных  связей, а в государстве – по  территориальному признаку;

2) обеспечение организации  общественной власти при родовом  строе осуществлялось в виде  самоуправления, а в государстве  – в виде особой организации  публичной и политической власти, представленной специальным государственным  аппаратом, для содержания которого  с населения собираются налоги  и займы;

3) для управления  обществом и государством использовались  права.

7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА

Возникновение права  было вызвано необходимостью социального  регулирования отношений между  членами общества.

Относительно времени  и порядка возникновения права  существуют различные точки зрения:

1) возникновение  права произошло по каким—либо  одинаковым причинам и одновременно  с возникновением государства;

2) право и государство  – это различные явления общественной  жизни, поэтому причины их возникновения  не могут быть одинаковыми,  и право в виде норм поведения  возникает ранее, чем государство.

Возникновение права, как и возникновение государства, происходило в процессе длительного  развития общества.

Основная норма  поведения в период первобытно—общинного строя – обычай, который закреплял  передаваемые из поколения в поколения  варианты поведения в определенных ситуациях и отражал интересы всех членов общества в равной степени.

Признаки обычаев:

1) создание их  обществом;

2) выражение в  них воли и интересов общества, а не отдельных лиц, личные  интересы которых не принимались  во внимание;

3) передача их  из поколения в поколение с  закреплением в сознании людей;

4) закрепление в  их наиболее рациональных вариантов  поведения;

5) добровольное исполнение  их в силу привычки, так как  обычаи поддерживались не только  мнением членов общества, авторитетом  вождя и старейшин, но и угрозой  наказания свыше;

6) обычай – форма  выражения моральных, религиозных  и иных требований;

7) отсутствие специального  органа, охраняющего исполнение  обычаев, так как они охранялись  всем обществом и соблюдались  добровольно;

8) отсутствие различия  между правами и обязанностями.

Обычаями регламентировались все сферы деятельности в первобытном  обществе, но со временем совместно  с ними стали действовать и  нормы общественной морали, религиозные  догмы, которые были тесно связаны  с обычаями и отражали представления  о справедливости, добре и зле, честном и бесчестном. В процессе применения общинными и родовыми судами обычаев на практике появились  прецедент и юридический договор.

В условиях расслоения общества и появления частной  собственности перед обществом  стал вопрос о необходимости нового социального регулятора общественных отношений, который мог бы обеспечить порядок в обществе. Для решения  этого вопроса были созданы правовые обычаи (право), которые обеспечивались государством. 

Признаки права:

1) создание и обеспечение  государством, что выражало волю  как общества, так и отдельной  личности;

2) выражение в  особых текстовых, письменных  формах, которые создаются и реализуются  в ходе осуществления специальных  процедур;

3) предоставление  прав и возложение обязанностей, чем регулируются отношения между  членами общества;

4) охрана и поддержание  мерами государственного воздействия.

8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ  ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Теории происхождения  государства:

1) теологическая  теория – теория Божественного  происхождения государства, согласно  которой государство было создано  и существует по воле Бога, а право – это Божественная  воля. Согласно этой теории церковная  власть имела преимущественное  положение над светской властью,  а монарх при вступлении на  престол освящался церковью и  считался представителем Бога  на земле. Представители –  Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве;

2) патриархальная  теория – теория происхождения  государства в результате исторического  развития семьи, когда разросшаяся  семья становится государством. Согласно данной теории монарх  – отец (патриарх) своих подданных,  которые должны слушать его  неукоснительно и относиться  к нему с почтением. В ответ  монарх должен был заботиться  о своих подданных и управлять  ими. Представители – Аристотель, Конфуций, Р. Фил—мер, Н. К. Михайловский;

3) договорная теория, согласно которой государство  – продукт человеческого разума, а не проявление Божественной  воли. Представители этой теории  считали, что государство возникло  в результате заключения между  людьми общественного договора  с целью обеспечения их общей  пользы и интересов. В случае  нарушения или невыполнения условий  общественного договора люди  были вправе расторгнуть его,  причем даже с помощью революции.  Представители – Б. Спиноза,  Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо,  А. Н. Радищев; 

4) психологическая  теория, сторонники которой связывают  возникновение государства с  особыми свойствами человеческой  психики: потребность во власти  одних над другими и стремление  одних подчиняться другим. Представители  – Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов; 

5) теория насилия,  согласно которой государство  возникло как результат насилия,  путем завоевания слабых и  беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными  племенами. Представители – Е.  Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский; 

6) материалистическая  теория, согласно которой образование  государства является результатом  изменения общества вследствие  социально—экономических причин. Представители  – К. Маркс, Ф. Энгельс, В.  И. Ленин, Г. В. Плеханов; 

7) патримониальная.  Государство произошло от права  собственности на землю и связанного  с ним права владения теми  лицами, кто на этой земле проживает.  Представитель – А. Галлер; 

8) органическая. Государство  возникло и развивалось как  биологический организм. Представители  – Г. Спенсер, А. Э. Вормс,  П. И. Прейс; 

9) ирригационная.  Государство возникло в связи  с широкомасштабной организацией  строительства ирригационных сооружений. Представитель – К. А. Виттфогель.

Информация о работе ПРедмет теории государства и права