Основные виды речевых нарушений первичного характера

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 18:34, реферат

Описание работы

Речь --важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества.

Содержание

Введение
1.Теоретическое обоснование классификаций нарушений речи
2.Виды речевых нарушений, выделяемых в клинико-педагогической классификации
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Основные виды речевых нарушений первичного характера.docx

— 49.96 Кб (Скачать)

    2. Афазия — полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Синонимы: распад, утрата речи.

    У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь была сформирована. Если такое нарушение произошло в возрасте до трех лет, то исследователи воздерживаются от диагноза афазия. Если же нарушение произошло в более старшем возрасте, то говорят об афазии. В отличие от афазии взрослых есть детская, или ранняя афазия. 

    Нарушения письменной речи. 

    Подразделяются  на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен. При нарушении продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нарушении рецептивной письменной деятельности — расстройства чтения.

    1. Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения.

    Проявляется в затруднениях опознания и узнавания  букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.

    2. Дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма.

    Проявляется в нестойкости оптико-пространственного  образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений. В случае несформированности процессов чтения и письма (в ходе обучения) говорят об алексин и аграфии.

    Нарушения письма и чтения у детей вызываются затруднениями в овладении умениями и навыками, необходимыми для полноценного осуществления этих процессов. По данным исследователей, эти затруднения обусловливаются дефектами устной речи (за исключением оптических форм), несформированностью операций звукового анализа, нестойкостью произвольного внимания.

    Нарушения письма и чтения у детей необходимо отличать от утраты умений и навыков  письма и чтения, т. е. дислексии (алексий) и дисграфий (аграфий), возникающих при афазиях.

    Таким образом, в логопедии выделяются 11 форм речевых нарушений, 9 из них  составляют нарушения устной речи на Разных этапах ее порождения и реализации и 2 формы составляют нарушения письменной речи, выделяемые в зависимости от нарушенного процесса.

    Нарушения устной речи:

    • - Дисфония (афония),
    • - тахилалия,
    • - брадилалия,
    • - заикание,
    • - дислалия,
    • - ринолалия,
    • - дизартрия (анартрия),
    • - алалия,
    • - афазия.

    Нарушения письменной речи:

    • - дислексия (алексия)
    • - дисграфия (аграфия).

    В приведенную классификацию включены лишь те формы речевых нарушений, которые выделены в логопедической литературе и применительно к которым разработаны методики. Внутри каждой из форм речевых нарушений существуют виды и подвиды, которые отражены в последующих главах. В этой связи следует указать, что в ряде случаев виды нарушений, относящиеся к одной форме, представляют собой не вариант, а отдельное нарушение. Например, в дислексию включены, с одной стороны, артикуляторно-фонетические нарушения, т. е. дефекты собственно звуковой реализации речи, относящиеся к уровню речевой нормы, а с другой - фонематические нарушения, обусловленные несформированностью операций, осуществляющих отбор звуков, и относящиеся к уровню структурного (языкового) оформления высказывания.

    Отмеченная  непоследовательность классификации  стала особенно заметной в современный  период развития науки в связи  с возросшими знаниями о речевых (психологических и физиологических) механизмах и новыми исследованиями в логопедии. Каждый новый этап в  развитии науки и новые знания требуют внесения коррективное в прежние представления, поэтому дальнейшая разработка вопросов классификации речевых нарушений остается актуальной задачей логопедии.

    Психолого-педагогическая классификация возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости ее в педагогическом процессе, каким является логопедическое воздействие. Такой анализ оказался необходимым в связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с нарушениями развития речи.

    Внимание  исследователей было направлено на разработку методов логопедического воздействия  для работы с коллективом детей (учебной группой, классом). Для этого необходимо было найти общие проявления дефекта при разных формах аномального развития речи у детей, особенно те, которые актуальны для коррекционного обучения. Такой подход потребовал другого принципа группировки нарушений: не от общего к частному, а от частного к общему. Это позволило строить ее на основе лингвистических и психологических критериев, среди которых учитываются структурные компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной и письменной),

    Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы:

    Первая  группа — нарушение средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи).

    1. Фонетико-фонематичеекое недоразвитие речи — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

    2. Общее недоразвитие  речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

    В качестве общих признаков отмечаются: позднее начало развития речи, скудный  словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения, дефекты фонемообразования.

    Недоразвитие  может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребенка общее недоразвитие подразделяется на три уровня.

    Вторая  группа — нарушения в применении средств общения, куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.

    В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков. В классификации отражается последовательная опора на принцип системного подхода, на основе Которого учитывается два соотношения: соотношение нарушений в системе речевой деятельности и соотношение нарушений как одного из психических процессов с другими сторонами психики ребенка, развитие которых тесно связано с речью. 

    ЛИТЕРАТУРА: 

    1.МатусевичМ. И. Современный русский язык. Фонетика. — М., 1976.

    2.Панов  М. В. Русская фонетика. — М., 1967.

    3.Прав дина О. В. Логопедия.— 2-е изд. — М., 1973.

    4.РауФ. Ф. Приемы исправления недостатков  произношения фонем. Основы теории и практики логопедии. — М., 1968.

    5.Расстройства  речи у детей и подростков. Под ред. С.С. Ляпидевского. — М., 1969.

    6.Фомичева М. Ф. Воспитание правильного произношения. — М., 1971.

    7.Xватцев М. Е. Логопедия. - М., 1959.

     8.Хрестоматия  по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. — М., 1997. — Ч. I. — С. 8—119.

    9. Волкова Л.С. Шаховская С.Н.  Логопедия. Москва, изд-во ВЛАДОС.1998г.

Информация о работе Основные виды речевых нарушений первичного характера