О необходимости проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 10:45, доклад

Описание работы

Похище́ние челове́ка, или кидне́ппинг (от англ. kidnap «похищать») — противоправные умышленные действия*, направленные на тайный или открытый, либо с помощью обмана, захват человека, изъятие его из естественной микросоциальной среды, перемещение с его места жительства с последующим удержанием помимо его воли в другом месте.

Работа содержит 1 файл

2семинар уголовное право.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

Похище́ние челове́ка, или кидне́ппинг (от англ. kidnap «похищать») — противоправные умышленные действия*, направленные на тайный или открытый, либо с помощью обмана, захват человека, изъятие его из естественной микросоциальной среды, перемещение с его места жительства с последующим удержанием помимо его воли в другом месте.

Большей частью совершается из корыстных  побуждений и имеет целью получение выкупа от родственников или близких к похищенному лиц, а также принуждение этих лиц к выполнению необходимых для похитителей действий.

Варианты определения похищения человека

Похищение человека — это «общественно опасное умышленное действие, направленное на удаление человека с места его постоянного пребывания и насильственное удерживание его в неизвестном для близких и правоохранительных органов месте»[1]

Однако  недоступность и неизвестность  места удержания не все эксперты включают в необходимые признаки похищения человека. Так, авторы двух книг комментариев к УК РФ определяют похищение человека так: «похищение человека предполагает его захват и перемещение в другое место помимо воли потерпевшего. Обычно это связано с последующим удержанием похищенного в неволе» [2] и «похищение человека как преступное деяние включает как бы два элемента: похищение и лишение свободы, которые находятся в идеальной совокупности, поскольку похищение одновременно является и лишением свободы» [3]. В Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 17 мая 2000 г. под похищением человека понимаются противоправные умышленные действия, сопряженные с тайным или открытым завладением (захватом) живого человека, перемещением с места его постоянного или временного проживания с последующим удержанием против его воли в другом месте.

НЕЗАКОННОЕ ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ -преступление против свободы личности, предусмотренное  ст. 127 УК РФ. Состоит в ограничении  личной свободы (свободы передвижения), при котором человека водворяют  в какое-либо помещение, связывают или насильственно удерживают. Если Н.л.с. произошло в результате захвата человека, то оно должно быть квалифицировано как похищение человека.

1. Основной объект преступного  посягательства - личная свобода  и прежде всего свобода передвижения  человека. Факультативный объект - здоровье  потерпевшего. 
2. Объективная сторона состоит в незаконном удержании лица против или помимо его воли в месте, где он находился или куда он пришел добровольно, и его последующей изоляции. Виновный может создать искусственные (запирать помещение, закрывать тяжелым предметом дверь в погреб, чулан и т.п.) или использовать естественные препятствия для лишения потерпевшего возможности передвигаться по своему усмотрению. 
3. Формами лишения свободы являются как задержание лица в том месте, где он находился по своему усмотрению (комнате, даче, кабинете), так и помещение потерпевшего в иное место, где он не желает находиться и откуда выход для него несвободен (в погреб, сарай, на чердак и т.п.). 
4. В отличие от похищения человека, которое всегда связано с захватом потерпевшего и последующим удержанием его в изоляции, при незаконном лишении свободы нет изъятия из среды, где потерпевший находился по своей воле, но ему закрывается свободный выход из этой среды (помещения), ограничивается свобода его передвижения. 
5. Незаконное лишение свободы может выражаться как в действии, так и в бездействии, совершаться как с применением насилия (связывание, пристегивание наручниками к различным предметам и т.п.), угроз, обмана, так и ненасильственным путем (запирание помещения, где находится спящий, пьяный или одурманенный наркотическими, сильнодействующими или токсическими веществами человек). 
6. Незаконность отсутствует, если лишение свободы совершено при обстоятельствах, исключающих преступность деяния: необходимой обороне, крайней необходимости, причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление, исполнении приказа или распоряжения (ст. ст. 37 - 39, 42). 
7. Преступное лишение свободы имеет место вопреки воле потерпевшего. Согласие потерпевшего на ограничение его свободы исключает УО по данной статье. 
8. Незаконное лишение свободы - преступление длящееся. Оно начинается с момента лишения потерпевшего возможности покинуть место, где он не хочет находиться, и заканчивается с наступлением обстоятельств, устраняющих незаконное лишение свободы (освобождение, побег и др.). 
9. Субъективная сторона - прямой умысел. Мотивы (месть, ревность, озорство и т.п.) на квалификацию не влияют, но учитываются при назначении наказания. 
10. Субъект преступного посягательства - физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Должностные лица за подобные действия несут УО за превышение должностных полномочий (ст. 286), дознаватели, следователи, прокуроры и судьи - за незаконное задержание или заключение под стражу (ст. ст. 301, 305), врачи психиатрических больниц - по ст. 128. 
11. Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки, предусмотренные ч. ч. 2 и 3 коммент. статьи, совпадают с таковыми, указанными в ч. ч. 2 и 3 ст. 126. 
12. Насильственное удержание лица в изоляции, сопровождаемое требованием передачи чужого имущества как условия освобождения потерпевшего, влечет УО по совокупности преступлений: за незаконное лишение свободы (ст. 127) и за вымогательство (ст. 163). 
13. Деяния, предусмотренные ч. 1, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, ч. 2 - средней тяжести, ч. 3 - тяжких преступлений.

Статья 128. Незаконное помещение в психиатрический стационар


Комментарий к статье 128 
 
1. Порядок госпитализации в психиатрический стационар определен Законом о психиатрической помощи. В соответствии с этим Законом помещение в психиатрический стационар осуществляется как добровольно (по просьбе или с согласия больного - ст. 28), так и принудительно (ст. 29). Госпитализация без согласия больного или его законного представителя возможна, если обследование и лечение больного могут проводиться лишь в условиях стационара или психическое расстройство является тяжелым и обусловливает: а) непосредственную опасность для самого больного или окружающих; б) его беспомощность, т.е. неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности; в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи. 
2. Основной объект преступного посягательства - личная свобода и достоинство человека. Факультативный объект - здоровье потерпевшего. Ущерб здоровью может быть причинен как в результате применения лекарственных препаратов, так и самим фактом пребывания здорового человека в психиатрической больнице. 
3. Объективная сторона - помещение в психиатрический стационар лица, не нуждающегося в такой форме лечения. 
3.1. Основанием для помещения лица в психиатрический стационар в соответствии с п. 1 ст. 28 Закона о психиатрической помощи является наличие у него психического расстройства и решение врача-психиатра о необходимости обследования и лечения в стационарных условиях или постановление судьи о проведении психиатрической экспертизы или исполнении назначенной судом принудительной меры медицинского характера. При отсутствии перечисленных обстоятельств принудительная госпитализация лица в психиатрический стационар является незаконной. 
4. Объективная сторона предполагает принудительное помещение в психиатрическое лечебное заведение заведомо психически здорового человека или страдающего психическим расстройством, но по характеру заболевания не нуждающегося в лечении. Согласие дееспособного потерпевшего на помещение его в психиатрическую больницу исключает УО. Однако согласие, полученное под влиянием заведомо ложного диагноза или уговоров о необходимости пройти курс лечения, ибо он (потерпевший) якобы болен, рассматривается как принудительное помещение в психиатрическую больницу. 
5. Принудительное помещение в психиатрическую лечебницу предполагает госпитализацию потерпевшего как в порядке неотложной помощи, так и по решению врача-психиатра или комиссии врачей на основании заведомо ложного диагноза о необходимости такого лечения. 
6. Принудительным является также оставление в больнице с продолжением лечения заведомо выздоровевшего человека. 
7. Основной состав преступления окончен в момент помещения в больницу независимо от начала лечебного курса. 
8. Субъективная сторона - прямой умысел. Мотивы разнообразны: избавиться от ухода за человеком преклонного возраста, страдающим тяжелым физиологическим заболеванием, завладеть жилплощадью, использовать имущество потерпевшего и др. 
9. Субъект преступного посягательства - вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Субъектами посягательства могут быть родственники, иные лица, заинтересованные в помещении потерпевшего в психиатрический стационар, в том числе врач-психиатр, поставивший заведомо ложный диагноз и давший заключение о необходимости лечения. 
10. Совершение преступления лицом с использованием своего служебного положения предполагает, что деяние осуществляется человеком, наделенным организационно-распорядительными функциями и использующим свои полномочия вопреки интересам службы. Это могут быть главный врач психиатрического стационара, врач-психиатр, осуществивший госпитализацию заведомо здорового человека или больного, не нуждающегося в стационарном лечении, должностные лица органов здравоохранения. 
11. Наступление по неосторожности смерти потерпевшего может быть связано как с лекарственными препаратами или процедурами, так и с другими обстоятельствами: психической травмой, самовольным применением большой дозы лекарственных препаратов, самоубийством потерпевшего и т.д. 
12. Иные тяжкие последствия понимаются так же, как и аналогичные последствия, предусмотренные ч. 3 ст. 126. 
13. Содеянное, предусмотренное ч. 1, относится к категории преступлений средней тяжести, ч. 2 - тяжких преступлений.


 

Клевета́ — порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

В законодательстве Российской Федерации  клевета является одним из уголовных  правонарушений, посягающим на права  граждан, и наказывается по статье 128_1[1]. Ранее, до 8 декабря 2011 года клевета являлась преступлением согласно статье 129 УК РФ. 13 июля 2012 года Государственная дума Российской Федерации приняла закон о возвращении уголовной ответственности за клевету[2].

Состав преступления

Непосредственный объект преступления — честь, достоинство, репутация человека.

  • Под честью в русском языке понимаются «достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы, хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя».
  • Достоинство — «положительное качество, совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе».
  • Репутация — «приобретаемая кем-нибудь общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах или недостатках кого-либо»[3].

Субъектом клеветы является лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Потерпевшим могло быть любое лицо, в том числе несовершеннолетний, недееспособный, а также умерший, если распространяемые позорящие сведения о нем задевали честь живых.

Объективная сторона преступления выражалась в распространении заведомо ложных сведений, имеющих порочащий характер. Обязателен признак «заведомости» — т. е. осознание преступником несоответствия таких сведений действительности, что сообщаемые факты и события не имели место в реальности, а значит с субъективной стороны преступление всегда совершалось с прямым умыслом.

Под распространением сведений, порочащих  честь и достоинство, следовало  понимать «опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу»[4]. Сообщение таких сведений лицу, которого они касались, не могло признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем, чтобы они не стали известными третьим лицам.

Порочащими, в частности, являлись сведения, «содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица»[4].

Сообщения, не касающиеся фактов, а лишь содержащие негативную оценку типа «плохой человек», «тупой студент», не могли быть признаны порочащими сведениями.

Ответственность за клевету также  исключалась:

  • когда лицо распространяло сведения, хотя и позорящие, но соответствующие действительности;
  • в случае добросовестного заблуждения относительно подлинности сведений, полагая их правдивыми;
  • когда ложные сведения не являлись порочащими.

Меры наказания в РФ

Статья 129 УК РФ предусматривала наказание  за клевету в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ, а в квалифицирующих составах — лишением свободы. В том случае, если клевета содержалась в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, наказанием могли стать арест или исправительные работы. Клевета, соединённая с обвинением в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, наказывалась лишением свободы [5]. Данная статья утратила силу с 8 декабря 2011 года - Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ. 
Санкции:

  • Клевета наказывалась штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
  • Клевета, содержавшаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, — наказывалась штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до одного года, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев.
  • Клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, — наказывалась штрафом в размере от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трёх лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трёх лет.

Примечание: с 13.07.2012 года Госдума вернула  в Уголовный Кодекс статью о клевете.[6]

  • предусматривает наказание:

 

1. Клевета, то есть распространение  заведомо ложных сведений, порочащих  честь и достоинство другого  лица или подрывающих его репутацию, - наказывается штрафом в размере  до пятисот тысяч рублей или  в размере заработной платы  или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо обязательными работами на срок до ста шестидесяти часов.

2. Клевета, содержащаяся в публичном  выступлении, публично демонстрирующемся  произведении или средствах массовой  информации, - наказывается штрафом  в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов.

3. Клевета, совершенная с использованием  своего служебного положения, - наказывается  штрафом в размере до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо обязательными работами на срок до трехсот двадцати часов.

4. Клевета о том, что лицо  страдает заболеванием, представляющим  опасность для окружающих, а равно клевета, соединенная с обвинением лица в совершении преступления сексуального характера, - наказывается штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо обязательными работами на срок до четырехсот часов.

5. Клевета, соединенная с обвинением  лица в совершении тяжкого  или особо тяжкого преступления, - наказывается штрафом в размере  до пяти миллионов рублей или  в размере заработной платы  или иного дохода осужденного за период до трех лет либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов.С 13 июля 2012 года вновь является уголовным преступлением (статья 128_1[1]) и

— Уголовный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 28 июля 2012 года)[7]

Разграничение клеветы от оскорбления и диффамации


Клевету следует отличать от диффамации — распространения порочащих сведений в СМИ. Отличие заключается в том, что диффамация может содержать истинные сведения, тогда как клевета содержит заведомо ложные сведения.

Клевету следует отличать от оскорбления, которое представляет собой выраженную в неприличной форме отрицательную оценку личности потерпевшего, имеющую обобщенный характер и унижающую его честь и достоинство. Обязательным элементом клеветы является заведомая ложность позорящих другое лицо измышлений о конкретных фактах, касающихся потерпевшего. Если лицо, распространившее ложные измышления, добросовестно заблуждалось относительно соответствия действительности распространяемых им сведений, однако высказывания его носили оскорбительный характер, оно может быть привлечено к ответственности за оскорбление, а не за клевету.

Ответственность за клевету по гражданскому законодательству


В Российской Федерации практика уголовного преследования за клевету практически  отсутствует. В подавляющем большинстве случаев спор решается в рамках гражданско-правовых отношений[8] по статье Гражданского Кодекса о защите репутации.

Информация о работе О необходимости проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы