Контрольная работа по «Физиология человека»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:21, контрольная работа

Описание работы

Пассивную часть опорно-двигательного аппарата человека составляет комплекс костей и их соединений — скелет (sceleton). Скелет состоит из костей черепа, позвоночника и грудной клетки (так называемый осевой скелет), а также костей верхних конечностей и костей нижних конечностей (добавочный скелет).
Скелет характеризуется высокой прочностью и гибкостью, которая обеспечивается способом соединения костей друг с другом.

Содержание

Скелет человека: состав, функции.


2. Центральная нервная система (ЦНС): строение, свойства, принципы функционирования. Рефлекторная дуга. Нервные центры. Рефлекс как компонент функциональной системы.
Системы пищеварения и выделения: строение, функции, значение для жизнедеятельности организма.

Работа содержит 1 файл

физиология человека.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

    Рефлекс (от лат. reflexus — отражённый) — стереотипная реакция живого организма на определенное воздействие, проходящая с участием нервной системы. Рефлексы существуют у многоклеточных живых организмов, обладающих нервной системой. Рефлекс - это наиболее правильная, чаще всего встречающаяся реакция организма на внешние раздражители.  Все рефлексы делятся на две группы: условные и безусловные .

    Безусловные рефлексы - врожденные реакции организма  на жизненно важные раздражители (пищу, опасность и т.п.). Они не требуют  каких-либо условий для своей  выработки (например, рефлекс мигания, выделение слюны при виде пищи).

    Безусловные рефлексы представляют собой природный запас готовых, стереотипных реакций организма. Они возникли в результате длительного эволюционного развития данного вида животных. Безусловные рефлексы одинаковы у всех особей одного вида; это физиологический механизм инстинктов. Но поведение высших животных и человека характеризуется не только врожденными, т.е. безусловными реакциями, но и такими реакциями, которые приобретены данным организмом в процессе его индивидуальной жизнедеятельности, т.е. условными рефлексами.

    Условные рефлексы - физиологический механизм приспособления организма к изменяющимся условиям среды. Условные рефлексы - это такие реакции организма, которые не являются врожденными, а вырабатываются в различных прижизненных условиях. Они возникают при условии постоянного предшествования различных явлений тем, которые жизненно важны для животного. Если же связь между этими явлениями исчезает, то условный рефлекс угасает (например, рычание тигра в зоопарке, не сопровождаясь его нападением, перестает пугать других животных). Мозг не идет на поводу только текущих воздействий.          Он планирует, предвосхищает будущее, осуществляет опережающее отражение будущего. В этом состоит самая главная особенность его работы. Действие должно достичь определенного будущего результата - цели. Без предварительного моделирования мозгом этого результата невозможна регуляция поведения. Рефлекторная дуга - это цепь нейронов от периферического рецептора через центральную нервную систему к периферическому эффектору. Элементами рефлекторной дуги являются периферический рецептор , афферентный путь , один или больше вставочных нейронов , эфферентный путь и эффектор.

    Все рецепторы  участвуют в тех или иных рефлексах, так что их афферентные волокна  служат афферентным путем соответствующей  рефлекторной дуги. Число вставочных нейронов всегда больше одного, кроме моносинаптического рефлекса растяжения . Эфферентный путь представлен либо двигательными аксонами , либо постганглионарными волокнами вегетативной нервной системы , а эффекторами являются скелетные мышцы и гладкие мышцы , сердце , железы .

    Время от начала стимула до реакции эффектора  называется временем рефлекса . В большинстве  случаев оно определяется в основном временем проведения в афферентных  и в эфферентных путях и  в центральной части рефлекторной дуги, к которому следует прибавить время трансформации стимула в рецепторе в распространяющийся импульс, время передачи через синапсы в центральной нервной системе (синаптическая задержка), время передачи от эфферентного пути к эффектору и время активации эффектора.  

    3.   Системы пищеварения и выделения: строение, функции, значение                                    для жизнедеятельности организма. 

    Пищеварением  называется процесс физической и  химической переработки пищи, в результате которого становится возможным всасывание питательных веществ из пищеварительного тракта, поступление их в кровь или в лимфу и усвоение организмом благодаря моторной, секреторной и всасывающей функциям пищеварительного аппарата. Кроме того, органы пищеварительной системы выполняют и экскреторную функцию, выводя из организма остатки непереваренной пищи и некоторые продукты обмена веществ. Процесс пищеварения начинается в ротовой полости, где в течение 15–18 с осуществляется физическая и химическая обработка пищи: перемешивание, измельчение, смачивание слюной, воздействие слюнных ферментов. Затем через пищевод пища поступает в желудок и в течение 6–8 ч подвергается дальнейшей физической и химической обработке. За счет работы гладкой мускулатуры желудка пища перетирается, перемешивается, на нее воздействует желудочный сок, дальнейшая химическая обработка отдельных порций пищевой массы продолжается в двенадцатиперстной кишке, куда поступает сок поджелудочной железы и желчь, вырабатываемая печенью. Пищеварительные соки двенадцатиперстной кишки продолжают расщеплять питательные вещества в тонком кишечнике, где в основном заканчивается пищеварение пищи и всасывание питательных веществ в кровь. Дополнительное частичное расщепление невсосавщихся продуктов переваривания пищи зависит от того, насколько оптимально количество выделяемых пищеварительных соков и какова активность перистальтических, продвигающих движений мышц желудка и кишечника.

    Систематически  выполняемые физические нагрузки повышают обмен веществ и энергии, увеличивают  потребность организма в питательных веществах, стимулируют выделение пищеварительных соков, активизируют перистальтику кишечника, повышают эффективность процессов пищеварения. Однако при напряженной мышечной деятельности могут развиваться тормозные процессы в пищеварительных центрах, уменьшающие кровоснабжение различных отделов желудочно-кишечного тракта и пищеварительных желез в связи с тем, что необходимо обеспечить кровью усиленно работающие мышцы. В то же время сам процесс активного переваривания обильной пищи в течение 2–3 ч после ее приема снижает эффективность мышечной деятельности, так как органы пищеварения в этой ситуации оказываются как бы более нуждающимися в усиленном кровоснабжении. Кроме того, наполненный желудок приподнимает диафрагму, тем самым затрудняя деятельность органов дыхания и кровообращения. Вот почему физиологическая закономерность требует принимать пищу за 2,5–3,5 ч до начала тренировки и через 30–60 мин. после нее.

    Выделение. Основной физиологической функцией выделительных  процессов является освобождение организма от конечных продуктов обмена веществ, избытка воды, органических и неорганических соединений, т.е. сохранение постоянства внутренней среды организма. При мышечной деятельности роль органов выделения возрастает, так как они оперативно вынуждены выполнять все ту же функцию сохранения внутренней среды организма, связанную с увеличением обмена веществ и энергии. Выделительные функции у человека осуществляются многими органами и системами организма. Так, желудочнокишечный тракт выводит остатки непереваренной пищи, слизи, желчных пигментов, бактерий; через легкие удаляются газообразные продукты обмена веществ (например, углекислота); сальные железы, выделяя кожное сало, образуют защитный, смягчающий слой на поверхности тела; слезные железы обеспечивают влагу, смачивающую слизистую глазного яблока.

    Однако основная роль в освобождении организма от конечных продуктов обмена веществ  принадлежит почкам, потовым железам  и легким. За счет функции почек  поддерживается в организме необходимая концентрация воды, солей и ряда других веществ, регулируется кислотно-щелочное равновесие и осмотическое давление в тканях; выводятся конечные продукты белкового обмена; продуцируется гормон ренин, влияющий на тонус кровеносных сосудов. При больших физических нагрузках потовые железы и легкие существенно помогают почкам осуществлять свои функции, В состоянии покоя через потовые железы выделяется 20–40 мл пота в 1 ч, а в движении со скоростью 5 км/ч, с грузом 10 кг, выделение пота может возрастать до 1700 мл/ч. В зависимости от окружающей температуры и интенсивности двигательной деятельности отделение пота может колебаться от 0,5 до 3 л в сутки, а, к примеру, у рабочих в горячих цехах в течение дня объем выделяемого пота может достигать 10 л. Естественно, что при этом существенно меняется и качественный состав пота (при напряженной мышечной работе с потом выделяется молочная кислота, конечные продукты белкового обмена). Процессы теплообмена играют большую роль при различных видах мышечной деятельности. Постоянную температуру тела человека поддерживает специальная система тепло-продукции, состоящая из физических механизмов тепло-проведения, тепло-излучения и испарения. Наблюдаемый при мышечной работе подъем температуры тела на 1–1,5 °С способствует более эффективному протеканию в тканях окислительно-восстановительных процессов и повышению работоспособности организма спортсмена. Однако следует помнить, что даже у тренированного человека подъем температуры тела до 38–38,5 °С может привести к тепловому удару.

    длина пищеварительного тракта 8-10 м. Стенка состоит из 3 слоев: наружного соединительно-тканного — серозной оболочки, среднего мышечного (снаружи продольные, внутри кольцевые мышцы) и внутреннего – подслизистойго и слизистого.

    Производными  эпителия являются большие (3 пары слюнных желез,     печень, поджелудочная железа) и малые пищеварительные железы, находящие в стенках пищеварительного тракта. Эти железы выделяют в сутки до 8 л пищеварительных соков.

    В слизистом  слое располагаются также скопления  лимфатических узелков (пейеровы бляшки), выполняющих защитную функцию.                                                      В пищеварительной системе различают несколько отделов: ротовая       полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник.

    Средняя длина тонкого кишечника взрослого человека в среднем 3-3,5 м. Начальный отдел тонкого кишечника — двенадцатиперстная кишка, в которую открываются протоки поджелудочной железы и печени, затем идет тощая кишка и подвздошная.

     В толстой  кишке, длина которой около 1,5 м, различают слепую кишку с аппендиксом, восходящую, поперечную и нисходящую ободочные, сигмовидную и прямую кишку, заканчивающуюся анальным отверстием.

    В процессе жизнедеятельности  организма непрерывно расходуются  питательные вещества, которые выполняют пластическую и энергетическую функцию.

    Организм испытывает постоянную потребность в питательных  веществах, к которым относятся: аминокислоты, моносахара, глицин и  жирные кислоты. Источником питательных  веществ являются различные продукты питания, состоящие из сложных белков, жиров и углеводов, которые в процессе пищеварения превращаются в более простые вещества, способные всасываться. Процесс расщепления сложных пищевых веществ под действием ферментов на простые химические соединения, которые всасываются, транспортируются к клеткам и используются ими, называется пищеварением. Последовательная цепь процессов, приводящая к расщеплению пищевых веществ до мономеров, способных всасываться — называется пищеварительным конвейером. Пищеварительный конвейер — это сложный химический конвейер с выраженной преемственностью процессов переработки пищи во всех отделах. Пищеварение является главным компонентом функциональной системы питания. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                             Список литературы. 
 

1.   Фомин НА "Физиология человека". 

2.   www.wikipedia.ru 

3.   www.bibliotekar.ru  

  1. www.4medic.ru
 
  1. www.medicinform.ru

  6.    Тихорецкий В.И  ‘физиология человека’ г.и. 2001 

 

Информация о работе Контрольная работа по «Физиология человека»