Экономические проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 16:04, реферат

Описание работы

В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, как правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так-то просто сделать, потому, что на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 15.03 Кб (Скачать)

Введение

В условиях рыночной экономики  успех любого предприятия или  предпринимателя во многом зависит  от того, как правильно они будут  устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так-то просто сделать, потому, что на цены оказывает  существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и  социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством  затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все  факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль.

Однако, в настоящее время значительная часть предпринимателей нашей страны не имеет необходимых теоретических и практических знаний сложного механизма ценообразования на товары и услуги. В результате они зачастую допускают серьезные просчеты при установлении цен, что ведет в ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий. Чтобы этого не случилось, каждый экономист, каждый предприниматель должен овладеть теорией и практикой ценообразования.

механизм ценообразование  налог цена

 

1. Цена как экономическая  категория

Цена, как и деньги, есть историческая категория, возникшая  и сформировавшаяся в процессе зарождения и развития обмена. Уже в ходе простейшего натурального обмена приходится, по сути, использовать цены как обменные пропорции, обеспечивающие эквивалентность обмена.

Появление товарных, а затем  металлических и бумажных денег  породило возможность выражать цену в одних и тех же единицах товарного  эквивалента, используемого в качестве средства платежа. Теперь уже и продавец, и покупатель видят в цене товараколичество денежных единиц, которое можно получить или приходится платить за единицу товара.

О ценах стали говорить и писать не столько с позиций  их сути и назначения, сколько с  точки зрения способов их формирования, определения. Восприятие цены все более  ассоциировалось с эпитетами, сопровождающими  это слово: «государственная», «рыночная», «твердая», «договорная» и тому подобными. Смысл цены, так или иначе, связывается  с ценообразующими факторами, влияющими на ее величину.

Целесообразно разделять  два подхода к формированию цен: рыночный и производственный (затратный). При первом подходе определяющим фактором ценообразования является конъюнктура рынка, спрос и предложение  товара. При втором – в основу установления цены товара кладутся производственные затраты, прежде всего трудовые, связанные  с созданием, выпуском товара.

В рамках рыночного подхода  приемлемо следующее определение:

Цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена

В такой формулировке выделяются два основных акцента. Во-первых, подчеркивается непосредственная связь цены товара с ценностью, полезностью, которой  он обладает как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке  цена товара проявляется как экономическая  сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Так что  вне рынка, без купли-продажи о  цене говорить не приходится, цену способен установить только рынок.

Иные позиции в отношении  сути цены свойственны производственному  подходу, опирающемуся на связь цен  с факторами – производства в  целом и с главным фактором – трудом. Для такого подхода  типична следующая формулировка:

Цена есть денежное выражение стоимости товара

В таком определении центр  тяжести перенесен на понятие  «стоимость». Согласно трудовой теории стоимости, берущей начало в трудах А. Смита и Д.Рикардо и развитой затем К. Марксом, стоимость определяется затратами труда на производство товара, то есть имеет трудовую природу. Чтобы обойти многочисленные трудности количественного измерения стоимости в ее трудовом восприятии, К. Маркс вынужден был ввести понятие «абстрактный и конкретный труд», «общественно необходимые затраты труда», но при этом стоимость продолжала оставаться теоретической категорией.

Практическая связь между  стоимостью и ценой была проложена  посредством применения затратного принципа, в рамках которого величина цены определяется посредством изменения  суммарных затрат всех факторов на производство единицы товара в денежном выражении, именуемых издержками производства, то есть цена равна средним издержкам. Прибавление к издержкам определенной величины прибыли приводит к установлению искомой цены.

Приходится отмечать, что  «стоимостный» подход к цене в  его трудовой трактовке обладает естественной ограниченностью вследствие применимости только к продуктам  труда. На основании этого подхода  не представляется возможным устанавливать  цены предметов, вещей, не являющихся результатами человеческого труда, скажем, земли, природных богатств. В рамках производственного  подхода считается, что они не обладают трудовой, меновой стоимостью и, следовательно, ценой. В этом отношении  рыночный подход более универсален  и конструктивен. 

 


Информация о работе Экономические проблемы