Генотип. Свойства нервной системы и способности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 18:04, контрольная работа

Описание работы

Свойства нервной системы - это генотип (от греч.genos - происхождение и typos - форма), передаваемые по наследству физиологические особенности. Психолог работает с фенотипом (от греч. phaino- обнаруживаю), который диагностирует не само свойство, а лишь некий сплав, выступающий в своем внешнем проявлении и формирующийся под воздействием внешней среды. Один и тот же фенотипический признак может быть проявлением различных генотипических признаков, а один генотип может дать различные фенотипы в результате взаимодействия с внешним миром. Поэтому при оценке психофизиологических особенностей человека нельзя сбрасывать со счетов "компенсаторные эффекты", так как генетически заданная конструкция преломляется за счет черт, которые человек приобретает в результате эмоционально-волевой регуляции.

Работа содержит 1 файл

Агентство по управлению государственными учреждениями Пермского края.docx

— 27.73 Кб (Скачать)

                 Виды способностей

Учитывая недостаточную  разработанность проблемы способностей, можно сказать, что нет ни одной  стороны этой проблемы, которая не требовала бы исследования. В изучении способностей психологи обычно делят  способности, обеспечивающие жизнедеятельность  человека и его развитие в социальной среде, на две большие группы: общие  и специальные способности.

По Б.М. Теплову, общие способности – это система  индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает продуктивность в овладении знаниями, умениями, навыками при осуществлении различных  видов деятельности. Основа развития общих способностей заложена в психических  процессах. Овладение определёнными  мыслительными операциями (анализ, синтез, классификация, систематизация) начинается в детском возрасте. В  подростковом возрасте общие способности  развиваются особенно интенсивно. Данный возраст является периодом  рождения гипотетико-дедуктивного мышления, способности  абстрагировать понятия, формулировать  и перебирать альтернативные гипотезы и делать предметом анализа собственные  мысли.

В подростковом возрасте наступает период первичной  социализации, происходит выбор и, в  большинстве случаев, обучение профессии. В эту пору значительно дифференцируются способности и интересы обучаемых, формируется и вырабатывается жизненная позиция.

Как общие, так  и специальные способности взаимосвязаны. Общие способности развиваются  одновременно с развитием и формированием  познавательных процессов. Разумеется, формирование специальных способностей невозможно представить без общих  способностей у индивида.

Ревеш также  делил способности на специальные  и общие. Но в свою очередь он попытался  сделать группировку специальных  способностей. Прежде всего он различал специфические таланты и комплексные  одарённости. К первым он относит  способности к математике, искусству (музыке, литературе, изобразительной  деятельности), к изобретениям и  к шахматной игре. Специальные  способности и, соответственно, таланты  характеризуются врождённостью, ранним проявлением и быстрым развитием. Комплексная одарённость охватывает все остальные виды способностей: философские, биологические, лингвистические, исторические, психологические, технические  и практические.

Схему Ревеша принять  трудно, так как есть современно установившиеся разделы деятельности, которые на высших уровнях приобретают  выраженные формы. Сюда относятся наука, искусство, техника, общественно-политическая и общественно-организационная деятельность. Им соответствуют разные виды одарённости, в которых соотношение общих  и специальных моментов различно. Поэтому классификацию Б.М. Теплова  мы считаем предпочтительнее.

 
 

                  Способности и наследственность.

Тот факт, что  природные предпосылки способностей -  задатки  заключены  в особенностях строения и функционирования нервной  системы, делает достоверным предположение, что они, как и все другие морфологические  и  физиологические качества, подчинены  общим генетическим законам. Вместе с тем  гипотеза возможной наследуемости  задатков не должна быть отождествлена  с идеей наследственности способностей.

Указанная проблема имеет большую историю. Еще в 1875 г. была  опубликована книга английского  антрополога и  психолога  Ф.  Гальтона  "Наследственность таланта. Ее законы и последствия", где  автор, изучивший  родственные связи  многих сотен выдающихся людей, сделал вывод, что таланты  передаются по наследству либо по отцовской, либо по материнской линии.Однако  выводы Гальтона не имели  научной  достоверности.  Никаких  убедительных  доказательств наследуемости талантов судей, политических  деятелей,  полководцев он не мог привести. Единственный вывод, который можно сделать по  материалам Гальтона, заключался в том, что семьи состоятельных, знатных и образованных людей составляют благоприятную среду, где могут развиться качества, необходимые для занятий интеллектуальным трудом. Никаких выводов о наследственной предрасположенности к тем или иным профессиям на  основании  данных Гальтона ни один добросовестный исследователь не решится сделать.

 Обсуждая  материалы Гальтона, надо сделать  одну оговорку. Рядом с  сомнительными  доказательствами талантливости  семейств судей, писателей,  полководцев  и т.п. он приводит сведения, которые не могут не  производить   впечатления определенной убедительности. В семействе Бахов,  например,  музыкальный талант впервые обнаружился  в 1550 г. и с особенной силой   проявился через пять поколений  у великого композитора И.С.Баха  и иссяк после  некой Регины  Сусанны, жившей еще в 1800 г.  В семье Бахов было около  шестидесяти музыкантов, из них  двадцать выдающихся.  Гальтон   приводит  и  другие факты:  в семье скрипачей Бенда насчитывалось  девять видных  музыкантов,  в  семье Моцарта - пять, в семье  Гайдна - два.

  Все  это   позволяет  сделать  некоторые   общие  выводы.  В    подавляющем  большинстве случаев изучение  родословных выдающихся людей  (если речь  идет о действительно  выдающихся людях) свидетельствует  не о биологической  наследственности, а о наследственности условий  жизни, т.е. тех социальных условий,  которые благоприятствуют развитию  способностей. Очевидно, если  все  в семье живут музыкой, если  весь строй жизни наталкивает  ребенка на  необходимость ею  заниматься, если высшим достоинством  каждого признается музыкальность,  то не приходится удивляться, что в этом семействе возникают  музыкальные дарования. Впрочем,  пример Бахов дает некоторые  основания  предполагать, что  здесь имеет  место  и   определенная  наследственность  музыкальных задатков. Возможно, какие-то  особенности строения и функционирования  слухового анализатора (парциальные  типологические особенности) передавались  по наследству у членов этого  семейства из рода в род.  Гальтон  указывал, что музыкальные  задатки передавались у Бахов  исключительно по  мужской линии.

Серьезная статистика не дает никаких доказательств наследственности способностей и талантов. Идея наследственности  способностей  противоречит  и  научной теории. Можно признать научно установленным, что с момента  появления человека современного типа, т.е. кроманьонца, жившего около ста  тысяч лет назад, развитие человека происходит не путем отбора  и  наследственной передачи изменений  его природной организации -  развитие  человека  и  его способностей управляется общественно-историческими  законами.

Информация о работе Генотип. Свойства нервной системы и способности человека