Физиолого-гигиеническое обоснование режима дня в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 14:38, реферат

Описание работы

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.

Содержание

Введение…………………………………………………………
Значение режима в жизни ребёнка………………………………
Свободная игровая деятельность………………………………
Организация питания…………………………………………
Учебная деятельность………………………………………
Трудовая деятельность………………………………………
Организация прогулок и экскурсий……………………
Организация сна……………………………………………
Двигательный режим детей…………………………
Заключение…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Мой реферат по гигиене1.doc

— 136.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

по  дисциплине: “Возрастная анатомия, физиология и гигиена” 

      Тема: «Физиолого-гигиеническое обоснование режима дня в ДОУ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………………...3

Значение режима в жизни ребёнка………………………………………………4

Свободная игровая  деятельность………………………………………………...6

Организация питания……………………………………………………………..6

Учебная деятельность…………………………………………………………….7

Трудовая деятельность…………………………………………………………..13

Организация прогулок и экскурсий…………………………………………….14

Организация сна………………………………………………………………....16

Двигательный  режим детей……………………………………………………..19

Заключение………………………………………………………………………22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Фундамент здоровья человека закладывается в  раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.

     Организм  ребенка находится в состоянии  непрерывного роста и развития. Эти  процессы в разные возрастные периоды  протекают с различной интенсивностью; морфофункциональное созревание отдельных органов и систем происходит неравномерно. Этим объясняется особая чувствительность детского организма к воздействию внешних факторов, как положительных, так и отрицательных.

     Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психического развития ребенка, рациональному режиму принадлежит одно из ведущих мест. Основным принципом правильного построения режима дня является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Это соответствие обусловливается удовлетворением потребности организма во сне, отдыхе, пище, деятельности, движении. Для каждой возрастной группы «Программой воспитания и обучения в детском саду», а также САНПИНом предусмотрен свой режим дня, включающий разнообразные виды деятельности, посильные для детей умственные и физические нагрузки, отдых. У каждой возрастной группы детей свой режима дня. Это обусловлено тем, что в каждом возрасте есть свои особенности: сколько времени ребенок должен спать,  через какое время принимать пищу, сколько времени ему необходимо для подготовки к завтраку, обеду или ужину... 
 
 
 
 

Значение  режима в жизни ребёнка

     Режим дня — это распределение времени  на все виды деятельности и отдыха в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья.

     В основе рационального режима лежит  условно-рефлекторная деятельность. Выработанные и упроченные сложные условные рефлексы на время приема пищи, сна, включения  в работу приобретают характер динамического  стереотипа, образование которого позволяет правильно и экономно распределять время, быстро включаться в работу и плодотворно выполнять ее, разумно и эффективно отдыхать.

     Обязательным  законом жизни ребенка является правильно построенный и постоянно  соблюдаемый режим дня. Режим дня дошкольников строится в соответствии с периодами повышения и спада его физической активности, а также в соответствии с возрастными особенностями и включает следующие обязательные элементы:

- время для свободных занятий по собственному выбору (рисование и другая творческая деятельность, подвижные и сюжетно-ролевые игры и пр.);

- регулярное и достаточное питание;

- гигиенически полноценный дневной и ночной сон;

- достаточное  время пребывания на открытом воздухе в дневные часы при наличии ультрафиолетового излучения;

- учебные занятия в периоды подъема работоспособности в детском саду;

- определенную продолжительность и место обязательных занятий, труда и рациональное сочетание их с отдыхом;

- полноценный  ночной сон.

     Значение  режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.

     Дети, которые привыкли к установленному распорядку дня, соответствующему их возрасту, как правило, отличаются дисциплинированностью, умением трудиться, общительностью, уравновешенным поведением, они активны, редко страдают отсутствием аппетита. Все это и является показателем здоровья и правильного развития ребенка.

     Правильный  режим дня - это оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования, что имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. Правильно организованный режим дня благоприятствует сохранению относительно высокой работоспособности организма в течение длительного времени. Регулярность отдельных режимных моментов и их чередование обеспечивают выработку определенного ритма в деятельности организма.

     Нарушение режима дня, так же как неправильные условия воспитания, неблагоприятный климат в семье, приводит к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, прежде всего к неврозам. Симптомы: беспокойство, плохой сон, отставание физического развития. В более старшем возрасте - раздражительность, неадекватные реакции, нервные тики, кишечные колики, лабильность температуры. Течение определяется влиянием окружающей среды, правильным воспитанием и обучением.

     Если  изо дня в день повторяется  ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это  благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни. 

Свободная игровая деятельность

     При организации свободного времени  у детей необходимо обязательно обеспечить адекватную физическую подвижность, обеспечивающаю ту степень вертикальной и перемежающейся по направлению механической нагрузки на скелет, которая является стимулятором остеогенеза и роста хряща. Мышечная работа активизирует и выделение гормонов — стимуляторов роста. Избыточная вертикальная нагрузка, возникающая, например, при переноске тяжестей, дает противоположный эффект — торможение роста. Поэтому врачи должны постоянно контролировать режим жизни детей: не допускать ни гипокинезии, ни занятий такими видами спорта или работы, которые могут вредно отразиться на развитии.

     Организация утреннего приема детей имеет  большое значение. Начало дня, первый разговор с воспитателем, характер игры, трудовой деятельности - все это  оказывает большое влияние на самочувствие ребенка и его поведение  в течение дня. Утром, до завтрака, дети младшего возраста могут играть с игрушками, старшим дошкольникам дают строительный материал, кроме того, в эти часы они выполняют трудовые поручения: ухаживают за растениями, животными, дежурят в столовой и в уголке природы, готовят пособия для занятий. Если сбор детей происходит на участке, зимой можно покормить птиц, размести от снега дорожки, летом - полить растения, собрать сухой мусор, поиграть песком и т. д. 

Организация питания

     Работа  органов пищеварения в значительной мере зависит от желания есть, иными словами от аппетита. Ощущение аппетита связано с повышением возбудимости так называемых пищевых центров мозга, а тем самым и с усилением пищевых рефлексов. Следовательно, на пищу, съеденную без аппетита, изливается меньше пищеварительных соков, она медленнее и хуже переваривается, меньше приносит пользы.

     Существенное  значение имеют рефлексы на время. Если ребенок принимает пищу каждый день в одни и те же часы, то образовавшиеся у него прочные условные рефлексы на время делают работу пищеварительного тракта точной, как часовой механизм: как только приближается привычное время еды, повышается возбудимость органов пищеварения, железы заранее начинают выделять сок, в результате появляется аппетит, пища съедается охотно и быстро переваривается. Вот почему так важно придерживаться правильного режима питания. Для детей старше 3 лет рекомендуется четырехразовое питание, а именно: утренний завтрак, обед, полдник, ужин. Часы приема пищи могут быть установлены в зависимости от условий, но их надо точно соблюдать, причем ужин должен быть не позднее, чем за 1—2 часа до отхода ко сну. Самым обильным и сытным должен быть обед. Во время обеда должна съедаться примерно половина всего суточного количества пищи. Около четверти пайка должно быть съедено утром после сна. Последняя четверть распределяется между остальными двумя приемами пищи.

     Наибольшую  пользу приносит организму смешанное  питание, содержащее продукты как растительного, так и животного происхождения. К тому же очень важно, чтобы пища была вкусна и разнообразна; только при этом условии она будет содержать все необходимые питательные вещества и съедаться с аппетитом. 

Учебная деятельность

     Организация обучения детей осуществляется в  соответствии с основными гигиеническими требованиями (принципами), соблюдение которых продлевает период устойчивой работоспособности, отодвигает наступление утомления и предотвращает развитие переутомления.

     При построении рационального режима занятий  следует учитывать биоритмы функционирования организма ребенка. У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга и работоспособность определяются в утренний период – с 8:00 до 12:00 часов и вечерний – с 16:00 до 18:00 часов.

     Целью занятий детей дошкольного возраста являются укрепление здоровья, дальнейшее совершенствование основных движений (ходьба, бег, лазание, метание) (физическое воспитание), обучение детей внятному произношению слов и правильной речи, воспитание гигиенических навыков, ознакомление детей с доступными их пониманию предметами и явлениями, воспитание художественного вкуса (рисование, лепка, конструирование, музыкальные занятия).

     Как физический, так и умственный труд по характеру, длительности и объему изменяются в зависимости от возраста детей. Организуя деятельность ребенка, необходимо помнить о сохранении его работоспособности в течение всего дня, что достигается чередованием труда и отдыха разных видов деятельности, т. е. поочередным включением в работу разных органов и систем. Режим дня в детском саду следует дифференцировать по группам. Младшую группу составляют дети 3—4 лет, среднюю — 4—5 лет, старшую — 5-6 лет и подготовительную — 6-7 лет. Программами воспитания и обучения в детском саду, предусматривается организация занятий, соответствующая морфофункциональным особенностям детей. Занятия должны проводиться ежедневно, кроме субботы, с 1 сентября по 1 июня: в младшей группе — 10 занятий в неделю по 10—15 мин, в средней — 10 занятий в неделю по 20 мин, в старшей — 15 занятий в неделю по 20—25 мин; в подготовительной — 19 занятий в неделю по 25—30 мин. Продолжительность перерывов между занятиями 10—12 мин, в течение которых целесообразно организовывать подвижные игры умеренной интенсивности. Домашние задания во всех группах отсутствуют.

     Организация занятий требует определенных условий для охраны здоровья детей. Исследования показали, что, если занятия связаны с некоторым напряжением зрения, у детей снижаются функции зрительного аппарата, изменяется полноценность восприятия, что выражается в падении работоспособности к концу занятия. У ослабленных, перенесших заболевания детей утомление может возникнуть даже и в результате обычной, небольшой нагрузки, так как функциональные возможности у них более ограничены. Поэтому эти дети нуждаются в индивидуальном подходе, требования к ним должны быть легко выполнимыми.

     У клеток мозга есть предел работоспособности. За этим пределом, «предупреждая чрезмерное функциональное израсходование ее, наступает  торможение». Это торможение И. П. Павлов назвал запредельным. Запредельное торможение возникает в результате утомления и сказывается на снижении работоспособности. У детей резко ослабевает внимание, они перестают слушать, некоторые начинают беспокойно двигаться. Если запредельное торможение возникает у многих детей, то это сигнал нерационально построенного, непосильного занятия. Например, удлинение его свыше времени, предусмотренного программой, не только утомляет детей, но и нарушает режим дня, в результате сокращается время для пребывания детей на воздухе. На занятиях должна быть создана обстановка, исключающая побочные раздражители, и прежде всего должна быть создана тишина. Нельзя допускать посторонних разговоров взрослых, музыки, шума (от уборки помещения, мытья посуды), так как всякий такой раздражитель отвлекает внимание детей. Внешнее торможение может возникнуть и при длительном мышечном напряжении в результате неудобной позы, вызванной неправильно подобранной (не по размеру) мебелью или напряжением зрения, связанным с недостаточным или неправильным освещением.

     Во  время занятий воспитатель должен чувствовать настроение детей, при надобности активизировать их деятельность, избегать однообразия в работе, не заставлять их многократно повторять один и тот же текст, движения, песни. Занятия лучше начинать с легкой деятельности и постепенно переходить к более трудной.

     В воспитательно-образовательной работе большое значение приобретает чередование  различных видов деятельности и  своевременного отдыха, т. е. изменение  характера деятельности. Если на занятиях ребенок был занят умственной деятельностью, то отдых должен быть насыщен движениями, играми. Перед занятиями, которые не требуют двигательной активности, нужно предоставить детям возможность поиграть в подвижные игры, не допуская при этом их перевозбуждения. И, наоборот, перед музыкальными занятиями или гимнастикой рекомендуется дать детям спокойные, тихие игры. Такое чередование обеспечит лучшие условия отдыха - снимет или предупредит утомление детей во время занятий. Этот так называемый активный отдых наиболее эффективен. При активном отдыхе клетки и участки коры мозга, охваченные ранее возбуждением (т. е. находившиеся в рабочем состоянии), переходят в тормозное состояние (нерабочее), и, наоборот, начинают активно работать все клетки, которые ранее бездействовали.

Информация о работе Физиолого-гигиеническое обоснование режима дня в ДОУ