Физиологические основы двигательного режима детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 21:21, контрольная работа

Описание работы

Термин онтогенез (от гречес. «ontos» - сущее и genesis» - происхождение) был введен в биологии в ХIХ в. Известным естествоиспытателем Э. Геккелем. В настоящее время этим термином обозначают весь период индивидуального развития живого существа с момента оплодотворения яйцеклетки до естественного окончания индивидуальной жизни. Только что родившийся человек отличается от взрослого рядом качественных особенностей, а не является просто его уменьшением копией.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3

Глава 1. Физическое развитие………………….............................................3-4 1.1.Возраст человека……………………………………………………………...4-7

Глава 2. Эндокринная система.

2.1. Понятие об эндокринной системе………………………………………......7-8

2.2. Физиологическое значение желез внутренней секреции………………..8-10

Глава 3. Физиология и психология юношеского и подросткового возраста……......................................................................................................10-12

3.1. Процессы Физического созревания…………………………………...12-14

Глава 4. Работоспособность детей и подростков………………………….....14

4.1. Фазы работоспособности…………………………………………….....14-15

Заключение……………………………………………………………………….16

Список литературы……………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

Физиологические основы двигательности детей и подростков.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

    Эпифиз. Эпифиз человека достигает своей максимальной активности в раннем детстве (5-7 лет), и именно к этому периоду относится  его сдерживающее влияние на развитие половых желез, т.к в это время продуцируется  повышенное количестве  Мелатонина. Доказано, что эпифиз имеет отношение к регуляции биологических ритмов, связанных со сменой дня и ночи.

     Щитовидная железа. Это самая крупная эндокринная железа. Особое важное значение гормоны щитовидной железы имеют в дифференциации нервной ткани, участвуют в регуляции деятельности нервной системы (повышение возбудимости, сердечно-сосудистой системы (усиление работы сердца, повышение тонуса сосудов, повышение кровяного давления), влияют на рост костей, созревание хрящей, ускоряют развитие зубов.

  Околощитовидные (паращитовидные) железы,  вырабатывают паратгормон, регулирующий обмен кальция и фосфора в организме.

     Надпочечники.  Стимулируют расщепление белков и жиров, регулируют водно-солевой обмен, повышают кровяное давление, половые гормоны - андрогены и эстрогены, близкие к половым гормонам. Таким образом, гормоны надпочечников в значительной степени определяют ход полового созревания детей и подростков, участвуют в реакциях стресса, регулируют углеводный, белковый, жировой, водный и минеральный обмен. Физическая активность значительно повышает содержание гормонов надпочечников, обеспечивающих защитные функции организма, и тем самым способствует  наиболее  благоприятному развитию.

   Поджелудочная железа находится рядом с желудком и двенадцатиперстной кишкой и относится к смешанным железам: здесь образуется поджелудочный сок, играющий важную роль в пищеварении, здесь же происходит секреция  гормонов, принимающих участие в регуляции углеводного обмена – инсулина и глюкагона. Действие этих гормонов стимулирует транспорт глюкозы в клетки и  превращение ее в гликоген, который откладывается в депо (печени, мышцах); тем самым концентрация глюкозы в крови понижается, улучшает углеводное питание тканей, что особенно важно для функционирования центральной нервной системы.

     Половые железы. Половые гормоны образуются в половых железах, которые относятся к числу смешанных.

    Мужские половые гормоны (андрогены) усиливают половое созревание мальчиков, которое характеризуется следующими чертами: увеличение размеров и развитием половых органов, формированием вторичных половых признаков: рост скелета, развитие мускулатуры, увеличение гортани, что приводит к утолщению и удлинению голосовых связок и понижению тембра голоса – мутации голоса, оволосение подмышечных впадин и лобка, рост волос на лице, теле, наступление поллюций, появление полового влечения, активирует сперматогенез.

     Женские половые гормоны (эстрогены и прогестерон) влияют на развитие  половых органов и вторичных половых признаков (оволосение подмышечных впадин и лобка, формирование молочных желез, изменение скелета и мышечной системы, появление менструаций, половое поведение). Они также обеспечивают подготовку яйцеклеток к оплодотворению, матки к беременности, молочных желез к кормлению ребенка. Половые гормоны в течение всей жизни оказывают мощное влияние на формирование тела, обмен веществ и половое поведение. За интенсивным ростом костей и мышц у подростков не всегда поспевает развитие внутренних органов – сердца, легких, желудочно-кишечного тракта. В период полового созревания большую роль играет физическое развитие  юношеского организма. Необходимо разнообразное, достаточное питание с нормальным  количеством белков и витаминов, а также оптимальная физическая активность. С началом полового созревания ко всем трудностям подросткового возраста добавляется еще проблема полового воспитания. Естественно, что оно должно быть начато  уже в младшем школьном возрасте и представлять  собой лишь составную часть единого воспитательного процесса. Во время  полового созревания интенсивно формируется личность подростка, возникает чувство взросления, появляется половое влечение.

  Глава  3. Физиология и психология юношеского и подросткового возраста.

     Что такое юность? Каковы содержание и длительность юности как стадии жизненного пути? В каком возрасте человек превращается из ребенка  в юношу, а из юноши во взрослого? Каковы движущие силы и внутренние  этапы этого перехода? «Переходный возраст» как стадия перехода от детства к зрелости имеет своей биологической основой половое созревание, поэтому  его часто называют пубертатным периодом. Но физическая зрелость, способность к деторождению еще не делают человека взрослым. Созревание предполагает, таким образом, социализацию и не может осуществляться вне и помимо ее. Поэтому и переходный возраст мыслится уже не только и не столько как фаза развития организма, сколько как этап развития личности, как процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок  живет по особым правилам, установленным для него взрослым, к самостоятельной и ответственно деятельности человека. Физиологи и психологи разграничивают подростковый возраст (отрочество)  и юность.  Психолого-педагогической литературе акцент делается не на   физическом развитии, а на смене ведущих форм деятельности. Однако эта периодизация тоже не однозначна и не охватывает  всех сторон личности. Д.Б. Эльконин называет период от 11 до 17 лет «подростничеством», подразделяя его на две фазы. Ведущей деятельностью 11-15 летних (средний школьный возраст) Д.Б. Эльконин считает общение в системе общественно полезной деятельности, включающие такие ее коллективно выполняемые формы, как общественно-организаторская, спортивная, художественная и трудовая.

Внутри  этой деятельности подростки  овладевают «способностью строить  общение в зависимости от различных задач и требований жизни, способностью ориентироваться в личных особенностях и качествах других людей, способностью сознательно подчиняться  нормам, принятым  в коллективе. У 15-17 летних (старший школьный возраст) ведущей становится  учебно-профессиональная деятельность, благодаря которой у старшеклассников формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание. Для переходного возраста гетерохронность развития особенно важна, так как именно из нее вытекают основные противоречия юношеской психологии. Эта гетерохронность не только объективный факт, детерминирующий положение и деятельность подростка, она должна рассматриваться также в связи с тем значением и личностным смыслом, которые она имеет для самой формирующейся личности. Важную роль при этом  играет самосознание  и «внутренняя позиция» личности. Таким  образом, чтобы содержательно раскрыть физиологию и психологию подросткового возраста, нужно, во - первых, выделить возрастные  особенности в натуральном ряду развития; во - вторых, осмыслить особенности социального положения как возрастной группы и  юности как специфической фазы социализации; в – третьих, рассмотреть, как эти два ряда процессов преломляются в психике и поведении личности.

3.1. Процессы физического созревания.

      Понятие юности всегда было тесно связано с понятием переходного возраста, центральным и биологическим процессом которого является  половое созревание.

               В физиологии этот процесс делится на три  фазы:

1). Препубертатный или подготовительный период;

2). Собственно пубертатный период, в течение которого осуществляются основные процессы полового созревания;

3). Постпубертатный  период, когда организм  достигает полной  биологической зрелости. Если  совместить  это деление с  привычными возрастными   категориями,  то Препубертатный  период соответствует предподростковому (или младшему подростковому), пубертатный – подростковому, Постпубертатный – юношескому возрасту.

     Все процессы созревания протекают крайне неравномерно и неодновременно, причем эта гетерохронность проявляется как на межиндивидуальном (один мальчик 14-15 лет может быть постпубертатным юношей, другой – пубертатным подростком, а третий – допубертатным ребенком), так и на внутрииндивидуальном уровне (разные биологические системы одного и того же человека созревают не одновременно). Как связаны друг с другом разные аспекты  физического созревания? В целом  скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков и период  скачка в росте тесно связаны друг с другом. Однако ни рост, ни степень маскулинности (мужеподобности) телосложения у мужчин, по – видимому не связаны со сроком  полового созревания. У раносозревающих мальчиков (акселеранты) первые изменения во вторичных половых признаках становятся заметными уже на 11 –м году жизни, а максимальный рост приходится на 13-й год. Их  поздносозревающие ровесники (ретарданты) отстают на 2 года. По данным Калифорнийского лонгитюда, мальчики – акселеранты в течение целого ряда лет остаются выше, тяжелее и сильнее  остальных, причем максимум различий приходится на 14-16 лет. Пубертатный период – один из критических стадий в развитии организма, когда происходит преобразование системы центральных звеньев, присущей предыдущему периоду развития. Это естественно, повышает восприимчивость организма к действию разнообразных внешних факторов и, следовательно, снижает его сопротивляемость (резистентности) к ним. Отсюда – представление об особой «хрупкости» подростка. Но  относительное  снижение резистентности, как пишет известный советский физиолог И.А. Аршавский, представляет собой один аспект развития  адаптивных способностей организма. Критическая стадия онтогенеза «характеризуется преобразованием одного доминантного состояния, свойственного предыдущему возрастному периоду, в существенно новое доминантное состояние, требующееся в последующем возрастном периоде»1. Иначе говоря, чувствительность или возбудимость организма не просто  повышается, а становится  более избирательной. Критические периоды называют также сензитивными, причем принято уточнять, к чему именно наиболее сентизивен этот возраст. Существует довольно  много работ, сопоставляющих отдельные показатели физического развития (например, роста) с отдельными же показателями развития психического интеллекта или эмоций. В последние годы ученые предпочитают сравнивать не отдельно взятые свойства, а системные образования. Два момента исследуются при этом особенно интенсивно: влияние генетически заданных и сохраняющихся на протяжении  всей жизни конституциальных особенностей организма, так называемого соматипа и влияние темпа физического созревания, который характеризует только определенную фазу развития человека. В целом, как замечает американский психолог Д. Клозен, телесные свойства, постоянные или временные, могут влиять на поведение и психику подростка по трем линиям. Прежде всего, относительная зрелость, рост и  телосложение непосредственно влияют  на соответствующие  физические способности: имея преимущества в росте, весе и силе, мальчик – акселерант в течение ряда лет может без особого труда  превосходить своих ровесников - ретардантов в спорте и иных физических занятиях. Однако индивидуальные особенности не всегда соответствуют ожиданиям, основанным на внешности: например, очень высокий мальчик с плохой координацией будет плохим баскетболистом, а ждут от него многого. Отсюда – третье измерение: образ «я», в котором преломляются собственные способности и их  восприятие и оценка окружающими. Если непосредственное его влияние на психику проблематично, то посредственное его влияние бесспорно.

                          Глава 4. Работоспособность детей и подростков.

    Под работоспособностью понимают  способность человека  мобилизировать максимальное количество энергетических ресурсов и, экономно их, расходуя, достичь качественного выполнения умственной или физической работы. Это обеспечивается оптимальным состоянием  различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординированной деятельности. Все показатели умственной и физической работоспособности повышаются в процессе роста и развития  детей. За равное время дети 6-8 лет могут выполнять 39-53% объема заданий, выполняемых 15-17 летними учащимися. При этом и качество работы у первых на 45-64% ниже. Скорость и точность умственной работы по мере взросления увеличиваются, подобно изменению других количественных и качественных признаков, отражающих рост и развитие организма.

  4.1. Фазы работоспособности.

    Во всякую работу, в том числе и умственную, организм человека, особенно ребенка, включается не сразу. Необходимо некоторое время для вхождения в работу, или врабатывания. За фазой врабатывания следует фаза оптимальной работоспособности, когда относительно высокие количественные и  качественные показатели согласуются  между собой и изменяются синхронно. Положительные изменения высшей нервной деятельности идут на ряду с показателями, отражающими благоприятное функциональное состояние других физиологических систем. Нагрузка, вызывающая утомление, необходима, т.к. она стимулирует развитие детей и подростков, оказывает тренирующий эффект, обеспечивает адаптацию к умственной и физической работе. Но планирование и распределение этих нагрузок необходимо проводить квалифицировано, с учетом возрастно-половых, морфофункциональных особенностей школьников. Чередование умственной работы с физической, переключение с одного вида деятельности на другой, прекращение умственной работы в момент начавшегося утомления и последующая организация активного отдыха способствует восстановлению функционального состояния центральной нервной системы.. Систематическое выполнение работы (учебные занятия, трудовая деятельность) в пределах возрастных нормативов продолжительности  обеспечивает улучшение умственной и физической работоспособности.

                                          Рис. 1. Суточная динамика работоспособности (слева работоспособность в %, справа время). 
 

Заключение.

Подводя итог данной работы, следует подчеркнуть, что чередование умственной работы с физической, переключение с одного вида деятельности на другой, прекращение  умственной работы  в момент начавшегося  утомления и последующая организация  активного отдыха способствует восстановлению функционального состояния центральной нервной системы.. Систематическое выполнение работы (учебные занятия, трудовая деятельность) в пределах возрастных нормативов продолжительности обеспечивает улучшение умственной и физической работоспособности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА.

  1. «Анатомия и физиология человека». Медицина,  2001 г.
  2. «Основы анатомии, физиологии детей и подростков». Н.И. Обрезкова, 2001.
  3. «Избранные лекции по возрастной физиологии и гигиене» Новосибирск, 2001г.
  4. «Анатомия». Медицина, 1986.
  5. «Физиология человека». Медицина. Том 2, 1984.
  6. «Избранные лекции по возрастной  физиологии и школьной гигиене». Айзман, 2003.
  7. «Возрастная физиология». Наука, 1975.

Информация о работе Физиологические основы двигательного режима детей и подростков