Челпанов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 00:05, реферат

Описание работы

Палитра российской психологии нового века пестрит такими несовместимыми тонами, от сочетания которых у самого экстравагантного авангардиста голова может пойти кругом. С Челпановым, пожалуй, труднее всего. Еще не так давно его обличали как реакционера, сегодня превозносят как выдающегося мыслителя. Кем же он был на самом деле, какую роль сыграл в развитии психологической науки?

Содержание

Содержание:
Введение
Основная часть
Биография
Сочинения
О работах
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Челпанов.docx

— 41.68 Кб (Скачать)

Комитет общего и профессионального  образования Ленинградской области

 

Автономное образовательное  учреждение высшего

профессионального образования

 

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА

 

Факультет психологии

 

 

 

Реферат

Челпанов  Г.И.

 

 

 

 

Выполнил 

Студент 1 курса 

 
Проверил

Научный руководитель

 

 

Санкт- Петербург

2011г.

Содержание:

Введение

Основная часть

  1. Биография
  2. Сочинения
  3. О работах

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

 Палитра российской психологии нового века пестрит такими несовместимыми тонами, от сочетания которых у самого экстравагантного авангардиста голова может пойти кругом. С Челпановым, пожалуй, труднее всего. Еще не так давно его обличали как реакционера, сегодня превозносят как выдающегося мыслителя. Кем же он был на самом деле, какую роль сыграл в развитии психологической науки?

В чем же состояла та теоретическая позиция Челпанова, которая в советскую пору однозначно считалась неприемлемой, а теперь, в нашу эру подросткового негативизма считается чуть ли не программой современной психологии? Можно ли сегодня на нее опереться в формировании научного мировоззрения и на что опирался сам Челпанов в формировании своего мировоззрения?

Жизненный путь и научная  карьера Георгия Ивановича Челпанова  вместили много противоречивых страниц. Это и свободный творческий поиск, и мучительные попытки адаптироваться к социальным катаклизмам, увлеченная научная работа на взлете карьеры  и поиски куска хлеба на закате, восторженное признание со стороны  крупнейших российских мыслителей и  отступничество ближайших учеников.

Челпанов как представитель  экспериментальной психологии.

Челпанов российский психолог и логик, основатель и директор Московского  психологического института. Социальную психологию он признавал той частью психологии, которая обязана базироваться на принципах нового мировоззрения, в то время как эмпирическая психология, оставаясь естественнонаучной дисциплиной, вообще не должна быть связана с  каким-либо философским обоснованием сущности человека, в том числе  и с марксистским.

Биография:

Г.И. Челпанов родился 16 апреля 1862 г в город Мариуполе Екатеринославской губернии. Начальное образование получил в местном приходском училище, а затем учился в Александровской Мариупольской гимназии, которую он окончил в 1883 г с золотой медалью. Именно там он впервые заинтересовался психологией.

С1883 по 1887 гг. Челпанов учился на историко-филологическом факультете Новороссийского университета. Огромное влияние на формирование его научной позиции, прежде всего на возникновение интереса к экспериментальной психологии на него оказал Н. Я. Грот, который в это время заведовал кафедрой философии. Грота и Вундта Челпанов считал своими учителями, и именно их принципы психологии, их подходы к исследованию душевной жизни он исповедовал в своей теоретической концепции и в эмпирических исследованиях. Челпанов окончил университет с золотой медалью за сочинение на тему «Опыт и разум в теории познания Платона и Аристотеля».

В 1890 г он сдал магистерский экзамен по философии и психологии, в 1891 г стал приват-доцентом Московского университета. 1892 г. он переехал в Киев и стал преподавателем философии и психологии в Киевском университете св. Владимира. С 1897 г. он вел и редактировал труды организованного там психологического семинара. В это время он активно занимался проблемами педагогики и выступал с докладами, посвященными этой теме, Челпанов выступал против чрезмерного увлечения экспериментальной психологией, в особенности против применения методов экспериментальной психологии в педагогической практике. Тем не менее, он вовсе не был противником экспериментальной психологии. В 1888 г он выступил с докладом на заседании Московского психологического общества, в котором определил научную значимость эксперимента в психологии. Вместе с тем он считал необходимым сочетать его с теоретической психологией, задачу которой он видел в систематизации, сведении к единству данных, полученных эмпирическим путем. На этом этапе его творчества важной является работа «Мозг и душа», написанная в 1900 г, где Челпанов рассмотрел вопросы материализма в психологии. Основой этой работы был курс лекций, прочитанный им в 1898-1899 учебном году в Киевском университете, где он с 1897 г. был профессором и заведующим кафедрой философии. Наиболее приемлемой гипотезой для выражения отношений между психическим и физическим он считал психофизический параллелизм в его эмпирической формулировке. Рассмотрению этой гипотезы он уделил в книге большое внимание.

В 1896 г. Челпанов защитил диссертацию на тему «Проблема восприятия пространства» и получил степень магистра философии. После стажировки в лаборатории В. Вундта в Германии Челпанов в 1897 г. организовал при университете психологический семинарий, в котором студенты знакомились с современной психологической литературой и методами исследования душевной жизни. В этом семинарии начинали свою научную деятельность такие известные психологи, как Г.Г.Шпет, В.В.Зеньковский и П.П.Блонский.

После защиты в 1906 г. докторской диссертации «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности» он получил предложение возглавить кафедру философии в Московском университете. В этой работе он продолжал тему, начатую в 1896 г, - «Проблемы восприятия пространства». Рассматривая вопрос о пространстве с точки зрения гносеологии (науки о познании), Челпанов протестовал против смешения гносеологической и психологической точек зрения. Он изучал вопрос о происхождении геометрических аксиом, отрицал их эмпирический характер. В вопросе о реальности пространства он подверг критике все виды гносеологического идеализма и придерживался теории критического реализма. За это время он несколько раз выезжал за границу, где слушал лекции Дюбуа-Реймона, Геринга и Кенига по философии, Штумпфа и Вундта по психологии Параллельно он занимался в институте Вундта в Лейпциге и в институте физиологической оптики в Берлине. В 1907 г. начался почти тридцатилетний московский период его научной деятельности. Челпанов особое внимание уделял подготовке будущих психологов, настаивая на открытии кафедры психологии в университете. Период до 1923 г. был самым активным и плодотворным в научной и преподавательской жизни Челпанова. В 1909 г он выпустил книгу, которая сыграла впоследствии значительную роль в его жизни. В этой работе, представляющей собой конспект 16 лекций ученого, он подробно рассмотрел марксизм. Так, в лекции «Об исторических законах» он указывал два противоположных подхода к вопросу о постижении этих законов: идеалистический и материалистический, одной из разновидностей которого является марксизм. Изложив сущность этого направления, Челпанов в своей работе перешел к его оценке. Прежде всего он подчеркнул его положительные стороны, среди которых основное - мысль о том, что идеи могут носить утопический характер. Также, считал Челпанов, учение Маркса имело и недостатки. Например, положение о том, что социальное хозяйство - это единственный фактор движения истории. По Челпанову, историческую причинность нельзя объяснить только одним фактором. Таким образом, не отрицая важности экономических отношений, он считал необходимым признание значимости идей и идеалов. С точки зрения натуралистической концепции, роль личности сводится к нулю, но Челпанов отстаивал идею о значимости человека и его психики, те признавал значение духовного фактора в истории. Он возражал против того, что психическая причинность есть только отражение физической, что было одним из основных принципов материализма. По мнению ученого, сведение психического к нулю означает неверное толкование отношений между психическим и физическим.

На Втором Всероссийском  съезде по задачам психологии, состоявшемся в июле 1909 г, Челпанов выступил с  докладом, в котором показал проведенный  им анализ задач развития современной  психологической науки. Он отметил тенденцию противопоставлять теорию фактам, придавать им большее значение, чем различным теориям. Это вызвало у Челпанова тревогу за дальнейшее развитие психологии, чтобы избежать возможных проблем, он призывал объединять эксперимент и теорию. В следующем году на торжественном заседании Психологического общества он обратил внимание на состояние индивидуальной психологии. Челпанов считал, что методы, применяющиеся в этой отрасли науки, должны быть более основательными. Те же методы, которые в то время существовали, еще не были точными, не гарантировали получения истинного знания. Поэтому они могут дать представление не о личности в целом, а об отдельных ее проявлениях. Возвратившись в своем рассмотрении к проблемам психологии и педагогики, Челпанов определил их отношения как сложные и неоднозначные. По его мнению, педагогика имеет свой предмет и не может базироваться только на психологии. Педагогика должна опираться, в первую очередь, на философскую этику, дающую обоснование идеалов воспитания, а психология только указывает средства, при помощи которых можно достичь этих целей Таким образом, Челпанов считал, что педагогику нельзя рассматривать как прикладную психологию .

Изданные в тот период книги : «Психологические лекции» (1909), «Психология и школа» (1912), «Психологический институт» (1914), «Введение в экспериментальную психологию» (1915).

Он также принимал живое  участие в работе Московского  психологического общества, был товарищем  председателя Л. М. Лопатина, публиковался в психологических и философских журналах.

Делом его жизни стала  организация Психологического института, который начал строиться в 10-х  годах на деньги известного мецената С. И. Щукина. Для ознакомления с работой психологических институтов и лабораторий Челпанов в 1910-1911 гг. неоднократно выезжал в США и Германию, по его проектам было закуплено оборудование для института, организованы различные лаборатории. Именно благодаря Челпанову Московский психологический институт стал в то время одним из лучших в мире по оснащенности оборудованием, количеству лабораторных исследований и применявшихся технологий. Большое значение придавал он и подбору кадров, стремясь собрать в институте молодых и талантливых ученых. Именно он пригласил в Психологический институт К.Н.Корнилова, П.П.Блонского, Н.А.Рыбникова, В.М.Экземплярского, Б. Н. Северного и других известных впоследствии психологов. После революции были приглашены А.Н.Леонтьев и А.А.Смирнов. Таким образом, не будет преувеличением сказать, что именно Челпанов вырастил плеяду молодых ученых, которые стояли у истоков советской психологической школы.

Фактически работа в институте  началась еще в 1912 г., однако формальное открытие состоялось 23 марта 1914 г. На торжествах, посвященных этому событию, Челпанов выступил с речью «О задачах Московского психологического института», в которой подчеркнул, что свою главную цель он видит в объединении всех психологических исследований под одной крышей, для того чтобы сохранить единство психологии.

С 1914 и до 1923 г. Г. Н. Челпанов был директором этого института, но ему было предложено передать руководство К.Н. Корнилову. Уйдя из института, ученый был практически лишен возможности продолжать научную деятельность. В 1926 г. он подал прошение о зачислении его в Психологический институт, которое было отклонено. Вместо этого Челпанов в конце 1923 г. начал работать в Государственной академии художественных наук (ГАХН), вице-президентом которой стал Шпет. Работа в физико-психологическом отделении, главным образом в комиссии по восприятию пространства, привлекала Челпанова возможностью продолжения его научной работы по изучению пространства, которая была начата им еще в киевский период.

Темой основных работ Г.Н. Челпанова было разъяснение своей позиции по отношению к марксизму. Он отвергал все обвинения в его адрес как необоснованные, защищая тезис о независимости психологии от любой философии. Он также настаивал на том, что принцип психофизического параллелизма, а также содержание традиционной психологии отвечает принципам марксизма. Он выпустил множество работ, посвященных этой проблеме: «Психология и марксизм», «Социальная психология и условные рефлексы», «Объективная психология в России и Америке». В этот же период Челпанов прочел в Доме ученых цикл научно-популярных лекций об основных психологических школах начала века. Последняя книга Челпанова была опубликована в 1927 г. Его надеждам на дальнейшую работу не суждено было сбыться.

В конце 1929 г. появились первые постановления о педологии и  введении единообразия в школьное обучение. Новые веяния коснулись и ГАХНа, начались проверки «идеологического соответствия»  научных исследований, проводимых в  академии, марксистской философии. В 1930 г. ГАХН закрыли, и Челпанов, так же как и другие ведущие сотрудники академии, остался без работы. Не оправдались и его надежды  на сконструированный им в 1925 г. «универсальный психологический аппарат для психологических и психотерапевтических исследований», который так и не удалось внедрить в производство.

Он был также лишен  возможности продолжать педагогическую работу, хотя все его ученики отмечали, что Челпанов - прекрасный педагог. Он умел интересно и подробно разобрать  любое философское и психологическое  произведение, проанализировать его  положительные и отрицательные  моменты. Причем это касалось не только близких ему концепций (Вундта, Гартмана), но и далеких от него идей, например позитивизма, который был ему  совершенно чужд.

Стиль Челпанова отличали четкость, логичность, простота, он приводил большое количество примеров, придавая большое значение описанию экспериментальной  процедуры и приборов. Не меньшее  внимание в своих учебных занятиях уделял он обсуждению вопросов о природе  этического акта, о соотношении этических  и познавательных суждений. Эти проблемы не были для него только отвлеченными и теоретическими рассуждениями, Челпанов стремился и свою жизнь, свои отношения  с учениками строить на основе данных воззрений. Один из его учеников - В.В.Зеньковский вспоминал, что  честность и духовная правдивость  с самим собой, не мешая его  широте, педагогической заботливости и вниманию, определяли его моральные  взгляды на конкретные проблемы жизни. Он также отмечал исключительное педагогическое чутье Челпанова, умение привлечь молодежь и помочь каждому  найти свой путь.

В своей психологической  концепции Челпанов последовательно  отстаивал принцип «чистой, эмпирической»  психологии, продолжая традиции западноевропейской школы. Он доказывал, что психология есть независимая, самостоятельная  экспериментальная наука. Ее предметом  является изучение субъективных состояний  сознания, которые так же реальны, как и любые другие явления  внешнего мира. Таким образом, Челпанов считал психологию наукой о сознании индивида, феномены которого не могут  быть сведены к физиологическим  явлениям или выведены из них.

Духовная эволюция постепенно привела Челпанова к мысли  о том, что психологическая наука  не должна основываться на устаревшей к XX в. позиции Вундта и Титченера. В 20-х годах на его взгляды оказала  некоторое влияние феноменология  Гуссерля, приверженцем которой был  Шпет. Он также стремился ознакомить своих студентов с новыми для  того времени психологическими направлениями - психоанализом, бихевиоризмом.

Будучи широко образованным человеком, он хорошо ориентировался в  современных ему зарубежных научных  школах, принимал участие практически  во всех международных психологических  конгрессах. Поэтому он не мог не оценить значение Вюрцбургской школы, важность поворота от исследования элементарных психических процессов к изучению высших познавательных функций. Это  был выход к феноменологии  познания, который открывал, как  совершенно справедливо отмечал  Челпанов, перспективы для дальнейшего  развития психологии, преодоления ею методологического кризиса. Значение этих экспериментов для него было связано и с тем, что они  подтверждали его философскую концепцию.

Предметом его размышлений  были главным образом вопросы, связанные  с теорией познания, гносеологией, поскольку он, как Лопатин, Введенский и другие ведущие психологи того времени, считал, что звеном, связующим  философию и психологию, является гносеология.

Информация о работе Челпанов