Антропология и психология будущего: проблемы, поиски и решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 11:29, реферат

Описание работы

В настоящее время складывается сложно разветвленная система теоретического и практического человекознания, значение которого для будущности человечества не менее велико, чем значение фундаментальных наук о природе, с которыми связано овладение силами природы, ее энергетическими и пищевыми ресурсами, освоение космоса и т. д.. Для социального прогнозирования необходимы научные знания о резервах и ресурсах самого человеческого развития, об истинных потенциалах этого развития, еще крайне недостаточно использующихся обществом. Благодаря крупным достижениям в научном познании человека и ускорению прогресса в этой области уже в настоящее время жизнь обогащается более эффективными средствами организации производства, массовых коммуникаций и обучения на всех уровнях образования, социального обеспечения и т. д. Не меньшее значение имеет оптимальное сочетание такого их взаимодействия в образе жизни людей, которое в наибольшей мере соответствует структуре человеческого развития.

Содержание

Введение
Особенности научного знания о человеке
Отрасли психологии в изучении человека
Антропологический принцип в психологии развития
Антропопсихология – область человекознания
Воспитание личности как основная задача психолого-педагогической науки
Заключение
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Антропология и психология будущего проблемы, поиски и решения..doc

— 74.50 Кб (Скачать)

     В данной проблеме необходимо выделить два категориальных словосочетания - "психология человека" и "психология развития"; несомненно, что эти категории - предельные для теоретической психологии и исторических перспектив ее становления. Однако, как парадоксально это ни звучит, до последнего времени сами эти словосочетания продолжают вызывать у психологов либо непонимание, либо недоумение.

     Исторически первым предметом научной психологии была "психика человека", однако со временем весь ее интерес сконцентрировался только на психическом как таковом и на его многочисленных свойствах, которые и стали базовой предметностью традиционных исследований.

     Предельно обобщая, можно сказать, что классическая интерпретация психики сводилась, как правило, к двум основным моментам она понималась, во-первых, как механизм отражения объективной, противостоящей человеку реальности и, во-вторых - как механизм адаптации индивида к этому объективному миру. Сдвоенная работа именно этих двух механизмов как раз и задает все содержание психического - ее структур, функций, свойств, процессов. Подобная интерпретация фактически и определяет облик современной, если можно так сказать, "психологии психики", которая ставит в один ряд и психику человека, и психику дождевого червя, что по-житейски "душа не принимает".

     Можно возразить, конечно, что все не так  просто, что помимо всеобщей природной  обусловленности психики человека всегда учитывались также ее социальная и общекультурная детерминированность. Отсюда и знаменитая проблема о соотношении биологического и социального в человеке, и поиск объяснительных принципов психического в других системах знания: в логике, биологии, философии, культурологии, кибернетике и др. Сегодня в связи со снятием обязательного для всех материалистического мировоззрения этот поиск осторожно перемещается еще и в область религиозно-духовных детерминант психического.  

   АНТРОПОПСИХОЛОГИЯ ОБЛАСТЬ ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЯ 

     Антропопсихология – это не только последовательно  и обосновано выстроенная психологическая  модель человеческой реальности, но и  система общенормативных представлений  о траектории и динамике человеческой жизни. Согласно концепции развития субъективной реальности в онтогенезе жизненный путь человека представляет собой последовательность двух этапов (биографических эпох). На первом этапе человек овладевает внутренними (телесными, психическими) и внешними (социокультурными) обстоятельствами своего существования, только становится субъектом собственной жизнедеятельности. Апогеем и одновременно переломным моментом первой фазы является точка «обретения души», открытия собственного Я. Социальной фиксацией вступления человека в новое качество в традиционных обществах являлись обряды инициации и посвящения, символизирующие переход от «безответственного детства» к необходимости самоопределения и полноте ответственности за свою жизнь.

      Собственная самость открывается перед человеком  как предмет отношения и творческого преобразования. Теоретически с этого момента можно говорить о саморазвитии человека, о становлении субъективности как особой духовной реальности, способе человеческого бытия, атрибутами которого являются самостоятельность и жизнестроительство. Духовность – новое качество и новый принцип, окончательно делающий человека человеком. Определением духовного бытия человека является свобода от принуждения и давления всего, что относится к жизни, включая влечения, пристрастия и прельщения собственной самости. Введение представления о саморазвитии есть фактическое признание сверхъестественной сущности человека, обнаруживающей себя в освоении и утверждении собственно человеческого образа жизни.

     Основа  интегральной психолого-педагогической антропологии сегодня - типы отношений человека к человеку и человечеству. Они рассматриваются в пространстве жизнедеятельности, пространстве опыта и пространстве времени.  

     ВОСПИТАНИЕ  ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ 

     По  своей природе личность поэтапно развиваема, пластична, изменчива. Ее развитие протекает как сложное взаимодействие разворачиваемых во времени внутренних и внешних программ. Внутренние, наследуемые, программы обеспечивают воспитуемость и обучаемость человека, а внешние, средовые, культурные, - его воспитание и обучение. Природа личности, а также общественных связей и социальных образований такова, что высшие достоинства и совершенства могут быть приобретены любым человеком, и препятствия к тому ставят только тяжелые специфические заболевания. Природа познания такова, что его методы и результаты могут передаваться от человека к человеку, усваиваться и развиваться тем, кому они переданы.

     Для блага личности и общества необходимы такие особые свойства, способности  и достоинства личности, которые сами по себе и случайно не вырабатываются или формируются. Но в недостаточной степени.

     От  типа, характера, стиля. Культуры общения, с которой впервые знакомится новорожденный человек, зависит  впоследствии восприятие им более сложных и глубоких пластов культуры. Этот процесс состоит из способов удовлетворения окружающими потребностей ребенка, из адаптации его к миру и аккомодации мира к себе. Процесс постепенно ускорятся как бы под действием сложных процентов: приращенный опыт дает увеличенный процент, тот снова ведет к росту вложенного  в человека духовного  капитала.

     В умственной сфере важнее всего –  прохождение человеком пути от смутных  к ясным понятиям, воспитание рефлексии, способности к сознательно-волевому регулированию потока ощущений, представлений и идей. Рефлексия необходима для преодоления личностью инертности сначала чувственного мышлении, представлений, затем – суждений и, наконец, - самих способов мышления. Рефлексия необходима для осознания способов познания, это умение проверять само мышление, его пути, надежность его методов. Умение отказываться ради истины от своих прежних, вечно недостаточных, знаний, от предвзятости, от своей субъективности образования обязано развить в человеке способность к самокритике мышления. Проверке и очищению его, к постоянной самокорректировке.  

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В фундаменте жизни покоятся чувство  и мысль, ценность и мотив. За ними должно следовать деяние. Осознанные и неосознаваемые потребности, волнения и ожидания отдельного человека, сообразные его природе – то, что создает историю. Из них развиваются события, разнообразные группы, социальные институции. Важнейшие из этих потребностей, ценностей и знаний передаются человеку обществом. Они детерминированы исторически накопленной культурой. Каждый раз они преломляются через призму нашего воспитания в детстве и юности.

     Следовательно, история движется воспитанием и  обучением. Все позитивное задано хорошим  образованием, все негативное –  его недостаточностью и дурным качеством. Спасение человечества только в правильном, природосообразном развитии человека. Одно оно способно подарить человечеству сознательные цели совместной деятельности. Это – всемирно-историческая задача. Просвещение предстает перед нами как единственная альтернатива насилию, разрушению, деградации.

     Условием  прогресса человечества является развитие личности, а это основная задача современной психолого-педагогической науки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Асмолов А.Г. XXI век: психология в век психологий // Вопр. психол. 1999 № 1
  2. Б.М. Бим-Бад «Педагогическая антропология» М., УРАО, 1998
  3. Гусельцева М.С. культурно-историческая психология и «вызовы» постмодернизма // Вопр. психол. 2002, № 3
  4. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: Когито-Центр. ИП РАН, 1997
  5. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2005.
  6. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии: Теоретические проблемы развития психологической науки. – Изд. 2-е, доп. – М: Политиздат, 1974

Информация о работе Антропология и психология будущего: проблемы, поиски и решения