Анатомия, Физиология и Патология речедвигательного анализатора

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 20:29, реферат

Описание работы

Функция голосо- и речеобразования тесно связана с дыхательной функцией, а периферические органы речи являются в то же время и дыхательными органами. В состав периферического речевого аппарата входит: нос, рот, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка и диафрагма.

Содержание

1.Анатомия органов речи

1.1.Нос

1.2.Рот

1.3.Глотка

1.4.Гортань

1.5.Трахея, бронхи и легкие

1.6.Грудная клетка и диафрагма

2.Физиология органов речи

2.1.Дыхание

2.2.Голосообразование

2.3.Образование звуков речи

3.Патология органов речи

3.1. Заболевание наружного носа и носовой полости

3.2.Заболевание полости рта

3.3.Заболевание глотки

3.4. Заболевание гортани



4. Исследование органов речи

5.Профилактика нарушений голоса и речи

Работа содержит 1 файл

анатомия.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

      Частота колебаний голосовых связок обуславливает  высоту основного тона. Наряду с  основным тоном в гортани образуются и добавочные тоны, или обертоны, количество и сила звучания которых  зависят от особенностей   строения гортани, а также от величины и формы резонаторных полостей надставной трубы (глотки, полости рта, носовой полости). Определение сочетаний обертонов и обуславливает индивидуальную «окраску» голоса, или тембр, наличие которого позволяет узнавать людей по голосу.

      Диапазон  голоса. Голос человека может изменяться по высоте приблизительно в пределах двух октав. Для обычной разговорной речи достаточно 4-6 тонов. Диапазоны голоса, т.е. пределы возможных изменений голоса по высоте, у разных людей различны.

      Диапазон голоса у детей значительно меньше, чем у взрослых. С возрастом диапазон детского голоса увеличивается.

      Как у мальчиков, так и у девочек  встречаются более высокие голоса (дискант), и более низкие (альт).

      Ограниченность  диапазона детского голоса необходимо учитывать при подборе репертуара для исполнения детьми на уроках пения и во время детских самодеятельных выступлений.

      Регистры  голоса. Ряд звуков, сходных по механизму образования и характеру звучания, наз. регистром. Различают три регистра голоса: грудной, головной, и смешанный (микст). При грудном регистре резонирует грудная клетка, стенки которой дают ясно ощутимую рукой вибрацию.

      Головной  регистр характеризуется головным резонансом, который можно обнаружить в виде вибрации черепа, положив  руку на темя.

      Смешанный голос (микст) богаче обертонами, чем  фальцет, но беднее, чем грудной голос. Например, в пении используются все

 три  регистра голоса, в разговорной  же речи (у взрослых) –  преимущественно  микст.   

2.3 Образование звуков  речи (артикуляция)

      Особенность надставной трубы голосового аппарата человека состоит в том, что она  не только усиливает голос и придает  ему индивидуальную окраску (тембр), но и служит местом образования звуков речи.

      Одни  части надставной трубы (полость  носа, твёрдое нёбо, задняя стенка глотки) неподвижны и наз. пассивными органами произношения. Другие части (нижняя челюсть, губы, язык, мягкое нёбо) – подвижны и наз. активными органами произношения. Разнообразные движения языка и губ изменяют форму полости рта, образуют в разных местах ротовой полости смычки или щели. Мягкое нёбо, поднимаясь и прижимаясь к задней стенке глотки, закрывает вход в нос, опускаясь – открывает его.

      Деятельность  активных органов произношения, которая  наз. артикуляцией, и обеспечивает образование звуков речи (фонем). Акустические особенности звуков речи, позволяющие отличать их друг от друга на слух, обусловлены особенностями их артикуляции.

      Артикуляция гласных. Общим для всех гласных звуков признаком, отличающим их артикуляцию от артикуляции всех согласных звуков, является отсутствие препятствий на пути выдыхаемого воздуха. Каждому гласному звуку соответствует особое расположение активных органов произношения – языка, губ, мягкого нёба. Благодаря этому один и тот же звук, возникший в гортани, приобретает в надставной трубе, в полости рта, характерную для того или иного гласного окраску.

      Форма полостей рта и глотки, для каждого  гласного, зависит в основном от положения языка и губ.

  Отличительной особенностью артикуляции согласных является то, что при их образовании на пути выдыхаемой струи воздуха в надставной трубе возникают различного рода препятствия. Преодолевая эти препятствия, воздушная струя производит шумы, которые и определяют акустические особенности большинства согласных. В основе классификации согласных лежат следующие признаки: 1) участие шума и голоса 2) способ артикуляции 3) место артикуляции 4) отсутствие или наличие палатализации (твёрдость или мягкость).   

3. Патология органов  речи. Логоневроз(заикание)

  Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.

  При заикании ребенка мы наблюдаем в его  речи вынужденные остановки или  повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у  детей в возрасте от двух до пяти лет

  3.1 Причины заикания.

  Все причины  условно можно разделить на две  группы: предрасполагающие “почву”  и производящие “толчки”.

  Часто можно  видеть картину – бабушка ведёт  по улице внука, который, по её мнению, чем-то виноват, и ругает его: «Ах  ты, негодник, не нужны мне такие дети, вон до угла дойдём – там дядька с мешком выскочит, тебя унесёт». Малыш уже весь синий от страха, а бабушку не остановить. Видно, что система давно отлажена и часто применяется. А потом внезапный испуг – собака громко залаяла, и та же бабушка кричит «Собака моего внучка заикой сделала!».

  Итак, к  предрасполагающим факторам относятся:

  • невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции центральной нервной системы);
  • невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность); конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая подверженность психическим травмам);
  • наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству).
  • поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные - инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.

  Производящие  причины могут быть физиологическими, психологическими и социальными:

  • физиологические причины: физические заболевания с энцефалитическими последствиями; травмы - внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга; органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения; истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф, рахит, глисты, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена; болезни носа, глотки и гортани;

  Психические и социальные причины:

  • кратковременная - одномоментная - психическая травма (испуг, страх); длительно-действующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание, воспитание “примерного” ребенка; хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций;
  • острая тяжелая психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости;
  • неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей; перегрузка детей младшего возраста речевым материалом; несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы);
  • полиглоссия: одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке;
  • подражание заикающимся. Различаются две формы такой психической индукции: пассивная - ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося; активная - он копирует речь заикающегося;
  • переучивание леворукости. Постоянные напоминания, требования могут дезорганизовать высшую нервную деятельность ребенка и довести до невротического и психопатического состояния с возникновением заикания;
  • неправильное отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение расположить ученика - может служить толчком для появления заикания.

3.2 Первые признаки заикания

  - Ребенок  вдруг внезапно замолкает, отказывается  говорить (Это может длиться от  двух часов до суток, после  чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить.);

  Мальчик 5-ти лет был свидетелем ссоры  родителей, в течение которой  отец кричал и угрожал матери. За весь этот вечер ребёнок не сказал ни слова, удивив мать необычной молчаливостью. На утро он говорил с заиканием.

  - Употребление  перед отдельными словами лишних  звуков (а, и);

  - Повторение  первых слогов или целых слов  в начале фразы;

  - Вынужденные  остановки в середине слова, фразы;

  - Затруднения  перед началом речи.

    Биологические (физиологические)  и социальные психологические) симптомы.

    К   физиологическим  симптомам относятся:

    речевые судороги, нарушения ЦНС и физического  здоровья, общей и речевой моторики.

    К  психологическим:

    речевые запинки и другие нарушения экспрессивной  речи, феномен фиксированности на дефекте, логофобии, уловки и другие психологические особенности.

    Основным  внешним  физиологическим симптомом  заикания являются судороги в процессе речевого акта. Их длительность в средних случаях колеблется в пределах от 0,2 секунд до 12,6 секунд. В тяжелых случаях достигают 90 секунд.

    Судороги  различаются по форме (тонические, клонические  и смешанные), по локализации (дыхательные, голосовые, артикуляционные и смешанные) и по частоте. При тонических судорогах наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц — тонус: «т-ополь» ( черта после буквы обозначает судорожно-затянутое произношение  соответствующего звука). При клонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее резко выраженным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений мышц — клонус: «то-то-тополь». Такими судорогами обычно поражается весь дыхательно-голосо-артикуляционный аппарат, так как его функция управляется целостно работающей центральной нервной системой и он, следовательно, в процессе речи работает как нерасчленимое целое (функциональная система).

    В зависимости от преобладания в тех  или иных органах речи судороги делят  на: дыхательные, голосовые и артикуляционные.

    Отмечаются  три формы нарушения дыхания  при заикании:

    экспираторная форма (судорожный выдох),

    инспираторная  форма (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием),

    респираторная  форма (судорожные вдох и выдох, нередко с разрывом слова).

    Судороги в голосовом аппарате характеризуются следующим образом:

  • смыкательная (судорожно сомкнутые голосовые складки не могут своевременно разомкнуться — голос внезапно прерывается, или же образуется клоническая или затяжная судорога — получается блеющий прерывающийся («А-а-аня») или толчкообразный гласный звук («а. а. а.»);
  • размыкательная (голосовая щель остается открытой — при этом наблюдается полное безмолвие или шепотная речь);
  • вокальная, свойственная детям (впервые выделена И.А. Сикорским)4. Дети протягивают гласные в словах.

    В артикуляционном аппарате различаются судороги:

  • губные,
  • язычные,
  • мягкого нёба.

    Чаще  и резче они проявляются при  произнесении согласных взрывных звуков (к, г, п, б, т. д); реже и менее напряженно — щелевых. На звонких, как более координационно сложных, судороги проявляются чаще, чем на глухих, особенно при их сочетании с гласными, а также в начале слова, возглавляющего фразу, синтагму или абзац.

    Следовательно, помимо затруднений, обусловленных фонетической природой самих трудных звуков, большую роль играют грамматические факторы: положение слова во фразе, структура текста и т. п. При этом надо учитывать содержание высказывания, так как известно, что заикание усиливается по мере семантического и эмоционального осложнения произносимого: заикаются реже при простом повествовании о хорошо известных вещах, чем при трудных рассуждениях и спорах. Ученики меньше заикаются при пересказе хорошо подготовленного учебного материала. Известное значение в отношении частоты заикания имеет ритм речи.

    В экспрессивной речи заикающихся  детей отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения. Распространенность фонетико-фонематических нарушений заикающихся дошкольников составляет 66, 7 %, среди младших школьников — 43, 1 %, средних — 14, 9 % и старших — 13, 1 %. Среди заикающихся дошкольников, помимо нарушений звукопроизношения, в 34 % случаев отмечаются отклонения в развитии речи, в сроках появления слов, формирования фразовой речи.

Информация о работе Анатомия, Физиология и Патология речедвигательного анализатора