Алалия-как системное недоразвитие речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2011 в 23:31, реферат

Описание работы

Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при которомнарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматическийстрой. Среди неречевых расстройств при алалии выделяют моторные, сенсорные,психопатологические симптомы

Работа содержит 1 файл

Алалия.docx

— 41.93 Кб (Скачать)

Локализация поражения  головного мозга при моторной алалии изучена недостаточно.Длительное время локализацию поражения в этом случае отождествляли слокализацией поражения при моторной афазии. В соответствии с этим, быливыделены афферентная и эфферентная формы моторной алалии. Эта точка зрениянедостаточно подтверждена, но и небезосновательна, так как у многих детей смоторной алалией ЭЭГ и клинические исследования выявляют неврологическиесимптомы двигательных и речедвигательных нарушений. В современной клиническойлитературе доминируют две точки зрения на локализацию поражения при моторнойалалии:

  • для моторной алалии характерно не локальное, а диффузное поражение головного мозга стертого характера. Эти минимальные поражения носят билатеральный характер (затрагивают оба полушария)
  • допускается локальный характер поражения головного мозга. ЭЭГ детей с моторной алалией выявили особенности биопотенциалов мозга, свидетельствующие о снижении активности центральной нервной системы и патологический характер волн в некоторых областях мозга. При этом разные авторы указывают на различную локализацию патологических проявлений. Так, например, Р. А. Белова-Давид указывает на поражение височных и затылочно-теменных областей разных полушарий. У некоторых детей с моторной алалией сочетается поражение височной и лобной областей мозга. Е. М. Мастюкова выявила у некоторых детей недостаток функционирования теменно-затылочной области доминантного полушария и поражение подкорковых областей.

По результатам  исследований можно сделать следующие  выводы:

  • не у всех детей с моторной алалией выявляются повреждения нервной системы. Возможно, они были на более ранних этапах развития, а затем скомпенсировались.
  • у детей с моторной алалией возможен локальный и диффузный характер повреждения мозга
  • локализация поражения при моторной алалии вариативна, при этом наблюдается "заинтересованность" височной доли доминантного полушария
  • поражение мозга в большинстве случаев билатерально
  • органические повреждения не имеют тяжелого характера, они минимальны (например, точечное кровоизлияние)

Симптоматика моторной алалии:

Симптоматика разнообразна, складывается из речевых и неречевых  симптомов.

Неврологические симптомы: возможны общие симптомы алалии. Очень  часто удетей с моторной алалией отмечаются неврологические симптомы двигательныхрасстройств. У детей может наблюдаться не резко выраженная спастичность,паретичность мышц и мышечных групп, возможны синкинезии, гиперкинезы. Частонаблюдается ручная, оральная, артикуляторная апраксия. Со стороны моторнойсферы таких детей могут отмечаться нарушения осанки и походки, нарушенияобъема, переключаемости и координации движений. В зависимости от моторныхособенностей можно выделить две группы детей с моторной алалией:

  • расторможенные, гиперактивные
  • заторможенные, малоподвижные

У детей с моторной алалией чаще встречается леворукость. Левшество можетиметь наследственный характер, но может быть и вынужденным, вследствиеослабленности левого полушария.

Психологическая симптоматика: общие симптомы алалии.

Речевая симптоматика:

При моторной алалии нарушено формирование экспрессивной  речи приотносительной сохранности импрессивной. При этом наблюдается большаядиссоциация между состоянием импрессивной и экспрессивной речи.

Особенности лексики: дети с трудом усваивают слова, недостаточно пользуютсясловом даже в возможных пределах, выражено нарушена актуализация слов в речи.Значения слов нечеткие, аморфные, характерны замены слов по звуковому исемантическому сходству, замены целого на части и т. п. У детей с моторнойалалией выражено страдает использование в речи глаголов, прилагательных,наречий, числительных, служебных слов, предлогов и союзов. В процессеупотребления слов отмечается сужение и расширение их значений.

Особенности грамматического  строя речи: нарушения выражены резко,сохраняются в речи детей длительное время и характерны не только дляэкспрессивной, но и для импрессивной речи детей (затрудняются в дифференциацииграмматических форм).

Существительное: характерны застревания на исходной форме (именительныйпадеж), вслед за именительным падежом, как правило, усваивают творительный. Приусвоении дательного и родительного падежей особую трудность вызывают предложныеконструкции (опускают предлоги, искажают окончания). Дети с моторной алалией струдом усваивают склонение существительных.

Глаголы: характерны замены глагольных форм инфинитивом, которым  детипользуются достаточно долго. Очень сложно усваивают возвратные глаголы. Струдом овладевают изменением глаголов по лицам, числам и родам в прошедшемвремени.

Прилагательные: появляются очень поздно. Часто вместо прилагательногоупотребляется неопределенная форма глагола. Отмечаются искажения родовыхокончаний прилагательных, ошибки изменения по числам и падежам.

Особенности построения фразы: если у ребенка с моторной алалиейсамостоятельно формируется фраза - это короткое простое предложение, в котороммогут быть нарушения порядка слов, могут отмечаться пропуски слов. Дети смоторной алалией преимущественно используют односоставные предложения,двусоставные, состоящие из указательного местоимения и существительного вименительном падеже (Это кот), предложения, состоящие из двух существительных(субъект - объект) или предложения в виде слова с жестом.

Особенности связной  речи: формирование связной речи грубо  нарушено. Ребенокне может передать последовательность явлений и событий, выделить временные,причинно-следственные и другие связи и отношения. У ребенка может преобладать:

  • нарушение последовательности изложения (страдает смысловое программирование)
  • последовательность может быть правильной, но ребенок не в состоянии выделить главное (страдает переход от мысли к речи)

Если ребенку уже  удается передать последовательность и выделитьсущественное, его речь все равно остается неполноценной, нераспространенной,конкретной.

Развитие фонетической стороны речи в значительной степени  зависит отсловаря. Звуки появляются в ряде случаев спонтанно, однако их использование всоставе слов сопряжено со значительными затруднениями. Отмечаются трудностивозможного комбинирования отдельных элементов речи в единое целое. При алалии струдом формируется динамический артикуляционный стереотип - затруднено слияниязвуков при их правильном или неправильном проговаривании, что приводит кперестановкам звуков и слогов, к упрощению и искажению структуры слов. Уребенка с алалией не формируются тонкие двигательные координации речевогоаппарата. Нарушение аналитико-синтетической деятельности речедвигательногоанализатора носит различный характер: оральная апраксия, нарушенияпоследовательности, переключаемости и т п. Наблюдаются поиски артикуляции,неумение выполнить определенное артикуляционное движение или комплекспоследовательных движений, трудности усвоения последовательности. Ведущим вэтих случаях является нарушение двигательного характера, оно и определяетречевое артикуляторное расстройство. При этом вследствие кинетической иликинестетической апраксии страдают фонетическая и фонематическая системы.

При алалии нарушена фонематическая реализация слов и высказываний, неформируются языковые оформления речи - звукослоговой и морфемный строй.Нарушение ритмической организации слов проявляется в замедленности речевогопотока, в послоговом произнесении слов с паузированием между словами и слогами,с равно- и разноударностью. Речь носит скандированный или фрагментарныйхарактер. Несформированность ритмической структуры слова и фразы сопровождаютсянарушениями мелодики, темпа и ритма речи.

Таким образом, у детей  с алалией недоразвитие речи сочетается с нарушениямиактивности разных компонентов деятельности. Наблюдается многообразие вариантовнедоразвития речи: от полного до частичного ее отсутствия. На этапах болеевысокого развития затруднения выявляются в развернутой речи, при усложненииситуации общения, при выполнении специально подобранных заданий. Недостаточнаяпрочность навыка связной речи маскируется у ребенка предельным лаконизмом,скудностью речевых проявлений или наоборот многоречием, тавтологией.

Моторная алалия неоднородна  по своим проявлениям: иногда отмечаетсяпреимущественная несформированность операций отбора языковых средств, т. е.фонематических, лексических и грамматических элементов, в других случаяхпреобладающее нарушение - несформированность операций комбинирования.Выявляется неравномерность нарушений языковой системы: алалии спреимущественной несформированностью фонематического или грамматического уровняязыковой системы и алалии с относительно равномерной несформированностью всехязыковых систем. Наблюдаются и различия в возможностях речевой реализации техязыковых средств, которыми владеют дети.

Сенсорная алалия:

Основным симптомом  сенсорной алалии является нарушение  понимания речивследствие нарушения работы речеслухового анализатора, что возникает припреимущественном поражении височной доли доминантного полушария. Это приводит кнедостаточному анализу и синтезу звуковых раздражителей, поступающих в коруголовного мозга, как следствие этого не формируется связь между звуковымобразом и обозначаемым им предметом. Ребенок слышит, но не понимает обращеннуюречь.

При сенсорной алалии имеется тяжелое нарушение аналитико-синтетическойдеятельности коркового конца речеслухового анализатора (в клеткахверхневисочной извилины - петля Гешля), в которой происходит первичный анализречевых звуков. У детей не формируется фонематическое восприятие, недифференцируются фонемы и не воспринимается слово целиком, отмечаютсянесформированность акустико-гностических процессов, понижение способности квосприятию речевых звуков.

Сенсорная алалия менее  изучена, чем моторная. В некоторой  степени этосвязано с тем, что количество детей с таким нарушением относительно невелико, аего распознавание и дифференциальная диагностика с другими нарушениямизатруднены.

Нарушение понимания  при сенсорной алалии существенно  отличается отнарушения, вызванного снижением слуха. Наблюдения показывают, что обычно услабослышащих бывает достаточно стабильный, устойчивый порог восприятия, нижекоторого дифференциация звуковых сигналов становится невозможной. Сенсорное женарушение отличается отсутствием четкого порога восприятия. У ребенкаотмечается мерцающее непостоянство слуховой функции: сигналы одинаковойгромкости то воспринимаются, то не воспринимаются. Это зависит от повышеннойвозбудимости или заторможенности ребенка, от его соматического и нервного состояния,от психической активности, особенностей окружающей среды, обстановки, способовподачи сигналов и ряда других факторов. Увеличение громкости обращенной речиулучшает понимание слабослышащих детей и приводит к обратному эффекту у детей ссенсорной алалией. Сверхсильные раздражители вызывают запредельноеохранительное торможение в коре головного мозга и недоразвитые клетки впадают всостояние функциональной блокады, выключаются из деятельности. Более тихую,спокойную речь ребенок с сенсорной недостаточностью обычно воспринимает лучше.

Хотя однозначного мнения о состоянии слуха у  детей с сенсорной алалией  нет,в отдельных исследованиях установлено, что может отмечаться незначительноеснижение слуха на всем диапазоне частот, повышенная истощаемость слуховоговнимания и восприятия.

В отличие от слабослышащих  детей, дети с сенсорной алалией  часто имеютгиперакузию - повышенную чувствительность к звукам, безразличным дляокружающих: шум, шуршание, скрип и т. д. Дети воспринимают такие звукиболезненно и дают на них своеобразную реакцию.

Дети с сенсорной  алалией спонтанно могут повторить  отдельные слоги,звукосочетания, слова и короткие фразы, воспринимаемые ими из окружающего, ноповторения являются нестойкими. Подражание звукам при сенсорной алалиинепостоянно и во многом зависит от ситуации. Пассивный словарь ребенка частонеустойчив и заметно отстает от активного. Часто ребенок называет предмет влюбой ситуации, а узнает его название только избирательно в определенныхусловиях. Дети с сенсорной алалией продуцируют звуки с нормальной модуляцией иинтонациями.

Степени недоразвития речеслухового анализатора, как  и речедвигательного,бывают различными, отсюда и многообразие проявлений недостатков понимания. Вболее грубых случаях ребенок совсем не понимает речь окружающих, безразличен клюбым речевым и неречевым звуковым раздражителям. В других случаях ребенокпонимает отдельные обиходные слова, но теряет их понимание на фоне развернутоговысказывания. Иногда понимание изолированных слов затрудняет ребенка больше,чем понимание смысла фразы. Постепенно ребенок начинает прислушиваться кзвукам, в том числе и речевым, но внимание его долгое время остаетсянеустойчивым и истощаемым. Фонематическое восприятие развивается замедленно инадолго остается несформированным. Большую роль для детей с сенсорной алалиейиграет ситуация. Дети часто понимают содержание высказываний только вопределенном контексте. При изменении формы слов, их порядка, изменения темпавысказывания понимание исчезает.

Отмечаются трудности  включения, переключения и распределения  внимания,замедленность слухового восприятия.

Встречаются дети, которые  понимают только то, то могут проговорить  сами, ипонимают только после такого проговаривания. Проговаривание в момент восприятияприводит к улучшению понимания, видимо, потому, что оно подкрепляетсякинестезиями от собственного произнесения. Часто дети смотрят в лицо говорящего(зрительное подкрепление - чтение с лица).

На всех этапах развития ребенка с сенсорной алалией  у него отмечаютсяколебания слухового внимания и восприятия: трудности включения иконцентрирования внимания, его устойчивости и распределения, повышеннаяотвлекаемость, истощаемость, прерывистость внимания.

Информация о работе Алалия-как системное недоразвитие речи