Акселерация

Дата добавления: 28 Декабря 2010 в 13:14
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип работы: реферат
Скачать полностью (19.12 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

АКСЕЛЕРАЦИЯ.doc

  —  67.50 Кб

    АКСЕЛЕРАЦИЯ (РЕФЕРАТ)

    АКСЕЛЕРАЦИЯ (акцелерация) (от лат. acceleratio - ускорение) -1) в биологии развития - ускорение формирования отдельных частей зародыша на определенной стадии развития (напр., раннее развитие ротового аппарата у рыб и бесхвостых земноводных, обеспечивающее их питание после исчерпания запасов желтка).

    2) В антропологии - ускорение роста  и полового созревания детей  и подростков по сравнению  с предшествующими поколениями.  Наблюдается в экономически развитых  странах последние 100-150 лет.( термин предложен немецким врачом Koch в 1935 году).

    Акселерация может быть как самостоятельным  клиническим феноменом, так и  наблюдаться в рамках других психопатологических  синдромов. В связи с этим может  быть упомянут диспропорциональный вариант инфантилизма с характерным для него обилием "взрослых" черт в речи, мимике и поведении, а также эндокринный тип инфантилизма — "маленькие старички" при гипофизарном субнанизме. Большой интерес представляет социально-психологический вариант психической акселерации, который развивается при излишне "интеллектуализированном" воспитании ребенка (обычно среди взрослых) и социальной депривации в виде изоляции его от детского коллектива. В последнем случае речь может идти как об особом типе воспитания, так и вынужденной изоляции в связи с тем или иным неврологическим и соматическим заболеванием, особенно ограничивающим подвижность ребенка (детский церебральный паралич, пороки сердца и т.п.).

    1.Акселерация  – на данном этапе – процесс,  без которого нельзя даже представить  себе процесс развития современного подростка. Трудно установить грань, когда ребенок становится подростком, подросток – юношей, юноша – взрослым. Это деление гораздо старше научно-технической революции и такого ультрасовременного процесса, как акселерация[i].

    В настоящее время ученые разделяют 2 подростковых возраста: 10-14 лет и 15-17 лет. В отличие от детского возраста в этот период начинает складываться организм взрослого человека. Этот период характеризуется также началом полового созревания.

    Физическим  проявлением подросткового возраста становится увеличение роста. Быстрый  рост начинается в среднем у девочек в 12 лет и у мальчиков в 14 лет. Замечено, что девочки 13-14 лет, в основном, выше и тяжелее, чем мальчики того же возраста.[ii]

    Это обусловлено усиленным ростом костей, что придает временную тонкость в фигуре. Это сопровождается расслаблением связок и сутулостью. Только после этого наступает период роста мышц.

    В общем, происходит полная переоценка ценностей, психологическая возбудимость и  нервозность повышены, наблюдается т.н. «максимализм».

    Также «уровень физиологического развития и  интенсивность роста зависят  от наследственных факторов, условий  жизни и климатических особенностей места проживания. Плохие условия и недостаточность питания могут привести к задержке роста и более позднему развитию»[iii]. Именно из-за разности этих условий подростковый период наступает у всех по-разному.

    В настоящее время фазы биологического развития организма все более  и более сдвигаются к ранним возрастам. Так за истекшие 100 лет прохождение  наивысшей точки усиленного роста  девушек снизилось с 16 до 12 лет и все продолжает понижаться примерно на 9 месяцев для каждого следующего поколения.[iv] Подобное явление и носит название акселерация. Но данное понятие акселерации, принятое в широких кругах, несколько отличается от научного понятия акселерации.

    2. Сущность процесса  акселерации

    2.1 Понятие акселерации  и доказательство  ее на определенных  фактах

    Ростовая  акселерация характеризуется тем, что из года в год у подростка  в значительно убыстренном темпе повышается средний вес, повышается рост, увеличиваются размеры объема грудной клетки и т.д. Акселерация, т.е. ускоренное развитие организма, - стала наиболее отличительной чертой происходящих в организме современного человека изменений.[v]

    Эти процессы ускоренного развития начинают проявляться еще во время внутриутробного  развития, когда чрезвычайно быстро растет плод. Так вес годовалого ребенка выше веса оплодотворенной клетки в 2 000 000 000 000 раз. В следующие за этим 20-25 лет повышение веса идет менее, чем в 20 раз.[vi] «На протяжении всей жизни человека периоды бурного роста сменяются периодами относительного покоя, т.к. наряду с ростом происходят морфологическая дифференциация и функциональная специализация органов и тканей. Эти процессы в свою очередь начинают сдерживать, замедлять общий рост организма.

    Проведенные учеными исследования показали, что  за истекшие 30 лет средний вес  новорожденного поднялся чуть менее чем на 500 г, а рост увеличился на 2 см. Больше стало число «богатырей», весящих при рождении более 3-4 и даже до 6 кг, когда ранее такой вес имели дети, только к 6 мес. возраста.

    Физическое  развитие во все периоды детства  и отрочества в настоящее время и прошедшие десятилетия резко отличается друг от друга. Сравнение описаний физического развития детей дошкольного возраста, живших в нач. XX в. с современными данными показывает, что рост детей увеличился на 6 см, вес – на 2 кг, у малышей раньше прорезаются первые зубы. Каждые 10 лет рост детей увеличивается на 1,5 см, а вес – на 0,5 кг. За последние 40 лет средний вес детей школьного возраста увеличился на 4 кг.

    2.2 Акселерация подростков

    В настоящее время ростовая акселерация  сопровождается улучшением общего уровня физического развития молодежи. У людей в возрасте 20-25 лет выявлен наибольший рост. Более того, сегодня значительно увеличился объем грудной клетки: на 8-9 см – у мужчин и на 7-8 см у женщин, диаметр черепа увеличился на 1,5 см.

    Рост  подростков в экономически развитых странах в истекшие 10 лет стал больше в среднем на 10 см.

    В результате акселерации средний  вес, к примеру, подростков 14 лет  увеличивается с 38 до 46 кг. Значительно  возрастают физическая сила рук, вентиляция легких и др. показатели. В нынешнее 10-летие подросток 16 лет опережает подростка начала XX века почти на 2 года.[vii]

    Кроме физических в организме подростков ускоряются и внутренние процессы. Окостенение хрящей кисти и предплечья наступает раньше, чем это было 17-20 лет назад. Можно приводить и др. примеры.

    Надо  учитывать, что такой быстрый  рост детей и подростков по сути предъявляет повышенные требования к еще не окрепшему организму, повышает нагрузку на органы, важные для жизни.

    2.3 Последствия акселерации  в организме детей  и подростков

    Дети  начинают раньше говорить, проявлять  реакцию на звук, цвет, свет, держать  головку, сидеть, стоять и ходить, чем их сверстники в недалеком прошлом. Акселерация не обошла стороной и вегетативную нервную систему – появляется потливость, тахикардия, бледнеет лицо и т.д.

    Параллельно с этим происходит усиление деятельности половых желез.

    Анатомно-физиологическая  переустановка организма создает  чувство неуверенности у подростков. Они становятся более неуклюжими, их движения не скоординированы.

    Акселерация может быть гармоничной. Так называют те случаи, когда отмечается соответствие уровня развития не только психической и соматической сфер, но и отдельных психических функций. Но гармоничная акселерация встречается исключительно редко. Чаще наряду с ускорением психического и физического развития отмечаются выраженные соматовегетативные дисфункции (в раннем возрасте) и эндокринные нарушения (в более старшем). В самой психической сфере наблюдается дисгармония, проявляющаяся ускорением развития одних психических функций (например, речи) и незрелостью других (например, моторики и социальных навыков), а иногда соматическая акселерация опережает психическую. Во всех этих случаях имеется в виду дисгармоничная акселерация. Типичным примером последней является сложная клиническая картина, отражающая сочетание признаков акселерации и инфантилизма.

    Меняется  походка, голос, вся психология подростка. Так ранее послушный, он становится резким, обижается на замечания, становится более замкнутым.

    Еще одно из последствий акселерации  – воздействие на кожу. В некоторых  случаях требуется даже профессиональная медицинская помощь, а не только косметолог.

    У подростков, ранее, чем раньше повышается нервная возбудимость, немотивированная обидчивость, замкнутость, жестокость и т.д. Кроме этого наблюдается переоценка своих возможностей, активное самоутверждение, критика чужих недостатков, из-за отсутствия зрелости в социальном отношении.[viii]

    Как явление эволюционного характера, акселерация регулирует процессы физиологического развития подростков, способствует улучшению их здоровья и потенциальных возможностей. Что же касается отрицательных ее сторон, то это трудности роста, во многом обусловлены тем, что наш организм еще недостаточно приспособился к новым условиям, созданным ускоренным развитием.

    На  этом последствия акселерации, не исчерпываются.

    С ней связаны и многие патологические отклонения в отдельных органах  и системах. Так подростки, отличающиеся большой окружностью грудной клетки, очень часто страдают дистрофией и дистрофическими изменениями мышц сердца, чаще, чем подростки со средним физическим развитием. У быстро развивающихся подростков бывает повышенное кровяное давление (10,1%). Перед этим у акселератов наблюдается повышение темпов роста и веса тела в 11-13 лет у девочек и на 2 года позднее у мальчиков.

    У подростков очень часто развиваются  различные поражения сердечной  мышцы (миокардиопатии, миокардиты). Это связано с ослабленностью организма в период акселерации и попадании в организм микроорганизмов при ангинах, заболеваниях дыхательных путей и прочих инфекциях.[ix]

    В результате исследований, проведенных в конце 70-ых гг. в среде подростков, у 3,2% из них, т.е. из обследованных было выявлено искривление позвоночника.[x]

    Вследствие  акселерации изменилось количество и течение различных заболеваний  у подростков. Например, происходит омолаживание заболеваний. Особое место занимают различные формы ревматизма – особенно у акселератов в момент наибольшего увеличения веса тела.

    Значительное  число заболеваний вызывается большим  весом, избыточным питанием, а также рядом других причин (злоупотреблением углеводами). При этом наибольшую склонность к диабету имеют акселераты, которые значительно тяжелее переносят простудные, желудочно-кишечные, аллергические заболевания.

    На  возникновение подобных заболеваний  очень сильно влияет астеническое строение организма подростка.

    Однако  есть и положительные последствия  акселерации, хотя их и значительно  меньше. Так акселерация способствует предупреждению некоторых болезней, т.к. быстро развивающийся организм более успешно борется с ними. Меняется характер и течение некоторых заболеваний: заболевания эти реже приводят к смерти, хотя протекают более длительное время, т.е. чаще стали из острых превращаться в хронические.

    Усиленное развитие организма подростков, т.е. акселерация приводит к временному ослаблению к снижению иммунитета. Это обусловлено рядом физиологических изменений в организме подростка, изменением строения в костно-мышечной системе, сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной и др. системах.

    3. Способы борьбы  с негативными последствиями акселерации

    Организация правильного питания, что характеризуется  включением в рацион необходимого для  организма количества белков, жиров  и углеводов в зависимости  от состояния организма, возраста, пола, характера деятельности, климата и многого другого.

    Самой полезной считается пища низкой калорийности, но оптимального состава, в которой  имеется все, необходимое организму: количество белков, жиров и углеводов, разнообразная. Ритмичность – еще один показатель правильности питания. Это включает в себя количество приемов питания в один день и их регулярность.

    Организация занятий физкультурой и спортом  усиливает сопротивляемость человеческого  организма к различным заболеваниям и является хорошим способом тренировок различных отдельных органов и целых систем, что кроме всего прочего влияет и на их долголетие.

    Физические  упражнения, при которых участвуют  все группы мышц, считаются наиболее важными.

    Подростки в период акселерации более сильно нуждаются в хорошем воздухообмене  и освещении.

    Акселерация, включает в себя не только чисто физические изменения в организме подростка, но и не менее заметное, т.н. интеллектуальную акселерацию. Она в первую очередь отражается на нервно-психическом состоянии подростка, развивает его качества личности. Молодой подросток способен очень рано воспринимать и полнее усваивать информацию.

    4. Прогнозы развития  акселерации и  формировании человека  в будущем

    Прогноз изменения психического развития в  виде акселерации в целом благоприятен, ибо, как правило, ее проявления с возрастом сглаживаются. В редких случаях интеллектуальная акселерация сохраняется, проявляясь выраженной одаренностью в той или иной, а иногда и во многих сферах психической деятельности.

    По  прогнозам физиологов и врачей, средний  рост человека в будущем столетии будет составлять 175-180 см, потому что как правило, большинство современных акселератов перестает расти по достижению этого роста. В связи с этим повышается и средний вес человека на 8-10 кг. В дальнейшем различие между ростом мужчины и женщины несколько сгладится. Темпы акселерации женщин сегодня выше, следовательно, не исключено, что средний рост женщин в будущем столетии будет равен росту мужчин и даже превзойдет его.

    В половом развитии разрыв между созреванием  мальчиков и девочек в настоящее время составляет 1,5 года, а в будущем, возможно, еще сократиться до 1 года или еще менее. Это создаст условия для более быстрого формирования личности, ранее усвоения знаний, произойдет полный пересмотр системы образования и воспитания молодежи.

    Однозначной причины акселерации антропологи назвать не могут.

    Для объяснения процесса акселерации в  настоящее время предложен ряд  теорий (Ю. П. Лисицын, 1973):

    •           Физико-химические:

    1) гелио-генная (влияние солнечной  радиации); Астрофизики обратили  внимание, что солнце заметно активизировалось в конце ХХ века: вспышки на Солнце стали интенсивнее, магнитные бури на Земле — чаще.

    2) радио волновая, магнитная (влияние  магнитного поля);

    3) космической радиации;

    4) повышенной концентрации углекислого  газа, вызванной ростом производства. Также разрушающийся озоновый слой — известно, что именно озон защищает нашу планету от чрезмерных доз ультрафиолета. Экологическая - радиоактивное загрязнение среды обитания человека, ведущее на первых порах к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослаблению генофонда; уменьшение количества кислорода в атмосфере, что влечет за собой расширение грудной клетки, влекущей рост всего организма.  

    •           Теории отдельных факторов условий жизни:

    1)алиментарная;

    2) нутритивная; 

    3) повышенной информации.

    •           Генетические:

    1)циклических  биологических изменений; 

    2) гетерозиса (смешения популяций). Имеется  в виду, что  во всем мире, резко возросло число межнациональных браков или браков между людьми, родившимися на далеко расположенных друг от друга территориях. В ХIХ веке население Москвы пополнялось выходцами из ближних губерний. Сейчас мигранты прибывают туда с территорий, находящихся за тысячи километров от столицы. А в структуре смешанных браков почти четверть составляют русско-украинские.   

    •           Теории комплекса факторов условий жизни:

    урбанического влияния; Урбанистская - акселерацию  объясняет влиянием проживания в  городе (тяга к солнцу, быстрый темп жизни) комплекса социально-биологических факторов.

    Ускорение физического развития ребенка требует  рационализации трудовой деятельности и физической нагрузки. В связи с акселерацией должны периодически пересматриваться регионарные нормативы, которыми мы пользуемся для оценки физического развития.    

      Городские жители стали больше  употреблять белков , а главное  — они имеют возможность разнообразить свое питание. Изменение и улучшение питания приводит к росту

    Смешанная гипотеза Хрипковой - на акселерацию  оказывают влияние все три фактора: солнце, город, питание. Формулирование этой гипотезы было важно, так как ранее приверженцы трех гипотез не замечали друг друга

    Вероятнее всего , акселерация обусловлена  комплексным воздействием всех этих факторов.

    С середины 80-ых гг. акселерация во всем мире пошла на убыль, темпы физиологического развития несколько упали.

     
 
 

    В мире подростка./Под  ред. Бодалева.  

    Соколов Д.К. Каким быть подростку 

    Хрипкова А.Г., Антропова  М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена.

Описание работы
АКСЕЛЕРАЦИЯ (акцелерация) (от лат. acceleratio - ускорение) -1) в биологии развития - ускорение формирования отдельных частей зародыша на определенной стадии развития (напр., раннее развитие ротового аппарата у рыб и бесхвостых земноводных, обеспечивающее их питание после исчерпания запасов желтка).
Содержание
содержание отсутствует