Социальные функции потребительской кооперации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование социальных функций потребительской кооперации. Задачи исследования: изучение теоретического материала по истории, природе и сущности потребительской кооперации и описание ее социальных функций.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Из истории потребительской кооперации 6
Глава 2. Социальные функции потребительской кооперации ………………….10
2.1. Природа потребительской кооперации. Потребительская кооперация как социальный институт 10
2.2. Социальные функции потребительской кооперации .....................................12
Заключе-ние………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы ……………………………………………..24

Работа содержит 1 файл

Социальные функции потребительской кооперации.doc

— 151.00 Кб (Скачать)
 
 

Курсовая работа

Социальные  функции потребительской  кооперции
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 
 
 
 
 
 
 
 

                                             Казань 2010

 

Оглавление

Заключение………………………………………………………………………….22

Список использованной литературы ……………………………………………..24

  
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

Многозначное  слово "кооперация" происходит от латинского cooperatio, состоящего их двух частей: со (cum) - совместно, заодно и opus (operis) - труд, работа. Следовательно, ставшее международным слово "кооперация" можно в самом общем виде перевести как сотрудничество, совместную деятельность, объединенное действие.

Универсальное, сложное понятие кооперации имеет  как очень широкое толкование, так и относительно узкую трактовку.

В самом широком смысле под кооперацией наука подразумевает в одном случае всеобщее свойство окружающего нас мира с его связями и отношениями, в другом - синоним самого человеческого общества, в третьем - основной социальный механизм, созданный людьми для поддержания общественной жизни, либо общественное взаимодействие, взаимопомощь, трудовую ассоциацию, солидарность. Как очень точно выразился русский художник и ученый Николай Рерих, "все создается лишь истинной кооперацией"1.

Зачатки, зародыши кооперации людей в форме их совместной жизни, а затем и совместного труда появились в первобытном обществе. Кооперация в ее еще примитивном виде тогда возникла и стала развиваться, кооперативов (и, понятно, слова "кооперация") в те доисторические времена не существовало. Она в возрастающих масштабах применяется во все последующие эпохи. Без кооперации нет самого общества.

В нашей  работе мы рассмотрим кооперацию в сравнительно узком значении. Под кооперацией будем понимать совокупность особых общественно-хозяйственных объединений. Иначе говоря, в данном случае собирательное понятие "кооперация" включает, прежде всего, кооперативы (кооперативные общества). Это понятие охватывает также кооперативные союзы, другие кооперативные объединения, организации, предприятия и учреждения. Такая кооперация появилась лишь на определенной ступени развития кооперации как формы труда, когда лишь полтора-два столетия тому назад в английских городах начали возникать самые ранние кооперативы.

С тех  пор кооперация как "сумма кооперативов" получила практически во всех странах значительное развитие. Одним из ее старейших и наиболее распространенных видов является потребительская кооперация.

Потребительская кооперация – один из компонентов  социальных отношений в сельской местности; она направляет и контролирует действия людей в экономике, социальной сфере, культуре, быту, семье; имеет социальный статус и выполняет определенные социальные роли. Это – стабильная совокупность форм социальной жизни;  в ней отражаются специфика местных обычаев, традиций и правил поведения; социальные нормы и социальные статусы. Это социально-экономическая и культурная организация с комплексом учреждений, часть регуляторов общественных отношений на селе.

За последние  годы преобразований потребительская  кооперация в России оказалась в кризисной ситуации: сократилась ее социальная база, снизились объемы хозяйственно-экономической деятельности, существенно ухудшилось финансовое положение ее предприятий. Вместе с тем, особенно это хорошо заметно в сельской местности, востребованность потребительской кооперации не только отдельными гражданами, но и обществом в целом не уменьшается, а увеличивается. Поэтому исследование современных институциональных проблем потребительской кооперации является важным и все более актуализирующимся направлением отечественной науки.

Своевременность и злободневность темы настоящей работы определяется общественной значимостью рассматриваемой проблемы.

С началом  перестроечных преобразований и  особенно - после провозглашения кооперативного движения одним из главных факторов реформирования экономики, интерес к исследованию проблем потребительской кооперации в отечественной науке возрос многократно. Появились десятки новых исследований. Наиболее значительные работы в области исследования потребительской кооперации появились в области экономического анализа и связаны, главным образом, с именами таких авторов, как Идилов И.И., Исаенко Е.В., Семенов А.К., Сероштан М.В. и др.2

Одновременно  в этот период появились исследования отечественных ученых, рассматривающих социальные аспекты деятельности потребительских обществ. В данной группе работ особенно выделяются исследования  Абдуллина Р.А., Масловой Е.Л., Роздольской И.В., Темирбулатова А.О. и др.3

В самые  последние годы появились работы, рассматривающие потребительскую кооперацию как социальный институт. Эти работы либо посвящены всей системе потребительской кооперации на федеральном уровне в целом, либо рассматривают отдельные, узкие сюжеты функционирования системы потребительской кооперации.

Целью нашей работы является исследование социальных функций потребительской кооперации. Исходя из этого, можно выделить следующие задачи исследования: изучение теоретического материала по истории, природе и сущности потребительской кооперации и описание ее социальных функций.

Исследование  состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

Глава 1. Из истории потребительской кооперации

Анализ социальных функций потребительской кооперации невозможно проводить без знания истоков ее развития, исторического опыта возникновения, хозяйственной деятельности и причин исчезновения существовавших ранее потребительских кооперативов.

Возникновение как потребительских, так и иных кооперативов обычно связывают с развитием капиталистических отношений в обществе и образованием системы капиталистической экономики, но не раскрывают глубинных причин их появления. Вне зависимости от правовой формы их организации, все они в той или иной мере представляют собой объединения людей с целью удовлетворения своих экономических и социальных потребностей. Более того, некоторые потребительские хозяйства (например, Большая артель) по своим ценностям и принципам, целям и способам их достижения представляют собой кооперативы в большей степени, чем многие кооперативы, существующие в настоящее время (и не только в современной Российской Федерации). Обобщим и проанализируем опыт деятельности докооперативных потребительских хозяйств.

Основой их возникновения являлось то, что  все общество, по организации своей хозяйственной деятельности, представляло собой совокупность потребительских хозяйств. Но на всех этапах развития человеческого общества из него всегда выделялись отдельные сообщества людей и организовывали свои автономные и независимые потребительские хозяйства. Можно отметить, что все многообразие причин их выделения из окружающего общества сводится к рассогласованию целей какой-то группы людей с целями всего общества, то есть к возникновению групповых специфичных потребностей и невозможности их удовлетворения в господствующей экономической системе. Особенностью существования отдельных объединений людей являлось то, что они вынуждены были защищать свое объединение от общества, из которого оно выделилось. Методы, применяемые для достижения специфических целей, определяли устойчивость существования выделившихся из общества потребительских объединений.

Сравнительная малочисленность и экономическая  слабость (в период выделения) отдельных объединений вынуждала их применять в своей деятельности усовершенствованные и во многом отличные от других методы хозяйствования.  
Так как уровень развития техники и технологии того времени был примерно одинаков для всех, то основные усовершенствования хозяйственной деятельности касались ее организации: управления, участие членов, распределения доходов и т.п.

Целесообразность  изменений в хозяйствовании проверялось  на практике: потребительские хозяйства или подтверждали эффективность внесенных изменений (и тогда это хозяйство продолжало развиваться) или доказывало их несостоятельность (в этом случае хозяйство распадалось).

Для дальнейшего  анализа причин возникновения кооперативов нужно понять, что кооперативные  принципы не появились из ничего, они  обоснованы многовековым опытом, пренебрежение которым приводит к отрицательному результату. 
В 19 веке происходит коренное и принципиальное изменение форм хозяйствования: развиваются предпринимательские частные предприятия и акционерные общества, которые, как более прогрессивные формы, повсеместно заменяют потребительские формы хозяйствования.

Этот  период во многом походит на современный период развития российского общества: разрушается система социальных и экономических отношений, происходит резкое расслоение общества не по социальным, а по экономическим признакам. 
Усовершенствование технологий и возросшая на предпринимательских производствах производительность труда нарушает установившееся социальное и экономическое равновесие: возрастает безработица, резко снижается уровень жизни для групп людей, по тем или иным причинам не приспособившихся к произошедшим переменам.

Невозможность удовлетворения своих (в первую очередь  экономических и социальных) потребностей в условиях исторически сложившегося капиталистического общества вынудило обратиться к проверенному веками способу выживания: созданию потребительских обществ - кооперативов, противостоящих предпринимательским хозяйствам.

Новый всплеск выделения потребительских  хозяйств из господствующей капиталистической экономической системы происходил на качественно ином уровне, который определил отличия кооперативов от ранее существовавших самостоятельных потребительских хозяйств: социальной базой кооперативов является подавляющая часть общества, а не отдельные группы людей; 
изменяются приоритеты целей и методов их достижения. На первое место выходят экономические и социальные мотивации, оттесняя мотивации религиозные, сословные и корпоративные; усиливаются демократические начала, как результат демократизации всего общества и изменения приоритетов целей; 
усовершенствование методов хозяйствования в кооперативах происходит путем слияния в качественно новые формы проверенных веками методов ведения потребительских хозяйств и новых, предпринимательских методов. 
Кооператив имеет двоякую природу: по своим целям - это потребительское хозяйство; по методам достижения целей - это предпринимательское хозяйство; по способам распределения прибыли - это потребительское хозяйство.

С правовой точки зрения выделение кооперативов из других видов хозяйственных объединений (как предпринимательских, так и потребительских) обосновано следующим: существовавшая до распространения предпринимательских хозяйств система хозяйствования в той или иной степени носила потребительский характер. Выделяющиеся из нее отдельные хозяйства укладывались в существующую систему как ее составные элементы, основанные на религиозных, сословных или корпоративных принципах, придерживались принятых в системе методов хозяйствования и, в конечном итоге, сливались с системой.  
Кооперативы, выделившиеся из предпринимательской системы хозяйствования, принципиально отличались от нее целями хозяйствования и поэтому остаются обособленными.

Возникновение различных видов предпринимательских  хозяйств, зачастую основанных на кооперации, потребовало введения нового термина - "кооператив", который выделяет этот вид объединения людей из хозяйств предпринимательского направления и подчеркивает присущий только кооперативу первоначальный смысл хозяйственного сотрудничества: сотрудничество с целью удовлетворения жизненных потребностей, но, в отличие от докапиталистических потребительских хозяйств, на предпринимательских основах. 
Развитие кооперации, создание мирового кооперативного сообщества, эволюция кооперативных принципов и место кооперативов в современном обществе рассмотрены в следующих главах, здесь же хочется подчеркнуть тот факт, что кооперативы с самого момента своего появления стали оказывать значительное влияние на условия жизни своих членов, которые напрямую зависели от их экономической деятельности.

Так, уже  к 1911 г. совокупный оборот кооперативов европейских стран превышал 500 млрд. рублей в год, из них более половины (336 млрд. руб.) приходилось на страну родоначальников кооперации - Великобританию.

В настоящее время  процесс формирования и развития кооперации идет в направлении расширения и многообразия ее институциональных элементов и развития социально-ориентированного характера их деятельности.

 

Глава 2. Социальные функции потребительской кооперации

2.1. Природа потребительской кооперации

Потребительская кооперация – одна из старейших организационных форм некоммерческого сектора экономики ставит своей целью помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям в развитии их экономики и повышении эффективности производства, а также решение социальных и экономических проблем жителей сельской местности.

Информация о работе Социальные функции потребительской кооперации