Рынок зернопродуктов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:09, контрольная работа

Описание работы

Основа формирования и функционирования рынка зернопродуктов. Определение места и роли в мировой экономической системе. Производство и использование зерна и зернопродуктов в России.

Содержание

1 Теоретические аспекты и мировой опыт развития рынка зернопродуктов…………3
1.1 Сущность и особенности развития рынка зернопродуктов………………………...3
1.2 Анализ проблем и тенденций развития мирового рынка зерна и зернопродуктов.6
2 Тенденции развития рынка зернопродуктов в Российской Федерации…………….13
2.1 Производство и использование зерна и зернопродуктов в России……………….13
3 Особенности развития рынка зернопродуктов в Алтайском крае………………….16
3.1 Состояние рынка зернопродуктов в Алтайском крае……………………………..16
3.2 Продукция объединения «Алтайские мельницы» выходит на международные рынки……………………………………………………………………………………..20
Список использованных источников…………………………………………………...23

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 130.50 Кб (Скачать)


Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет экономики и менеджмента

Кафедра маркетинга и предпринимательской деятельности АПК

 

КРОТОВА ЕВГЕНИЯ ЮРЬЕВНА

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: «Рынок зернопродуктов»

 

 

Специальность 080111 «Маркетинг»

 

Дисциплина «Сельскохозяйственные рынки»

 

Ведущий преподаватель - Е.В. Краснов

 

 

Студент  4-ого курса (уск)

заочной формы обучения                                                                                   Е.Ю. Кротова

№ з/к 091579

 

 

 

 

Барнаул  2012

Содержание

1 Теоретические аспекты и мировой опыт развития рынка зернопродуктов…………3

1.1 Сущность и особенности развития рынка зернопродуктов………………………...3

1.2 Анализ проблем и тенденций развития мирового рынка зерна и зернопродуктов.6

2 Тенденции развития рынка зернопродуктов в Российской Федерации…………….13

2.1 Производство и использование зерна и зернопродуктов в России……………….13

3 Особенности развития рынка зернопродуктов в Алтайском крае………………….16

3.1 Состояние рынка зернопродуктов в Алтайском крае……………………………..16

3.2 Продукция объединения «Алтайские мельницы» выходит на международные рынки……………………………………………………………………………………..20

Список использованных источников…………………………………………………...23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические аспекты и мировой опыт развития рынка зернопродуктов

1.1 Сущность и особенности развития рынка зернопродуктов

Возникновение и развитие рыночных отношений определяется разделением труда, относящимся в значительной степени к сфере производства, но получающим свое выражение и применение в рыночных формах товарообмена. Естественно, что в структуре рынка системообразующим звеном является обмен, обеспечивающий обращение товаров и услуг в целях их доведения от производителей до конечных потребителей. Вместе с тем, абсолютизация его роли и сведение его как экономической категории только к сфере обращения и обмена в товарной форме, ошибочны, поскольку сфера обмена - это лишь одна из составных частей воспроизводства, промежуточная между производством и потреблением. Рынок не только обслуживает сферу доведения продуктов труда до фазы конечного потребления, но и является системным процессом обеспечения непрерывности самого воспроизводственного цикла «производство - обмен - распределение - потребление».

Важнейшей структурной частью агропродовольственного рынка является рынок зерна и зернопродуктов. Под рынком зерна и зернопродуктов следует понимать сложную социально-экономическую систему, включающую совокупность экономических отношений между его субъектами, которыми являются сельские товаропроизводители, предприятия и организации по его заготовке, хранению, промышленной переработке, различные структуры, обслуживающие движение зерна и продуктов его переработки по всей цепи от производителей к потребителям, а также населению.

Основой формирования и функционирования рынка зернопродуктов является зернопродуктовый подкомплекс. Когда рассматриваются проблемы реализации мер по увеличению объемов зернопродуктов, улучшению ассортимента и качества продукции, это относится к производству и переработке зерна. Однако когда рассматриваются вопросы экономических отношений по поводу обмена продуктами труда между отраслями внутри зернового подкомплекса и за его пределами, то это относится к зернопродуктовому рынку как системе отношений.

При этом необходимы новые формы организации зернового производства - развитие зернопродуктовых кластеров. Использование кластерной политики в зернопродуктовом подкомплексе обеспечит конкурентные позиции регионального рынка зерна и зернопродуктов на федеральном и мировом агропродовольственном рынке.

Основные категории рынка - спрос и предложение - находятся в сложной диалектической взаимосвязи, опосредующей отношения между производством и потреблением зерна и зернопродуктов. В то же время они обладают относительной самостоятельностью, в связи с чем на зернопродуктовом рынке постоянно существует диспропорция между спросом и предложением [11].

Исходная категория рынка - предложение. Предложение зернопродуктов определяется их производством, которое характеризуется показателями объема и структуры - институциональной, территориальной и видовой. Сужение рынка зерновой продукции в период реформирования экономики в значительной мере вызвано изменением институциональной структуры производства. Необходимость изучения видовой структуры произведенного и потребляемого зерна обусловлена тем, что структура (высокий удельный вес пшеницы) и качество далеко не полностью удовлетворяют внутренние потребности в нем.

Объем предложения товарных ресурсов на зерновом рынке характеризуется агроклиматическим и производственным потенциалом, или уровнем производственных возможностей, т. е. способностью отрасли обеспечить объем и структуру предложения.

Основой предложения товарных зернопродуктов является собственное производство. Импорт зерна очень ограничен и в основном осуществляется за счет некоторых зернопродуктов.

Объем предложения можно представить как товарный ряд, показывающий количество продукции, предлагаемое к продаже по конкретной цене из нескольких возможных цен, за конкретный период времени.

Объем предложения зерна и зернопродуктов изменяется под воздействием следующих факторов:

- цены на производственные ресурсы и в конечном итоге производственной себестоимости зерна и зернопродуктов;

- новых технологий производства, создаваемых для уменьшения издержек производства и, следовательно, для увеличения предложения; например, использование генетически измененных зерновых культур (кукуруза, соя, рис) снижает их производственную себестоимость в среднем на 20 %;

- налогов и дотаций, прямо влияющих на издержки производства, в производственную себестоимость входят земельный налог, отчисления в социальный фонд, эта группа налогов усиливает давление издержек на цены, следовательно, влияет на размер предложения;

- цен на другие виды сельскохозяйственной продукции; например, увеличение реальной производственной себестоимости ячменя, ржи и овса в начале экономических реформ привело к снижению производства этих видов зерна и, наоборот, к росту производства пшеницы.

Спрос на зерно и зернопродукты включает в себя спрос на продовольственное и кормовое зерно. Объем спроса на продовольственное зерно определяется следующими факторами: численностью населения региона, уровнем физиологического потребления и душевых доходов. Объем спроса на кормовое зерно определяется: численностью населения региона, уровнем потребления местной животноводческой продукции, расходом фуражного зерна на производство животноводческой продукции.

На зерновой рынок приходит конкуренция поставщиков.

Цены на зернопродукты на протяжении этого года застыли на одном уровне. Можно говорить о новой фазе становления зернового рынка и перехода к этапу начального его насыщения.

Стабильность цен на сезонные продовольственные товары в течение продолжительного времени не является характерной для нормального рынка. В динамике цен на основные зернопродукты (кроме продовольственной ржи и комбикормов для птиц) отсутствует сезонный рост стоимости (к началу лета), вызываемый нарастающими технологическими затратами на хранение зерна. Напротив, стоимость продовольственной пшеницы 3 класса и стоимость муки 2 сорта к этому периоду даже несколько снизилась.

Отсутствие реакции рынка на влияние сезонных факторов, а также на влияние факторов внешнего мирового рынка, которые характерны для любого развитого рынка, можно объяснить весьма завышенными нынешними ценами на зернопродукты и недостаточным платежеспособным спросом. Иначе говоря, ценам предельно высоких величин даже на уровне мировых цен расти просто уже некуда.

Во-вторых, на зерновом рынке совершенно не развит финансовый механизм, в том числе обеспечивающий страхование сделок, что является обязательным атрибутом нормального рынка. Помощь предприятиям в кредитной поддержке пока ждать не откуда, а гарантом проведения коммерческих операций пока никто выступать не собирается.

Перерабатывающие предприятия работают в основном по разовым заказам на давальческом сырье. Они не имеют долговременной плановой политики и не могут обеспечить эффективные технологические режимы производительности и ритмичности выпускаемой продукции. Если государственная политика должна опираться на принципы продовольственной безопасности, то со стороны государства должны включаться меры контроля качества пищевой продукции.

Ожидаемый хороший урожай зерновых в стране, наличие запасов старого урожая из Сибири, ближнего зарубежья (и, прежде всего, из Казахстана), а также на внешнем рынке должны привести к новому этапу развития российского рынка зерна и зернопродуктов - этапу острой конкуренции среди поставщиков, снижению стоимости зернопродуктов [9].

 

1.2 Анализ проблем и тенденций развития мирового рынка зерна и зернопродуктов

Определение места и роли в мировой экономической системе, а также перспек­тив развития невозможно без анализа проблем развития мирового рынка, а так­же тенденций его развития. В настоящее время мировой рынок зер­на и зернопродуктов контролирует пять стран-экспортеров: США, Канада, Австралия, Аргентина и ЕС. Суммарные экспортные предложения зерна и зернопродуктов со стороны основной «пятерки» эк­спортеров составляют свыше 84% всего объема мировой торговли. Основными показателями, определяющими степень вли­яния страны на мировой рынок, являют­ся: во-первых, доля в мировой торговле; во-вторых, отношение переходящих запа­сов к среднегодовому внутреннему потреблению в стране. По обоим показате­лям на сегодняшний день лидируют США. Соответственно, США занимают ведущее положение на мировом рынке зерна и зернопродуктов, на их долю приходится 28% всего объема торговли; далее идут Канада - 17%, Австралия и ЕС - по 15% и Аргенти­на - 11%.

По информации министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, на июнь 2008 года Россия занимала 3-е место в мире по экспорту пшеницы и входила в пятерку стран - ведущих производителей зерна.

США. США являются крупнейшим экспортером зерна. Треть посевных площадей Соединенных Штатов засевается специально для продажи за границу. Среди зерновых в США ведущее место занимают кукуруза и пшеница, значительная часть которых поступает на экспорт.

США давно сохраняют лидерство как производитель кукурузы. Кукурузу там выращивают практически повсеместно: посевная площадь составляет 28,6 - 35,0 млн. га. Урожайность колеблется в пределах от 9 до 10 тонн/га. В США производится 267,5 - 331,2 млн. тонн кукурузы, что составляет половину всего мирового сбора кукурузы. 44,5 - 61,9 млн. тонн экспортируется, а большая часть идет на внутреннее потребление, которое составляет 230,7 - 261,7 млн. тонн. Импортируется до 0,3 - 0,5 млн. тонн. Переходящие запасы - 33,1 - 45,5 млн. тонн.

Посевная площадь, отданная под пшеницу, составляет 18,9 - 22,5 млн. га. С каждого га в среднем получают 3 тонны урожая. Таким образом, производится порядка 49,2 - 68,0 млн. тонн. Причем в среднем одна половина идет на экспорт (24,7 - 34,4 млн. тонн), другая - на потребление внутри страны, которое составляет 28,6 - 34,3 млн. тонн. Импортируется 3,0 - 3,3 млн. тонн. Переходящие запасы колеблются от 8,3 до 17,8 млн. тонн [8].

Канада. Канада является экспортером зерна (это относится ко всем основным культурам, включая пшеницу, рожь, овес, ячмень, кукурузу, гречиху) и одним из главных игроков на мировом зерновом рынке и зернопродуктов. В этой связи импорт зерновых составляет незначительное количество.

В среднем посевная площадь по пшенице составляет 8,6 - 11,0 млн. га. Урожайность различна по годам и колеблется от 1,8 до 2,9 тонн/га. В среднем валовой сбор по пшенице варьирует от 16,2 до 28,6 млн. тонн, причем 9,4 - 19,4 млн. тонн идет на экспорт. Импорт составляет от 0,2 до 0,4 млн. тонн. На внутреннее потребление расходуется 6,3 - 9,0 млн. тонн. Переходящие запасы по пшенице в стране составляют - 4,8 - 9,7 млн. тонн.

Ячмень также является важной экспортируемой культурой. Посевная площадь по ячменю составляет 3,2 - 4,6 млн. га. Урожайность варьирует от 2,2 до 3,4 тонн/га, что обеспечивает производство 7,5 - 13,2 млн. тонн ячменя. Экспортируется страной 0,4 - 3,0 млн. тонн. Импорт незначителен. Внутреннее потребление страны данной зерновой культуры составляет 7,9 - 11,6 млн. тонн. Переходящие запасы - 1,5 - 3,4 млн. тонн.

Производство кукурузы в стране в среднем составляет 8,8 - 11,6 млн. тонн, что не всегда покрывает внутреннее потребление данной культуры в стране, которое варьирует от 10,3 до 13,8 млн. тонн, поэтому недостающее количество кукурузы импортируется.

Австралия. Австралия является одним из крупнейших в мире производителей и экспортеров зерновых. Наибольшее значение среди зерновых культур имеет пшеница. Посевная площадь по пшенице в среднем колеблется от 11,1 - 13,4 млн. га. На ее долю приходится свыше половины всех посевных площадей. Урожайность пшеницы различна по годам в зависимости от климатических условий и составляет от 0,9 до 2,1 тонн/га. Преимущественно это озимая пшеница, которая весьма чувствительна к засухам.

В среднем валовой сбор пшеницы составляет от 10,1 (в засушливые годы) до 26,1 млн. тонн. Экспорт - от 7,5 до 18,0 млн. тонн. Импорт - 0,1 - 0,3 млн. тонн. Потребление внутри страны - 5,3 - 6,5 млн. тонн. Переходящие запасы составляют 3,2 - 9,6 млн. тонн.

Посевная площадь по ячменю составляет 3,5 - 4,6 млн. га. Урожайность 1,0 - 2,3 тонн/га. Производство колеблется в рамках 3,9 - 10,4 млн. тонн. Экспорт - 1,9 - 6,4 млн. тонн, в зависимости от мировой конъюнктуры. Потребление внутри страны составляет 2,2 - 3,8 млн. тонн. Переходящие запасы - 0,6 - 2,7 млн. тонн.

Информация о работе Рынок зернопродуктов