Особенности самобытности коренных народов Ямала

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:29, контрольная работа

Описание работы

Не́нцы (ненец. не, ненач, ненэй, ненэц, ненэйне; устаревшее — самоеды, юраки) — самодийский народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. В 1 тысячелетии н. э. мигрировали с территории южной Сибири к месту современного обитания.
Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются одним из самых многочисленных. По итогам переписи 2002 года, в России жили 41 302 ненцев, из которых около 27 000 проживали в Ямало-Ненецком автономном округе.

Работа содержит 1 файл

кня.docx

— 102.34 Кб (Скачать)

Введение

Не́нцы (ненец. не, ненач, ненэй, ненэц, ненэйне; устаревшее — самоеды, юраки) — самодийский народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. В 1 тысячелетии н. э. мигрировали с территории южной Сибири к месту современного обитания.

Из коренных малочисленных  народов российского Севера ненцы  являются одним из самых многочисленных. По итогам переписи 2002 года, в России жили 41 302 ненцев, из которых около 27 000 проживали в Ямало-Ненецком автономном округе.

Ненцы делятся на две группы: тундровые и лесные. Тундровые  ненцы являются большинством. Тундровые, расселяются в зоне тундры от Кольского  полуострова (с конца ХIХ в.) до правобережья низовья р. Енисей (территории Мурманской обл., Архангельской обл. — Ненецкий АО, Тюменской обл. —  Ямало-Ненецкий АО, Красноярского края — Долгано-Ненецкий (Таймырский) АО). Лесные ненцы — 1500 чел. (самоназвание н е щ а н г "человек") расселяются в таежной зоне междуречья Оби и Енисея. Основная часть лесных ненцев живет в бассейне р. Пур, а также в верховьях р. Надым и по северным притокам рек Лямин, Тромеган и Аган. Отличия между этими группами, которые сформировались исторически, отмечаются по всем этническим признакам. Также проживает достаточное количество ненцев в Таймырском муниципальном районе Красноярского края.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Похоронные обряды малых народов Крайнего Севера

В похоронных обрядах малочисленных  народов Крайнего Севера, Сибири и  Дальнего Востока, несмотря на различия в географическом расположении, социально-бытовом  укладе и родовых традициях, отмечается значительная схожесть. Общим было то, что похоронные ритуалы совершались, как правило, в два приема. Первый цикл сводился к погребению тела и  обычно включал: 

  • манипуляции над покойным (обряжение, нанесение на тело разрезов, связывание частей тела, срезание волос и т.д.); 
  • ритуал выноса тела (часто не в дверь, а в специальное отверстие); 
  • жертвоприношения животных, вложение гроб или могилу личного имущества для новой жизни; 
  • тризну на могиле и (или) в доме, сопровождающуюся церемониальными обменами пищей; 
  • возвращение с похорон, сопровождающееся оградительными мерами от покойного и злых духов. 

Вторым общим циклом у  малых народов являлось поминовение  погребенных, хотя и с определенными  особенностями. Кроме того, у некоторых  народностей проводились своеобразные вторые похороны.

Отправителем всех этих обрядов  являлся обычно весь коллектив рода.

Обязательным было участие  даже дальних родственников и  обычай замещать кого-либо из отсутствующих, выкрикивая его имя и бросая от его лица подарки на могилу. Исполнялись  церемониальные обмены.

ХАНТЫ И НЕНЦЫ

Низовья реки Обь, называемые Обдорским краем, населяли коренные жители - остяки и самоеды (ныне ханты  и ненцы), зыряне (коми) и др. Анализ материалов в коллекции погребений, собранной русским исследователем Д. Т. Яновичем в 1909 году в могильнике Халас - Пугор и на кладбищах устья Оби, изложен в научном издании «Культура аборигенов Обдорского Севера в XIX веке». Он дает живое представление о погребальных особенностях аборигенов. 

Так, Халас - Пугор характерен однородностью погребального обряда (по данным 1909 года). Из 154 лишь 2 погребения помещены в ямы, остальные наземные. Внутри деревянного ящика – хольмера помещался гроб - полулодка, где погребенный лежал ногами к носу лодки. Иногда гроб накрывался другой полулодкой или досками от нарт, берестой от чумов. Почти все погребения имели южную и близкую к ней ориентировку, т. е. ногами вниз по течению реки. Однако некоторые кладбища в устье Оби имели отличия - отсутствие гробов - полулодок, иное расположение гробов-ящиков по сторонам света.

Отдельные погребения незначительно, до 0,7 м, углублены - вероятно, под влиянием христианства. Для всех могильников  характерно вытянутое положение  погребенных на спине, при этом у  большинства кисти рук помещены под тазом. В нескольких случаях  отмечены руки на животе, в двух погребениях  найдены нательные крестики. Расположение усопших на животе, по комментарию  Д. Т. Яновича, характерно для шаманов. Четко прослеживается традиция накрывать  лицо умершего материей, на которую  пришивались пуговицы против глаз. Присутствовали остатки верхней  одежды, меховая шапка, кожаный пояс. 

Погребальный инвентарь  располагался на трех «уровнях». На внешнем  часть вещей находилась рядом  с погребением (нарты) в прислоненном виде или сверху ящика - хольмера. Это лыжи, весла, луки, корыта и т. п. В пространстве между стенками ящика - хольмера и гробом - полулодкой, на крышке гроба встречаются как крупные вещи, так и мелкие, типа идолов. Во внутреннем уровне рядом с телом находились коллекции от 10 до 50 и более вещей. Почти во всех имелась посуда, ножи, топоры, иногда охотничье оружие, металлические изделия, чаще бляхи. Кроме того, в погребениях находили миниатюрные антропоморфные изображения из дерева, одетые в «одежду» - это идолы, временные вместилища души покойного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Мужская одежда

 

  Мужская одежда (ненэця ембдяр)

Малица (мальця) – глухая без разреза одежда. Для ее пошива требуется 6 – 7 неблюев, осенних телячьих шкур, камусы, августовская шкура крупного оленя, нитки - жилки и сукно.

К малице пришивается двойной  капюшон (сёбя), который шьётся из пыжиков. К рукавам пришиваются рукавицы, сшитые из камусов одного оленя мехом  наружу. Благодаря отверстию на уровне запястья можно легко вынимать из рукавицы кисти рук. Подол малицы обшивается опушкой высотой 20-25 см из шкуры осеннего крупного оленя. Продолжением опушки является узор, состоящий из чередующихся белых и черных полосок  со вшитым в шов сукном.

Канинские и колгуевские  малицы по покрою более узкие и  облегающие фигуру. Капюшон заменяется отдельной шапкой, а по краю горловины  пришивается воротник-стойка.

В зимнюю стужу при очень  низкой температуре на малицу надевается меховой совик (савак), который шьется ворсом наружу и без рукавиц.

Совик. В морозы, пургу поверх малицы носили совик – совак. Совики бывают летние и зимние. Зимний совик шили из меха трехмесячного теленка – няблюя летнего и осеннего забоя. Совик шили мехом наружу ворсом вниз.

Покрой совика несколько  отличался от покроя малицы. Совик  не имел рукавицы, но во всех районах  расселения ненцев имел капюшон, часто  с опушкой из оленьего меха с длинным  ворсом или хвостов песца. Совик  имел пришитый подол, иногда из другого  меха. Носили совик без пояса. Совика бывают из белого, черного, пестрого меха оленя. Совик – одежда для улицы. В чум его почти не заносили. Совик при остановках в пути использовали как спальный мешок. Летние совики шили из сукна разного цвета (черного, серого, красного, зеленого цвета). В  летних совиках плечевой шов не делали. По шву может протекать. По краю капюшона пришивали красную полоску, особенно молодежи (защита от злых духов). Край капюшона стягивали ремешком из ровдуги; сплетенной из шерстяных ниток тесемок.

  1. Значение мужского пояса, непременные атрибуты на нем

Ненецкий мужской  пояс -   Главный атрибут ненецкой одежды мужчин в любое время года – это пояс. Редко когда можно увидеть мужчину без него. Он довольно тяжелый, ведь на нем столько различных предметов. Здесь и нож с ножнами (хар, хар се), шило (савлюй лы), и брусок в чехле (сия нэся), и деревянная палочка с зарубками – своеобразная записная книжка.

Здесь же и целая гирлянда пясиков – костяных пуговиц, которые  время от времени приходится менять в упряжи. Значительный вес придают  сяр ся – металлические украшения, служащие оберегами.

В середине пояска подвешен один или несколько медвежьих  клыков. На поясе нет ни одного лишнего  предмета, и почти все они находятся  в постоянной работе. Чаще всего  используется нож.

Без него не изготовить нарты, не разделать тушу оленя. Нож –  это и столовый прибор. Нож в  ножнах находится в ножнах с правой стороны, так как оленевод садится  на нарты с левой стороны. Он подвешен либо на ремешках, либо на цепочках. С  левой стороны пояса к одному общему кольцу подвешиваются сразу  несколько предметов. Спереди них  шило – савлюй лы.

Оно крайне необходимо при  подготовке упряжи. Рядом в кожаном  чехле висит брусок для заточки  ножа.

 По середине пояса  на цепочках или ремешках подвешивается  амулет, обычно это тибя – клык  медведя.

 Металлические украшения  (сяр ся) находятся на наружной  поверхности пояса, их количество  должно быть нечетным. Пояс затягивается  при помощи тяжелой, с прорезными  узорами пряжкой. При помощи  пояса укорачивают или удлиняют  одежду. Пояс носят с пятилетнего  возраста до конца жизни.

 

4.  Приметы и запреты, связанные с бытом и природой

 

 

Ненцы сильно верят приметам. Они  для них и запреты, и правила, и предупреждения.

Особую роль приметы играли в  воспитании подрастающего поколения.

Говоря детям: «Не бери палец  в рот, ты пока не стал сиротой», —  не только предостерегали от угрозы беды, но также воспитывали в них  гигиенические, эстетические и этические  правила поведения.

С малых лет родители требовали  правильно вести себя за столом, предупреждая: «Во время еды нельзя болтать ногой, нельзя зевать, а закончив трапезу, не потягивайся за столом —  пища станет безвкусной. Не заметишь, как  быстро и бессмысленно будут убывать  припасы семьи».

А свистеть и петь подавно нельзя за столом — достатка не будет. Как  гласит примета, «все пропоешь, все  просвистишь».

Бывают моменты, когда чум ломится  от гостей. Мамы стараются накормить  детей и отправляют их на улицу  играть. Вдруг в это время сытый  ребенок становится напротив сидящих  за столом гостей и начинает буквально  пожирать их глазами. С грустью замечали, что его ожидает либо сиротство, либо большая нужда родителей.

Часто в тундре гости торопятся, а стол еще не убран. В этом случае ничего не остается, кроме одного, чтоб предотвратить плохую примету.

Хозяйка должна взяться за край стола, иначе гости «унесут» с собой  достаток ее семьи. Только после этого  они имеют право выйти из-за стола.

Хорошо воспитанный ненец сам  должен попросить об этом хозяев, извиняясь  за спешку.

Некоторые гости очень любят  угождать: убирают со стола, моют и  вытирают посуду. Очень мягко, без  упрека, хозяйка не должна позволить  им этого, иначе помощь гостьи обернется  для нее неудачей. Говорят, стол обеднеет, все удачи в добыче перейдут гостье.

А о тех людях, которые постоянно  жалуются на нехватку пищи и прибедняются, говорят: «Нужда их ждет в ином мире, никто и никогда не будет приходить  на могилу этого человека. Невольно он будет забыт навечно.

Приметы, используемые в воспитании детей, имели не только предупреждающий  характер, но также прививали детям  самоуважение.

В мальчиках родители воспитывали  чувство уважения к себе как к  будущему охотнику, рыбаку и оленеводу. Он не должен скрести с посуды остатки  еды, тем более мыть посуду, иначе  он будет плохим охотником.

Старики с улыбкой говорят: Звери  и птицы издали услышат скрип  кастрюль и сковородок, с которых  ты скреб остатки пищи. И звон посуды, которую мыл, им не по нраву".

Также будущий рыбак не должен есть хвостовую часть рыбы, иначе будет  неудачником и всегда последним  ставить сети на использованные рыбные места.

Будущий хозяин не должен проходить  под веревкой, иначе он будет бесхарактерным нюней, вечно сонным и вялым. А  также он должен содержать нож  в идеальной чистоте, иначе будущая  жена будет неопрятной.

И девочкам родители делали замечания, если видели после разделки рыбы и  мяса грязный инструмент. «Не забывай  вытирать нож. Когда ты станешь мамой — будешь неряхой, а детки твои не будут вылезать из грязи и вони», — так строго предупреждали, прививая им правила жизни.

Как только у девочек наступают  «критические дни», для них начинает существовать ряд ограничений, вроде  таких, что нельзя ходить вокруг чума, наступать на вещи и предметы быта, но особенно надо быть внимательной к  мужским вещам.

Есть и правила-приметы, связанные  с шитьем: нельзя шить одежду на себе; если девочка без причины прокалывает и втыкает несколько раз иголкой на себе одежду — это к покойнику; грех накладывать шов на другой, старый шов, — ослепнешь в будущем; нельзя забывать в конце шва делать узелок, иначе жизнь не будет иметь смысла; если с пальца соскакивает наперсток, то у будущего мужа будет вторая жена или первый брак хозяйки наперстка разрушит соперница.

Информация о работе Особенности самобытности коренных народов Ямала