Некомерческий сектор

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 16:46, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в изучении природы и особенностей некоммерческого сектора в России, как института гражданского общества, характера его взаимодействия с государственным, муниципальным и коммерческим секторами экономики; условий и путей становления и развития некоммерческого сектора в России и производства социальных услуг.

Содержание

Введение
1.Теоретические основы некоммерческого сектора экономики: сущность некоммерческого сектора и его роль в общества
2. Анализ эффективности НКО в России
2.1. Сравнительная характеристика НКО России и США
2.2. Оценка эффективности функционирования некоммерческого сектора в России
3. Пути повышения эффективности некоммерческого сектора
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

НЕКОММЕРЧЕСКИЙ СЕКТОР.docx

— 255.66 Кб (Скачать)

     Взаимовыгодный  характер носит и сотрудничество коммерческого и некоммерческого  сектора: первому оно приносит не только улучшение имиджа и формирование лояльности потребителей, но и повышение  стабильности среды для ведения  бизнеса; второму — ресурсы для  выполнения общественной миссии и организационного развития. Например, выступая спонсорами или благотворителями, корпорации используют позитивный образ некоммерческие организации  в своих рекламных и маркетинговых  программах, в отношениях с общественностью. Некоммерческий сектор предоставляет  корпорациям и отдельным состоятельным  людям специфическую услугу —  возможность удовлетворить их потребности  творить добро, которая реализуется  в виде благотворительных проектов и программ. Предприниматели заботятся  об увеличении доходов, преумножают  совокупный общественный ресурс, некоммерческий сектор — обеспечивает его рациональное перераспределение. 
 

Заключение

     На  основе вышеизложенного, можно сделать выводы о том, какую роль играет некоммерческий сектор в обществе.

     Некоммерческий  сектор эффективно оказывает услуги населению, он отличается не только способностью оперативно реагировать на нужды  различных социально-демографических  групп, новые социальные вызовы и  проблемы, но и низкими административными  издержками.

     Некоммерческий  сектор — это источник социальных инноваций. Многие образовательные, управленческие и информационные технологии, современные  методы социальной работы были впервые  внедрены именно некоммерческими организациями, а затем стали частью государственной  и муниципальной политики . Наконец, некоммерческий сектор — это сфера, обеспечивающая занятость и самозанятость населения. С этой точки зрения некоммерческий сектор во многом схож с малым бизнесом, однако он дополнительно обеспечивает социально-психологическую поддержку своих сотрудников и добровольцев, более активен в вовлечении в экономическую деятельность социально уязвимой части населения.

     Деятельность  некоммерческих организаций помогает улучшить показатели уровня образования и здоровья нации, что увеличивает эффективность экономики и обеспечивает более высокие темпы экономического роста. Улучшая социальный климат в стране, некоммерческие организации вносят вклад в обеспечение социальной и политической стабильности, которые являются необходимыми условиями экономического развития.

     Некоммерческий  сектор вносит в экономическое развитие прямой и косвенный вклад. Прямой вклад связан с тем, что негосударственные  некоммерческие организации обеспечивают занятость, покупают и производят товары и услуги, необходимые для их деятельности, стимулируя тем самым совокупный спрос и увеличивая совокупное предложение. При этом некоммерческие организации  могут работать в нишах, которые  при естественном положении на свободном и конкурентном рынке не заинтересовали бы коммерческий сектор, поскольку они дают слишком маленькие нормы прибыли.

     Косвенный вклад обусловлен тем, что, создавая конкуренцию государственным и  муниципальным структурам, некоммерческие организации увеличивают эффективность  функционирования системы предоставления социальных услуг в целом. Некоммерческие организации могут реализовывать  государственные заказы на предоставление социально значимых услуг на конкурсной основе. Они также могут самостоятельно определять виды и объем оказываемых  ими социальных услуг, как платных, так и бесплатных (финансируемых  за счет пожертвований бизнеса и  частных лиц).

     Некоммерческие  организации вносят элемент конкуренции  в производство и распределение  социально значимых благ, повышают эффективность этой сферы. Улучшение  эффективности означает, что для  выполнения того же объема социальных функций из экономики будет изъято меньшее количество ресурсов (то есть появится возможность снижения налоговой  нагрузки), а значит, большее количество ресурсов можно будет инвестировать  в обеспечение роста в будущем.

     Таким образом, некоммерческий сектор вносит вклад не только в удовлетворение потребностей населения, но и в создание благоприятного делового климата, стабильность экономического развития и политической системы, основанной на принципах демократии, прозрачности и ответственности.

     Сильный некоммерческий сектор — важный фактор обеспечения социальной и политической стабильности, повышения жизненного уровня населения и, в конечном счете, устойчивого развития страны.

     В результате проведенного исследования получен ряд выводов и предложений, имеющих принципиальное значение и  характеризующихся научной новизной:

     1. Раскрыта природа некоммерческого  негосударственного сектора как  обязательного института гражданского общества, основанного на социальной и хозяйственной самодеятельности и самоорганизации населения, функции которого в решении задач социальной ориентации общественного развития не могут быть компенсированы деятельностью других секторов экономики.

     2. Раскрыт процесс становления  и реализации некоммерческих  отношений и организаций и  определены основные категории,  отражающие его содержание и  этапы: социальное доверие, социальное  взаимодействие, общественная инициатива, социальный капитал, добровольный  труд, социальный заказ, конкурентное  партнерство и т.д. Выявлена  особая роль социального капитала, являющегося первоосновой некоммерческой  деятельности и представляющего  социальное взаимодействие людей,  способное инициировать их хозяйственную  самоорганизацию и деятельность  в целях удовлетворения потребностей  в социальных и хозяйственных  услугах и продуктах. Недостаточность  социального капитала - главное препятствие  развития некоммерческого сектора  в современной России.

     3. Обосновано, что равноправие, партнерство  и конкурентность государственных, муниципальных, частнопредпринимательских и некоммерческих негосударственных хозяйственных структур, разделение и взаимодополнение выполняемых ими функций являются основами рационального использования и наращивания потенциала каждого сектора и общего социально-экономического потенциала страны.

     4. Выявлены основные функции некоммерческих  организаций:

     • социальная функция - быть одним из факторов поддержания принципа социальной справедливости в удовлетворении потребностей населения в социальных услугах;

     • социально-политическая функция - защита социальных и хозяйственных интересов  местных сообществ и отдельных  слоев населения;

     • экономическая функция - мобилизация  местных материальных и социальных ресурсов (прежде всего населения), которые не могут быть реализованы  в других секторах экономики, для  наращивания производства и оказания различных видов социальных и хозяйственных услуг.

     5. Обобщены современные зарубежные  социально-экономические технологии, повышающие эффективность производства  в некоммерческом секторе, использование  которых возможно в России: зоны  доверительного управления; чековая  система оплаты услуг; программа  по реформированию государственного  управления; электронная система  информационного взаимодействия  между государственными структурами  и населением.

     6. Доказано, что основой обеспечения  экономической стабильности организаций  некоммерческого негосударственного  сектора является рациональность (в каждом конкретном случае) сочетания  собственных и внешних источников  получения финансовых ресурсов. Дана классификация таких источников (доходы от собственной деятельности, гранты, пожертвования) и обобщен  опыт решения финансовых проблем  некоммерческих организаций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Башкирова, Е. Политическое сознание россиян: традиции, настоящее, будущее / Е. Башкирова // Независимый Исследовательский Центр «Ромир», 2009. – 45 с.
  2. Василенко, Л.А. Взаимодействие муниципальных и государственных структур управления с некоммерческими общественными организациями / Л.А. Василенко, П.П. Макагонов, К.П. Тадорашко - Самара: СНЦ РАН, 2010. – С.70-78.
  3. Гамольский, П.Ю. Некоммерческие организации: бухгалтерский учёт и налогообложение в 2009 году.- М.: Бухгалтерский учёт, 2010.- 93 с.
  4. Коновалова, Л.Н. Гражданское общество и неправительственные некоммерческие организации / Л.Н. Коновалова, В.Н. Якимец. - Москва. - 2008. -25 с.
  5. Крестникова, И. Корпоративная филантропия: мифы и реальность. Результаты социологического исследования. / И. Крестникова, Е. Левшина. - Москва. - 2010. – 39 с.
  6. Макагонов, П.П. Модели взаимодействия муниципальных социальных служб и некоммерческих негосударственных организаций / П.П. Макагонов, К.П. Тадорашко. - М.: Госслужбы, 2009. – 67 с.
  7. Налогообложение НКО нуждается в системных изменениях // Бизнес и общество.- 2010.- №3.- 44 с.
  8. НКО России: предварительные итоги // Деньги и благотворительность, 2009. -№ 1.- 11 с.
  9. Тадорашко, К.П. О возможностях активизации социального капитала для строительства гражданского общества // Гуманитарное образование: проблемы и решения / К.П. тадорашко.- 2010. – С.45-50.
  10. Смешанное общество. Российский вариант, под ред. Л.В. Никифорова, - М.: Наука, 2010. – С.132-133.
  11. Устойчивое развитие некоммерческих организаций. Справочно-информационное пособие. - М.: Центр поддержки НКО, 2008. – С.100-103.
  12. Шекова, Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций. Спб., 2009. – 31 с.
  13. Якимец В.Н., Никовская Л.И., Коновалова Л.Н. Теория и практика межсекторного социального партнерства в России. Москва, 2010.- 33 с.
  14. Якимец, В.Н. Межсекторное социальное партнерство (государство – бизнес – некоммерческие организации). М., 2009. - С.12-13.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 1.

Функции НКО

Уровень Основные действующие  лица Примеры потенциальных  функций НКО
Микро-уровень Человек, люди, население, граждане, жители, социальные страты и целевые группы, социальные роли и статусы, профессиональные позиции, функционалы, должности и т.д. Улучшение качества жизни детей и семей через  увеличение ассортимента возможностей для реализации личности; реализация потребности в нахождении себе подобных; разные аспекты социализации и т.п.
Мезо-уровень Учреждения, организации, производства, хозяйства, государственные, муниципальные, частные (коммерческие) и общественные (некоммерческие) структуры Контроль над качеством социальных и иных услуг; предоставление услуг, а, следовательно, увеличение количества субъектов, осуществляющих деятельности на рынке социальных услуг; поддержка профессиональных и этических стандартов в сообществах, осуществляющих деятельность в социальной сфере; отстаивание интересов работников данной сферы и т.п.
Макро-уровень Внутренние факторы влияния на территории, социальные институты, городская среда, органы власти и управления; социальные, экономические, финансовые, нормативные, политические, организационные и другие процессы; и соответствующие им территориальные инфраструктуры и сети Гражданский контроль; экспертиза принимаемых решений  в социальной сфере; лоббирование интересов  отдельных социальных групп; 
 
Лоббирование или противодействие разгосударствлению и дебюрократизации социальной сферы

Осуществление самоуправления, в т.ч. определение (ограничение, расширение) пределов вмешательства  государства в данную сферу.

Мега-уровень Субъекты внешнего влияния на территорию: федеральные, региональные и международные факторы и факторы Организация внешнего давления на власть с целью побуждения ее к проведению реформ либо апелляция  по поводу нарушения прав и интересов  при проведении реформ; осуществление  связи и кооперация региональной деятельности с общей деятельностью  внутри сетевых и международных  организаций; информирование федеральной  власти и мирового общественного  мнения; формирование имиджа региона  и страны, отдельных систем в социальной сфере (к примеру, интернатов); привлечение внешних ресурсов в социальную сферу.
Мета-уровень: Мифы, идеи, теории, принципы, стереотипы, нормы и правила, определяющие потребности, поведение, деятельность, жизнь и взаимодействие факторов и участников процессов на территории Внедрение «моды» на социальную благотворительность; информирование общества; пропаганда гуманитарных идей (права человека, права ребенка, право  на частную жизнь и т.п.); развитие гражданских и семейных ценностей; ответственное самоограничение  разных социальных слоев; развитие гражданских  диалогов т.п.

Информация о работе Некомерческий сектор