Ладшафтное планирование в лесном хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 17:37, курсовая работа

Описание работы

Ландшафтное планирование лесного хозяйства это симбиоз, подразумевающей совокупность сложных предметов ландшафтного планирования, которое отвечает за планирование для селенной и неселенной территории, землеустройства территории, экологии и специальных лесных дисциплин.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 267.50 Кб (Скачать)

 

 

Введение

 

Ландшафтное планирование (ЛП) — сфера деятельности, которая находится на стыке географии, районной планировки, градостроительства и землеустройства. Поэтому неудивительно, что продуктивные концепции отечественного ЛП разрабатываются в настоящее время в разных отраслях, что порождает известный терминологический разнобой и затрудняет формирование общепризнанной теоретической базы.

Ландшафтное планирование лесного хозяйства это симбиоз, подразумевающей совокупность сложных  предметов ландшафтного планирования, которое отвечает за планирование для селенной и неселенной территории, землеустройства территории, экологии и специальных лесных дисциплин.

С первых шагов хозяйственной деятельности на лесных территориях человек убеждался в тесной связи лесной растительности и животных с рельефом, почвенно-геологическими условиями и водами. Эти знания помогали ему ориентироваться в структуре лесных массивов и решать свои жизненно важные хозяйственные задачи. Для полноценной жизни населению необходимо знать, в каких местах можно добывать калорийное топливо, древесный строительный и поделочный материал, смолье, торф, нужного качества и количества пищевые продукты, где следует заготавливать корма для скота и где его пасти, населению также необходимо знать, где располагаются земли, пригодные для возделывания под хлебные пашни, сады и огороды, где находятся места, наиболее благоприятные и здоровые для строительства поселений, места отдыха и лечения, места, где концентрируются промысловые дикие животные и птица, на каких вырубках и гарях обильны медоносы для устройства пасек, где можно найти ценные лекарственные растения и т.д..

Целью данной работы является составление  проекта ландшафто-экологического планирования земель лесного фонда.

Задачи:

  1. Провести анализ геоморфологического районирования
  2. Провести анализ земель водного фонда
  3. Провести анализ земель сельскохозяйственного фонда
  4. Провести анализ земель лесного фонда
  5. Провести анализ земель населенных пунктов, промышленности и связи.
  6. Составить проект ландшафто-экологического планирования земель лесного фонда с обоснованием размещения защитных лесополос и породного состава.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основы эколого-ладшафтного  планирования лесного хозяйства.

 

1.1 Исторические  предпосылки 

 

В конце девятнадцатого века в естествознании обозначилось новое научное направление. Оно было направлено на изучение не отдельных природных тел и явлений, а взаимосвязей между ними. Природоведы увидели тесную генетическую взаимосвязь форм рельефа, горных пород, атмосферы (климата), вод, растений и животных. Они увидели также, что взаимосвязанные части природы, ее компоненты образуют многократно повторяющиеся природные единства.

Родоначальником этого  нового направления познания природы  явился В.В. Докучаев (1936). Не случайно, что именно почвовед, изучающий комплексное по своей природе образование – почву и почвообразовательный процесс, выявил основные почвообразователи, которые в различных сочетаниях образуют структуру почвенного покрова Земли. Новые подходы были совершенно необходимы при решении задач степного лесоразведения и анализа условий развития лесов на юге России. Исследования учеников В.В. Докучаева – Г.Н. Высоцкого (1904) и Г.Ф. Морозова (1926; 1930) раскрыли взаимосвязи лесов с формами рельефа и слагающими их горными породами и отложениями.

Г.Н. Высоцкий на примере  лесного массива Ставропольской возвышенности показал, что контуры природных зон тесно связаны с геологическим строением форм рельефа. На плакорах Ставропольской возвышенности на элювии известняков, подстилаемом трещиноватыми известняками, которые сушат поверхность, развиваются сухие степи. В то же время на склонах, где выклиниваются трещинные грунтовые воды, формируются дубравы с ярусом граба.

В 1903-1919 годах Г.Ф. Морозов разрабатывает  основные положения ландшафтного учения о лесе. Исходным положением этого учения было ландшафтное понимание леса как природного территориального комплекса. Под лесом Г.Ф. Морозов понимал не только древесное сообщество растений, но природное территориальное единство, объединяющее насаждение с условиями местопроизрастания. Насаждение и его территория по Морозову «должны слиться в единое целое – в географический индивидуум или ландшафт». Все пестрое разнообразие насаждений какого-либо региона по Морозову определяется пятью лесообразователями, а именно: атмосферой с ее климатическим режимом, рельефом с почвами и горными породами, древесными породами с их экологическими свойствами, животными и человеком с последствиями их жизнедеятельности. По современным представлениям – это полный ландшафтный или географический комплекс.

 При последующем изложении материала «Курса лекций» под термином «лес» всегда будет пониматься ПТК независимо от ранга. Если речь будет идти о растительности ПТК, то возможны следующие термины: растительная группировка, насаждение, лесной фитоценоз, ассоциация, группа ассоциаций.

Г.Ф. Морозов считал, что лесообразователи неравнозначны по «силе» при формировании леса. Условия местопроизрастания формируются при взаимодействии климата, рельефа и почвенно-геологических условий, а насаждения и биоценозы являются производными от них. Он писал: «Природа пород, образующих насаждение, и свойства этих сложных образований суть факторы лесообразования – функциональные, зависящие от третьего или основного – условий местопроизрастания». Г.Ф. Морозов делает различие между функциональными и основными лесообразователями и придает последним доминирующее значение. Отсюда следует важнейшее методическое указание: при выявлении типов насаждений смотреть одновременно на лесное сообщество, рельеф и почвенно-геологические условия.

Г.Ф. Морозов разделял представление  о лесном фитоценозе как о сообществе лесных растений. В то же время он предостерегал от классификации леса по растениям-доминантам. Он отмечал, что живой напочвенный покров, как и древостой, динамичны - они меняются под влиянием пожаров, рубок, пастьбы, потрав, повреждений насекомых, фитоболезней, возрастных изменений, разреживания полога по разным причинам и т.д. Поэтому необходимо анализировать одновременно насаждение, его местоположение в рельефе, геологическое строение и литологический состав горных пород и отложений, которые в пределах лесорастительного района определяют условия местопроизрастания.

Г. Ф. Морозов признавал  два рода лесных выделов: по условиям местопроизрастания и состоянию насаждений. Первое - «тип насаждения», второе – таксационный выдел планов лесонасаждений лесоустройства. Первый имеет наибольшее значение, так как определяет главную породу при назначении лесохозяйственных мероприятий и проектировании лесных культур.

Обобщая большой фактический материал предшественников и собственные исследования в российских и немецких лесах, он показывает влияние рельефа на условия местопроизрастания. Он отмечает, что высота над уровнем моря, крутизна склонов и форма поверхностей влияют на атмосферу, геологические процессы, мощность отложений, перераспределяют энергию солнца и света, осадки, испарение, силу ветра, снеготаяние, сток, дренаж, делювиальные и эрозионные процессы, опреснение и засоление, заболачивание, развевание отложений. Непосредственно рельеф влияет на длину вегетационного периода и величину прироста, ветровал и бурелом.

Г.Ф. Морозов и его современники широко пользовались термином «почво-грунт». Этим они подчеркивали недостаточность анализа почв для понимания типов насаждений. Необходим анализ не только всей корнеобитаемой толщи субстрата, включающей различные пласты четвертичных отложении и коренных горных пород, но также всей толщи горных пород, прямо или косвенно влияющих на водно-минеральное питание лесных растений. Он писал, что насаждения «зависят в своей жизни и формах от почвенно-грунтовых условий до такой степени, что являются производными от них».

Такие биологические свойства древесных пород, как теневыносливость, размножение, плодоношение, вегетативная способность, долговечность, устойчивость против вредителей, качества древесины контролируются характером почво-грунтов. Позднейшие исследования подтвердили влияние экологических режимов лесных земель на качество древесины (Полубояринов, 1980). При однородности условий местопроизрастания почво-грунты, по Г.Ф. Морозову, направляют взаимоотношения между различными древесными породами в сообществе в силу их неодинакового требования к одним и тем же режимам субстрата. Поэтому они определяют ярусность, видовой состав ярусов, темпы изреживания, полноту, возрастные и восстановительные смены.

Г.Ф. Морозов одним из первых обратил внимание и описал природные территориальные единицы различной сложности и величины. Изучая ландшафтные единицы различных порядков, он положил начало ландшафтно-морфологическим исследованиям структуры природных территориальных комплексов. Он показал, что между типом насаждения и лесорастительной зоной существует иерархическая система природных территориальных единиц различной величины и сложности. Типы насаждений (ландшафтные фации в современном понимании) являются элементарными единицами и структурными частями типов лесных массивов (ландшафтные местности и урочища морфологического ландшафтоведения).

Типы лесных массивов, по Г.Ф. Морозову, формируются в пределах однородных типов рельефа. В свою очередь, типы лесных массивов являются структурными элементами лесорастительных областей и районов. И, наконец, последние слагают лесорастительные зоны. Г.Ф. Морозов указывает, что ландшафтные единицы различных рангов формируются под влиянием одних и тех же лесообразователей. Это не единицы произвольного районирования, а исторически сложившиеся, объективно существующие природные территориальные комплексы.

Г.Ф. Морозов считал, что система ландшафтных единиц создает географическую основу ведения лесного хозяйства. Эта основа поможет преодолеть общероссийский шаблон и всеобщие правила как при инвентаризации лесных ресурсов, так и в нормах и правилах ведения лесного хозяйства. Он говорит о необходимости новой дисциплины, которая должна быть центральной и основной в лесных и сельскохозяйственных вузах. «Необходимо учение о земной поверхности, которое знакомило бы с морфологией суши, ее динамикой, происхождением, жизнью, распределением различных форм земной поверхности. Связать в один узел сведения из геологии, метеорологии, петрографии - разработать методы описания любой страны. Для лесоводов – землеведение и страноведение должны быть ближайшими предметами из числа так называемых основных наук». Он считал, что ландшафтный анализ лесных территорий должны вести сами лесоводы, а не географы, почвоведы, геологи или геоботаники. В журнале «Почвоведение» за 1899 г. он пишет: «Почвовед и метеоролог, не знакомые с вопросами лесоводства, не имеющие лесоводственного ока, не в состоянии много сделать, что мог бы с успехом выполнить лесовод, получивший основательную естественно-историческую подготовку».

 

1.2 Нормативна правовая  база в ладшафто-экологичеком  планирование.

 

Основой нормативно правовой базой ладшатно-экологического планирования являются: земельный кодекс РФ, водный кодекс РФ, лесной кодекс РФ, а также федеральные и региональные законы.

Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ) — кодифицированный нормативно-правовой акт, являющийся основным источником земельного права в России.

Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса, земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Земельный кодекс Российской Федерации состоит из 19 глав (общей сложностью 103 статьи):

Структура Земельного кодекса

  1. Общие положения
  2. Земельные участки
  3. Охрана земель
  4. Собственность на землю
  5. Постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, ограниченное пользование чужими земельными участками (земельный сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное срочное пользование земельными участками
  6. Возникновение прав на землю
  7. Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков
  8. Прекращение и ограничение прав на землю
  9. Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  10. Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров
  11. Плата за землю и оценка земли
  12. Мониторинг земель, землеустройство и государственный земельный кадастр
  13. Контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель (земельный контроль)
  14. Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель
  15. Земли сельскохозяйственного назначения
  16. Земли населённых пунктов
  17. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения
  18. Земли особо охраняемых территорий и объектов
  19. Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса

Информация о работе Ладшафтное планирование в лесном хозяйстве