Контрольная работа по "Сельскому хозяйству"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 12:57, контрольная работа

Описание работы

Агрономия возникла в процессе практической деятельности человека, развивалась в тесной связи с ростом производительных сил общества, изменениями социально-экономических отношений и успехами естествознания. Истоки её уходят в глубокую древность. За тысячи лет до н. э. люди занимались земледелием. В рабовладельческую эпоху был уже накоплен большой эмпирический материал в виде агрономических правил и наставлений по сельскому хозяйству (Древний Египет, Месопотамия, Древняя Греция, Китай, Индия и Рим).

Работа содержит 1 файл

ОНИ.docx

— 32.68 Кб (Скачать)
  1. Агрономия (от агро и греческого nomos -- закон), буквально наука о законах полеводства, в широком смысле -- научная основа с.-х. производства, совокупность знаний о всех отраслях сельского хозяйства. С развитием теории и практики с.-х. производства из Агрономия выделились экономика и организация хозяйства, зоотехния, учение о с.-х. машинах, технология переработки с.-х. продуктов и др. Под Агрономия стали понимать комплекс агрономической науки и практических приёмов по возделыванию с.-х. культур (общее земледелие, агрохимия, агрофизика, растениеводство, селекция, семеноводство, семеноведение, фитопатология, с.-х. энтомология, с.-х. мелиорация и др.). Научная Агрономия основывается на общей биологии, физиологии растений, почвоведении, с.-х. метеорологии, генетике, микробиологии, биохимии, биофизике и др. естественных науках. В Агрономия пользуются лабораторным методом (см. Агрохимический анализ) и вегетационным методом, полевым опытом, а также результатами экспедиционного обследования почв, растительности и т. п. Для проверки выводов, полученных вегетационным и полевым методами, проводятся производственные опыты.

  Агрономия возникла в процессе практической деятельности человека, развивалась в тесной связи  с ростом производительных сил общества, изменениями социально-экономических  отношений и успехами естествознания. Истоки её уходят в глубокую древность. За тысячи лет до н. э. люди занимались земледелием. В рабовладельческую  эпоху был уже накоплен большой  эмпирический материал в виде агрономических правил и наставлений по сельскому  хозяйству (Древний Египет, Месопотамия, Древняя Греция, Китай, Индия и  Рим). Для феодализма характерны медленное  развитие естественных наук и застой в Агрономия Достигнутый в античный период уровень Агрономия не был превзойдён. Агрономические сведения содержались главным образом в исторических и географических трактатах, законодательных и административных актах и др. документах. Позднее появились специальные трактаты по сельскому хозяйству и домоводству, в которых преимущественно повторялись сведения, имевшиеся в письменных памятниках античной эпохи. При феодализме в ряде стран Западной Европы древняя залежная система земледелия стала заменяться паровой зерновой системой. С открытием Америки в Старый Свет были завезены новые растения (картофель, кукуруза, табак и др.), получившие затем широкое распространение. Соответственно расширялся и круг агрономических знаний.

  С развитием  капитализма и ростом городского населения увеличивался и спрос  на продукцию сельского хозяйства. Это повлекло за собой повышение  товарности с.-х. производства, введения более интенсивных систем земледелия.

  Особую  роль в развитии русской Агрономия  сыграли опытные учреждения и  учебные заведения. В 1867 Вольное  экономическое общество приступило к проведению опытов с удобрениями. В 1884 организовано Полтавское опытное  поле, затем Херсонское (1889), Одесское, Донское, Таганрогское и Лохвицкое опытные поля (1894), Вятская, Ивановская (1895) и Безенчукская (1903) опытные станции. В 1902 создана сеть опытных станций при сахарных заводах для разработки приёмов возделывания сахарной свёклы, селекции и сортоиспытания этой культуры. В 1908 было положено начало новому направлению в организации с.-х. опытного дела в России -- размещению с.-х. научно-исследовательских учреждений в соответствии с природными зонами страны; созданы государственные опытные станции -- Запольская (Петербургская губерния), Костычевская (Самарская губерния), Энгельгардтовская (Смоленская губерния) и Шатиловская (Тульская губерния). На опытных станциях и полях изучали и разрабатывали приёмы обработки почвы, севообороты, агротехнику отдельных культур и другие вопросы, имеющие важное значение в земледелии. В 1-й половине 19 в. открыт Новоалександрийский институт сельского хозяйства и лесоводства (ныне Харьковский с.-х. институт им. В. В. Докучаева) и Горы-Горецкий институт (ныне Белорусская с.-х. академия). В 1865 учреждена Петровская земледельческая и лесная академия (ныне Московская с.-х. академия им. К. Агрономия Тимирязева), ставшая центром развития Агрономия и подготовки агрономических кадров. В 1913 открыт один из крупнейших с.-х. вузов в Воронеже. В начале 20 в. в Москве и Петербурге были организованы Высшие с.-х. курсы для женщин; в Харькове, Казани, Варшаве и Юрьеве -- ветеринарные институты. При всём этом в дореволюционной России Агрономия оказывала незначительное влияние на земледелие, т. к. основная масса крестьянских хозяйств, располагая крайне малыми наделами земли, не имея необходимой техники и средств, не могла пользоваться успехами Агрономия. 

  2.радиционный метод фенологической информации – визуальные наблюдения, т. е. регистрация сроков наступления сезонных явлений. С целью достижения сопоставимости фенологических наблюдений, проводимых разными лицами, издаются программы фенологических наблюдений, методические указания к ним, атласы фенофаз растений и сезонных явлений мира животных. 

  Фенологические  наблюдения - одна из наиболее доступных форм массовой краеведческой работы. Эти наблюдения не требуют специальных приборов и оборудования, могут быть легко организованы во многих уголках природы по всему миру. Всюду, где есть люди, интересующиеся изучением природы - и горожане и жители сельской местности, и юные натуралисты и пенсионеры, могут проводиться фенологические наблюдения. В России они даже включены в программы школьного и внешкольного образования. Данные фенологических наблюдений помогают агробиологическим и метеорологическим станциям, научно-исследовательским учреждениям полнее изучать разнообразие и закономерности динамики природы. 
    Обработка наблюдений фенологических сетей даёт возможность устанавливать географо-фенологические закономерности, отражаемые на фенологических картах. Средняя многолетняя скорость продвижения сезонных явлений природы в широтном, долготном и вертикальном (в горах) направлениях различна в разных географических зонах, в разные сезоны и для разных групп явлений. В центральных районах Европейской части СССР весенне-летние сезонные явления мира растений движутся с Ю. на С. со средней скоростью около 40–50 км в сут, птицы летят со скоростью около 50–60 км. в сут. В долготном направлении скорость продвижения сезонных явлений определяется главным образом положением по отношению к Атлантическому океану; в зап. районах весна наступает раньше, чем на тех же широтах в глубине континента. (Но переход от зимы к лету в глубине континента совершается быстрее, чем на берегах океанов и, несмотря на позднюю весну, хлеба в долине Волги созревают раньше, чем во Франции.) В горах весенне-летние сезонные явления запаздывают с подъёмом на каждые 100 м в среднем на 3 сут. В некоторые годы сезонные природные явления могут протекать со значительными отклонениями от средних многолетних сроков, что осложняет ведение сельского хозяйства и др. сезонных отраслей народного хозяйства.  
    Факторы и закономерности, определяющие сроки наступления сезонных явлений, изучает экологическая Фенология. Эти факторы делятся на эндогенные и экзогенные. Первые обусловливаются наследственностью организмов. Так, подснежники цветут в начале весны, а астры и хризантемы – на спаде лета, грачи прилетают рано весной, а коростели – в начале лета. Экзогенные факторы определяются внешней средой. В каждой географической зоне решающее значение приобретают один-два фактора; в тропиках – режим влажности: в зонах умеренного пояса – тепловой режим, в Арктике – радиационный и тепловой режимы. Зависимость от факторов среды сезонных явлений разных групп неодинакова. Сроки весеннего пробуждения растений в основном определяются тепловым режимом, а осенний листопад – в равной степени тепловым и радиационным (длина светового дня) режимами. Одним из методов обработки ботанических фенологических наблюдений служат фенологические спектры. Сроки сезонных явлений у животных часто связаны с условиями их питания. Так, насекомоядные птицы прилетают тогда, когда весной появляется достаточное количество насекомых. Экологическая Ф. проводит моделирование фенологических процессов, т. е. находит выражения связи между сроками наступления сезонных явлений и комплексом эндо- и экзогенных факторов. Это моделирование составляет основу фенологического прогнозирования.

  3. Один из способов получения новых данных - научное исследование: процесс изучения конкретного объекта, явления или предмета с целью выявления закономерности их возникновения и развития, а также преобразования в интересах общества.Общая задача каждого научного исследования - познание законов природы, поиск путей и средств их использования в практической деятельности. Все исследования ведутся на трех взаимосвязанных уровнях: экспериментальном, теоретическом и описательно-обобщающем.На экспериментальном уровне ставят эксперименты, накапливают факты, анализируют их, обобщают и делают практические выводы. Эксперименты на конкретных объектах называются физическими. Кроме них можно использовать и мысленные эксперименты, т.е. логическое рассуждение о том, как изменится явление, процесс, если изменить условия, которые не могут быть осуществлены в действительности по техническим или другим причинам. Все эксперименты являются источником теоретических представлений.На теоретическом уровне синтезируются знания, формируются общие закономерности в определенной области знаний. Сам термин «теория» в переводе с греческого означает исследование. Теория представляет собой систему обобщенного знания, объяснение тех или иных сторон деятельности. Это мысленное отражение и воспроизведение действительности, в том числе и эксперимента. Поэтому результаты определенных экспериментов в обобщенном виде входят в определенную теорию. Критерии правильности научной теории - эксперимент и практика. Итак, теория используется для более глубокого понимания эксперимента, а эксперимент служит исходным материалом для создания теории. Однако теория не сводится к сумме данных эксперимента, она является качественно новой ступенью познания.Так, в эксперименте установлена тесная корреляционная связь урожая яблони и числа плодовых почек, закладывающихся за год до будущего урожая. На основе анализа и обобщения этих результатов можно составить уравнения регрессии для расчета будущего урожая по числу плодовых почек. Это позволит создать теорию прогнозирования урожая, которая проверяется на практике.Изучение потребления элементов питания овощными растениями дает возможность разработать теорию минерального питания.На описательно-обобщающем уровне исследований описываются явления, происходящие в природе. Это наблюдения за ростом и развитием растений в зависимости от погоды, за прохождением фенологических фаз, морозостойкостью, засухоустойчивостью и т.д. Для подобных наблюдений не требуются эксперименты, исследователь регистрирует и обобщает лишь те явления и агрономические объекты, которые имеются в хозяйствах, не воздействуя на них.В процессе исследований происходит познание материального мира путем наблюдений, накопления фактов и их осмысления. Познание ведется путем суждений и умозаключений. Суждение - форма мышления, с помощью которой утверждают либо отрицают что-либоУмозаключение - мыслительная операция, с помощью которой из связанных между собой последовательных суждений выводят новые знания. Например, известно, что плоды яблони зимних сроков созревания сохраняются зимой лучше, чем плоды осенних сроков созревания, и что Джонатан относится к сортам зимних сроков созревания. Отсюда можно заключить, что плоды сорта Джонатан будут хорошо храниться зимой. Аналогично можно делать умозаключения и по другим взаимосвязанным суждениям в плодоводстве, овощеводстве, виноградстве и других науках.Виды исследований в зависимости от цели - познавательной или практической - подразделяют на фундаментальные и прикладные. Это деление условно, т.к. на определенных этапах фундаментальные исследования могут переходить в прикладные, и наоборот, что свидетельствует о взаимосвязи научного познания с практикой.Фундаментальные исследования направлены на изучение явлений и законов природы, на расширение знаний об окружающем мире. В результате таких исследований создаются законченные научные работы, которые могут быть использованы в определенной отрасли, например в отраслях агрономии - садоводстве, ягодоводстве, овощеводстве, или же конкретно для семечковых, косточковых или бахчевых культур. Эти результаты используют для разработки технологий выращивания определенных культур.При изучений новых явлений фундаментальные исследования часто ведутся на грани известного и неизвестного, они обладают наибольшей степенью неопределенности и поэтому требуют от исследователя большого напряжения ума и интуиции.К фундаментальным исследования относится также свободное теоретическое исследование, которое возглавляют и проводят на основании своих идей крупные ученые. Руководитель проблемы предварительно формулирует теорию проблемы.Прикладные исследования в плодоводстве и овощеводстве направлены на изучение факторов жизни растений и закономерностей связи между растение и средой, на создание перспективных сортов и подвоев, разработку эффективных приемов повышения урожая и качества продукции. Так, при изучении теплового режима плодовых растений установлено, что персик более теплолюбив, чем вишня, поэтому растения персика высаживают на более теплых склонах. Изучение биологии капусты показало, что эта культура очень требовательна к влажности почвы, поэтому ее выращивают при более высоких нормах полива. Если новая сортоподвойная комбинация яблони оказывается более перспективной, ее используют в новых интенсивных насаждениях.Конечная цель всех прикладных исследований - внедрение их результатов в практику. Разновидностью прикладных исследований являются поисковые исследования - поиск принципиально новых приемов возделывания плодовых и овощных культур, создание комплексноустойчивых сортов и т.д., а также опытно-конструкторская работа.

  4. Эрозионные процессы могут быть различными (водные, ветровые) при этом происходит снос наиболее плодородного верхнего слоя или размыв почвы. Эрозия причиняет большой вред. Борьба с этим явлением одно из ведущих звеньев высокой культуры земледелия.

  Посев культур проводят на различные глубины, для яровой пшеницы, это зависит  от сорта и района возделывания. Для яровой пшеницы глубина посева должна быть оптимальная, соответствующая  длине колеоптиля высеваемой партии сортовых семян. При этом она лучше и дружно прорастает. После посева должно проводиться прикатывание, так как почва находится в рыхлом состоянии, что приводит к водной и ветровой эрозии. После уборки яровой пшеницы лучше оставить стерню.

  В зонах развития эрозии должны проводится мероприятия по посадке лесных полос, безотвальная обработка, почвы с оставлением стерни на ее поверхности, полосное размещение сельскохозяйственных культур, залужение крупных оврагов и склонов (А.Г. Банников, 1996).

  Таким образом, при возделывании яровой пшеницы, необходимо учитывать и применять  те агротехнические приемы, которые  требует данная культура (и даже отдельные сорта, например, разные сорта пшеницы, требуют разную глубину заделки семян), чтобы не нарушать структуру почвы, что привело бы к эрозии, уплотнению почвенного покрова и к другим нежелательным воздействиям на окружающую среду. 

  5. Общенаучные методыЭти методы широко используются в науке и включают: выдвижение рабочих гипотез, эксперимент, наблюдения, анализ, синтез, индукцию, абстрагирование, конкретизацию, проведение аналогии, моделирование, формализацию, создание теории.

  Выдвижение  рабочих гипотез. Гипотеза - научное предположение, предвидение новых явлений, процессов, закономерностей. Если гипотезы как новые предположения выдвигаются на основе уже известных знаний, то это будут обоснованные предположения. Например, каждый сорт плодовых, овощных и других культур имеет свои потенциальные урожайные возможности. Если сорт дает меньший урожай, то выдвигают рабочую гипотезу: возможно, недостаточен уровень минерального питания, и его следует повысить; режим влажности почвы не соответствует потребностям растений, и его надо изменить; необходимо увеличить число растений на гектаре и т.п. Каждую из этих гипотез выдвигают на основе того, что уже наблюдалось в практике. Если селекционеры предлагают новый сорт, то рабочая гипотеза о его перспективности выдвигается на основании характеристики этого сорта, которую дает госкомиссия по сортоиспытанию.

  Кроме обоснованных гипотез иногда выдвигают и простые  догадки, которые возникают на основе интуиции, профессионального чутья  исследователя с большим опытом работы. Наиболее вероятные, правдоподобные гипотезы проверяют в эксперименте.

 Эксперимент - это научно поставленный опыт, при котором явление вызывают искусственным путем или активно и направленно воздействуют на изучаемый объект и процессы. Исследователь ставит изучаемый объект в различные, заранее запланированные условия, и в этом заключается преимущество эксперимента. Существенно также, что изучаемые явления можно вызвать в любое время, не ожидая, пока они возникнут в природе: организовать полив, не ожидая дождя; с помощью удобрения восстановить питательный режим почвы, не ожидая, пока это произойдет естественным путем; обрезать деревья, не ожидая естественного самоизреживания ветвей и формирования кроны. Важно также, что в одном опыте можно искусственно вызвать не одно, а несколько явлений, расчленяя их в процессе проведения опыта и анализа результатов.

 В эксперименте можно сравнивать не только отдельные  элементы агротехники, но и целые  технологии, например интенсивную технологию выращивания культур с обычной, которая применялась раньше.

 Эксперимент (опыт) - это ведущий метод агрономических исследований. Чтобы выявить лучшие агроприемы или технологии возделывания той или иной культуры, используют наблюдение.

 Наблюдение - внимательное изучение явлений эксперимента или природы, их количественная и качественная регистрация с целью установления лучших приемов повышения урожая и его качества.

Примеры наблюдений: определение даты распускания почек, цветения, завязывания плодов, роста  побегов, листьев, созревания плодов, листопада  и др. Наблюдают также за повреждением растений вредителями, поражением болезнями, морозо- и засухоустойчивостью, за динамикой питательного и водного режимов почвы, растений и т.п. Одно из главных наблюдений во всех экспериментах - учет урожая и его качества.

Все учеты  и наблюдения необходимо проводить  по методикам, соответствующим стандартам, пользуясь при этом приборами (весы, термометры, колориметры и др.), которые  прошли проверку и контроль инспекции, подтвержденный актом.

Наблюдения  за явлениями природы включают учет атмосферных осадков, температур воздуха  и почвы, влажности воздуха, числа  солнечных дней, дат наступления  первых заморозков осенью и последних  весной, начала вегетации и цветения, их конца и т.д. В результате таких  наблюдений можно сделать ценные выводы о пригодности тех или  иных пород и сортов для новых  зон, о возможности агроклиматического районирования плодовых, овощных  культур, цветочно-декоративных растений и винограда.

Информация о работе Контрольная работа по "Сельскому хозяйству"