Контрольная работа по "Методике научных исследований и патентоведение"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:11, контрольная работа

Описание работы

вопрос 1 Организационная структура научных учреждений
вопрос 2 Понятие «научный метод»
вопрос 3 Особенности постановки опытов по методу интегральных групп

Работа содержит 1 файл

МЕТ - Лена.docx

— 31.24 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ  БИОТЕХНОЛОГИИ  И ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ

 

КАФЕДРА ЗООГИГИЕНЫ И КОРМЛЕНИЯ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине

«Методика научных исследований и патентоведение»

 

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка 3 курса

заочного отделения

специальности Зоотехния

Скрыпник Е.Ю.

 

Проверила

к.б.н., доцент

Мошкина С.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орел - 2012

Организационная структура научных учреждений

 Организационная структура  научных учреждений и союз  их с производством — это  важнейшие факторы, определяющие  темпы научно-технического прогресса.  Главной задачей любого научного  учреждения является проведение  исследований и разработок тех  тем, которые выдвигаются наукой  и практикой. Этой задаче следует  подчинить и структуру любого  научного учреждения, которая должна  быть гибкой, т. е. способной  к быстрой перестройке для  успешного решения постоянно возникающих проблем.

Все новые и традиционные производства и направления развития техники созданы и совершенствуются на базе комплекса исследований и  разработок, число которых по стране огромно. Например, только научными учреждениями и вузами Москвы за первые четыре года девятой пятилетки выполнено  около 100 тысяч научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ.

 По мере роста количества  и усложнения разработок научных  учреждений промышленные предприятия  стали запаздывать с применением  на практике того нового, что  создавали различные НИИ, КБ  и т. д. Неизбежно возросло  и число ошибок и просчетов  в разработках. Это еще более  замедляло реализацию разработок  в производстве, так как многие  ошибки и просчеты, в технической  документации предприятия не  могли исправить без повседневной  помощи разработчиков. Так возникла  потребность организационного сближения  научных учреждений с промышленными  и экспериментальными производствами, изготовляющими технику.

 Отмечая необходимость  организационного единства науки  с производством, отмечено, что  серьезный эффект может дать  во многих случаях объединение  научно-исследовательских учреждений  с предприятиями, создание мощных  научно-производственных комплексов».

 В годы двух последних  пятилеток организационная структура  научных учреждений сильно изменилась: сотни НИИ, КБ, ВПТИ, ПКТИ и других  научных учреждений включили  в свой состав или создали  вновь опытные и экспериментальные  заводы. Особенно много таких  заводов получили научные учреждения  Москвы. С другой стороны, в  годы девятой пятилетки в состав  крупных заводов и производственных  объединений начали организационно  включаться различные научные  учреждения. Значение научных подразделений  в ряде производственных объединений  возросло настолько, что их  начали называть научно-производственными  и научно-промышленными комплексами.  Этот процесс организационного  объединения сил науки с производством  продолжается и в десятой пятилетке.

 В последние годы  широкое развитие получило творческое  содружество научно-исследовательских  учреждений и вузов страны с промышленными предприятиями.

 Многие НИИ, КБ, институты  академий наук и вузы разрабатывают  и успешно выполняют согласованные  с производственными коллективами планы, принимают обязательства по досрочному выполнению государственных заданий, совершенствованию технологии и улучшению качества продукции. [4]

 

 

Понятие «научный метод»

Научный метод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки.

Метод включает в себя способы  исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Умозаключения и  выводы делаются с помощью правил и принципов рассуждения на основе эмпирических (наблюдаемых и измеряемых) данных об объекте. Базой получения  данных являются наблюдения и эксперименты. Для объяснения наблюдаемых фактов выдвигаются гипотезы и строятся теории, на основании которых формулируются  выводы и предположения. Полученные прогнозы проверяются экспериментом  или сбором новых фактов.

Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для  любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. Не должны приниматься  на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных. Для обеспечения независимой  проверки проводится документирование наблюдений, обеспечивается доступность  для других учёных всех исходных данных, методик и результатов исследований. Это позволяет не только получить дополнительное подтверждение путём  воспроизведения экспериментов, но и критически оценить степень  адекватности (валидности) экспериментов и результатов по отношению к проверяемой теории.

Теоретический научный  метод

Теории

Теория (др.-греч. θεωρία «рассмотрение, исследование») — система знаний, обладающая предсказательной силой в отношении какого-либо явления. Теории формулируются, разрабатываются и проверяются в соответствии с научным методом.

Стандартный метод проверки теорий — прямая экспериментальная  проверка («эксперимент — критерий истины»). Однако часто теорию нельзя проверить прямым экспериментом (например, теорию о возникновении жизни на Земле), либо такая проверка слишком сложна или затратна (макроэкономические и социальные теории), и поэтому теории часто проверяются не прямым экспериментом, а по наличию предсказательной силы — то есть если из неё следуют неизвестные/незамеченные ранее события, и при пристальном наблюдении эти события обнаруживаются, то предсказательная сила присутствует.

Гипотезы

Гипотеза (от др.-греч. ὑπόθεσις — «основание», «предположение») — недоказанное утверждение, предположение или догадка.

Как правило, гипотеза высказывается  на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров) и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный  факт (см. теорема, теория), или же опровергают (например, указывая контрпример), переводя в разряд ложных утверждений.

Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.

Научные законы

Закон — вербальное и/или математически сформулированное утверждение, которое описывает соотношения, связи между различными научными понятиями, предложенное в качестве объяснения фактов и признанное на данном этапе научным сообществом согласующимся с экспериментальными данными. Непроверенное научное утверждение называют гипотезой.

Научное моделирование

Моделирование — это изучение объекта посредством моделей  с переносом полученных знаний на оригинал. Предметное моделирование  — создание моделей уменьшенных  копий с определённым дублирующими оригинальными свойствами. Мысленное моделирование — с использованием мысленных образов. Знаковое или символическое — представляет собой использование формул, чертежей. Компьютерное — компьютер является и средством, и объектом изучения, моделью является компьютерная программа.

Эмпирический  научный метод

Эксперименты

Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) в научном методе — набор действий и наблюдений, выполняемых для проверки (истинности или ложности) гипотезы или научного исследования причинных связей между феноменами. Эксперимент является краеугольным камнем эмпирического подхода к знанию. Критерий Поппера выдвигает в качестве главного отличия научной теории от псевдонаучной возможность постановки эксперимента, прежде всего такого, который может дать опровергающий эту теорию результат. Одно из главных требований к эксперименту — его воспроизводимость.

Эксперимент делится на следующие  этапы:

  1. Сбор информации;
  2. Наблюдение явления;
  3. Анализ;
  4. Выработка гипотезы, чтобы объяснить явление;
  5. Разработка теории, объясняющей феномен, основанный на предположениях, в более широком плане.

Научные исследования

Научное исследование —  процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с  получением научных знаний.

Виды исследований:

Фундаментальное исследование, предпринятое главным образом, чтобы  производить новые знания независимо от перспектив применения.

 

 

Наблюдения

Наблюдение — это целенаправленный процесс восприятия предметов действительности, результаты которого фиксируются в  описании. Для получения значимых результатов необходимо многократное наблюдение.

Виды:

  • непосредственное наблюдение, которое осуществляется без применения технических средств;
  • опосредованное наблюдение — с использованием технических устройств.

Измерения

Измерение — это определение  количественных значений, свойств объекта  с использованием специальных технических  устройств и единиц измерения. [3,5]

 

Особенности постановки опытов по методу интегральных групп

Метод интегральных групп  дает возможность получить в одном  эксперименте информацию о влиянии  нескольких факторов на организм животных.

В исследовательской работе применяют метод интегральных групп  с использованием двух- и многофакторных показателей.

Использование метода интегральных групп позволяет изучать сравнительное  влияние комплекса факторов на продуктивность и физиологическое состояние  животных. В этом случае имеется  возможность установить наиболее эффективное  влияние соотношения изучаемых  факторов на организм животного.

Метод двухфакторного комплекса  заключается в том, что в опыте изучают влияние двух факторов одновременно при различном уровне.

В табл. 1 приведена схема  опыта методом двухфакторного комплекса.

Таблица 1. Схема проведения опытов с использованием двухфакторного комплекса

Группа 

Уровень протеина

Уровень углеводов

(сахар + крахмал)

1

2

3

4

Низкий

Высокий

Низкий

Высокий

Низкий

Низкий

Высокий

Низкий


 

По этой схеме, например, можно изучить влияние низкого (на 10 % ниже нормы) и высокого (на 10 % выше нормы) уровней протеина и углеводов (сахар + крахмал) на продуктивность или переваримость питательных веществ рациона жвачными животными, определить наиболее оптимальный их уровень.

Многофакторные комплексы  применяют тогда, когда требуется изучить одновременно влияние нескольких факторов при различном их сочетании (табл. 2).

Таблица 2. Схема проведения опытов с использованием многофакторного  комплекса

Группа

Уровень протеина

Уровень углеводов

Уровень жира

1

2

3

4

5

6

7

8

Низкий

Высокий

Низкий

Высокий

Низкий

Высокий

Низкий

Высокий

Низкий

Низкий

Высокий

Высокий

Низкий

Низкий

Высокий

Высокий

Низкий

Низкий

Низкий

Низкий

Высокий

Высокий

Высокий

Высокий


 

Проведение опытов с использованием многофакторного комплекса связано  большим количеством опытных  групп животных, что затрудняет работу экспериментатора. В ряде случаев  количество групп может быть уменьшено  вдвое. Это достигается, например, за счет исследования одного уровня всех факторов на одной группе, а в  трех других группах определяет переменное влияние изучаемых факторов (табл. 3). [1]

Схема 3. Модификация многофакторного  комплекса

Группа

Уровень протеина

Уровень углеводов

Уровень жира

1

2

3

4

Высокий

Низкий

Высокий

Низкий

Высокий

Высокий

Низкий

Низкий

Высокий

Низкий

Низкий

Высокий

Информация о работе Контрольная работа по "Методике научных исследований и патентоведение"