Контрольная работа по дисциплине "Аграрная политика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:46, контрольная работа

Описание работы

Агропромышленный комплекс в условиях рынка занимает особое положение, не позволяющее в полной мере и на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. Низкодоходное сельское хозяйство, зависимое от природных факторов и имеющее ярко выраженный сезонный, цикличный характер производства - более отсталая в технологическом плане отрасль по сравнению с промышленностью. Вложенные в нее капиталы приносят меньшую отдачу. Сельское хозяйство медленнее, чем другие отрасли, приспосабливается к меняющимся экономическим и технологическим условиям.

Содержание

Введение
Особенности аграрного сектора и его значимость для страны.
Основные принципы государственного регулирования аграрного сектора.
Классификация государственного регулирования по методам, характеру, отраслям и сферам.

Заключение

Список литературы

Тест 1.

Тест 2.

Тест 3.

Работа содержит 1 файл

аграрная политика.docx

— 36.66 Кб (Скачать)

План 

Введение 

  1. Особенности аграрного сектора и его значимость для страны.
  2. Основные принципы государственного регулирования аграрного сектора.
  3. Классификация государственного регулирования по методам, характеру, отраслям и сферам.

Заключение 

Список литературы

Тест 1.

Тест 2.

Тест 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Необходимость создания в  России механизма государственного регулирования АПК, включающего  в себя весь комплекс мер воздействия  государства на систему экономических  отношений, вытекает из места и роли этого сектора в рыночной экономике.

На долю АПК приходится 25% основных фондов. В АПК производится около 30% валового общественного продукта и более 70% товаров, потребляемых населением. От состояния сельского хозяйства  и сферы его обслуживания во многом зависит экономическая, политическая и социальная обстановка в обществе.

Агропромышленный комплекс в условиях рынка занимает особое положение, не позволяющее в полной мере и на равных участвовать в  межотраслевой конкуренции. Низкодоходное  сельское хозяйство, зависимое от природных  факторов и имеющее ярко выраженный сезонный, цикличный характер производства - более отсталая в технологическом плане отрасль по сравнению с промышленностью. Вложенные в нее капиталы приносят меньшую отдачу. Сельское хозяйство медленнее, чем другие отрасли, приспосабливается к меняющимся экономическим и технологическим условиям.

Для обеспечения устойчивого  развития АПК необходим действенный  экономический механизм, основанный на сочетании форм и методов государственного регулирования, проведении сбалансированной ценовой и финансово-кредитной политики. Одним из важнейших факторов, определяющих необходимость государственной поддержки предприятий агропромышленного комплекса, является их финансовое состояние. Последние годы характеризуются резким ухудшением финансового положения сельскохозяйственных предприятий. Как показывает мировой опыт, осуществление сельскохозяйственного производства без государственной поддержки весьма затруднительно, а в большинстве случаев невозможно. Основные мотивы поддержки АПК со стороны государства могут быть не только экономические, но и социальные, политические, экологические, демографические, научно-технические.

В настоящее время необходимость  государственного регулирования мало у кого вызывает сомнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности аграрного сектора и его значимость для страны.

 

       Агропромышленный комплекс (АПК) — крупнейший межотраслевой комплекс, объединяющий несколько отраслей экономики, направленных на производство и переработку сельскохозяйственного сырья и получения из него продукции, доводимой до конечного потребителя.

Аграрный сектор – один из самых перспективных сегментов  экономики государства.

        Особенности аграрного сектора. Прежде всего, сельское хозяйство в развитых странах представляет собой классический пример совершенно конкурентной отрасли, поскольку сельхозпроизводство ведется большим количеством продавцов, каждый из которых не обладает достаточным объемом предложения для влияния на цены, продукт практически не диверсифицируем, а кроме того, практически отсутствуют барьеры входа и выхода с рынка.

Вторая особенность –  сильная зависимость сельхозпроизводства  от природных условий. Засухи, наводнения, вредители, болезни животных и растений делают аграрный сектор сферой относительно рискованного приложения капитала.

Еще одна особенность –  вследствие слабой дифференцируемости продукции продавцы имеют мало возможностей для повышения цен. Паритет цен  на сельскохозяйственную продукцию  и средства производства для сельского  хозяйства из года в год во всем мире изменяется не в пользу аграрного  сектора.

Конечным продуктом сельскохозяйственного  производства и продовольственного сектора является продовольствие. Но ценовая эластичность спроса на продукты питания, как правило, низка. Потребители  приобретают основные виды продовольствия независимо от роста или сокращения цен на них практически в неизменных объемах. С другой стороны, спрос на сельскохозяйственные и продовольственные товары является неэластичным и по доходу.

Низкая эластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию  порождает так называемую долгосрочную фермерскую проблему. Сама по себе низкая эластичность спроса еще не является проблемой для сектора экономики, если предложение не растет или растет медленно. Но дело в том, что за последний  век аграрный сектор пережил значительный научно-технический прогресс, резко  выросла производительность аграрного  труда, и предложение сельскохозяйственной продукции стало быстро расти. А  с ростом реальных доходов спрос  каждой отдельной семьи, предъявляемый  к аграрно-продовольственному сектору, сокращается. Но с ростом благосостояния обычно сокращается и рождаемость, а это означает снижение темпов роста  населения. В результате совокупный спрос на сельскохозяйственную продукцию  в обществе растет медленнее, чем  ее предложение.

Таким образом, по мере развития экономики и научно-технического прогресса сельское хозяйство оказывается  «зажатым» между двумя тенденциями. С одной стороны, с ростом предложения  суммарная выручка сектора стремится  к уменьшению. С другой стороны, цены на приобретаемые товары обгоняют цены на фермерскую продукцию. Результирующим трендом становится относительное  падение фермерских доходов. В долгосрочной перспективе фермерские доходы всегда отстают от доходов в нефермерских секторах экономики. Так как сельское хозяйство — высоко конкурентная отрасль, казалось бы, что в силу законов рынка параллельно с  падением доходов должен происходить  отток фермеров из этой отрасли в  более прибыльные сферы деятельности. Однако на практике этого не происходит. Им мобильность ресурсов в сельском хозяйстве приводит к усугублению долгосрочной фермерской проблемы. Особенность сельского жителя и сельского работника, выражается в его особой привязанности к устоям жизни и труда и обусловливает особый общественный консерватизм этой части населения.

Ценовая неэластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию  в совокупности с большой зависимостью аграрного производства от природного фактора и конкуренцией производителей порождает краткосрочную фермерскую проблему: цены на рынке сельхозпродукции крайне нестабильны. Малейшие колебания  в объемах предложения в зависимости  от тысячи неподконтрольных фермеру  причин (высокий или низкий урожай и т.д.) — и цена падает или взлетает с неадекватной скоростью.

Еще одно отличие аграрного  сектора от других секторов экономики заключается в том, что наиболее распространенной формой сельскохозяйственного предприятия является крестьянское хозяйство, семейная ферма. Для этого предприятия целью функционирования является благосостояние семьи, которое не исчерпывается доходом от аграрного производства. Поэтому исходное положение теории фирмы о том, что предприниматель всегда стремится к максимизации своей прибыли, для аграрного сектора в чистом виде неприменимо.

В дополнение к вышеназванным  особенностям аграрной экономики следует  отметить, что этот сектор характеризуется  еще и особым отношением общества к нему. Протекционизм как экономическая  политика защиты отечественного производителя  присущ, безусловно, не только сельскому  хозяйству. Однако именно в продовольственной  сфере он наиболее распространен  и силен. Наряду с общими аргументами  в пользу протекционизма (противодействие  демпингу, защита становящейся отрасли, безработица и т.п.) в аграрной сфере используют и специфические  доводы.

Агропромышленный комплекс является важнейшей составной частью экономики России, где производится жизненно важная для общества продукция, и сосредоточен огромный экономический  потенциал. В нем занято почти 30 % работающих в сфере материального  производства, задействована пятая  часть производственных фондов, и  создается около трети валового национального дохода. Развитие агропромышленного комплекса в решающей мере определяет состояние всего народнохозяйственного потенциала, уровень продовольственной безопасности государства и социально-экономическую обстановку в обществе.

Важнейшим звеном агропромышленного  комплекса является сельское хозяйство. Оно занимает особое место не только в агропромышленном комплексе, но и  во всем народном хозяйстве.

Спрос населения на товары народного потребления почти  на 75 % покрывается за счет сельского  хозяйства. При этом расходы на продукты питания составляют около половины расходов в бюджете средней российской семьи .

Находясь в настоящее  время в состоянии кризиса, АПК  по-прежнему вносит значительный вклад  в формирование бюджета. В 2003 году, по данным МНС России, только сельхозпредприятия и организации пищевой на предприятиях, работающих на село, как правило, уровень рентабельности значительно выше, чем в сельском хозяйстве. При устойчивом состоянии экономики один крестьянин обеспечивает работой семь-восемь рабочих других отраслей и зарплатой значительно более высокой, чем в сельском хозяйстве. Именно высокий уровень развития сельскохозяйственного производства, его платежеспособность, возможность и необходимость приобретать и поглощать материально-технические ресурсы (технику, запчасти, средства химизации, энергоресурсы и т.д.), являющиеся продукцией десятков отраслей, определяет устойчивое развитие всего народнохозяйственного комплекса.

 

 

 

 

2.Основные принципы государственного  регулирования аграрного сектора

 

          Прежде всего, важен принцип единства экономических и социальных целей: меры государственного регулирования должны ориентироваться не только на решение экономических проблем, но и принимать во внимание сложившиеся ценности сельского населения, модели поведения его различных групп, социально-психологические и национальные особенности.    Следующий принцип - сочетание индикативности и директивности в управлении аграрной сферой - предполагает, что директивные методы регулирования в условиях рыночной экономики могут распространяться на предприятия государственного сектора при необходимости (в случае засухи, наводнения, экологических катаклизмов и т. п.).

        Принцип аграрного протекционизма имеет два аспекта: внутриэкономический, он касается взаимоотношений аграрного комплекса с другими отраслями, и внешнеэкономический, который связан с экспортом и импортом сельскохозяйственных товаров. Закупка за рубежом продовольствия, комбикормов, семян, даже более высокого качества, в условиях кризиса сбыта оказывает негативное дополнительное влияние на финансовое состояние отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

        Принцип программного регулирования основывается на том, что программы в аграрном секторе представляют собой, во-первых, метод воздействия на конкуренцию и тем самым смягчают негативные последствия, во-вторых, позволяют согласовывать интересы, механизмы и инструменты регулирования.

Однако выделенные принципы не полностью  раскрывают процесс воздействия  государства на аграрную сферу и  нуждаются в дополнении.

Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств - крупных, с  тенденцией к монопольным структурам, и мелких. При этом, с одной стороны, устойчивой тенденцией является процесс концентрации производства, так как именно крупные предприятия располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами. С другой стороны, в настоящее время происходит значительный рост мелкого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и трудовых ресурсов. Малых и средних предприятий особенно много в отраслях, связанных с производством потребительских товаров, в том числе и сельскохозяйственной продукции. Развитие различных по объемам производства предприятий предполагает использование и различных форм собственности. Таким образом, государственное регулирование должно основываться на принципе равнозначной поддержки предприятий всех форм собственности.

Основным содержанием государственного регулирования производства в аграрном секторе является финансовая и материальная поддержка сельскохозяйственных предприятий  со стороны государства. Однако она  не должна развивать иждивенчество, необходимо исключить возможность  использования такой поддержки  на компенсацию убытков от неэффективного ведения производства. Поэтому целесообразно  выделить такой важный принцип государственного регулирования, как экономическое  стимулирование эффективно работающих предприятий.

Краеугольным же должен стать принцип  обеспечения расширенного воспроизводства, означающий необходимость преодоления  межотраслевого диспаритета цен, устранения неадекватности потребности и поступлений материально-технических и финансовых ресурсов и создания благоприятной экономической среды в АПК на основе экономической эффективности сельскохозяйственного производства.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Аграрная политика"