Интродукция

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Интродукция – ровесница земледелия и всегда предшествовала началу культивирования того или иного растения. Интродукцией растений человечество начало заниматься со времени перехода от собирательства к выращиванию растений [2].

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Объекты интродукции растений…………..………………………………5
Интродукционные испытания……………………………………………11
Завершение процесса интродукции……………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

Курсач - Интродукция как метод селекции лесных древесных видов.docx

— 93.40 Кб (Скачать)

Другим проявлением искусственного отбора при первичном интродукционном испытании является планомерное сокращение численности экземпляров образца за счет удаления более слабых растений. При этом за основу принимается так называемое «коллекционное число». Понятие « коллекционное число» отчасти объективно и определяется размерами территории пункта интродукции, его структурой и техническими возможностями, отчасти же субъективно, поскольку учитывает такие параметры, как интродукционная ёмкость и интродукционная направленность, результаты интродукционного поиска. Не определившись заранее с коллекционными числами для разных групп интродуцентов, обычно устанавливаемых на уровне жизненных форм, крайне сложно осуществлять искусственный отбор, как и планировать будущий объём коллекций живых растений. Естественно, что для разных жизненных форм коллекционные числа будут разными и для древесных растений они всегда и везде меньше, чем для травянистых. Здесь мы сталкиваемся с одним из специфических противоречий интродукции растений, когда менее пластичные в условиях культуры древесные растения представлены в коллекциях меньшим числом экземпляров, тогда как более пластичные травянистые растения – большим числом. На практике отбраковываемые растения, если они достаточно нормально развиты, представляют собой своеобразный обменный фонд. Иногда, с целью экономии места, изначально высаживается такое количество посадочных единиц, которое соответствует принятому коллекционному числу, но по несколько штук вместе. Так часто поступают с травянистыми и некоторыми древесными растениями (кустарниками и лианами).

Для многих древесных растений первичное интродукционное испытание  продолжается за пределами интродукционного питомника, и тогда их включают в состав коллекционных участков или экспозиционных отделов. При высадке интродуцентов на коллекционных участках преимущественно руководствуются оптимальной площадью питания для растений. При посадках в экспозиционных отделах приходится также учитывать соседство растущих рядом растений. Во всех случаях необходимо по возможности полно учитывать экологические требования интродуцентов. Последнее – достаточно сложная проблема, в особенности, когда набор почвенных разностей и микроклиматических условий интродукционного пункта ограничен.

В условиях открытого и  защищенного грунта данная проблема относительно разрешима за счет применения различных почвенных смесей и выбора местонахождения, оптимального по световым и температурным параметрам. В открытом грунте, по аналогии с закрытым, целесообразно устройство так называемых «интродукционных пятен» – своеобразных экотронов в составе коллекционных участков или экспозиционных отделов с заменой естественных грунтов соответствующими почвенными смесями на глубину корнеобитаемого слоя. В таких «интродукционных пятнах» можно высаживать как травянистые растения, так и небольшие древесные растения, в основном кустарники и кустовидные деревья, объединяемые одинаковыми экологическими условиями, а в ряде случаев и ботаническим родством. В таких условиях легче обеспечить требуемые агротехнические мероприятия, при необходимости укрыть растения на зиму, защитить от солнца или ветра. К разряду «интродукционных пятен» можно отнести такие классические приемы декоративного садоводства, например, как рокарии и их южные варианты – «мексиканские горки».

Следует заметить, что процесс интродукции растений является одновременно и конечным, и бесконечным и что завершение какого то из этапов этого процесса не означает завершения всего интродукционного процесса конкретного вида или культигенной формы. Количество растений своей репродукции для продолжения интродукционного испытания может быть различным и зависит от многих обстоятельств, в первую очередь от принятого коллекционного числа. На их численность также оказывает влияние предполагаемое использование интродуцентов: создание экспериментального фонда для вторичного интродукционного испытания, выращивание с декоративными целями, пополнение обменного фонда и другое. Следует также отметить, что продолжительность первичного интродукционного испытания относительна и может длиться от одного вегетационного периода до нескольких десятков лет, в зависимости от вида растений и агроклиматических особенностей пункта интродукции. Иногда первичное интродукционное испытание переходит во вторичное интродукционное испытание, минуя стадию первичного размножения. Так, например, пальма Erythaea armata хорошо переносит климатические особенности района Сочи, но не дает вызревшие семена, поскольку семена у этой пальмы созревают весной следующего года, при условии, что температура воздуха в зимнее время не будет ниже нуля, тогда как ежегодный минимум для данного региона составляет 30 С. Эта красивая пальма в условиях Сочи размножается семенами, получаемыми из других интродукционных пунктов [17, с.53-62].

Особенности первичного размножения  интродуцентов многообразны и основываются на различных агротехнических методах, способах и приемах, с привлечением данных научных наблюдений за время первичного интродукционного испытания.

На завершающей стадии первичного интродукционного испытания  проводится научное исследование интродуцентов, включающее в себя элементы эксперимента. В ходе таких наблюдений и исследований выявляется реакция растений интродуцентов конкретного образца на условия культивирования в конкретном пункте интродукции. Обобщенные результаты научных наблюдений используются для разработки методик научного изучения интродуцентов на начальных стадиях вторичного интродукционного испытания. По ним также делается прогноз адаптационных возможностей интродуцентов и разрабатывается стратегия последующего их культивирования [16, с.1520].

В процессе первичного интродукционного испытания проводится работа по уточнению  и подтверждению таксономической  принадлежности растений конкретного  образца, начиная с момента проявления у растений диагностических признаков.

Эта принципиально важная работа продолжается во многих случаях на этапе вторичного интродукционного испытания до получения достоверных результатов.

Принципиальным отличием вторичного интродукционного испытания от первичного является то, что объектами для первого служат виды и их внутривидовые таксоны, представляемые как совокупность культивируемых в данном интродукционном пункте особей всех образцов, а для второго – особи отдельного образца исходного материала, представляющие тот или иной вид или культигенную форму.

В процессе вторичного интродукционного испытания научное изучение на его начальных стадиях сменяется научным исследованием на завершающих стадиях. Полноценное вторичное интродукционное испытание возможно только при использовании растений своей репродукции; для древесных растений – обычно первой репродукции.

Вторичное интродукционное  испытание для закрытого и  защищенного грунтов чаще всего  проводится в тех же культивационных  помещениях, что и первичное. Что же касается открытого грунта, то здесь оно обычно проводится на коллекционных участках, а также в экспозиционных отделах пунктов интродукции. Интродуценты могут включаться в композиционную структуру экспозиционного отдела либо высаживаться отдельными биогруппами.

Во всех случаях вторичного интродукционного испытания, когда  интродуценты высаживают в грунт, в том числе и в культивационных помещениях, существенное значение приобретает аллелопатическое воздействие фитоокружения. Взаимоотношения растений на этом аллелопатическом уровне, следует отметить, изучены недостаточно. Именно неизученностью и непредсказуемостью аллелопатических взаимоотношений интродуцентов с фитоокружением интродукция растения, равно как и декоративное садоводство с его большим набором растений, отличается от остальных отраслей земледелия, каждая из которых старается нейтрализовать аллелопатическое воздействие на культивируемые растения, используя при этом монокультуры, тщательный подбор культур для совместного выращивания и другие агроприемы. Известно немало случаев, когда интродуценты проявляли низкие адаптационные возможности, вплоть до гибели растений, лишь по причинам негативного аллелопатического воздействия фитоокружения. Соответственно рекомендуется при выявлении адаптационных возможностей интродуцентов учитывать, хотя бы относительно, степень аллелопатического воздействия фитоокружения.

Изучение видов или  культигенных форм в процессе вторичного интродукционного испытания обычно проводится по нескольким направлениям, обусловленным целями и задачами пункта интродукции, а также биологическими особенностями интродуцентов. При этом установление адаптационных возможностей интродуцентов в том или ином виде производится всегда. Понятию «адаптационные возможности интродуцентов» придаются различные значения, но более правильным представляется употребление в смысле сколь нибудь успешного культивирования интродуцента в условиях конкретного пункта интродукции или зоны его интродукционного влияния. Понятие «адаптационные возможности интродуцента» допустимо применять только по отношению к совокупности всех культивируемых в пункте интродукции особей конкретного вида или его внутривидовых таксонов, в том числе и культигенных. По отношению к отдельным особям какого - то образца это возможно только внутри видового таксона. Адаптационные возможности интродуцентов – это суммарное проявление адаптационной реакции интродуцентов на лимитирующие факторы пункта интродукции. Исходя из этого, о полноте изученности адаптационных возможностей интродуцентов можно судить только после проявления во время вторичного интродукционного испытания воздействия лимитирующих факторов. Тогда как некоторые из таких факторов в ряде регионов и по отношению к некоторым группам интродуцентов могут не проявляться достаточно длительное время – абсолютный минимум, например. В таких случаях их влияние учитывается приблизительно или в условиях эксперимента.

Именно нерегулярность проявления абсолютного минимума явилась причиной разработки методов косвенного определения влияния низких температур, близких к абсолютному минимуму, на многолетние растения интродуценты. Это и промораживание целых растений или их частей в специальных камерах, определение вязкости протоплазмы в предзимний период, установление степени одревесневания побегов и другие. Данные, полученные при помощи этих методов, являются достаточно приблизительными по отношению к естественной реакции растений интродуцентов на воздействие низких температур, близких к абсолютному минимуму, но ими можно пользоваться при установлении адаптационных возможностей интродуцентов.

Поскольку адаптационные  возможности интродуцентов в конечном итоге зависят от адаптационной реакции каждой культивируемой особи, то отсюда следует, что данное понятие достаточно мобильно и на него можно воздействовать. Например, удаляя особи с низкой адаптационной реакцией, размножая и включая в процесс вторичного интродукционного испытания особи с высокой адаптационной реакцией, можно существенно повысить адаптационные возможности конкретного интродуцента. Подобного рода селективные меры обязательно должны проводиться на этапе вторичного интродукционного испытания, начиная с его ранних стадий, а в ряде случаев такое возможно уже на этапе первичного интродукционного испытания.

Исходя из вышеизложенного, следует ожидать, начиная с первичного интродукционного испытания, появления культигенных форм как при семенном размножении, так и при вегетативном. Такие формы необходимо оперативно выявлять, объективно оценивать и при необходимости выделять в самостоятельные внутривидовые таксоны. Последнее необходимо, по крайней мере, по двум причинам: более объективно устанавливаются адаптационные возможности интродуцентов, появляются новые, представляющие определенную ценность, растения. Следует добавить, что формы, появившиеся в результате почковой вариации (соматической мутации), не всегда достаточно четко отличаются от родительских растений, и их в большинстве случаев считают культигенными клонами данной формы или вида. Статус таких клонов трактуется неоднозначно и нуждается в уточнении.

На этапе вторичного интродукционного испытания следует начинать проведение фенологических наблюдений, результаты которых являются основополагающими для установления многих характеристик интродуцентов. В своей сути методики фенологических наблюдений приемлемы для всех интродукционных пунктов, но на практике они применяются после некоторого критического осмысливания, учитывающего как особенности пункта интродукции, так и особенности растений, за которыми такие наблюдения ведутся. Результаты фенологических наблюдений представляют научную ценность только в том случае, если они проводятся регулярно, достаточно длительное время и по отношению к достоверно идентифицированным растениям. Практика же показала целесообразность использования специальных журналов фенологических наблюдений, которые могут быть разнообразными по форме. Для удобства оперативного пользования результатами фенологических наблюдений их желательно проводить в отношении предварительно сгруппированных, одновозрастных растений. Несмотря на кажущуюся простоту, методически правильные фенологические наблюдения довольно сложны в исполнении и, как правило, редко где проводятся в необходимом объёме.

Если в процессе первичного интродукционного испытания актуальными являются карантинные мероприятия по недопущению заноса новых вредителей и возбудителей болезней, то на этапе вторичного интродукционного испытания основное внимание уделяется защите интродуцентов от представителей местных патогенных организмов. Кстати, по отношению к интродуцентам в качестве таковых могут выступать виды, вполне безобидные для местных растений. Означенная проблема является достаточно серьезной, и исследования в данном направлении представляются более чем желательными.

В ходе вторичного интродукционного испытания должно быть принято решение  о целесообразности сколь - нибудь широкого культивирования интродуцентов, в противном случае образец остается коллекционным объектом или даже удаляется из коллекции. Последнее в интродукционной практике происходит довольно часто, и принятие такого решения зависит от многих обстоятельств: от адаптационных показателей интродуцента, от его практической ценности, от технических возможностей пункта интродукции, от гарантированного наличия интродуцента в других интродукционных пунктах и прочего. В случаях, когда принимается решение рекомендовать интродуцент для культивирования, помимо коллекционных фондов, необходимо выявить потребность в специальных агроприемах и разработать необходимые на данном этапе рекомендации по агротехнике.

 

  1. ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕССА ИНТРОДУКЦИИ

Подведение итогов интродукции можно начинать одновременно с мобилизацией исходного материала, но реальную ценность это специфическое понятие интродукции растений начинает приобретать только тогда, когда большинство интродуцентов определенной группы растений находится на завершающих стадиях вторичного интродукционного испытания. Итоги интродукции можно подводить по конкретным группам растений, по совокупности всех интродуцентов в данном пункте интродукциии, получая в каждом случае свои, отличающиеся результаты. Кроме того, в отличие от остальных видов интродукционного анализа, подведение итогов интродукции может проводиться по совокупности многих интродукционных пунктов в пределах любого региона (флористического или административно территориального) и даже в глобальном масштабе. Результаты такого обобщенного подведения итогов интродукции представляют интерес при проведении интродукционного поиска.

Существует достаточно много  методик подведения итогов интродукции, но всем им присуща четкая ориентация на биологические и хозяйственные параметры той или иной группы интродуцентов с поправкой на агроклиматические особенности пункта интродукции. Любая из методик учитывает степень соответствия интродуцентов лимитирующим факторам, обычно берутся во внимание наиболее значимые из них, для каждого конкретного случая. В конечном счете, результаты подведения итогов интродукции предстают в виде различных перечней интродуцентов с указанием корректирующих признаков или с подразделением по этим признакам. Подобные перечни часто сопровождаются указанием жизненной формы и родины [3, с.93-106].

Информация о работе Интродукция