Индикативное планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 18:22, реферат

Описание работы

Индикативное планирование как форма государственного планирования носит целевой рекомендательно-стимулирующий характер. Оно является средством реализации социально-экономической политики государства. Его важнейшими задачами являются систематизация информации о деловой конъюнктуре предлагаемых инвестиций государства и расходов государственного бюджета с тем, чтобы содействовать принятию эффективных решений.

Содержание

Введение.
Сущность индикативного планирования.
Элементы и функции индикативного планирования.
Виды индикативного планирования.
Индикативное планирование в России.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

индикативное планирование.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

     С точки зрения горизонта планирования выделяют три формы индикативных планов: 
— стратегические долгосрочные индикативные планы — разрабатываются на срок 10−15 лет. Имеют четкую целевую направленность, стратегический характер и представляют собой демографические прогнозы, комплексные прогнозы основных параметров развития экономики, использования и сбережения природных ресурсов, развития научно-технического прогресса, показателей качества жизни населения; 
— стратегические среднесрочные индикативные планы -разрабатываются на срок 3−5 лет в форме определенных целей и характеризующих их индикаторов на планируемый период, а также основных механизмов и рычагов воздействия государства на экономику для достижения индикаторов; 
— текущие краткосрочные индикативные планы — разрабатываются на очередной год и носят конъюнктурный характер (регулирование рынков, государственный заказ, государственные программы, субсидирование населения и субсидирование предприятий как элемент регулирования предложения товаров и услуг).
 
 
 

    Индикативное  планирование в России.

В Российской Федерации вопрос необходимости  формирования системы индикативного  планирования стал обсуждаться с  середины 90 годов прошлого века.  В апреле 1997 года Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Институтом экономики Российской Академии Наук была организована представительная конференция «Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики». В рекомендациях конференции предлагалось: 
— сконцентрировать усилия на создании системы индикативного планирования и прогнозирования экономики, органично связанных с долгосрочной социально-экономической стратегией и направленных на ее реализацию; 
— законодательно определить статус индикативных планов, их место в системе экономических регуляторов и порядок их разработки; 
— подготовить специальный Закон «Об индикативном планировании и долгосрочных национальных программах социально-экономического развития».

В сентябре 2000 года Государственная Дума приняла  в первом чтении Федеральный Закон  «О государственном прогнозировании, индикативном планировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», внесенный депутатами Глазьевым С. Ю. и Пузановским А. Г. Данным документом предлагалось разрабатывать годовые индикативные планы социально-экономического развития, которые утверждаются Федеральным Законом. В соответствии с этим законом субъекты РФ должны разрабатывать годовые индикативные планы социально-экономического развития регионов в соответствии с методическим рекомендациям разработке индикативных планов социально-экономического развития в РФ, утвержденными Правительством РФ. Документ был принят Государственной Думой во втором и третьем чтении и одобрен Советом Федерации, однако в апреле 2001 года был отклонен Президентом Российской Федерации по причине противоречия законодательству РФ. Несмотря на то, что на уровне Российской Федерации Закон об индикативном планировании не был принят, элементы индикативного планирования применяются во многих субъектах РФ. Причем можно выделить две основные формы индикативного планирования в субъектах РФ.

В ряде регионов (Самарская область, Республика Мордовия, Красноярский край и т. д.) индикативные планы в виде цельных  документов не формируются, а используются отдельные элементы индикативного  планирования социально-экономического развития. В других регионах (Республика Татарстан, Свердловская область, Республика Бурятия, Краснодарский край) формируется индикативный план в виде цельного, логически структурированного документа, отражающего стратегию развития региона на планируемый период. 

Заключение.

Резюмируя всё  выше изложенное, индикативное планирование можно дифференцировать, как механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных  субъектов управления экономикой, сочетающей её госрегулирование с рыночным и нерыночным её саморегулированием, основанный на разработке системы показателей социально-экономического развития и включающий определённые его общенациональные приоритеты, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования решений на макро-, мезо- и микроуровне, налоговые и иные меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана. 
 
 
 
 

Список  используемой литературы:

  1. Индикативное планирование и проведение региональной политики: учебное пособие/ под ред. Левинталя А.Б., Пащенко Ф.Ф. изд- Феникс, 2007.
  2. Стратегическое планирование / Под ред. Петрова А.Н. Учебное пособие. - СПб.: Знание, ГУЭФ, 2006.
  3. Шамхалов Ф. Государство и экономика, основы взаимодействия: Учебник. - М.: Инфра-М, 2000.

    Интернет  ресурсы:

  1. http://ponauke.com/pip/003.htm
  2. http://kraspubl.ru/content/view/165/1
  3. http://www.lexed.ru/pravo/theory/moiseev2006/?12.html

Информация о работе Индикативное планирование