Возбуждение дела об административном правонарушении

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 18:38, реферат

Описание работы

С 1 июля 2002 года утратил силу Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и введен в действие новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Новом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывая изменения, происходившие в обществе, усиливая гарантии прав и свобод граждан содержит ряд принципиально новых положений, которые следует отметить. Существует множество специальных глав, посвященных экологическим, социально-экономическим правонарушениям и т.д.

Содержание

Введение. 3

1. Возбуждение дела об административном правонарушении. 4
2. Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении. 6
3. Моменты возбуждения дела об административном правонарушении. 9
4. Процессуальное оформление протокола. 11

5. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административном правонарушении. 13

6. Возбуждение дела об административных правонарушениях прокурором. 14

7. Обстоятельства исключающие производство по делу. 17

Заключение. 18



Список литературы. 19

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО АДМ..doc

— 88.00 Кб (Скачать)
 

Содержание. 

Введение.                                                                                                3                                                  

1.   Возбуждение дела об административном правонарушении.       4                                                                               2. Поводы к возбуждению дела об административном         правонарушении.                                                                                    6                                                                                                                      3.  Моменты возбуждения дела об административном правонарушении.                                                                                    9      

4. Процессуальное оформление протокола.                                     11                                             

5.   Должностные лица, уполномоченные   составлять протоколы об административном правонарушении.                                                 13

6. Возбуждение дела об административных правонарушениях прокурором.                                                                                                        14

 7.   Обстоятельства исключающие производство по делу.              17           

Заключение.                                                                                           18

                                                                                                        

Список  литературы.                                                                              19                                                                                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ. 
 

     С 1 июля 2002 года утратил силу  Кодекс РСФСР об административных  правонарушениях и введен в действие новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Новом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывая изменения, происходившие в обществе, усиливая гарантии прав и свобод граждан содержит ряд принципиально новых положений, которые следует отметить. Существует множество специальных глав, посвященных экологическим, социально-экономическим правонарушениям и т.д.

     Много новшеств процессуального порядка. Новый Кодекс РФ включает в себя как нормы материального, так и нормы процессуального и исполнительного характера, в связи, с чем сам Кодекс об административных правонарушениях, пожалуй, было бы вернее назвать Сводом законов Российской Федерации об административных правонарушениях или Основами административного законодательства.   Ряд новшеств, включенных в Кодекс РФ об административных правонарушениях, касается также и процессуального порядка возбуждения дел об административных правонарушениях, речь о которых и пойдет в моей работе. 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Возбуждение дела об административном правонарушении. 

Возбуждение дела об административном правонарушении является первой (начальной) стадией производства. В юридическом процессе стадия- это обособленный во времени, определённый отрезок, отдельная временная часть структуры юридического процесса в целом.1 Данная стадия административного производства, а именно стадия возбуждения дела  имеет специфическое процессуальное оформление. На этой стадии осуществляются различные юридические действия (включающие применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях), направленные на выяснение обстоятельств совершённого нарушения и личности нарушителя, сбор необходимых доказательств и оформление соответствующих материалов. Завершается данная стадия направлением протокола (постановления прокурора) о правонарушении для рассмотрения в установленном порядке либо прекращением производства по делу. Возбуждение дела об административном проступке, как правило, оформляется составлением протокола или постановления об административном правонарушении.

 Единственным  правовым основанием для возбуждения  производства по делам об административных  правонарушениях является наличие  в действиях виновного состава  нарушения, предусмотренного нормой  материального административного права.

Поскольку составление такого протокола отнесено к компетенции соответствующего полномочного должностного лица, постольку инициатором возбуждения дела является именно оно (в некоторых случаях - представитель общественного объединения). Данный момент заслуживает внимания, так как административное производство в иных случаях может возбуждаться по инициативе, например, граждан, общественных объединений и даже исполнительных органов. Так, производство по жалобам начинается с момента подачи гражданином жалобы на неправомерные действия исполнительных органов (должностных лиц) и т.п.

Возбуждение дела по своему юридическому значению можно квалифицировать в качестве процессуального действия, являющегося юридическим фактом; оно влечёт за собой возникновение конкретного административно- процессуального отношения.

Если дело возбуждается не по инициативе должностного лица, он не вправе отказаться от его возбуждения;

 В случае его некомпетентности в его обязанности входит разъяснение установленного для возбуждения данного дела порядка либо направление дела по принадлежности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении.

Статья 2.1 кодекса РФ об административных правонарушениях  определяет : «Административное правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность».2

Основанием  возбуждения административного  дела является совершение лицом деяния, содержащего признаки административного нарушения. Это следующие признаки:

      а) антиобщественность (законодательством определено, какое деяние является антиобщественным в рамках административной ответственности, а какое – нет).

      б) противоправность (заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административного и иных отраслей права, охраняемых мерами административной ответственности).

        в) виновность (законодательство рассматривает противоправное деяние, совершённое лицом, в качестве административного правонарушения только в том случае, если имеет место вина данного лица, то есть содеянное было осуществлено умышленно или по неосторожности).

      г) наказуемость деяния (административным правонарушением признаётся только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность).

Кодекс об административных правонарушениях РФ, определяя поводы к возбуждению дел об административных правонарушениях, дифференцирует их с учетом особенностей юридических лиц. Он позволяет разделить их на две группы: а) общие и б) специальные.

Общими являются поводы к возбуждению дел в отношении физических и юридических лиц за любое административное правонарушение. К ним относятся: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

1) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

Специальные поводы в свою очередь могут быть подразделены на две подгруппы:

а) которые  исключают возможность возбуждения  дела за указанные в Кодексе об административных правонарушениях РФ. Так, сообщения и заявления физических и юридических лиц, не могут быть поводами к возбуждению дел лишь за нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию; фиктивное или преднамеренное банкротство; неправомерные действия при банкротстве и др.;

б) дополнительные к общим поводы: сообщения и  заявления собственника унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве — собрания (комитета) кредиторов могут служить поводом к возбуждению дела о ненадлежащем управлении юридическим лицом, заключении лицом, выполняющим управленческие функции в организации сделок, выходящих за пределы его полномочий и др. Сообщения, заявления, а также в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2статьи 5.27, статьями 14.12,14.13,14.21,14.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

2)непосредственное обнаружение неправомерного деяния          управомоченным лицом.

Последний повод отличается от других тем, что  имеет некоторые особенности, среди  которых есть и недостатки. Во-первых, непосредственное усмотрение нигде не фиксируется, а потому не всегда поддается контролю. Во-вторых, предположение о проступке возникает только в сознании управомоченного лица. Если такое предположение не подтвердится, то нет необходимости официально опровергать его каким-либо специальным документом. К преимуществам этого вида обнаружения нарушения можно отнести то, что расследование дела лицом, явившимся очевидцем проступка, позволяет ему немедленно предпринять все необходимые действия по пресечению нарушения, задержанию нарушителя, отысканию доказательств. Все это соответствует принципам оперативности, экономичности административного производства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Момент возбуждения. 
 

Основанием  для возбуждения дела об административном правонарушении является совершение конкретным лицом административного проступка, факт которого фиксируется протоколом, составленным уполномоченным на то лицом. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом либо представителем общественной организации или органа общественной самодеятельности, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частью 1 ст.28.1КоАП, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.  Законом предусмотрены   меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. К ним относятся административное задержание, личный досмотр и досмотр вещей, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством и освидетельствование на состояние опьянения.

Дело об административном правонарушении считается возбуждённым с момента:

- составления  первого протокола о применении  мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьёй 27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях;

-составления  протокола об административном  правонарушении или вынесения  прокурором постановления о возбуждении  дела об административном правонарушении;

-вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении, при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьёй 28.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях;

-оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если в соответствии с частью 1 статьи 28.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении не составляется;

При отказе в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2и 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Следует иметь в виду, что данное определение обжалуется в соответствии с правилами, установленными гл.30 КоАП РФ, которые будут рассмотрены ниже. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Возбуждение дела об административном правонарушении