Возбуждение дела как стадия производства по делам об административном правонарушении

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

В структуре административного процесса производство по делам об административных правонарушениях занимает особое положение. Административный процесс представляет собой совокупность последовательно совершаемых процессуальных действий, которые могут быть разделены на стадии.
Под стадией обычно понимается такая самостоятельная часть последовательно совершаемых процессуальных действий или операций, которая в сравнении с общими задачами имеет свои особенности, касающиеся сторон этого процесса, их прав и обязанностей, процессуальных сроков, действий и характера оформляемых процессуальных документов.

Содержание

Введение 4
1. Общая характеристика стадий производства по делам
об административном правонарушении
1.1. Основные стадии производства 7
1.2. Факультативная стадия производства 11
2. Поводы, основания и моменты возбуждения дела
об административном правонарушении
2.1. Поводы и основания возбуждения дела 16
об административном правонарушении
2.2. Моменты возбуждения дела об административном правонарушении 19
3. Протокол об административном правонарушении, его особенности
3.1. Должностные лица, уполномоченные составлять протокол 20
3.2. Сроки составления протокола об административном
правонарушении и устранение его недостатков 22
3.3. Назначение административного наказания без составления
протокола 25
Заключение 27
Список использованных актов и литературы 30

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 62.81 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение                     4  

  1. Общая характеристика стадий производства по делам

об административном правонарушении                                                                       

    1. Основные стадии производства               7  
    2. Факультативная стадия производства            11 
  1. Поводы, основания и моменты возбуждения дела

об административном правонарушении        

    1. Поводы и основания возбуждения дела             16

об административном правонарушении       

    1. Моменты возбуждения дела об административном правонарушении   19 
  1. Протокол об административном правонарушении, его особенности   
    1. Должностные лица, уполномоченные составлять протокол         20 
    2. Сроки составления протокола об административном

 правонарушении и устранение его недостатков           22

    1. Назначение  административного наказания без составления

протокола                 25

Заключение                  27

Список использованных актов  и литературы             30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В структуре административного  процесса производство по делам об административных правонарушениях  занимает особое положение. Административный процесс представляет собой совокупность последовательно совершаемых процессуальных действий, которые могут быть разделены на стадии.

Под стадией обычно понимается такая самостоятельная часть  последовательно совершаемых процессуальных действий или операций, которая в  сравнении с общими задачами имеет  свои особенности, касающиеся сторон этого процесса, их прав и обязанностей, процессуальных сроков, действий и характера оформляемых процессуальных документов. В то же время, несмотря на самостоятельность каждой стадии, они подчинены решению общей задачи административного процесса и тесно связаны между собой: каждая последующая начинается только после завершения предыдущей; на новой стадии проверяется то, что было сделано ранее.

К этим стадиям относятся: возбуждение дела об административном правонарушении; подготовка дела об административном нарушении к рассмотрению; рассмотрение дела; обжалование и опротестование; исполнение постановления о наложении  административного взыскания.

Глава 28 КоАП РФ «Возбуждение дела об административном правонарушении» представляет собой законодательную новеллу, наименование которой тождественно названию первой стадии производства по делам об административных правонарушениях.

В Кодексе РСФСР об административных правонарушениях 1984 г. институт возбуждения дела об административном правонарушении фактически отсутствовал. Глава 18 КоАП РФ РСФСР об административных правонарушениях1 оставляла без ответа вопросы о поводах к возбуждению дела об административном правонарушении, моменте его возбуждения, возможности отказа в возбуждении дела об административном правонарушении.

Теперь же отдельной главой КоАП РФ введена процедура, имеющая решающее значение для определения события административного правонарушения, фиксации обстоятельств, относящихся к этому событию, с целью последующего рассмотрения уполномоченным должностным лицом дела об административном правонарушении2.

Вопросы теории и практики производства по делам об административных правонарушениях  привлекают пристальное внимание многих ученых (А.Ф. Виноградов, В.В. Денисенко, Л.Л. Попов, Ю.П. Соловей, А.Ю. Якимов и  др). Однако в научной литературе вопрос о первоначальной стадии производства по делам об административных правонарушениях однозначно так и не решен. Д.Н. Бахрах, А.С. Телегин, O.K. Застрожная и некоторые другие авторы в качестве данной стадии рассматривают административное расследование, Б.Р. Зуев, А.П. Коренев, Н.Г. Салищева, В.А. Лория, СИ. Котюргин - стадию возбуждения дела.

Предметом данной курсовой работы служат нормативные правовые акты, подзаконные акты, регламентирующие порядок возбуждения дела об административном правонарушении. Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие  в сфере правового регулирования  в сфере возбуждения дела об административном правонарушении.

Цель данной работы – рассмотреть  возбуждение дела об административном правонарушении как начальную стадию в производстве по делам об административных правонарушениях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть стадии производства по делам об административном правонарушении в целом;

2. Дать общую характеристику  административно-процессуальных мер,  применяемых на стадии возбуждения дела об административном правонарушении;

3.    Описать порядок возбуждения дела об административном правонарушении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общая характеристика стадий производства по делам об административном правонарушении.

 

    1. Основные стадии производства.

 

Традиционно стадия понимается как часть процесса и равно  входящего в него производства. В  общетеоретическом аспекте «стадия» - это период, определенная ступень развития. В юридическом смысле процессуальная стадия понимается как совокупность процессуальных действий и решений, объединенных общей задачей и завершаемых выводами по делу, принимаемыми компетентными органами.

 Стадии производства по делам об АП - сравнительно самостоятельная часть производства, которая наряду с общими задачами производства имеет присущие только ей задачи, иные особенности. Стадиям производства по делам об административных правонарушениях присущи следующие характерные черты. Во-первых, это самостоятельная часть производства, имеющая свои специфические задачи. Во-вторых, стадии отличаются друг от друга и кругом участников производства. В-третьих, совокупность юридических действий, осуществляемых в определенной логической последовательности и в установленных временных границах, завершается принятием решения специально предусмотренной формы. На каждой стадии совершаются определенные действия, которые являются частными по отношению к общей цели производства. Наличие общей цели и позволяет вести речь о включении в понятие производства всех процессуальных действий, осуществляемых на каждой стадии3.

Все стадии производства по делам об административных правонарушениях  взаимосвязаны, объединены общими задачами, указанными в ст. 24.1 КоАП РФ. Решение задач каждой стадии оформляется специальным процессуальным документом, который как бы подводит итог деятельности4.

 После принятия такого  акта начинается новая стадия. Стадии органично связаны между  собой; последующая, как правило,  начинается лишь после того, как  закончена предыдущая, на новой  стадии проверяется то, что было  сделано раньше. Анализ норм КоАП РФ позволяет вести речь о четырех стадиях производства по делу об административном правонарушении:

  • возбуждение дела об административном правонарушении,
  • рассмотрение дела об административном правонарушении,
  • пересмотр постановления и решения (факультативная стадия),
  • исполнение постановления по делу об административном правонарушении.

В производстве по делу об административном правонарушении каждая стадия играет свою роль. Специфика заключается  в том, что большинство из них  по отношению к стадии рассмотрения - обеспечивающие5.

На первой стадии выявляются факт и обстоятельства совершения проступка, данные о виновном и составляется протокол. Возбуждение дела означает принятие решения начать его расследование при наличии признаков правонарушения. Далее происходит собирание и исследование материалов, имеющих отношение к совершенному правонарушению и личности правонарушителя, т.е. административное расследование6. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении7.

 На второй стадии  компетентный орган рассматривает  дело и принимает постановление. Главная цель рассмотрения дела по существу — установление фактических обстоятельств совершения правонарушения, объективная правовая оценка его и применение к виновному законной, обоснованной и справедливой меры административного взыскания. Общее правило - дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела8. Исключение: в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, рассматривающим дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, рассматривающий дело, выносят мотивированное определение.

На третьей — факультативной — стадии постановление пересматривается по жалобе гражданина, протесту прокурора, она заканчивается принятием решения об отмене, изменении или оставлении постановления в силе. Данная стадия будет рассмотрена более подробно ниже.

Четвертая стадия — исполнение постановления начинается сразу же после его принятия либо после рассмотрения жалобы (протеста). В соответствии со ст. 32.1 КоАП постановление подлежит исполнению с момента его вынесения. В случае вынесения нескольких постановлений о назначении административного наказания в отношении одного лица каждое постановление приводится в исполнение самостоятельно9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Факультативная стадия производства.

 

Важной гарантией законности и обоснованности применения административных взысканий является существование  стадии пересмотра постановлений. Под  пересмотром понимается рассмотрение дел органами, на которые возложен контроль за законностью постановлений по делам об административных правонарушениях.

Стадия пересмотра является факультативной, необязательной. Она преследует двоякую цель: во-первых, обеспечить реализацию прав лица, привлеченного к административной ответственности, или потерпевшего на защиту от неправомерных действий и решений субъектов административной и судебно-административной юрисдикции, а во-вторых, подтвердить или опровергнуть законность и обоснованность принятых на стадиях возбуждения, рассмотрения и пересмотра дела процессуальных актов и исправить допущенные нарушения10.

Лишь небольшое количество дел рассматривается в порядке  контроля, но уже сам факт существования  такой возможности имеет большое  превентивное значение, дисциплинирует тех, кому поручено применять административные взыскания. Правом пересмотра наделены: вышестоящий орган (должностное лицо); народный суд; орган (должностное лицо), принявший постановление. А процессуальными основаниями могут быть: жалоба гражданина, в отношении которого вынесено постановление; жалоба потерпевшего; протест прокурора; усмотрение вышестоящего органа (председателя вышестоящего суда); усмотрение органа, принявшего постановление. Иными словами, стадия пересмотра может начаться по жалобе гражданина и по инициативе органа, осуществляющего контроль за законностью, а также принявшего постановление.

Существует два вида жалоб  на постановления по делам об административных проступках: общие и специальные. Специальная жалоба, или жалоба в  порядке производства по делам об административных правонарушениях, подается и рассматривается по правилам, закрепленным в ст. 30.1 - 30.9 КоАП.

На постановление народного  судьи (например, по делу о мелком хищении) допускается подача только общей  жалобы. Все иные постановления могут  быть обжалованы в общем порядке  и в порядке производства по делам  об административных правонарушениях.

Административное законодательство установило два канала, по которым  правонарушитель или потерпевший  может подать жалобу на принятое постановление:

Информация о работе Возбуждение дела как стадия производства по делам об административном правонарушении